Напоминание

«Эффективные методы проблемного обучения на уроках математики в начальной школе»


Автор: Кадырова Юлия Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СОШ№51
Населённый пункт: МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, ЛЮБЕРЕЦКИЙ РАЙОН, г.о.Люберцы, п.Мирный
Наименование материала: статья
Тема: «Эффективные методы проблемного обучения на уроках математики в начальной школе»
Раздел: начальное образование





Назад




Добрый день, уважаемые члены жюри, уважаемые коллеги!

Кадырова Юлия Александровна, учитель начальных классов.

Прошу вас, обратите внимание на экран. Да, вы не ошиблись-это ребус. И я

предлагаю его вам разгадать (слайд 1).

И это ......, вы правы! Это слово «проблема».

Мы живём в очень сложном, очень многозадачном и постоянно меняющемся

мире. Вся деятельность современной школы направлена на формирование

такой личности, которая способна творчески мыслить и преодолевать любые

трудности.

Развития такой личности, как ни что другое способствует именно проблемное

обучение. Сегодня я хочу поделиться с «Эффективными методами

проблемного обучения» (слайд с темой: «Эффективные методы проблемного

обучения на уроках математики в начальной школе»). А высказывания Льва

Николаевича Толстого можно считать сегодня ведущей педагогической идей.

Да именно «знания только тогда знания, когда они приобретаются усилиями ...

мысли , а не одной лишь памятью».( слайд: высказывание Л. Н. Толстого).

Проблемное обучение – это способ обучения, при котором ученик сталкивается с

научными противоречиями и пытается самостоятельно их решить .

Проблемное обучение помогает детям самостоятельно добывать

знания, учит самостоятельно, творчески применять эти знания и решать

любые жизненные и познавательные задачи.

Поэтому в своей педагогической деятельности я использую именно

проблемные ситуации, которые мотивируют на самостоятельный поиск

информации.

На проблемном уроке создаются все условия при которых учащиеся не

получают готовые знания, а при решение проблем на уроках проблемные ситуации

приучает моих учеников думать, искать способы и варианты выхода из затруднения.

Всё это формирует мышление ребёнка.

Данную технологию я использую на всех предметах начального уровня

обучения. Но наиболее образно и ярко я покажу это на предмете «математика».

Основными приёмами создания проблемной ситуации, которые я использую

на своих уроках являются:

1)

вопросы на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику,

рассуждение;

2)

приём сталкивания противоречий теоретических знаний с

практической деятельностью;

3)

постановка проблемных задач

4)

приём «яркого пятна»

Начнём с приёма «яркого пятна», который я использую в методе наглядности.

Суть приёма «яркое пятно» заключается в сообщении классу интригующего

материала, захватывающего внимание ученика, но при этом связанного с темой урока.

В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки, случаи из истории науки,

культуры и повседневной жизни, любой иллюстративный материал, способный

заинтриговать и захватить внимание.

При использовании приёма «яркое пятно» большое внимание отводится подбору

наглядных пособий. Как говорил Константин Дмитриевич Ушинский : «Если вы

входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки и

класс заговорит, а главное заговорит свободно…» Сейчас для использования

наглядности возможности расширились колоссально.

Прошу - внимание на экран (слайд с математическими знаками)

Детям в 1 классе при изучении темы: «Знаки сравнения» может быть предложен

такой вопрос к данному изображению.

-Какие знаки, изображённые на экране, вам известны?

-Что нового увидели вы среди знакомых знаков?

Конечно, ребята без труда ответят, что им уже известны знаки « +» и «-», а также

знак «=».

В тоже время они обратят внимание на знаки «<» и «>», которые выделены

особым цветом по сравнению с остальными.

Далее на уроке можно продолжить мотивировать учащихся, вызывая их интерес и

любопытство:

- Что общего между новыми неизвестными вам знаками?

- Есть ли сходство между ними?

Предположительно ребята ответят, что знаки «смотрят» в разные стороны, но они

очень похожи и зеркально отражают друг друга. И далее я предлагаю такой приём.

Вновь обратите внимание на экран. (слайды с разным количеством предметов)

-

Как вы думаете, что могут обозначать эти загадочные знаки?

В каких случаях на уроке математики мы их будем использовать?

