Автор: Лебедева Анастасия Анатольевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №1 ОЦ п.г.т. Стройкерамика с/п "Детский сад "Звёздочка"
Населённый пункт: г.Самара
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Конспекты занятий с детьми старшей группы по музыкальному развитию с элементами обучения игре по слуху
Раздел: дошкольное образование
КОНСПЕКТ ПЯТЬ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ЗАНЯТИЙ С ВКЛЮЧЕНИЕМ
ЭЛЕМЕНТОВ ИГРЫ ПО СЛУХУ С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ
Актуальность
Основной формой музыкальной деятельности в ДОУ являются занятия,
которые предусматривают не только слушание музыкальных произведений,
обучение их пению, движениям, но и обучение их игре на детских
музыкальных инструментах. В процессе игры на музыкальных инструментах
развиваются музыкальные способности (дети чётче воспроизводят ритм, у
них улучшается качество пения) и, прежде всего, развиваются все виды
музыкального слуха: звуковысотный, метроритмический,
ладогармонический, тембровый.
Эмоциональная сфера ребёнка обогащается постоянным общением с
различной музыкой. Детям очень нравится играть те же самые произведения
самостоятельно, которые они слышат на занятиях в аудиозаписи или в
исполнении музыкального руководителя.
Цель урока: Познакомить детей с ударными инструментами без определённой
высоты звука (барабаны, бубны, треугольник, деревянные ложки) и с
ударными мелодическими инструментами (металлофон).
Прочитать и пересказать музыкальную сказку «Матрёшка» (кукольный
театр), в которой музыкальное сопровождение будет исполняться детьми.
Задачи:
1. Закрепить знания детей об ударных (шумовых) музыкальных инструментах
с помощью наглядного материала
2. Показать основные приёмы игры на всех изучаемых инструментах
2.
Сформировать умение определять музыкальные инструменты по
звучанию на слух (найти сходства и отличия)
3. Рассказать детям содержание музыкальной сказки «Матрёшка»
Ход урока
Дети сидят на стульчиках вокруг музыкального руководителя. На столе
приготовлены атрибуты: картинки с изображением музыкальных
инструментов и музыкальные инструменты (ложки, бубны, треугольники,
барабаны, колокольчики и металлофоны).
Для начала музыкальный руководитель проводит беседу с детьми о том,
знают ли они какие – либо музыкальные инструменты, где они их слышали и
как на них играть. Затем по картинкам муз.рук. рассказывает об основных
особенностях тех или иных музыкальных инструментов и наглядно
показывает основные приёмы игры на инструментах.
Далее предлагается прослушать музыкальные отрывки, в которых звучат уже
знакомые музыкальные инструменты: песня «Барабанщик», р.н.п.
«Коробейники» (ансамбль ложкарей), И. Брамс «Колыбельная» (металлофон).
После прослушивания муз.рук. просит детей рассказать какие ассоциации
вызывает каждый инструмент, с какими природными звуками можно их
сравнить.
В качестве физминутки муз.рук. раздает детям имеющиеся музыкальные
инструменты, чтобы они самостоятельно попробовали поиграть на них, а
затем проводится игра «Какой инструмент звучит». В конце занятия
музыкальный руководитель читает вслух сказку «Матрёшка», а дети
пересказывают, отвечая на вопросы.
Результат: Дети познакомились с ударными музыкальными инструментами,
умеют отличать их друг от друга на слух, могут показать их на картинке и
показать, как на них играть. Знают содержание музыкальной сказки.
Методические указания учащимся и родителям для организации их
самостоятельной работы: по дороге домой, совместно с родителями,
попробовать услышанные вокруг звуки, привязать к музыкальным
инструментам.
Цель урока: Повторить названия ударных музыкальных инструментов.
Разучить и сыграть с подгруппой детей р.н.п. «Во саду ли, в огороде» на
деревянных ложках.
Задачи:
1. Повторить пройденный материал в форме игры
2. Дать детям прослушать песенку в записи и в собственном исполнении со
словами
3. Разобрать песенку «Во саду ли, в огороде» ритмически (на короткие и
длинные ноты) и определить текстовые ориентиры
4. Напомнить основные приёмы игры на деревянных ложках
Ход урока
Занятие проводится с подгруппой детей (8 человек).
