Напоминание

Применение практико-ориентированных задач на уроках математики.


Автор: Шевелева Людмила Ивановна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МКОУ Скатинская СОШ
Населённый пункт: п. Восход Камышловский район, Свердловская область
Наименование материала: Методический материал
Тема: Применение практико-ориентированных задач на уроках математики.
Раздел: среднее образование





Назад




Шевелева Л.И. МКОУ Скатинская СОШ Камышловский район,

Свердловская область

Применение практико-ориентированных задач на уроках

математики.

По

данным

исследований,

в

памяти

человека

остается

25%

услышанного материала, 33% увиденного и услышанного, 75% материала,

если ученик вовлечен в активные действия в процессе обучения.

Цель образования состоит в том, что бы научить человека лучше

понимать жизнь, ориентироваться в современном обществе, сделать его

способным найти свое место в нем в соответствии с индивидуальными

способностями,

интересами

и

возможностями.

Следовательно,

задача

учителя состоит в том, чтобы помочь ученику.

При

изучении

математики

важной

является

проблема

самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и

компетенций, включая умение учиться. Знания в современном мире важны,

но на первый план сейчас способность вступающих в жизнь молодых людей

самостоятельно решать встающие перед ними новые задачи, работать в

коллективе, восполнять самостоятельно недостающие знания.

В

связи

с

этим

становится

актуальной

организация

практико-

ориентированной деятельности учащихся на уроках математики. Поэтому в

своей работе я целенаправленно использую практико-ориентированные

задания. Особый интерес вызывают у детей задания с практическим

содержанием,

представляющие

собой

реальные

жизненные

ситуации.

Содержание практико-ориентированной задачи чаще всего представляет

некоторую ситуацию, более или менее близкую к жизни. В процессе работы

выяснила, что у детей недостаточно сформированы умения решать текстовые

задачи с полным их обоснованием. Они испытывают затруднения при

выполнении

заданий,

в

которых

надо

проявить

сообразительность,

нестандартность и оригинальность мышления, способность к переносу

знаний из одной области в другую, а также применять математические

знания для решения практических жизненных задач.

А вообще, учащиеся с интересом решают и воспринимают задачи

практического содержания.

Часть задач, содержащихся в школьных учебниках, может быть отнесена к

таким задачам. Однако ни один учебник не может раскрыть все многообразие

связей школьного курса с производительным трудом, поэтому приходится

дополнять предлагаемые в учебнике системы упражнений.

На уроках мои ученики иногда задают вопрос: «А пригодится ли нам

математика в дальнейшей жизни?» И это заставило меня задуматься, как

убедить детей, что изучать математику необходимо, чтобы правильно

ориентироваться в реальной жизни. Пока еще в силу своего возраста (5- 6 кл)

дети не понимают, что и сегодня, и в дальнейшем они постоянно

сталкиваются с теми или иными ситуациями, для решения которых

необходимо пользоваться математическими знаниями и умениями. Для того

чтобы в реальной жизни ученики могли не бояться встретившихся на их пути

проблем, необходимо в школьном курсе разбирать такие задачи, которые

будут отражать реальную действительность, и которые можно с легкостью

решить математическими методами.

Решая практико-ориентированные задачи на уроках я ставлю такие

цели:

- Научиться решать задачи, с которыми каждый из нас может столкнуться в

повседневной жизни.

- Опровергнуть мнение, что не всем нужно учиться математике.

- Доказать, что математика нужна всем, чем бы человек не занимался, какой

бы профессией не овладевал, где бы не учился.

- Готовиться к экзамену, в который входят такие задачи.

Я в своей работе использую три группы практико-ориентированных

задач.

1 группа-это задачи профориентационного направления (домохозяйка,

продавец, медсестра, строитель и тд).

На мой взгляд, практико-ориентированные задачи являются хорошим

инструментом для проведения профориентационной работы с учащимися.

