Напоминание

Конспекты занятий с детьми старшей группы по музыкальному развитию с элементами обучения игре по слуху


Автор: Лебедева Анастасия Анатольевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №1 ОЦ п.г.т. Стройкерамика с/п "Детский сад "Звёздочка"
Населённый пункт: г.Самара
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Конспекты занятий с детьми старшей группы по музыкальному развитию с элементами обучения игре по слуху
Раздел: дошкольное образование





Назад




КОНСПЕКТ ПЯТЬ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ЗАНЯТИЙ С ВКЛЮЧЕНИЕМ

ЭЛЕМЕНТОВ ИГРЫ ПО СЛУХУ С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

Актуальность

Основной формой музыкальной деятельности в ДОУ являются занятия,

которые предусматривают не только слушание музыкальных произведений,

обучение их пению, движениям, но и обучение их игре на детских

музыкальных инструментах. В процессе игры на музыкальных инструментах

развиваются музыкальные способности (дети чётче воспроизводят ритм, у

них улучшается качество пения) и, прежде всего, развиваются все виды

музыкального слуха: звуковысотный, метроритмический,

ладогармонический, тембровый.

Эмоциональная сфера ребёнка обогащается постоянным общением с

различной музыкой. Детям очень нравится играть те же самые произведения

самостоятельно, которые они слышат на занятиях в аудиозаписи или в

исполнении музыкального руководителя.

Цель урока: Познакомить детей с ударными инструментами без определённой

высоты звука (барабаны, бубны, треугольник, деревянные ложки) и с

ударными мелодическими инструментами (металлофон).

Прочитать и пересказать музыкальную сказку «Матрёшка» (кукольный

театр), в которой музыкальное сопровождение будет исполняться детьми.

Задачи:

1. Закрепить знания детей об ударных (шумовых) музыкальных инструментах

с помощью наглядного материала

2. Показать основные приёмы игры на всех изучаемых инструментах

2.

Сформировать умение определять музыкальные инструменты по

звучанию на слух (найти сходства и отличия)

3. Рассказать детям содержание музыкальной сказки «Матрёшка»

Ход урока

Дети сидят на стульчиках вокруг музыкального руководителя. На столе

приготовлены атрибуты: картинки с изображением музыкальных

инструментов и музыкальные инструменты (ложки, бубны, треугольники,

барабаны, колокольчики и металлофоны).

Для начала музыкальный руководитель проводит беседу с детьми о том,

знают ли они какие – либо музыкальные инструменты, где они их слышали и

как на них играть. Затем по картинкам муз.рук. рассказывает об основных

особенностях тех или иных музыкальных инструментов и наглядно

показывает основные приёмы игры на инструментах.

Далее предлагается прослушать музыкальные отрывки, в которых звучат уже

знакомые музыкальные инструменты: песня «Барабанщик», р.н.п.

«Коробейники» (ансамбль ложкарей), И. Брамс «Колыбельная» (металлофон).

После прослушивания муз.рук. просит детей рассказать какие ассоциации

вызывает каждый инструмент, с какими природными звуками можно их

сравнить.

В качестве физминутки муз.рук. раздает детям имеющиеся музыкальные

инструменты, чтобы они самостоятельно попробовали поиграть на них, а

затем проводится игра «Какой инструмент звучит». В конце занятия

музыкальный руководитель читает вслух сказку «Матрёшка», а дети

пересказывают, отвечая на вопросы.

Результат: Дети познакомились с ударными музыкальными инструментами,

умеют отличать их друг от друга на слух, могут показать их на картинке и

показать, как на них играть. Знают содержание музыкальной сказки.

Методические указания учащимся и родителям для организации их

самостоятельной работы: по дороге домой, совместно с родителями,

попробовать услышанные вокруг звуки, привязать к музыкальным

инструментам.

Цель урока: Повторить названия ударных музыкальных инструментов.

Разучить и сыграть с подгруппой детей р.н.п. «Во саду ли, в огороде» на

деревянных ложках.

Задачи:

1. Повторить пройденный материал в форме игры

2. Дать детям прослушать песенку в записи и в собственном исполнении со

словами

3. Разобрать песенку «Во саду ли, в огороде» ритмически (на короткие и

длинные ноты) и определить текстовые ориентиры

4. Напомнить основные приёмы игры на деревянных ложках

Ход урока

Занятие проводится с подгруппой детей (8 человек).

