Напоминание

Применение компьютерных технологий в учебном процессе на ЦМК фундаментальных дисциплин


Автор: Салатич Александр Леонидович
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ФГБОУ ВО ОмГМУ колледж
Населённый пункт: Омск
Наименование материала: статья
Тема: Применение компьютерных технологий в учебном процессе на ЦМК фундаментальных дисциплин
Дата публикации: 07.12.2017
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Применение компьютерных технологий в учебном процессе

на ЦМК фундаментальных дисциплин

А.Л.Салатич, ФГБОУ ВО РФ Омский государственный медицинский университет,

колледж

. Анатомия и физиология человека вместе с патологией имеют важное прикладное

значение для медицины и составляют основу теоретических знаний в подготовке среднего

медицинского работника. Выдающийся физиолог И.П.Павлов отмечал, что, только познав

строение и функции органов человека, можно правильно понять причины болезней и

возможности их ликвидации. Без знания строения человека невозможно понять изменения,

вызванные

болезнью,

установить

локализацию

патологического

процесса,

провести

терапевтическое и хирургическое вмешательство, а, следовательно, правильно диагностиро -

вать заболевания и лечить больных.

В этом плане огромную помощь оказывает использование компьютерных технологий в

учебном процессе на кафедре анатомии, физиологии и патологии. Для создания учебных

таблиц и фильмов информация с цифровых носителей

выводится на принтер в обычном

режиме,

а

также

в

режиме

Постер

на

4,

9,

16

страниц

(формат

А4)

для

получения

изображений различных размеров. После распечатки на принтере листы склеиваются в

учебные таблицы скотчем и ламинируются.

Для

восстановления,

редактирования

фильмов

на

видеокассетах

используется

перевод на цифровой носитель при помощи специальной видеокарты ПК с TV - входом и

выходом,

позволяющей

снимать

информацию

(статическую,

динамическую

и

анимационную)

и

записывать

ее

на

носитель

с

одновременным

контролем

записи

на

телевизионном экране.

Для создания и обработки фотографий или рисунков используются графические

программы, а также и программа Power Point (мастер презентаций) с возможностями по

созданию анимационных и статических заставок, слайдов и слайд-фильмов. Именно с их

помощью на кафедре созданы учебные видеофильмы «Непрерывность жизни» и «Дыха-

тельная

система

человека»,

получившие

дипломы

1-й

степени

в

областных

конкурсах

учебно-методических видеофильмов « Образование и культура» в номинациях «Модели-

рование профессиональной деятельности» и « XXI век - век знаний».

Из

готовых

программ

на CD

и DVD-носителях

в

качестве

основного

и

дополнительного

дидактического

материала

наша

кафедра

использует

следующие

обучающие программы:

-

«Тело человека» - путешествие по сканированному на разных уровнях телу человека.

-

«Человеческое тело» - программа с большим количеством анимационных роликов и схем.

Кроме того, имеется анатомический атлас - мультимедийная энциклопедию, включающая в

себя более 400 фотографий с текстовыми материалами, со справочной системой и

предметным указателем.

-

Мультимедийный атлас «Человек» - энциклопедия человеческого организма, содержание

которого дает возможность легко найти необходимую информацию о базе данных чело-

веческого организма. Включает 535 анимационных роликов с комментариями, иллюстри-

рующими процессы в организме, 400 схем строения органов и систем организма человека, а

также 500 страниц текстовой информации.

-

«Змейка СОФТ» - Представляет собой энциклопедию человеческого организма на русском

языке,

анатомический

фотографический

атлас,

англо

-

русский

словарь

медицинских

аббревиатур и словарь биологических терминов.

-

«Змейка - энциклопедия» - Новейшая энциклопедия анатомии. Содержит фотографический

анатомический атлас (более 400 фотографий с текстовыми материалами, справочную и

алфавитно-поисковую

систему,

предметный

указатель),

большую

медицинскую

энцик -

лопедию - универсальный справочник для повседневной жизни медицинских специалистов,

курс подготовки к экзаменов по анатомии.

