Напоминание

"Актуальные педагогические формы, методы, средства в контексте истории педагогики и образования."


Автор: Иванова Оксана Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 3
Населённый пункт: Город Сухой Лог, Свердловская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Актуальные педагогические формы, методы, средства в контексте истории педагогики и образования."
Дата публикации: 06.12.2017
Раздел: дошкольное образование





Назад




Актуальные педагогические формы, методы, средства в контексте истории

педагогики и образования.

Воспитание

растущего

человека

как

формирование

развитой

личности

составляет одну из главных задач современного общества. Нравственное

воспитание

-

одна

из

важнейших

сторон

многогранного

процесса

становления

личности,

освоение

индивидом

моральных

ценностей,

выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал,

жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения и

представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении.

- Закон «Об образовании в РФ» определяет задачу воспитания через понятие

«воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание

условий

для

самоопределения

и

социализации

обучающегося

на

основе

социокультурных, духовно – нравственных ценностей и принятых в обществе

правил

и

норм

поведения

в

интересах

человека,

семьи,

общества

и

государства».

Реализовать

данные

задачи

можно

посредством

такого

метода,

как

подвижные игры народов Урала.

- ФГОС ДО определяет основные результаты образования в виде целевых

ориентиров

дошкольного

образования,

которые

представляют

собой

социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений

ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования, а именно:

ребенок

овладевает

основными

культурными

способами

деятельности,

проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности -

игре,

общении,

познавательно-исследовательской

деятельности,

конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников

по совместной деятельности;

ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным

видам

труда,

другим

людям

и

самому

себе,

обладает

чувством

собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и

взрослыми,

участвует

в

совместных

играх.

Способен

договариваться,

учитывать

интересы

и

чувства

других,

сопереживать

неудачам

и

радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе

чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

ребенок

способен

к

волевым

усилиям,

может

следовать

социальным

нормам

поведения

и

правилам

в

разных

видах

деятельности,

во

взаимоотношениях

со

взрослыми

и

сверстниками,

может

соблюдать

правила безопасного поведения и личной гигиены;

Достичь их можно, применяя в образовательном процессе такие формы, как

экскурсии.

-

Согласно

Профессиональному

стандарту,

педагог

в

рамках

реализации

воспитательной функции должен выполнять следующие трудовые действия:

Развитие

профессионально

значимых

компетенций,

необходимых

для

решения образовательных задач развития детей раннего и дошкольного

возраста

с

учетом

особенностей

возрастных

и

индивидуальных

особенностей их развития;

Создание позитивного психологического климата в группе и условий для

доброжелательных

отношений

между

детьми,

в

том

ч и с л е

принадлежащими

к

разным

национально-культурным,

религиозным

общностям и социальным слоям, а также с различными (в том числе

ограниченными) возможностями здоровья;

Организация

конструктивного

взаимодействия

детей

в

разных

видах

деятельности,

создание

условий

для

свободного

выбора

детьми

деятельности, участников совместной деятельности, материалов;

Организация

образовательного

процесса

на

основе

непосредственного

общения

с

каждым

ребенком

с

учетом

его

особых

образовательных

потребностей.

Данная

деятельность

может

реализовываться

с

использованием

таких

средств, как информационно – коммуникационные технологии.

Подвижные игры народов Урала.

Подвижная игра является одним из наиболее распространенных методов,

используемых в практике дошкольного образования.Народные подвижные

игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них

ярко

отражался

образ

жизни

людей,

их

быт,

труд,

национальные

устои,

представление

о

чести,

смелости,

мужестве.

