Напоминание

Основы исследовательской деятельности


Автор: Алёна Юрьевна Григорович
Должность: преподаватель психолого-педагогических дисциплин
Учебное заведение: ГБПОУ "Калининградский областной музыкальный колледж им. С.В.Рахманинова"
Населённый пункт: город Калининград
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Основы исследовательской деятельности
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Основы

исследовательской

деятельности

Исследование — это вид

деятельности человека, состоящий в:

а) распознавании проблем и ситуаций,

б) определении их происхождения,

в) выявлении свойств, содержания, закономерностей поведения и

развития,

г) установлении места этих проблем и ситуаций в системе накопленных

знаний,

д) нахождении путей, средств и возможностей использования новых

представлений или знаний о данной проблеме в практике ее разрешения.

Программа исследования -

изложение его цели и общей концепции,

исходных гипотез вместе с логической

последовательностью операций для их

проверки.

Работа над программой, как правило,

предваряет другие этапы исследования.

Содержит в себе 9 этапов.

1. Формулировка и обоснование

проблемы исследования

Проблема = противоречие,

требующее разрешения

Ответ на 3 вопроса:

Что будет,

если

сделать как

надо?

Что будет,

если

сделать как

надо?

Почем

у не

так?

Почем

у не

так?

Что не

так?

Что не

так?

Ошибки при

формулировании

проблемы:

подмена проблемы

вопросом

подмена проблемы

задачей

2. Определение цели

исследования

Цель = конечный результат

Виды целей

определение характеристик

явлений, не изученных

ранее,

выявление взаимосвязи

неких явлений,

изучение развития явлений,

описание нового явления;

обобщение, выявление

общих закономерностей,

создание классификаций.

Что можно

поставить

целью?

установить...,

обосновать...,

уточнить...,

разработать...,

показать...,

исследовать...

3. Определение объекта и предмета

исследования

Объект-

процесс или

явление,

порождающе

е проблемную

ситуацию

Объект-

процесс или

явление,

порождающе

е проблемную

ситуацию

Предмет –

отдельные

стороны

объекта

Предмет –

отдельные

стороны

объекта

4. Анализ основных понятий

1. Выбор

рабочего

определения

1. Выбор

рабочего

определения

2. Выбор

рабочей теории

2. Выбор

рабочей теории

3. Анализ

смежных

понятий

3. Анализ

смежных

понятий

5. Формулировка гипотез

3 признака «хорошей»

гипотезы:

1) Гипотеза адекватна поставленному

вопросу или проблеме

1) Гипотеза адекватна поставленному

вопросу или проблеме

2) гипотеза учитывает уже имеющиеся знания и

не противоречить ранее установленным научным

фактам

2) гипотеза учитывает уже имеющиеся знания и

не противоречить ранее установленным научным

фактам

3) гипотеза доступна для

проверки

3) гипотеза доступна для

проверки

Гипотеза

формулируется на

основе ПРОБЛЕМЫ

исследования!!!!

Ни в коем случае не

должна быть

очевидной

6. Задачи исследования

Поэтапное планирование действий для

достижения поставленной цели.

Задачи исследования обычно начинаются с таких

глаголов, как:

выяснить...;

изучить...;

провести...;

рассмотреть...;

найти...;

описать...

7. Определение обследуемой

совокупности

Понятие «выборка исследования», т.е.

отбор определённого количества

респондентов, взаимосвязанных с

предметом исследования.

!!!! От корректно сформированной

выборки зависит надёжность и

достоверность исследования.

8.Методическая часть (проведение

исследования)

Метод - это основной принцип и

способ организации

деятельности; обоснованный

нормативный способ сбора,

обработки и анализа данных.

Методика - это форма

реализации метода,

совокупность приемов,

операций, их последовательность

и взаимосвязь, а также

формализованные правила

сбора, обработки и анализа

данных; выработанный способ

организации взаимодействия

субъекта и объекта исследования

на основе конкретного материала

и конкретной процедуры.

Какие методы можно (нужно) применять?

Наблюдение — целенаправленное

восприятие какого-либо явления, в

процессе которого исследователь

получает конкретный фактический

материал.

Методы опроса — беседа, интервью,

анкетирование.

Анкетирование — метод массового

сбора материала с помощью анкеты. Те,

кому адресованы анкеты, дают

письменные ответы на вопросы.

Эксперимент — специально

организованная проверка того или

иного метода, приема работы для

выявления его эффективности.

9. Обработка полученных результатов

Способы обработки:

количественные показатели, процентные

показатели анализ смысловых единиц,

математическая обработка результатов

Способы предъявления результатов:

таблицы, графики, нахождение

статистических показателей

Составление анкеты

Введение,

Введение,

Вступительные вопросы,

Вступительные вопросы,

Основные вопросы,

Основные вопросы,

Заключительные вопросы,

Заключительные вопросы,

"Паспортичка»,

"Паспортичка»,

Благодарность

Благодарность

Виды анкетных вопросов

Закрытый вопрос - вопросы с

вариантами ответов,

Открытые вопросы - вопросы без

вариантов ответов,

Полузакрытый вопрос (с возможностью

собственного варианта ответа и

дополнительных комментариев).



В раздел образования