-

Энциклопедия «Анатомия человека. Лучший способ познать себя». - Имеется словарь

автоматического поиска, рентгеносканер, позволяющий просматривать скелет так, как он

выглядел бы на рентгеновском снимке, пакет анимаций, позволяющий увидеть и понять

структуру органов и процесс их работы. Сканер позволяет просматривать разные слои

структуры тела человека с их последовательным удалением до скелета, видеть органы в

более крупном виде и вращать их.

-

«Большой атлас человека (США)» - Знакомит с анатомическим строением органов и систем

по

областям

человека,

содержит

комбинированную

информацию,

включая

графику,

текстовую часть и видеофайлы.

-

«Большой анатомический атлас» - электронная копия книги «Анатомический атлас» под

редакцией академика В.П.Воробьева. Включает в себя все разделы по нормальной анатомии

человека. Материалы разделов основаны на оригинальных исследованиях отечественных и

зарубежных авторов. Текст иллюстрирован большим числом рисунков, схем и фотограмм

анатомических препаратов.

Пользуясь

этими

источниками,

нам

удалось

создать

с

помощью

перечисленных

видеопрограмм анатомический видео-слайд-атлас на диске DVD с общим временем показа 3

часа, с автоматической частотой смены слайдов 15 секунд. При необходимости более

полного комментирования можно использовать стоп-кадр. Данный атлас можно применять и

для контроля знаний студентов на экзамене по анатомии и физиологии человека.

Созданные на кафедре 12 учебных видеофильмов переносятся

на компьютерные

компакт-диски

в

цифровых

форматах

(AVI,

MPEG-2

и

др.),

что

дает

возможность

просматривать

их

с

помощью

мультимедиапроектора

и

телевизора.

Преимущества:

цифровые диски

более удобны в хранении по сравнению со старыми видеокассетами и

относительно дешевы. Кроме того, облегчается и ускоряется поиск нужного эпизода, при

использовании

функции

«пауза»

обеспечивается

стабильная

неподвижность

кадра,

что

позволяет комментировать нужное время.

Для создания анатомических слайд-фильмов используется также и цифровая фото -

техника.

Фотографии

анатомических

препаратов

по

нужной

тематике

в

необходимом

количестве заносятся в память компьютера и обрабатываются с помощью компьютерных

программ. Готовый слайд-фильм переносится на компакт- диск, или внешний накопитель,

который

можно

воспроизводить

как

на

компьютере,

ноутбуке,

так

и

с

помощью

проигрывателя DVD,

соединенного

с

телевизором

или

мультимедиопроектором.

Таким

образом, студенты получают возможность увидеть уникальные препараты непосредственно

в аудитории.

На кафедре применяется и метод сканирования схем и рисунков с раритетных источ-

ников

с

последующим

переводом

латинских

и

английских

терминов

на

русский,

что

позволяет более детально и качественнее ознакомить студентов с деталями изучаемых

вопросов по анатомии и физиологии человека.

Нами приготовлен в электронном варианте курс лекций по дисциплине «Анатомия и

физиология человека» для студентов 1-го курса, создан обучающий дидактический трупный

материал по темам: «Мышечная система», «Внутренние органы», «Кровеносная система»,

«Нервная система», а также выполнено 15 презентаций по темам практических занятий.

Значительная часть учебной информации хранится на жестких дисках компьютеров,

перенесена на компьютерные диски и внешние накопители

Использование программ и компьютерных технологий значительно улучшает качество

подготовки студентов к занятиям и экзаменам по анатомии и физиологии, обеспечивает

максимальную иллюстративность материала, сокращает объем текстовой части учебно -

методических

комплектов

и

способствует

лучшей

усваимости

студентами

учебного

материала.



В раздел образования