Напоминание

"Реки нашего края. Реки и речушки нашего края в поэзии"


Авторы: Алиева Наталья Петровна, Скворцова Елена Петровна
Должность: учителя ноо
Учебное заведение: Кротовская средняя школа, Средняя школа №82
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: конспект внеурочного занятия по краеведению
Тема: "Реки нашего края. Реки и речушки нашего края в поэзии"
Раздел: начальное образование





Назад




План –конспект

внеклассного мероприятия

По теме : «Реки нашего края.

Реки и речушки нашего края в поэзии»

Подготовили:

Алиева Н.п. – учитель НОО Кротовской средней школы.

Скворцова Е.П. – учитель НОО «Средняя школа № 82»

Ульяновск 2017

Тема: Реки нашего края. Реки и речушки нашего края в поэзии.

Учебные задачи: Дать представление о реках нашего края;

о значении рек в жизни человека;

Знакомство с произведениями поэтов о реках нашего края;

Развивать ценностное отношение к природе родного края;

Формирование чувства личной ответственности к сохранению природной красоты

родного края.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: называть и показывать элементы карт; называть условные знаки,

объяснять их значения.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных

учебных действий – УУД):

• Познавательные: общеучебные – использование знаково – символических средств

представления информации, представление о различных видах и формах общения: в

устной форме – слушание и говорение, понимание взаимосвязи между содержанием и

формой; осознанное построение речевого высказывания , умение строить рассуждение в

форме связи простых суждений.

• Регулятивные: научиться ориентироваться по карте, использовать знаковую

информацию, проводить работу по предложенному плану, используя необходимые

средства; осуществлять самоанализ успешности участия в учебном диалоге.

• Коммуникативные: строить понятное высказывание, задавать уточняющие вопросы,

формулировать простые выводы;

• Личностные: используют усвоенные приемы работы для решения учебных задач;

осуществляют самоконтроль при выполнении устных заданий; осознают необходимость

самосовершенствования; выражают желание осваивать новые действия.

Оборудование: глобус, карта Ульяновской области, карта России, презентация « Реки

нашего края»,Фонограмма песни «Течет река – Волга»

Ход занятия

I.Организационный момент.

(слайд 1)

Наше занятие хочется начать со слов Генриха Гейне «Люби и знай родной край. Любовь к

Отчизне начинается с любви к родному краю»

(слайд 2)

Родной край – это часть большой страны.

О чудесном крае

Будет разговор,

О прекрасном милом крае

Где мы все живем!

А где мы с вами живем?

Покажите, где находится наша область на карте России.

Сегодня мы отправимся туда,

где пресная плещется вода.

-Что мы будем сегодня изучать? (Реки нашего края)(слайд3)

II. Актуализация опорных знаний.

Отгадайте загадку:

«Я и тучка, и туман, я – река и океан.

Я летаю и бегу, и стеклянный быть могу.(слайд4)

(вода)

Сегодня мы поговорим о водоемах. Познакомимся с произведениями поэтов о реках

нашего края.

-Каким цветом обозначена вода на карте?

-Раскрутим наш глобус. Какого цвета стала Земля? Почему?

(2/3 земной поверхности занимает вода)

Какие водоемы вы знаете?

Одинаковая ли вода в водоемах на вкус? (пресная и соленая)

Какая вода в водоемах нашего края?

Посмотрите на карту нашего края. Какие водоемы расположены на территории нашего

края?(слайд5)

III.Формирование новых знаний.

Поговорим о реках.

-Что такое река? (водоем, природный канал, наполненный водой, которая движется по

направлению понижения высоты за счет тяжести)

Сейчас поработаем в группах. Найдите понятия «исток», «устье», «приток»

Это составные части реки.Проверка(слайд6)

На какой реке стоит наш город?

Красавица Волга – самая большая и самая красивая. О ней сложено много стихов и песен.

(фонограмма песни «Течет река –Волга»

-«Издалека долго…»

А где начинается наша великая река?

(слайд7)

«Вот отсюда, именно отсюда, из глубин лесного родника,

Выбегает голубое чудо …русская великая река…» (Н. Палькин)

Исток –д. Волговерховье (Осташкинский район Тверской области)

Знакомство со стихотворением «Исток Волги» Николая Якушина

(читает вслух ученик по желанию)

Не приметен ничем, не широк,

По просторам Валдайского края

Еле слышно журчит ручеек,

Меж каменьями путь выбирая.

То он моет прибрежный песок.

То внезапно в кустах пропадает,

И не знает еще ручеек,

Что его впереди ожидает.

Сколько верст ему надо пройти,

Сквозь какие преграды пробиться ,

Сколько рек с ним сольется в пути,

Сколько чаек над ним закружится,

Сколько долгих минует годов,

Сколько волн разойдется кругами,

Сколько встанет больших городов

Над крутыми его берегами.

Какая Волга в начале своего пути?

-«Долго… конца и края нет.»

Мы с вами говорили, что красавица Волга –самая большая река в Европе. Ее длина 3530

километров.(показ на карте России)

Вот как о ней писал наш великий земляк Николай Михайлович Карамзин

«Река священнейшая в мире,

Хрустальных вод царица-мать!

Дерзну ли я на слабой лире

Тебя, о Волга, величать…

(слайд 8)

-Волга – главная река не только Ульяновской , а всей Русской равнины. Жизни не хватит,

чтобы насмотреться на волжскую красу.

Волга! Волга!

Из всех, пожалуй, рек на свете

Тебе нет равных по судьбе

Семь тысяч рек, совсем как дети,

Не от тебя бегут, к тебе.

( слайд 9)

-А в наших краях Волга какая?

-Значит, от истока она далеко?