Желание

обладать

силой,

ловкостью,

выносливостью,

быстротой

и

красотой

движений

побуждало

людей

создавать

всевозможные

игры,

проявляя

при

этом

творческую

смекалку. По содержанию все народные игры лаконичны, выразительны и

доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют

расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире,

совершенствованию

всех

психических

процессов,

стимулируют

переход

детского

организма

к

более

высокой

ступени

развития.Подвижные

игры

народов

Урала

объединили

в

себе

теоретические

сведения

об

игровых

традициях русского народа и других народов, учитывают потребность детей

дошкольного возраста в двигательной активности. Позволяют формировать

осознанный

выбор

здорового

образа

жизни,

создают

эмоционально

положительную

основу

для

развития

патриотических

чувств:

любви

и

преданности

Родине.Данный

метод

нацелен

на

формирование

у

детей

интереса

и

ценностное

отношение

к

занятиям

физической

культурой

посредством

ознакомления

с

подвижными

играми

народов

Урала.

Приобщение детей через народную игру к народной национальной культуре и

дать

представление

о

других

национальных

культурах.

Позволяет

сформировать культуру общения детей в игровой деятельности, расширять

представления дошкольников о подвижных играх народов Урала, развить

умение

ориентироваться

в

предметах,

материальной

культуре,

истории.

Воспитывает в детях смелость, ловкость, решимость, выдержку, доброту.

Классификация

игр

детей

включает

в

себя:

подвижные

игры

(«прятки»,

«пятнашки»,

игры

с

мячами),

игры-состязания

беге,

перетягивании,

борьбе, метании, стрельбе из лука), игры-упражнения (на силу, быстроту,

ловкость,

гибкость).

Большой

популярностью

среди

детей

пользовались

игры-упражнения,

которые

прекрасно

развивали

ловкость,

координацию

движений,

гибкость.

Народные

подвижные

игры

делятся

на

сюжетные,

бессюжетные

и

игры

забавы.

Сюжетные

народные

подвижные

игры:

«Пчелки

и

ласточка»

русская

народная

игра,

«Курай»(«Дудочка»)

-

башкирская народная игра, Лошадки» – чувашская народная игра, «Серый

заяц» – удмуртская народная игра. Бессюжетные народные подвижные игры:

«Стрелок» – башкирская народная игра. Народные игры-забавы: «Скок –

перескок» - татарская народная игра,«Юрта» – башкирская народная игра.

Экскурсии.

Экскурсия – важная форма организации обучения в детском саду. Основное

значение экскурсий в том, что они обеспечивают формирование у детей

конкретных представлений и впечатлений об окружающей жизни. Экскурсия

это

интере сное

и

полезное

педагогиче ское

м е р о п р и я т и е .

Одновременно решаются разные задачи: оздоровительные, познавательные,

нравственные и эстетические.

Основная задача – обеспечить яркие,

эмоциональные

и

конкретные

представления

о

наблюдаемых

объектах.Экскурсия как живая, непосредственная форма общения развивает

эмоциональную отзывчивость, закладывает основы нравственного облика.

Ещё в 18 веке французский философ Жан – Жак Руссо высказал мысль о том,

что экскурсии развивают у детей творческую наблюдательность, пытливость

и самостоятельность в исследовании окружающего мира.

Экскурсионная

деятельность

в

единстве

и

взаимосвязи

осуществляет

образовательную, воспитательную функцию и нравственно-патриотическое,

экологическое

воспитание.

Учитывая

активно

-

двигательную

специфику

учебного познания на экскурсии, можно также говорить о ее влиянии

на

физическое

развитие

учащихся.

И

именно

экскурсионные

мероприятия

этому способствуют. Роль экскурсий велика. Они могут дать подрастающему

поколению возможность для повышения своего интеллектуального уровня,

развитие

наблюдательности,

способности

воспринимать

красоту

окружающего мира, т.е. способствуют многостороннему развитию личности.

По содержанию экскурсии можно разделить на три вида:

1.

Природоведческие

в

парк,

в

лес,

на

реку,

на

луг,

в

зоопарк,

в

ботанический сад.

2.Экскурсии на сельскохозяйственные объекты: в поле, на птицефабрику, в

сад, в огород – для ознакомления с трудом взрослых.

3.Эстетическе – учить детей видеть всю красоту и многогранность природы.

Наиболее приемлемыми для шестилетнего возраста являются экскурсии на

природу и в музеи, где развиваются представления о человеке, обществе,

культуре, прививается детям чувство любви и привязанности к природным и

культурным ценностям родного края.