В начале занятия муз.рук. предлагает повторить названия ударных
музыкальных инструментов в виде игры «Угадай по картинке» или «Угадай,
что звучит». Затем дети слушают сначала в записи, а затем в исполнении
музыкального руководителя р.н.п. «Во саду ли, в огороде». После
прослушивания педагог простукивает мелодию в ладоши с произношением
слов. Далее подробно разбирает песенку ритмически, поясняя, на каких
словах идет движение, а на каких остановка (таким образом дает понять, где
находятся короткие и длинные ноты). Совместно с детьми муз.рук.
проговаривает текст и обозначает слоги «ля» и «ла» в конце первого
предложения и слоги «лич» и «ко» в конце второго предложения, акцентируя
внимание на том, что на этих слогах происходит остановка.
Педагог раздаёт детям по две деревянных ложки и сам показывает, как
простучать ритм с произношением слов. Далее дети самостоятельно
простукивают ритм песенки под аккомпанемент музыкального руководителя.
Результат: Подгруппа детей знает содержание р.н.п. «Во саду ли, в огороде»,
может её ритмически простучать на деревянных ложках под аккомпанемент
музыкального руководителя, опираясь на текстовые ориентиры.
Методические указания учащимся и воспитателям данной группы для
организации их самостоятельной работы: показать детям в музыкальном
уголке деревянные ложки и попросить их вспомнить песенку, пройденную на
музыкальном занятии.
Цель урока: Повторить названия ударных музыкальных инструментов с
другой подгруппой детей. Разучить и сыграть с детьми песенку «Два весёлых
гуся» на металлофоне, используя ноты фа и соль.
Задачи:
1. Повторить пройденный материал
2. Дать детям прослушать песенку «Два весёлых гуся»
3. Определить текстовые ориентиры и разобрать песенку ритмически (на
короткие и длинные ноты)
4. Напомнить основной приём игры на металлофоне
5. Выучить название нот фа и соль и запомнить их цвет на инструменте
(зелёный и жёлтый)
Ход урока
Занятие проводится со второй подгруппой детей, которые в свою очередь
делятся на две группы.
Повтор названий ударных музыкальных инструментов проводится в виде
игры «Угадай по картинке» или «Угадай, что звучит». Далее муз.рук.
предлагает прослушать в записи и в собственном исполнении песенку «Два
весёлых гуся», обозначив куплет и припев. После прослушивания педагог
простукивает мелодию в ладоши с произношением слов. Слова припева
повторяются несколько раз для того, чтобы дети их заучили (так как в
припеве они будут петь)
Далее педагог подробно разбирает песенку ритмически, поясняя, на каких
словах идет движение, а на каких остановка (таким образом дает понять, где
находятся короткие и длинные ноты).
Затем музыкальный руководитель знакомит детей с нотами фа и соль,
показывает, как они звучат и показывает их местоположение на металлофоне,
опираясь на цвета.
Педагог делит детей на две группы и обозначает, что одна группа будет
играть ноту «фа» (зелёного цвета) по 4 раза короткими нотами, а вторая
группа будет играть ноту «соль» (жёлтого цвета) по 2 раза длинными нотами.
Совместно с детьми муз.рук. проговаривает текст, обозначает текстовые
ориентиры для каждой группы детей и напоминает, что припев они должны
петь. Под аккомпанемент дети играют на металлофонах.
Результат: Подгруппа детей знает содержание песенки «Два весёлых гуся»,
может её ритмически простучать. Дети запомнили слова припева и поют его.
Умеют показать на металлофоне ноты фа и соль и сыграть их.
Методические указания учащимся и родителям для организации их
самостоятельной работы: повторить слова песенки и названия нот, изученных
на музыкальном занятии (консультация для родителей)
Цель урока: Повторить названия ударных музыкальных инструментов с
подгруппой детей. Разучить и сыграть с детьми р.н.п. «Во поле берёза
стояла» на треугольниках и бубнах, используя два способа игры: удар и
тремоло.
Задачи:
1. Повторить пройденный материал в форме игры
2. Дать детям послушать р.н.п «Во поле берёза стояла»
3. Определить текстовые ориентиры и разобрать песенку ритмически
4. Изучить понятие сильной и слабой доли в песне
5. Напомнить два приёма игры на треугольнике и бубне
Ход урока
Занятие проводится с третьей подгруппой детей, которые в свою очередь
делятся на две группы. Повтор названий ударных музыкальных инструментов
проводится в виде игры «Угадай по картинке» или «Угадай, что звучит».