Ребята смогут легко предположить, что эти знаки сравнивают количество предметов,

а наиболее сообразительные смогут даже догадаться, какой из этих знаков «меньше» ,

а какой «больше» и объяснить почему их гипотеза была верной.

В любом приеме проблемного обучения всегда присутствует вопрос, поэтому я

отвожу особое внимание проблемным вопросам.

При создании проблемной ситуации я использую приём «с

талкивание

противоречий» теоретических знаний и практической деятельности. ( слайд:

Сталкивание)

Требуется столкнуть разные мнения учеников, а не предъявлять ребятам чужие

точки зрения. Для этого классу предлагается вопрос или практическое задание на

новый материал. Возникший в результате этого разброс мнений обычно вызывает у

школьников удивление.

Первый вариант:

Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием.

На уроке математики по теме: «Метр». Я прошу двух учеников измерить длину

нашего класса шагами. У одного получается 16 шагов, а у другого 14.

Проблема: почему получились разные ответы? Кто из учеников прав? Значит,

нужна какая – то единица измерения длины, чтобы мы получили один правильный

ответ.

Второй вариант:

Детям предлагается заведомо невыполнимое задание, Применив теоретические

данные, дети понимают, что задание выполнить нельзя в том виде, в котором оно

предложено нужно либо изменить его, либо дополнить новыми знаниями. Например:

Построить в тетради прямоугольник, длина сторон которых составляет 4см, 6см, 6см,

3 см. (учащиеся делают вывод на основании знаний о свойствах прямоугольника, что

задание невыполнимо. Необходимо изменить одну из сторон на выбор)

Противоречие между теоретическими знаниями и практической деятельностью

приводит к проблемной ситуации, а в конечном итоге, к активизации

познавательной деятельности.

Следующий приём, про который мне хотелось бы рассказать- это постановка

проблемных задач.

Известный психолог Вадим Андреевич Крутецкий уделял большое внимание

определенным типам задач ( слайд с перечислением типов задач)

Вот некоторые из них:

1.

Задачи с избыточными исходными данными.

В вазе лежит 10 апельсинов. Незнайка съел 3 апельсина, Гунька съел 4

апельсина. Сколько апельсинов съели они вместе?

- Какое число в задаче не понадобилось для решения? Почему? Задайте

вопрос так, чтобы это число потребовалось.

2. Задачи с недостающими исходными данными

Мартышка сорвала 9 бананов с пальмы и часть банов съела. Сколько бананов

осталось у мартышки?

Предлагаю самим поставить вопрос и решить.

3. Задачи с противоречивыми данными.

На столе лежит 10 яблок и 6 груш. Сколько апельсинов лежит на столе?

В автобусе ехало 32 человека. На остановке вышли 9 человек, а 14 вошли в

автобус. Сколько километров проехал автобус за 2 часа?

(Дети отмечают, что вопрос не соответствует условию, формулируют свой

и решают полученную задачу)

Такие задачи полезны для формирования умения внимательно

изучать текст и анализировать его на предмет необходимости,

достаточности данных и противоречию данных.

В результате применения данной технологии проблемного обучения на моих

уроках математики повысилось качество обучения. В 3 классе качество знаний

составляло 92 % , в 4-м уже - 96 % при ста(100) % успеваемости.

Мои дети принимали участие во ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЕ

ШКОЛЬНИКОВ. Количество призеров в моем классе составило 30% от всей

параллели.

Помимо олимпиадного движения, ярким показателем результативности

моей работы стали Всероссийские проверочные работы, так называемые ВПР.

В этом году показатель качества знаний в моём классе по математики

составил 85%, а успеваемость 100%!

Проблемное обучение уже не раз доказало свою эффективность и позволило

мне активизировать мыслительную, аналитическую деятельность моих

учеников. А лично для меня данная технология стала трамплином для

профессионального роста и образования.

В своей интересной и увлекательной работе я стараюсь не забывать, что не нужно

«пытаться объяснить ребёнку то, до чего он может додуматься сам.

Необходимо давать возможность каждому ребёнку

сделать своё маленькое открытие» (Э.И. Александрова)- слайд на экране

И именно тогда мы сможем вырастить личность мыслящую и созидающую!



В раздел образования