В начале занятия муз.рук. предлагает повторить названия ударных

музыкальных инструментов в виде игры «Угадай по картинке» или «Угадай,

что звучит». Затем дети слушают сначала в записи, а затем в исполнении

музыкального руководителя р.н.п. «Во саду ли, в огороде». После

прослушивания педагог простукивает мелодию в ладоши с произношением

слов. Далее подробно разбирает песенку ритмически, поясняя, на каких

словах идет движение, а на каких остановка (таким образом дает понять, где

находятся короткие и длинные ноты). Совместно с детьми муз.рук.

проговаривает текст и обозначает слоги «ля» и «ла» в конце первого

предложения и слоги «лич» и «ко» в конце второго предложения, акцентируя

внимание на том, что на этих слогах происходит остановка.

Педагог раздаёт детям по две деревянных ложки и сам показывает, как

простучать ритм с произношением слов. Далее дети самостоятельно

простукивают ритм песенки под аккомпанемент музыкального руководителя.

Результат: Подгруппа детей знает содержание р.н.п. «Во саду ли, в огороде»,

может её ритмически простучать на деревянных ложках под аккомпанемент

музыкального руководителя, опираясь на текстовые ориентиры.

Методические указания учащимся и воспитателям данной группы для

организации их самостоятельной работы: показать детям в музыкальном

уголке деревянные ложки и попросить их вспомнить песенку, пройденную на

музыкальном занятии.

Цель урока: Повторить названия ударных музыкальных инструментов с

другой подгруппой детей. Разучить и сыграть с детьми песенку «Два весёлых

гуся» на металлофоне, используя ноты фа и соль.

Задачи:

1. Повторить пройденный материал

2. Дать детям прослушать песенку «Два весёлых гуся»

3. Определить текстовые ориентиры и разобрать песенку ритмически (на

короткие и длинные ноты)

4. Напомнить основной приём игры на металлофоне

5. Выучить название нот фа и соль и запомнить их цвет на инструменте

(зелёный и жёлтый)

Ход урока

Занятие проводится со второй подгруппой детей, которые в свою очередь

делятся на две группы.

Повтор названий ударных музыкальных инструментов проводится в виде

игры «Угадай по картинке» или «Угадай, что звучит». Далее муз.рук.

предлагает прослушать в записи и в собственном исполнении песенку «Два

весёлых гуся», обозначив куплет и припев. После прослушивания педагог

простукивает мелодию в ладоши с произношением слов. Слова припева

повторяются несколько раз для того, чтобы дети их заучили (так как в

припеве они будут петь)

Далее педагог подробно разбирает песенку ритмически, поясняя, на каких

словах идет движение, а на каких остановка (таким образом дает понять, где

находятся короткие и длинные ноты).

Затем музыкальный руководитель знакомит детей с нотами фа и соль,

показывает, как они звучат и показывает их местоположение на металлофоне,

опираясь на цвета.

Педагог делит детей на две группы и обозначает, что одна группа будет

играть ноту «фа» (зелёного цвета) по 4 раза короткими нотами, а вторая

группа будет играть ноту «соль» (жёлтого цвета) по 2 раза длинными нотами.

Совместно с детьми муз.рук. проговаривает текст, обозначает текстовые

ориентиры для каждой группы детей и напоминает, что припев они должны

петь. Под аккомпанемент дети играют на металлофонах.

Результат: Подгруппа детей знает содержание песенки «Два весёлых гуся»,

может её ритмически простучать. Дети запомнили слова припева и поют его.

Умеют показать на металлофоне ноты фа и соль и сыграть их.

Методические указания учащимся и родителям для организации их

самостоятельной работы: повторить слова песенки и названия нот, изученных

на музыкальном занятии (консультация для родителей)

Цель урока: Повторить названия ударных музыкальных инструментов с

подгруппой детей. Разучить и сыграть с детьми р.н.п. «Во поле берёза

стояла» на треугольниках и бубнах, используя два способа игры: удар и

тремоло.

Задачи:

1. Повторить пройденный материал в форме игры

2. Дать детям послушать р.н.п «Во поле берёза стояла»

3. Определить текстовые ориентиры и разобрать песенку ритмически

4. Изучить понятие сильной и слабой доли в песне

5. Напомнить два приёма игры на треугольнике и бубне

Ход урока

Занятие проводится с третьей подгруппой детей, которые в свою очередь

делятся на две группы. Повтор названий ударных музыкальных инструментов

проводится в виде игры «Угадай по картинке» или «Угадай, что звучит».