В неделю математики дети пишут мини сочинения, делают сообщения на

тему «Математика в профессии моих родителей». Наиболее мотивированным

учащимся предлагаю самим подобрать задачи из различных источников,

имеющие отношение к профессиям. Благодаря таким задачам, школьники

видят, что математика находит применение в любой области деятельности

человека. Это повышает интерес к предмету, а также дает представление о

профессиях.

2 группа - геометрические задачи, связанные с жизнью, с практической

деятельностью человека.

Задача: На берегу реки требуется построить водонапорную башню

для снабжения водой двух сел так, чтобы общая длина труб от

водонапорной башни до обоих сел была наименьшей.

3 группа – задачи семейно-практического содержания. Например, «один

день из жизни семьи»

Задача № 1. Больному прописано лекарство, которое нужно пить по 0,5 г 3

раза в день в течение 8 дней. В одной упаковке 10 таблеток лекарства по 0,25

г. Какого наименьшего количества упаковок хватит на весь курс лечения?

Задача № 2. Аня купила месячный проездной билет на автобус. За месяц

она сделала 45 поездок. Сколько рублей она сэкономила, если проездной

билет стоит 750 рублей, а разовая поездка 25 рублей? 28 рублей?

Задача № 3. В супермаркете проходит рекламная акция: заплатив за две

шоколадки, покупатель получает три шоколадки (одна шоколадка в подарок).

Шоколадка стоит 36 рублей, какое наибольшее число шоколадок можно

получить на 200 рублей?

Задача № 4. Для ремонта квартиры купили 42 рулона обоев. Сколько пачек

обойного клея нужно купить, если одна пачка клея рассчитана на 8 рулонов?

Одной из тем учебной программы по математике является тема

«Проценты». Понятие «проценты» все чаще встречается в повседневной

жизни. Повышение и снижение тарифов на услуги, инфляция, проценты

по кредитам, сезонные распродажи – все эти словосочетания, а главное

то, что стоит за ними, должны быть понятны каждому, начиная с детского

возраста.

Дети писали проект на тему «Проценты в нашей жизни», сами составляли

задачи.

Практико-ориентированные задачи использую на различных этапах

урока:

на этапе мотивации, изучения, закрепления нового материала и

контроля знаний; в разные формы работы: в самостоятельную и контрольную

работу, математические игры, интеллектуальные соревнования.

Практико–ориентированные задачи могут быть не только элементами

урока, но и перерастать во весь урок, например при групповой работе.

Групповая работа способствует формированию метапредметных результатов,

таких как: аргументировать, взаимодействовать, сотрудничать, планировать

деятельность, что в свою очередь также является задачей современного

учителя.

В 5-6 классах решаем задачи: при изучении темы площадь

прямоугольника. Определяем, какое количество обоев необходимо для моей

комнаты, сколько нужно плитки прямоугольной формы, для ванной комнаты.

В 5 классах всегда провожу урок, где мы с детьми готовим торт для мам на 8

марта или день матери: находим рецепт торта, делаем расчеты, какие

продукты необходимы, из предложенных магазинов выбираем тот, где

покупка выгоднее. Домашнее задание: сходить в местный магазин узнать

стоимость продуктов и сделать расчеты, затем на уроке делаем вывод в

каком магазине будем покупать. На уроке использую групповую форму

работы.

Например,

в

процессе

изучения

темы

«Прямоугольный

параллелепипед» в 5 классе учащимся предложена следующая задача.

«Рассчитать

необходимое

количество

материала

для

изготовления

подарочной коробки к празднику». Учащиеся в группах самостоятельно

вывели формулу площади поверхности прямоугольного параллелепипеда,

работая дома, рассчитали и закупили материал. С целью осознания роли

математики в жизненной практике предлагаю школьникам при изучении

конкретных тем просчитать свой семейный бюджет, составить калькуляцию

(смету) и определить, сколько денег нужно потратить семье на питание в

месяц.

Благодаря таким задачам, школьники видят, что математика находит

применение в любой области деятельности, и это, в свою очередь, повышает

интерес к предмету. Математические практико-ориентированные задачи,

научат школьников разбираться в вопросах управления личными финансами,

имеющими большое значение в практической жизни каждого человека



В раздел образования