Автор: Гебенова Камила Мухамедовна
Должность: Студент-магистр
Учебное заведение: ФГАОУ ВО "СКФУ"
Населённый пункт: Ставропольский край, г. Ставрополь
Наименование материала: Статья
Тема: "Специфика системы управления педагогическим персоналом в образовательном учреждении"
Раздел: высшее образование
Специфика системы управления педагогическим персоналом в
образовательном учреждении
Аннотация:
в статье автором рассмотрены особенности системы
управления педагогическим персоналом в образовательной организации;
раскрыто понятие системы управления персоналом; изучена специфика
функционирования образовательной системы.
Ключевые слова: система управления персоналом, педагогический
персонал, образовательная организация, управленческая деятельность.
Образовательные организации осознают потребность в специалистах,
обладающих
глубокими
профессиональными
знаниями
в
области
современной управленческой деятельности. Нынешние условия предъявляют
к руководителям новые требования, которые влекут за собой повышенную
напряжённость,
умение
распределять
время,
необходимость
обладать
комплексом организаторских и психологических качеств, привносить в
работу элемент творчества.
Управление
педагогическим
персоналом
в
образовательной
организации выступает одновременно как система организации, процесс и
структура. Как система управление персоналом является комплексом
взаимосвязанных социальных и организационно-экономических мер по
созданию условий нормального функционирования и развития кадрового
потенциала образовательной организации [2].
Система управления персоналом – совокупность методов, приёмов,
процедур влияния образовательной организации на своих сотрудников, с
целью их максимального включения в трудовой процесс для достижения
организационных целей. К основным компонентам управления персоналом
учреждения относятся: цели, задачи, принципы, субъекты и объекты,
1
которые определяют направления и содержание работы с педагогическим
персоналом [4].
При разработке и реализации кадровой стратегии в бюджетном
учреждении проводится оценка влияния внешней среды и внутренней
корпоративной культуры организации. Процесс реализации остальных
стратегий также связан с персоналом организации, поэтому кадровая
стратегия становится в этом смысле ключевой. Отражение кадровой
стратегии организации выражается в бюджете расходов на персонал, а также
в практике, политике и процедуре организации.
Специфика функционирования образовательной системы сочетает в
себе как традиционные подходы к управлению персоналом, так и особенные,
объясняющиеся
педагогическими
функциями,
реализуемыми
образовательным учреждением и влияющими на характеристику и поведение
его участников [5].
Исходя из вышесказанного, важно отметить, что руководителю
образовательной организации в процессе управленческой деятельности
важно учитывать особенности педагогической деятельности и её воздействие
на сознание и поведение сотрудников.
В современной теории и практики управления образовательной
организацией разработаны различные модели управления, рассматриваются
и модернизируются цели, миссия и функции образования. На первый план
выступает
проблема
качественного
образования,
главной
задачей
образовательного учреждения в данном случае является обеспечение
условий, а не конечный контроль за качеством. Контроль – это лишь один из
инструментов управления качеством. Достижение оптимального качества
образовательных услуг напрямую связано с управленческими навыками
руководителя и методического опыта педагогов, а также от качества
управления и иных показателей [1].
В образовательном учреждении система управления персоналом ставит
основной целью создание условий, позволяющих выполнить социальный
2
заказ
от
государства,
связанный
с
воспитание
современной
модели
выпускника школы, т.е. образованного, разносторонне развитого, способного
к самостоятельным решениям и коллективной деятельности, готового к
созданию правового государства и жизни в социуме [3].
Управление педагогическим коллективом выступает основой при
формировании системы работы с людьми и рассмотрении различных
аспектов управленческой деятельности, а также служит отправной точкой
при принятии определённых решений касаемо отношений сотрудников.
Организационные,
экономические,
социально-психологические
и
правовые отношения основываются на принципах, формах и методах
воздействия интересы, поведение и деятельность сотрудников с целью
эффективной организации их работы. Для обеспечения чётко организованной
кадровой
политики
важны
цели,
специфика
работы
коллектива,
стимулирующие факторы, компетентность сотрудников, стремление работать
в команде. Поэтому педагогический персонал – это движущая сила,
позволяющая
достигать
поставленных
целей
и
задач
в
условиях
образовательного учреждения [2].
