Автор: Шевелева Людмила Ивановна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МКОУ Скатинская СОШ
Населённый пункт: п. Восход Камышловский район, Свердловская область
Наименование материала: Методический материал
Тема: Применение практико-ориентированных задач на уроках математики.
Раздел: среднее образование
Шевелева Л.И. МКОУ Скатинская СОШ Камышловский район,
Свердловская область
Применение практико-ориентированных задач на уроках
математики.
По
данным
исследований,
в
памяти
человека
остается
25%
услышанного материала, 33% увиденного и услышанного, 75% материала,
если ученик вовлечен в активные действия в процессе обучения.
Цель образования состоит в том, что бы научить человека лучше
понимать жизнь, ориентироваться в современном обществе, сделать его
способным найти свое место в нем в соответствии с индивидуальными
способностями,
интересами
и
возможностями.
Следовательно,
задача
учителя состоит в том, чтобы помочь ученику.
При
изучении
математики
важной
является
проблема
самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и
компетенций, включая умение учиться. Знания в современном мире важны,
но на первый план сейчас способность вступающих в жизнь молодых людей
самостоятельно решать встающие перед ними новые задачи, работать в
коллективе, восполнять самостоятельно недостающие знания.
В
связи
с
этим
становится
актуальной
организация
практико-
ориентированной деятельности учащихся на уроках математики. Поэтому в
своей работе я целенаправленно использую практико-ориентированные
задания. Особый интерес вызывают у детей задания с практическим
содержанием,
представляющие
собой
реальные
жизненные
ситуации.
Содержание практико-ориентированной задачи чаще всего представляет
некоторую ситуацию, более или менее близкую к жизни. В процессе работы
выяснила, что у детей недостаточно сформированы умения решать текстовые
задачи с полным их обоснованием. Они испытывают затруднения при
выполнении
заданий,
в
которых
надо
проявить
сообразительность,
нестандартность и оригинальность мышления, способность к переносу
знаний из одной области в другую, а также применять математические
знания для решения практических жизненных задач.
А вообще, учащиеся с интересом решают и воспринимают задачи
практического содержания.
Часть задач, содержащихся в школьных учебниках, может быть отнесена к
таким задачам. Однако ни один учебник не может раскрыть все многообразие
связей школьного курса с производительным трудом, поэтому приходится
дополнять предлагаемые в учебнике системы упражнений.
На уроках мои ученики иногда задают вопрос: «А пригодится ли нам
математика в дальнейшей жизни?» И это заставило меня задуматься, как
убедить детей, что изучать математику необходимо, чтобы правильно
ориентироваться в реальной жизни. Пока еще в силу своего возраста (5- 6 кл)
дети не понимают, что и сегодня, и в дальнейшем они постоянно
сталкиваются с теми или иными ситуациями, для решения которых
необходимо пользоваться математическими знаниями и умениями. Для того
чтобы в реальной жизни ученики могли не бояться встретившихся на их пути
проблем, необходимо в школьном курсе разбирать такие задачи, которые
будут отражать реальную действительность, и которые можно с легкостью
решить математическими методами.
Решая практико-ориентированные задачи на уроках я ставлю такие
цели:
- Научиться решать задачи, с которыми каждый из нас может столкнуться в
повседневной жизни.
- Опровергнуть мнение, что не всем нужно учиться математике.
- Доказать, что математика нужна всем, чем бы человек не занимался, какой
бы профессией не овладевал, где бы не учился.
- Готовиться к экзамену, в который входят такие задачи.
Я в своей работе использую три группы практико-ориентированных
задач.
1 группа-это задачи профориентационного направления (домохозяйка,
продавец, медсестра, строитель и тд).
На мой взгляд, практико-ориентированные задачи являются хорошим
инструментом для проведения профориентационной работы с учащимися.
В неделю математики дети пишут мини сочинения, делают сообщения на
тему «Математика в профессии моих родителей». Наиболее мотивированным
учащимся предлагаю самим подобрать задачи из различных источников,
имеющие отношение к профессиям. Благодаря таким задачам, школьники
видят, что математика находит применение в любой области деятельности
человека. Это повышает интерес к предмету, а также дает представление о
профессиях.
