Напоминание

"Специфика системы управления педагогическим персоналом в образовательном учреждении"


Автор: Гебенова Камила Мухамедовна
Должность: Студент-магистр
Учебное заведение: ФГАОУ ВО "СКФУ"
Населённый пункт: Ставропольский край, г. Ставрополь
Наименование материала: Статья
Тема: "Специфика системы управления педагогическим персоналом в образовательном учреждении"
Раздел: высшее образование





Назад




Специфика системы управления педагогическим персоналом в

образовательном учреждении

Аннотация:

в статье автором рассмотрены особенности системы

управления педагогическим персоналом в образовательной организации;

раскрыто понятие системы управления персоналом; изучена специфика

функционирования образовательной системы.

Ключевые слова: система управления персоналом, педагогический

персонал, образовательная организация, управленческая деятельность.

Образовательные организации осознают потребность в специалистах,

обладающих

глубокими

профессиональными

знаниями

в

области

современной управленческой деятельности. Нынешние условия предъявляют

к руководителям новые требования, которые влекут за собой повышенную

напряжённость,

умение

распределять

время,

необходимость

обладать

комплексом организаторских и психологических качеств, привносить в

работу элемент творчества.

Управление

педагогическим

персоналом

в

образовательной

организации выступает одновременно как система организации, процесс и

структура. Как система управление персоналом является комплексом

взаимосвязанных социальных и организационно-экономических мер по

созданию условий нормального функционирования и развития кадрового

потенциала образовательной организации [2].

Система управления персоналом – совокупность методов, приёмов,

процедур влияния образовательной организации на своих сотрудников, с

целью их максимального включения в трудовой процесс для достижения

организационных целей. К основным компонентам управления персоналом

учреждения относятся: цели, задачи, принципы, субъекты и объекты,

1

которые определяют направления и содержание работы с педагогическим

персоналом [4].

При разработке и реализации кадровой стратегии в бюджетном

учреждении проводится оценка влияния внешней среды и внутренней

корпоративной культуры организации. Процесс реализации остальных

стратегий также связан с персоналом организации, поэтому кадровая

стратегия становится в этом смысле ключевой. Отражение кадровой

стратегии организации выражается в бюджете расходов на персонал, а также

в практике, политике и процедуре организации.

Специфика функционирования образовательной системы сочетает в

себе как традиционные подходы к управлению персоналом, так и особенные,

объясняющиеся

педагогическими

функциями,

реализуемыми

образовательным учреждением и влияющими на характеристику и поведение

его участников [5].

Исходя из вышесказанного, важно отметить, что руководителю

образовательной организации в процессе управленческой деятельности

важно учитывать особенности педагогической деятельности и её воздействие

на сознание и поведение сотрудников.

В современной теории и практики управления образовательной

организацией разработаны различные модели управления, рассматриваются

и модернизируются цели, миссия и функции образования. На первый план

выступает

проблема

качественного

образования,

главной

задачей

образовательного учреждения в данном случае является обеспечение

условий, а не конечный контроль за качеством. Контроль – это лишь один из

инструментов управления качеством. Достижение оптимального качества

образовательных услуг напрямую связано с управленческими навыками

руководителя и методического опыта педагогов, а также от качества

управления и иных показателей [1].

В образовательном учреждении система управления персоналом ставит

основной целью создание условий, позволяющих выполнить социальный

2

заказ

от

государства,

связанный

с

воспитание

современной

модели

выпускника школы, т.е. образованного, разносторонне развитого, способного

к самостоятельным решениям и коллективной деятельности, готового к

созданию правового государства и жизни в социуме [3].

Управление педагогическим коллективом выступает основой при

формировании системы работы с людьми и рассмотрении различных

аспектов управленческой деятельности, а также служит отправной точкой

при принятии определённых решений касаемо отношений сотрудников.

Организационные,

экономические,

социально-психологические

и

правовые отношения основываются на принципах, формах и методах

воздействия интересы, поведение и деятельность сотрудников с целью

эффективной организации их работы. Для обеспечения чётко организованной

кадровой

политики

важны

цели,

специфика

работы

коллектива,

стимулирующие факторы, компетентность сотрудников, стремление работать

в команде. Поэтому педагогический персонал – это движущая сила,

позволяющая

достигать

поставленных

целей

и

задач

в

условиях

образовательного учреждения [2].