Постоянно
растущая
потребность
в
квалифицированных
кадрах
определяет
совершенствование
системы
обучения,
переподготовки,
повышения
квалификации
и
получения
дополнительной
профессии.
Совершенствование всех аспектов деятельности возможно только в том
случае, если руководитель имеет четкое представление об основных
направлениях профессионального роста всех специалистов.
Нормативно-методическое
обеспечение
системы
управления
персоналом – это совокупность документации и нормативных материалов,
которые устанавливают нормы, правила, методы и требования, используемые
для решения задач в процессе организации труда и управленческой
деятельности и утверждённые установленным порядком, компетентными
органами или руководством организации [3].
3
Условия эффективности процесса подготовки, принятия и реализации
решений
касаемо
управленческой
деятельности
создаётся
благодаря
нормативно-методическому обеспечению. Оно заключается в организации
деятельность по разработке и применению методической документации, а
также ведении нормативной работы в системе управления педагогическим
персоналом [1].
Основной задачей системы управления персоналом обеспечения в
правовой сфере выступает правовое регулирование трудовых отношений,
которые складываются между наемными работниками и работодателями; а
также защита прав и законных интересов каждого сотрудника, которые
вытекают из трудовых отношений.
Правовое обеспечение системы управления персоналом заключается в:
соблюдении,
исполнении
и
применении
норм
действующего
законодательства в области труда, трудовых отношений; разработке и
утверждении
локальных
нормативных
и
ненормативных
актов
организационного, распорядительного и экономического характера.
Чтобы
создать
эффективную
систему
управления
персоналом,
образовательная организация должна определить, какое профессиональное
поведение необходимо для достижения ее целей, а также какие методы
побуждают сотрудников приобретать навыки, необходимые для овладения
этим поведением. Эффективность управления персоналом и достижение
поставленной цели часто зависят от выбора вариантов построения системы
управления
персоналом
самой
компании,
понимания
механизмов
ее
функционирования и выбора наилучших методов и технологий работы с
людьми. Управление персоналом образовательного учреждения позволяет
накапливать
знания,
навыки
и
умения,
повышает
эффективность
сотрудников, направляет их деятельность на достижение стратегических
целей образовательной организации.
Таким образом, можно говорит, что современные образовательные
учреждения проходят инновационный путь развития, ставя во главе цель
4
развитие трудового потенциала педагогического персонала как основу
эффективного образования.
Отмечается
активизация
механизмов
развития
интеллектуально-
образовательного потенциала трудовой деятельности, формирования особых
творческих
компетенций
педагогического
персонала.
Именно
интеллектуально-образовательная,
мотивационная
и
культурная
компетентность педагогов в современной образовательной организации
позволяет расширять резервы для социального и трудового роста, повышения
качества
трудовой
деятельности
и
функционирования
всего
образовательного учреждения.
Список использованной литературы:
1. Бизюков П.В. Служба управления персоналом: функции, типология
модели / П.В.Бизюков // Социологические исследования. - 2010. - № 5- С. 53-
61.
2. Егоршин А.П. Управление персоналом [Текст] / А.П. Егоршин. – 6-е
изд., доп. и перераб. – Н.Новгород: НИМБ, 2011 – 1100 с.
3. Митрофанова Е.А. Управление персоналом: Теория и практика.
Компетентностный подход в управлении персоналом: Учебно-практическое
пособие / Е.А. Митрофанова. - М.: Проспект, 2013 - 252 c.
4. Потемкин В.К. Управление персоналом: учеб. для студ. вузов,
специализирующихся на менеджменте организации, экономики труда и упр.
персоналом / В.К. Потемкин. - М.: Питер, 2010 - 426 с.
5. Пугачев В.П. Планирование персонала организации / В.П. Пугачев. -
М.: Издательство МГУ, 2019. - 236 c.
5