Информационно – коммуникационные технологии.

Наглядные

средства

обучения

представляют

собой

информационно

коммуникационные технологии (ИКТ). ИКТ в образовании – это комплекс

учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств

вычислительной

техники

в

учебном

процессе,

формах

и

методах

их

применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений

образования

(администрации,

воспитателей,

специалистов),

а

так

же

для

образования (развития, диагностики, коррекции) детей.

В

отличие

от

обычных

технических

средств

обучения

информационно-

коммуникационные

технологии

позволяют

не

только

насытить

ребенка

большим

количеством

готовых,

строго

отобранных,

соответствующим

образом

организованных

знаний,

но

и

развивать

интеллектуальные,

творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве - умение

самостоятельно приобретать новые знания.

По

сравнению

с

традиционными

формами

обучения

дошкольников

компьютер обладает рядом преимуществ:

предъявление информации на экране компьютера в игровой форме

вызывает у детей огромный интерес;

несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

движения,

звук,

мультипликация

надолго

привлекает

внимание

ребенка;

проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении

самим компьютером являются стимулом познавательной активности

детей;

предоставляет возможность индивидуализации обучения;

ребенок

сам

регулирует

темп

и

количество

решаемых

игровых

обучающих задач;

позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя

увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные

и необычные эффекты);

компьютер очень "терпелив", никогда не ругает ребенка за ошибки, а

ждет, пока он сам исправит их.

Использование ИКТ на занятиях помогает детям

- ориентироваться в информационных потоках окружающего мира,

- овладеть практическими способами работы с информацией,

- развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью

современных технических средств.

Виды обучающих программ для детей дошкольного возраста:

1. Игры для развития памяти, воображения, мышления и др.

2. "Говорящие" словари иностранных языков с хорошей анимацией.

3.

АРТ-студии,

простейшие

графические

редакторы

с

библиотеками

рисунков.

4. Игры-путешествия, "бродилки".

5. Простейшие программы по обучение чтению, математике и др.

Их можно использовать как в учебной, так и в воспитательной деятельности.

Использование

таких

программ

позволяет

не

только

обогащать

знания,

использовать компьютер для более полного ознакомления с предметами и

явлениями, находящимися за пределами собственного опыта ребенка, но и

повышать креативность ребенка; умение оперировать символами на экране

монитора

способствует

оптимизации

перехода

от

наглядно-образного

к

абстрактному мышлению; использование творческих и режиссерских игр

создает

дополнительную

мотивацию

при

формировании

учебной

деятельности;

индивидуальная

работа

с

компьютером

увеличивает

число

ситуаций, решить которые ребенок может самостоятельно.

Вопросы

о

решающей

роли

нравственного

воспитания

в

развитии

и

формировании личности осознавались и ставились в педагогике с древних

времен. Корни его уходят в Древнюю Грецию, где идеальным человеком

считали того, кто прекрасен в физическом и нравственном отношении.

Так, философ – идеалист Сократ (469 – 39г.г. до н.э.), считал, что существуют

всеобщие и неизменные нравственные понятия. Целью воспитания, по его

мнению, должно быть не изучение природы вещей, а познание самого себя,

совершенствование нравственности.

Платон (427 – 347г.г. до н.э.) – считал, что приближение в высшей идее блага

осуществляется

главным

образомпутем

воспитания,

в

том

числе

и

нравственного, которому придается особое значение. Платон высказал ряд

важных

мыслей

о

дошкольном

воспитании,

о

последовательной

государственной системе воспитания, выдвинул требования о воспитании

через положительный пример.

Аристотель

(384

322г.г.

до

н.э.)

ученик

Платона,

был

крупнейшим

философом и ученым Древней Греции. В области нравственного воспитания

Аристотель, выдвигавший в своей философии волевое, деятельное начало,

придавал

большое

значение

нравственным

навыкам

и

упражнениям

в

нравственных поступках. Природные задатки, развитие навыков (приучение,

частое повторение желательных действий) и разум – таковы три источника

нравственного воспитания.

