Автор: Кадырова Юлия Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СОШ№51
Населённый пункт: МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, ЛЮБЕРЕЦКИЙ РАЙОН, г.о.Люберцы, п.Мирный
Наименование материала: статья
Тема: «Эффективные методы проблемного обучения на уроках математики в начальной школе»
Раздел: начальное образование
Добрый день, уважаемые члены жюри, уважаемые коллеги!
Кадырова Юлия Александровна, учитель начальных классов.
Прошу вас, обратите внимание на экран. Да, вы не ошиблись-это ребус. И я
предлагаю его вам разгадать (слайд 1).
И это ......, вы правы! Это слово «проблема».
Мы живём в очень сложном, очень многозадачном и постоянно меняющемся
мире. Вся деятельность современной школы направлена на формирование
такой личности, которая способна творчески мыслить и преодолевать любые
трудности.
Развития такой личности, как ни что другое способствует именно проблемное
обучение. Сегодня я хочу поделиться с «Эффективными методами
проблемного обучения» (слайд с темой: «Эффективные методы проблемного
обучения на уроках математики в начальной школе»). А высказывания Льва
Николаевича Толстого можно считать сегодня ведущей педагогической идей.
Да именно «знания только тогда знания, когда они приобретаются усилиями ...
мысли , а не одной лишь памятью».( слайд: высказывание Л. Н. Толстого).
Проблемное обучение – это способ обучения, при котором ученик сталкивается с
научными противоречиями и пытается самостоятельно их решить .
Проблемное обучение помогает детям самостоятельно добывать
знания, учит самостоятельно, творчески применять эти знания и решать
любые жизненные и познавательные задачи.
Поэтому в своей педагогической деятельности я использую именно
проблемные ситуации, которые мотивируют на самостоятельный поиск
информации.
На проблемном уроке создаются все условия при которых учащиеся не
получают готовые знания, а при решение проблем на уроках проблемные ситуации
приучает моих учеников думать, искать способы и варианты выхода из затруднения.
Всё это формирует мышление ребёнка.
Данную технологию я использую на всех предметах начального уровня
обучения. Но наиболее образно и ярко я покажу это на предмете «математика».
Основными приёмами создания проблемной ситуации, которые я использую
на своих уроках являются:
1)
вопросы на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику,
рассуждение;
2)
приём сталкивания противоречий теоретических знаний с
практической деятельностью;
3)
постановка проблемных задач
4)
приём «яркого пятна»
Начнём с приёма «яркого пятна», который я использую в методе наглядности.
Суть приёма «яркое пятно» заключается в сообщении классу интригующего
материала, захватывающего внимание ученика, но при этом связанного с темой урока.
В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки, случаи из истории науки,
культуры и повседневной жизни, любой иллюстративный материал, способный
заинтриговать и захватить внимание.
При использовании приёма «яркое пятно» большое внимание отводится подбору
наглядных пособий. Как говорил Константин Дмитриевич Ушинский : «Если вы
входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки и
класс заговорит, а главное заговорит свободно…» Сейчас для использования
наглядности возможности расширились колоссально.
Прошу - внимание на экран (слайд с математическими знаками)
Детям в 1 классе при изучении темы: «Знаки сравнения» может быть предложен
такой вопрос к данному изображению.
-Какие знаки, изображённые на экране, вам известны?
-Что нового увидели вы среди знакомых знаков?
Конечно, ребята без труда ответят, что им уже известны знаки « +» и «-», а также
знак «=».
В тоже время они обратят внимание на знаки «<» и «>», которые выделены
особым цветом по сравнению с остальными.
Далее на уроке можно продолжить мотивировать учащихся, вызывая их интерес и
любопытство:
- Что общего между новыми неизвестными вам знаками?
- Есть ли сходство между ними?
Предположительно ребята ответят, что знаки «смотрят» в разные стороны, но они
очень похожи и зеркально отражают друг друга. И далее я предлагаю такой приём.
Вновь обратите внимание на экран. (слайды с разным количеством предметов)
-
Как вы думаете, что могут обозначать эти загадочные знаки?
В каких случаях на уроке математики мы их будем использовать?