Мы с вами живем на Средней Волге .У нас Волга широка, величава.(слайд 10)

- А куда впадает Волга?

Значит устье Волги - Каспийское море (озеро)

(слайд 11)

Какие части реки мы еще не назвали? (притоки)

Река течет по руслу, у нее есть правый и левый берега. Притоки тоже бывают левыми и

правыми. Чтобы узнать, какой приток левый , а как правый. Нужно встать лицом по

течению реки , тогда справа будет правый берег и правые притоки, а слева – левый берег

и левые притоки.

У Волги около 200 притоков, наиболее крупные – Кама и Ока.

А какой приток Волги протекает через наш город? (Свияга)

Свияга примечательна тем, что является притоком Волги, на близком расстоянии

протекает параллельно ей, но в противоположном направлении – на север.

(слайд 12)

Прочитайте стихотворение Людмилы Бурлаковой:

- Свияга, доченька, ты куда?

Словно и не родная…

-Знаю, матушка, знаю:

Время мое – вода.

Дерзок дочерний спор, а времена глухие.

Биться наперекор – это моя стихия.

Ростом невелика и неизвестна столь-же

Имя мое –река, реченька, но не больше

-Как Волга обращается к Свияге? (доченька, ласково, но строго)

Она с ней строга, но не ругает, а беспокоится, заботится о ней. Как в жизни – мамы всегда

о нас беспокоятся, переживают, даже тогда, когда мы становимся взрослыми. Мамы не

безразличны к судьбе дочери.

-Посмотрите на карту Ульяновской области.

(слайд 13,14)

Сурская Шишка – водораздельный излом нашей области. С ее склонов реки растекаются

во все стороны. На север текут Барыш и Свияга, на юг – Терешка и Кадада, на восток –

Сызрань и Уса, на запад – Инза.

-Кто из вас был на берегах этих рек?

-А какие речки вы знаете ?

(слайд15,16,17)

Прочтите стихотворение, посвященное малым рекам .

«Речушка» Иван Лепин

Не течет она – искрится, между камешков скользя.

Так мелка, что утопиться даже курице нельзя.

Бабы в ней белье полощут, хвалят, речкою горды;

«Вы попробуйте на ощупь – мягче нашей нет воды.»

Нету в ней путевой рыбы – пескари лишь да ерши,

А деревня вся вся спасибо говорит ей от души.

Потому что лучше нету, шире нету никакой,

Потому, что Волга – где-то, а вот эта под рукой.

- За что любят речки люди?

IV.Обобщение.

-Какое значение в природе и в жизни человека имеют водоемы?

(-воду используют для питья и приготовления пищи;

-воду используют для хозяйственных нужд;

-Водоемы - дом для растений и животных;

-Водоемы - место отдыха для людей;

-по воде перевозят грузы;

(слайд18)

Вода нужна для работы предприятий.)

Вывод: значение водоемов очень велико, потому, что без воды не может существовать ни

человек, ни растения, ни животные. А всегда ли мы правильно ведем себя ,находясь у

водоема?

-Какая экологическая проблема возникает с нашими реками?

-Как взрослые и дети должны охранять водоемы?

В настоящее время на заводах и фабриках строятся очистительные сооружения, где

использованная в производстве вода очищается и используется снова.

Но неразумная хозяйственная деятельность уже принесла урон нашим рекам.

Вот как об этом говорит в своем произведении Сергей Осипов – поэт из Сенгилея, бывший

преподаватель Сенгилеевского училища. (Самостоятельное чтение)

С Осипов

Волга – любовь и боль моя

Я любил поймы лесистые,

Земляничные да голосистые.

Острова и луга твои росные,

Травостойные, сенокосные.

Я любил твои косы песчаные.

С тополями, с ивами медвяными,

Старицы твои тростниковые,

И притоки твои родниковые.

Я любил озера твои пернатые.

Карасем да ливнем богатые,

С лилиями белоснежными

Да с канавами прибрежными.

Я любил тебя многоструйную.

Быстротечную, многоструйную…

На печаль себе и на горе

Превратили мы Волгу в море.

Красоту ее живую загубили.

Сколько бед и зла ей причинили.

Горло перерезали плотинами,

Захлебнулась она ряскою. Тиною.

Не живой становится водица.

Не напиться ею, не умыться.

Рыба ядами отравляется,

Люди есть ее опасаются…

Не простит нам Волга, злодеяния.

Не услышит позднего покаяния.

Гнев ее будет грозным.

Оглянемся – пока не поздно

-Что, по мнению автора, погубило Волгу?

Волга – нуждается в защите .страдают от загрязнения и малые реки. В грязных реках

погибает все живое. Мыс вами должны делать свой вклад в охрану водоемов. Если

каждый человек будет соблюдать правила поведения у водоемов, то мы продлим жизнь

малых рек.

V. Закрепление изученного.

(работа в группах)

1 группа- составляет памятку «Правила поведения у водоемов»

2группа- выбирает знаки «Правила поведения у водоемов»

3 группа -подписывает части реки

Защита проектов.

VI.Вывод:

Волга – река нашего края. Мы ее любим. Но наш общий дом – России. А в России есть и

другие не менее прекрасные реки. Когда вы вырастите ,будите путешествовать, увидите

другие реки. Не забывайте, что ваша любовь, ваше бережное отношение к тем рекам

должно быть таким же, как и к рекам своего края.

Слайд 19)

Михаил Пришвин сказал замечательные слова: «Охранять природу – значит охранять

свою Родину».

VII. Итог урока.

(слайд 20)

Рефлексия

-Что нового узнали?

-Где пригодятся эти знания?

-Кто из ребят больше всего нам помог?

-Кому помог ты?

.

.



В раздел образования