2 группа - геометрические задачи, связанные с жизнью, с практической
деятельностью человека.
Задача: На берегу реки требуется построить водонапорную башню
для снабжения водой двух сел так, чтобы общая длина труб от
водонапорной башни до обоих сел была наименьшей.
3 группа – задачи семейно-практического содержания. Например, «один
день из жизни семьи»
Задача № 1. Больному прописано лекарство, которое нужно пить по 0,5 г 3
раза в день в течение 8 дней. В одной упаковке 10 таблеток лекарства по 0,25
г. Какого наименьшего количества упаковок хватит на весь курс лечения?
Задача № 2. Аня купила месячный проездной билет на автобус. За месяц
она сделала 45 поездок. Сколько рублей она сэкономила, если проездной
билет стоит 750 рублей, а разовая поездка 25 рублей? 28 рублей?
Задача № 3. В супермаркете проходит рекламная акция: заплатив за две
шоколадки, покупатель получает три шоколадки (одна шоколадка в подарок).
Шоколадка стоит 36 рублей, какое наибольшее число шоколадок можно
получить на 200 рублей?
Задача № 4. Для ремонта квартиры купили 42 рулона обоев. Сколько пачек
обойного клея нужно купить, если одна пачка клея рассчитана на 8 рулонов?
Одной из тем учебной программы по математике является тема
«Проценты». Понятие «проценты» все чаще встречается в повседневной
жизни. Повышение и снижение тарифов на услуги, инфляция, проценты
по кредитам, сезонные распродажи – все эти словосочетания, а главное
то, что стоит за ними, должны быть понятны каждому, начиная с детского
возраста.
Дети писали проект на тему «Проценты в нашей жизни», сами составляли
задачи.
Практико-ориентированные задачи использую на различных этапах
урока:
на этапе мотивации, изучения, закрепления нового материала и
контроля знаний; в разные формы работы: в самостоятельную и контрольную
работу, математические игры, интеллектуальные соревнования.
Практико–ориентированные задачи могут быть не только элементами
урока, но и перерастать во весь урок, например при групповой работе.
Групповая работа способствует формированию метапредметных результатов,
таких как: аргументировать, взаимодействовать, сотрудничать, планировать
деятельность, что в свою очередь также является задачей современного
учителя.
В 5-6 классах решаем задачи: при изучении темы площадь
прямоугольника. Определяем, какое количество обоев необходимо для моей
комнаты, сколько нужно плитки прямоугольной формы, для ванной комнаты.
В 5 классах всегда провожу урок, где мы с детьми готовим торт для мам на 8
марта или день матери: находим рецепт торта, делаем расчеты, какие
продукты необходимы, из предложенных магазинов выбираем тот, где
покупка выгоднее. Домашнее задание: сходить в местный магазин узнать
стоимость продуктов и сделать расчеты, затем на уроке делаем вывод в
каком магазине будем покупать. На уроке использую групповую форму
работы.
Например,
в
процессе
изучения
темы
«Прямоугольный
параллелепипед» в 5 классе учащимся предложена следующая задача.
«Рассчитать
необходимое
количество
материала
для
изготовления
подарочной коробки к празднику». Учащиеся в группах самостоятельно
вывели формулу площади поверхности прямоугольного параллелепипеда,
работая дома, рассчитали и закупили материал. С целью осознания роли
математики в жизненной практике предлагаю школьникам при изучении
конкретных тем просчитать свой семейный бюджет, составить калькуляцию
(смету) и определить, сколько денег нужно потратить семье на питание в
месяц.
Благодаря таким задачам, школьники видят, что математика находит
применение в любой области деятельности, и это, в свою очередь, повышает
интерес к предмету. Математические практико-ориентированные задачи,
научат школьников разбираться в вопросах управления личными финансами,
имеющими большое значение в практической жизни каждого человека