Далее муз.рук. предлагает прослушать в записи и в собственном исполнении

р.н.п. «Во поле берёза стояла». После прослушивания

педагог простукивает мелодию в ладоши с произношением слов и обозначает

два раздела в песне с опорой на текст. (первый раздел – «Во поле…», второй

раздел – «Люли…») Далее объясняется понятие сильной и слабой доли, счёт

до двух (пример: удары ладошками по левой и правой ноге. Удар левой рукой

– это «раз», сильная доля; удар правой рукой - «два», слабая доля). Без

музыкального сопровождения, педагог пропевает песенку под двухдольный

ритм, который задают дети. Вспомнив с детьми два приёма игры на

треугольнике и бубне (удар и тремоло), педагог обозначает, что первый

раздел будут играть дети на треугольниках, а второй – дети на бубнах.

Далее обговаривается ритм (для обеих групп одинаковый): два удара на

сильную долю и тремоло на две доли (на слово «стояла»). Сначала этот ритм

простукивается в ладоши, а затем на инструментах под музыкальное

сопровождение.

Результат: Подгруппа детей знает содержание песни «Во поле берёза стояла».

Дети могут обозначит два раздела в песне, опираясь на текст.

Дети умеют объяснить понятие сильной и слабой доли. Знают два основных

приёма игры на треугольниках и бубнах, могут их продемонстрировать.

Методические указания учащимся и их родителям для организации их

самостоятельной работы: закрепить понятие сильной и слабой доли

(консультация для родителей)

Цель урока: Закрепить знания всех детей о ударных музыкальных

инструментах. Изучить понятие «ансамбль».

Задачи:

1. Провести беседу с детьми об изученном материале

2. В виде игры поэкспериментировать с игрой в ансамбле на разных

инструментах

3. Организовать репетицию кукольного театра по музыкальной сказке

«Матрёшка»

4. Во второй половине дня представить изученный материал в концертном

исполнении

Ход урока

На занятие приглашаются все дети группы. В начале занятия проводится

беседа с детьми: Какие инструменты мы изучили? Какие песни мы слушали?

Далее детям предлагается провести эксперимент с игрой в ансамбле (перед

этим объяснить, что такое «ансамбль»). Педагог выбирает по одному ребёнку

из каждой подгруппы так, чтобы получилось 4 исполнителя на разных

инструментах (металлофон, деревянные ложки, треугольник и бубен).

Музыкальный руководитель каждому ребенку даёт простейшее задание,

например, ребёнок на металлофоне должен стучать ровными ударами ноту

фа, к нему присоединяется ребёнок с деревянными ложками, простукивая тот

же ритм. Ребёнок с бубном играет только на сильную долю, т.е. пропуская

каждую вторую ноту, а ребёнок на треугольнике играет тремоло. Задача

музыкального руководителя исполнить мелодию на своё усмотрение в

данном ритме. (По возможности дать попробовать всем детям принять

участие в ансамбле).

В конце занятия приглашаются воспитатели, которые показывают кукольный

театр. Вместе с детьми – исполнителями проводится репетиция, чтобы дети

знали в какой именно момент они играют ту или иную композицию.

Во второй половине дня в зал приглашаются дети из других групп и

демонстрируется кукольный театр по музыкальной сказке «Матрёшка» с

музыкальным сопровождением.

Результат:

Дети умеют объяснить, что такое ансамбль.

По итогам всех занятий, объединённых темой: «Ударные музыкальные

инструменты» и «Обучение игре по слуху», дети знают название

музыкальных инструментов. Могут продемонстрировать основные приёмы

игры. Умеют ритмически простукивать изученные песни, ориентируясь на

текст.

Методические указания учащимся, родителям и воспитателям для

организации их самостоятельной работы: периодически повторять

пройденный материал, обращаясь к музыкальным уголкам или

консультациям, представленными музыкальным руководителем.

Литература

Кононова Н.Г. «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных

инструментах» - Москва, Просвещение, 1990 г.

Радынова О.П. «Музыкальное развитие детей» - Москва, 1997 г.

Трубникова М. «Играем в оркестре по слуху» - Москва, 2000 г.

Тютюникова Т. «Шумовой оркестр снаружи и изнутри» - «Музыкальная

палитра» №6, 2006 г.

Замуруева О. «Развиваем музыкальный и ритмический слух» - Ростов-на-

Дону, Феникс, 2015 г.



В раздел образования