Спустя

много

веков,

Я.

А.

Коменский

(1592

1670)

в

своем

трактате

«Наставление

нравов»

приводил

изречение

древнеримского

философа

Сенека: « Научись сперва добрым нравам, затем мудрости, ибо без первой

трудно научиться последней». Там же он цитировал народное изречение: «

Кто успевает в науках, но отстает от добрых нравов, тот больше отстает, чем

успевает».

Разрабатывая вопросы педагогики, Иоганн Гербарт (1776 – 1841) на первый

план

выдвинул

нравственное

воспитание.

Примечательно,

что,

ратуя

за

привитие

детям

покорности,

дисциплины

и

безропотного

подчинения

авторитету власти, он писал: «Единую задачу воспитания можно целиком

выразить в одном только слове – нравственность».

Дальнейшее

развитие

проблемы

нравственного

воспитания

получили

в

произведениях Д. Локка, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Р. Оуэна.

Русские просветители А. Н. Радищев, В. Г. Белинский, А. И. Герцен также

уделяли нравственному воспитанию большое внимание, рассматривая его как

необходимое условие для гармонического развития личности.

Огромный

теоретический

и

практический

опыт

в

духовно-нравственном

развитии личности мы находим в работах выдающегося русского педагога

второй

половины

XIX

века

К.Д.

Ушинского,

который

всю

свою

жизнь

посвятил делу воспитания и просвещения простого народа, оказав огромное

влияние на развитие всей педагогической науки и теории нравственного

воспитания. Центральной идеей педагогической системы К.Д. Ушинского

является идея народности в общественном воспитании, исходя, из которой он

определял цели и задачи нравственного воспитания. Ярким выражением идеи

народности, по К.Д. Ушинскому, является требование воспитания и обучения

на

родном

языке,

ибо

ребенок,

не

овладевший

родным

языком,

будучи

взрослым, не поймет народа, останется человеком без Отчизны.

Ушинский

определял

воспитание,

как

сознательный

процесс

создания

гармоничной личности. Важную роль в педагогике, по его мнению, играет

воспитание нравственности. Он утверждал, что влияние нравственное есть

основная задача воспитания, более важная, чем развитие ума и наполнение

головы

знаниями.

Константин

Дмитриевич

полагал,

что

воспитание

нравственности

должно

развивать

в

человеке

дисциплинированность,

гуманность, честность и трудолюбие. И, кроме того, чувство собственного

достоинства в тандеме со скромностью.

Средства нравственного воспитания по Ушинскому это обучение, личный

пример

учителя,

убеждение,

педагогический

такт,

меры

предупреждения,

поощрения и взыскания. Недовольство правительства Ушинским вызывал его

протест

против

дисциплины

старой

школы,

основанной

на

слепом

повиновении ученика педагогу и предусматривающей физические наказания.

По его мнению, гуманность к ученику должна быть основой воспитания.

Воззрения Константина Дмитриевича Ушинского отражены во многих его

педагогических трудах и статьях. В 1857-1858 годах он напечатал свои статьи

«О

пользе

педагогической

литературы»,

«Три

элемента

школы»,

«О

народности

в

общественном

воспитании»

и

другие

в

«Журнале

для

воспитания». В 1860-1861 годах он разместил в «Журнале министерства

народного

просвещения»

свои

педагогические

статьи

«Труд

в

его

психическом и воспитательном значении» и «Родное слово». В 1861 году он

производит на свет хрестоматию «Детский мир», в 1864 году – «Родное

слово»,

книгу

для

классного

чтения.

Также

в1868-169

годах

он

создал

фундаментальную

научную

работу

в

двух

томах

«Человек

как

предмет

воспитания. Опыт педагогической антропологии» и собрал материалы для

третьего тома.