Ребята смогут легко предположить, что эти знаки сравнивают количество предметов,
а наиболее сообразительные смогут даже догадаться, какой из этих знаков «меньше» ,
а какой «больше» и объяснить почему их гипотеза была верной.
В любом приеме проблемного обучения всегда присутствует вопрос, поэтому я
отвожу особое внимание проблемным вопросам.
При создании проблемной ситуации я использую приём «с
талкивание
противоречий» теоретических знаний и практической деятельности. ( слайд:
Сталкивание)
Требуется столкнуть разные мнения учеников, а не предъявлять ребятам чужие
точки зрения. Для этого классу предлагается вопрос или практическое задание на
новый материал. Возникший в результате этого разброс мнений обычно вызывает у
школьников удивление.
Первый вариант:
Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием.
На уроке математики по теме: «Метр». Я прошу двух учеников измерить длину
нашего класса шагами. У одного получается 16 шагов, а у другого 14.
Проблема: почему получились разные ответы? Кто из учеников прав? Значит,
нужна какая – то единица измерения длины, чтобы мы получили один правильный
ответ.
Второй вариант:
Детям предлагается заведомо невыполнимое задание, Применив теоретические
данные, дети понимают, что задание выполнить нельзя в том виде, в котором оно
предложено нужно либо изменить его, либо дополнить новыми знаниями. Например:
Построить в тетради прямоугольник, длина сторон которых составляет 4см, 6см, 6см,
3 см. (учащиеся делают вывод на основании знаний о свойствах прямоугольника, что
задание невыполнимо. Необходимо изменить одну из сторон на выбор)
Противоречие между теоретическими знаниями и практической деятельностью
приводит к проблемной ситуации, а в конечном итоге, к активизации
познавательной деятельности.
Следующий приём, про который мне хотелось бы рассказать- это постановка
проблемных задач.
Известный психолог Вадим Андреевич Крутецкий уделял большое внимание
определенным типам задач ( слайд с перечислением типов задач)
Вот некоторые из них:
1.
Задачи с избыточными исходными данными.
В вазе лежит 10 апельсинов. Незнайка съел 3 апельсина, Гунька съел 4
апельсина. Сколько апельсинов съели они вместе?
- Какое число в задаче не понадобилось для решения? Почему? Задайте
вопрос так, чтобы это число потребовалось.
2. Задачи с недостающими исходными данными
Мартышка сорвала 9 бананов с пальмы и часть банов съела. Сколько бананов
осталось у мартышки?
Предлагаю самим поставить вопрос и решить.
3. Задачи с противоречивыми данными.
На столе лежит 10 яблок и 6 груш. Сколько апельсинов лежит на столе?
В автобусе ехало 32 человека. На остановке вышли 9 человек, а 14 вошли в
автобус. Сколько километров проехал автобус за 2 часа?
(Дети отмечают, что вопрос не соответствует условию, формулируют свой
и решают полученную задачу)
Такие задачи полезны для формирования умения внимательно
изучать текст и анализировать его на предмет необходимости,
достаточности данных и противоречию данных.
В результате применения данной технологии проблемного обучения на моих
уроках математики повысилось качество обучения. В 3 классе качество знаний
составляло 92 % , в 4-м уже - 96 % при ста(100) % успеваемости.
Мои дети принимали участие во ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЕ
ШКОЛЬНИКОВ. Количество призеров в моем классе составило 30% от всей
параллели.
Помимо олимпиадного движения, ярким показателем результативности
моей работы стали Всероссийские проверочные работы, так называемые ВПР.
В этом году показатель качества знаний в моём классе по математики
составил 85%, а успеваемость 100%!
Проблемное обучение уже не раз доказало свою эффективность и позволило
мне активизировать мыслительную, аналитическую деятельность моих
учеников. А лично для меня данная технология стала трамплином для
профессионального роста и образования.
В своей интересной и увлекательной работе я стараюсь не забывать, что не нужно
«пытаться объяснить ребёнку то, до чего он может додуматься сам.
Необходимо давать возможность каждому ребёнку
сделать своё маленькое открытие» (Э.И. Александрова)- слайд на экране
И именно тогда мы сможем вырастить личность мыслящую и созидающую!