Постоянно

растущая

потребность

в

квалифицированных

кадрах

определяет

совершенствование

системы

обучения,

переподготовки,

повышения

квалификации

и

получения

дополнительной

профессии.

Совершенствование всех аспектов деятельности возможно только в том

случае, если руководитель имеет четкое представление об основных

направлениях профессионального роста всех специалистов.

Нормативно-методическое

обеспечение

системы

управления

персоналом – это совокупность документации и нормативных материалов,

которые устанавливают нормы, правила, методы и требования, используемые

для решения задач в процессе организации труда и управленческой

деятельности и утверждённые установленным порядком, компетентными

органами или руководством организации [3].

3

Условия эффективности процесса подготовки, принятия и реализации

решений

касаемо

управленческой

деятельности

создаётся

благодаря

нормативно-методическому обеспечению. Оно заключается в организации

деятельность по разработке и применению методической документации, а

также ведении нормативной работы в системе управления педагогическим

персоналом [1].

Основной задачей системы управления персоналом обеспечения в

правовой сфере выступает правовое регулирование трудовых отношений,

которые складываются между наемными работниками и работодателями; а

также защита прав и законных интересов каждого сотрудника, которые

вытекают из трудовых отношений.

Правовое обеспечение системы управления персоналом заключается в:

соблюдении,

исполнении

и

применении

норм

действующего

законодательства в области труда, трудовых отношений; разработке и

утверждении

локальных

нормативных

и

ненормативных

актов

организационного, распорядительного и экономического характера.

Чтобы

создать

эффективную

систему

управления

персоналом,

образовательная организация должна определить, какое профессиональное

поведение необходимо для достижения ее целей, а также какие методы

побуждают сотрудников приобретать навыки, необходимые для овладения

этим поведением. Эффективность управления персоналом и достижение

поставленной цели часто зависят от выбора вариантов построения системы

управления

персоналом

самой

компании,

понимания

механизмов

ее

функционирования и выбора наилучших методов и технологий работы с

людьми. Управление персоналом образовательного учреждения позволяет

накапливать

знания,

навыки

и

умения,

повышает

эффективность

сотрудников, направляет их деятельность на достижение стратегических

целей образовательной организации.

Таким образом, можно говорит, что современные образовательные

учреждения проходят инновационный путь развития, ставя во главе цель

4

развитие трудового потенциала педагогического персонала как основу

эффективного образования.

Отмечается

активизация

механизмов

развития

интеллектуально-

образовательного потенциала трудовой деятельности, формирования особых

творческих

компетенций

педагогического

персонала.

Именно

интеллектуально-образовательная,

мотивационная

и

культурная

компетентность педагогов в современной образовательной организации

позволяет расширять резервы для социального и трудового роста, повышения

качества

трудовой

деятельности

и

функционирования

всего

образовательного учреждения.

Список использованной литературы:

1. Бизюков П.В. Служба управления персоналом: функции, типология

модели / П.В.Бизюков // Социологические исследования. - 2010. - № 5- С. 53-

61.

2. Егоршин А.П. Управление персоналом [Текст] / А.П. Егоршин. – 6-е

изд., доп. и перераб. – Н.Новгород: НИМБ, 2011 – 1100 с.

3. Митрофанова Е.А. Управление персоналом: Теория и практика.

Компетентностный подход в управлении персоналом: Учебно-практическое

пособие / Е.А. Митрофанова. - М.: Проспект, 2013 - 252 c.

4. Потемкин В.К. Управление персоналом: учеб. для студ. вузов,

специализирующихся на менеджменте организации, экономики труда и упр.

персоналом / В.К. Потемкин. - М.: Питер, 2010 - 426 с.

5. Пугачев В.П. Планирование персонала организации / В.П. Пугачев. -

М.: Издательство МГУ, 2019. - 236 c.

5



В раздел образования