В своей педагогической практике

я использую подвижные игры народов

Урала

в

рамках

преподавания

физическое

развитие;

в

образовательной

области Познавательное развитие – экскурсии; в

раскрытии содержания

темы занятия, в организации и проведении мероприятий, а так же в рамках

преподавания мною используются

информационно – коммуникационные

технологии.

Подвижная игра активирует дыхание, кровообращение и обменные процессы,

совершенствует движения, развивает их координацию. Формирует быстроту,

силу, выносливость, учит детей действовать в соответствии с правилами,

осознанно

действовать

в

изменяющейся

игровой

ситуации,

познавать

окружающий мир. Активирует память, представления, развивает мышление,

воображение,

пополняет

словарный

запас

и

обогащает

речь

детей.

Учит

действовать

в

коллективе,

подчиняться

общим

требованиям,

формирует

честность,

справедливость,

дисциплинированность,

учит

дружить,

сопереживать, помогать друг другу, развивает чувство ритма, способствует

овладению пространственной терминологией.

На экскурсиях

в краеведческом музее,

ребята узнают историю родного

города.

Сравнивают

характерные

особенности

старого

и

современного

города, знакомятся

с тем как выглядели улицы раньше и какие сейчас

(проезжая

часть,

тратуары

газоны);

старинные

и

современные

здания

(рубленые

дома

и

благоустроенные

здания);

быт

города

-

прошлое

и

настоящее (питание и одежда); досуг и игры (в прошлом и настоящем).

Продолжением

данной работы является знакомство с другими городами

России, со столицей нашей Родины, с гимном флагом и гербом государства.

Дети знают, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился

и живёт. У детей при этом формируются нравственно – патриотические

чувства – любовь к родному городу, культура поведения в общественных

местах.

Так же эффективны пешеходные прогулки за территорию детского сада,

целевые прогулки по родному городу, которые направлены на воспитание

любви к природе и осознанное и бережное отношение к ней, а так же

формируется

любовь

к

малой

и

большой

Родине.

Процесс

познания

происходит,

когда

ребенок

непосредственно

видит,

слышит,

осязает

окружающий

мир.

Это

создает

у

него

более

яркие,

эмоционально

насыщенные, запоминающиеся образы. Постепенно от прогулки к прогулке,

от экскурсии к экскурсии у детей складывается прекрасный образец родного

края, своей Малой Родины. Это и аллея около сада, и березовая полянка, и

живописная

тропинка

у

озера.

Всё

это

закладывает

первые

основы

патриотизма.

Как

показывает

практика,

без

информационных

технологий

уже

невозможно представить себе современного образования. Использование

ИКТ становится привычным для детей, а для педагогов становятся нормой

работы.

Основные формы использования ИКТ в своей работе:

•Подбор

иллюстративного

материала

к

занятиям,

оформлению

родительских уголков, группы, информационного материала для оформления

стендов, папок-передвижек, (сканирование, Интернет; принтер, презентация);

•Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям

(энциклопедии);

•Создание

презентаций

в

программе

РowerРoint

для

повышения

эффективности

образовательных

занятий

с

детьми

и

педагогической

компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.

•Использование Интернета в педагогической деятельности, с целью

информационного

и

научно-методического

сопровождения

образовательного процесса в дошкольном учреждении;

Совместная

организованная

деятельность

педагога

с

детьми

имеет

свою

специфику, она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением

большого иллюстративного

материала,

с

использованием

звуковых

и

видеозаписей. Всё это может обеспечить нам компьютерная техника с её

мультимедийными

возможностями.

Использование

информационных

технологий

позволит

сделать

процесс

обучения

и развития ребёнка

достаточно эффективным, откроет новые возможности образования не только

для самого ребёнка, но и для педагога.

Мною разработаны и реализованы проекты: « Мамы разные нужны, мамы

всякие важны», «Самый лучший папа – мой».

Созданы презентации для детей: «Любимый город», «Игры – задания на

логические

приемы

мышления»,

«

Любимое

животное»,

«

Дни

недели»,«Русская изба».

Презентация для родителей: «Адаптация детей к детскому саду», « Здоровье

ребенка в наших руках».



В раздел образования