Далее муз.рук. предлагает прослушать в записи и в собственном исполнении
р.н.п. «Во поле берёза стояла». После прослушивания
педагог простукивает мелодию в ладоши с произношением слов и обозначает
два раздела в песне с опорой на текст. (первый раздел – «Во поле…», второй
раздел – «Люли…») Далее объясняется понятие сильной и слабой доли, счёт
до двух (пример: удары ладошками по левой и правой ноге. Удар левой рукой
– это «раз», сильная доля; удар правой рукой - «два», слабая доля). Без
музыкального сопровождения, педагог пропевает песенку под двухдольный
ритм, который задают дети. Вспомнив с детьми два приёма игры на
треугольнике и бубне (удар и тремоло), педагог обозначает, что первый
раздел будут играть дети на треугольниках, а второй – дети на бубнах.
Далее обговаривается ритм (для обеих групп одинаковый): два удара на
сильную долю и тремоло на две доли (на слово «стояла»). Сначала этот ритм
простукивается в ладоши, а затем на инструментах под музыкальное
сопровождение.
Результат: Подгруппа детей знает содержание песни «Во поле берёза стояла».
Дети могут обозначит два раздела в песне, опираясь на текст.
Дети умеют объяснить понятие сильной и слабой доли. Знают два основных
приёма игры на треугольниках и бубнах, могут их продемонстрировать.
Методические указания учащимся и их родителям для организации их
самостоятельной работы: закрепить понятие сильной и слабой доли
(консультация для родителей)
Цель урока: Закрепить знания всех детей о ударных музыкальных
инструментах. Изучить понятие «ансамбль».
Задачи:
1. Провести беседу с детьми об изученном материале
2. В виде игры поэкспериментировать с игрой в ансамбле на разных
инструментах
3. Организовать репетицию кукольного театра по музыкальной сказке
«Матрёшка»
4. Во второй половине дня представить изученный материал в концертном
исполнении
Ход урока
На занятие приглашаются все дети группы. В начале занятия проводится
беседа с детьми: Какие инструменты мы изучили? Какие песни мы слушали?
Далее детям предлагается провести эксперимент с игрой в ансамбле (перед
этим объяснить, что такое «ансамбль»). Педагог выбирает по одному ребёнку
из каждой подгруппы так, чтобы получилось 4 исполнителя на разных
инструментах (металлофон, деревянные ложки, треугольник и бубен).
Музыкальный руководитель каждому ребенку даёт простейшее задание,
например, ребёнок на металлофоне должен стучать ровными ударами ноту
фа, к нему присоединяется ребёнок с деревянными ложками, простукивая тот
же ритм. Ребёнок с бубном играет только на сильную долю, т.е. пропуская
каждую вторую ноту, а ребёнок на треугольнике играет тремоло. Задача
музыкального руководителя исполнить мелодию на своё усмотрение в
данном ритме. (По возможности дать попробовать всем детям принять
участие в ансамбле).
В конце занятия приглашаются воспитатели, которые показывают кукольный
театр. Вместе с детьми – исполнителями проводится репетиция, чтобы дети
знали в какой именно момент они играют ту или иную композицию.
Во второй половине дня в зал приглашаются дети из других групп и
демонстрируется кукольный театр по музыкальной сказке «Матрёшка» с
музыкальным сопровождением.
Результат:
Дети умеют объяснить, что такое ансамбль.
По итогам всех занятий, объединённых темой: «Ударные музыкальные
инструменты» и «Обучение игре по слуху», дети знают название
музыкальных инструментов. Могут продемонстрировать основные приёмы
игры. Умеют ритмически простукивать изученные песни, ориентируясь на
текст.
Методические указания учащимся, родителям и воспитателям для
организации их самостоятельной работы: периодически повторять
пройденный материал, обращаясь к музыкальным уголкам или
консультациям, представленными музыкальным руководителем.
Литература
Кононова Н.Г. «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных
инструментах» - Москва, Просвещение, 1990 г.
Радынова О.П. «Музыкальное развитие детей» - Москва, 1997 г.
Трубникова М. «Играем в оркестре по слуху» - Москва, 2000 г.
Тютюникова Т. «Шумовой оркестр снаружи и изнутри» - «Музыкальная
палитра» №6, 2006 г.
Замуруева О. «Развиваем музыкальный и ритмический слух» - Ростов-на-
Дону, Феникс, 2015 г.