Напоминание

Ключевые навыки педагога при организации олимпиадной деятельности в начальной школе


Автор: Аккужаева Айжан Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОАУ "Лицей №5 имени Героя Российской Федерации А.Ж.Зеленко"
Населённый пункт: Оренбургская область, г.Оренбург
Наименование материала: статья
Тема: Ключевые навыки педагога при организации олимпиадной деятельности в начальной школе
Раздел: начальное образование





Назад




Обучающиеся 3-4 классов нашего лицея ежегодно принимают

участие

в

городских

олимпиадах

по

русскому

языку,

математике,

окружающему миру. Это и турнир знатоков русского языка, математический

турнир, лингвистическая карусель, исследовательские конференции разного

уровня. И для того, чтобы эта работа была эффективной мы создаём команду

учителей,

которая

занимается

организацией,

отбором

олимпиадного

материала, подготовкой обучающихся.

Эту работу мы начинаем уже во 2кл. Выявляем наиболее

подготовленных, одаренных высокомотивированных учащихся.

В октябре проводим отборочный тур, формируем группу одарённых

детей. При подготовке используем различные формы работы с учащимися.

- групповые занятия с одарёнными детьми;

- кружок «Я-исследователь»; ЗРЯ, РПС

- участие в дистанционных олимпиадах;

- работа по индивидуальным планам;

- научно-исследовательские конференции.

Безусловно, основной формой подготовки школьников к олимпиаде

является индивидуальная работа учителя.

На примере групповых занятий, расскажу, как мы используем навыки

командной работы педагогов.

В каждой параллели мы делимся на

подгруппы (по предметам). Каждый учитель имеет свою роль:

1.

Учитель-организатор

(или

лидер),

который

подбирает

олимпиадные задания, систематизирует их по тематическим папкам.

Например,

фразеологизмы,

ребусы,

пословицы

и

поговорки,

омонимы и т.д. Тем самым, создаётся некий «Банк заданий» в

электронном виде, который передаётся на следующий год другой

параллели. Им уже не нужно будет искать, а только дополнять.

2.

Учитель-реализатор, который проводит групповые занятия с

одаренными детьми.

Дети получают задания, например, по теме «Фразеологизмы», готовят

ответы на вопросы, работают с разными источниками информации как

самостоятельно, так и в группе. На групповых занятиях задания разбираются,

выявляются наиболее сложные задания, при необходимости, определяются

темы консультаций.

3.

Учитель-консультант, тренер, который консультирует родителей и

учащихся. Тренером может быть и школьник постарше, который

уже был победителем в нескольких олимпиадах и имеет опыт.

Заключительный этап командной работы - это рефлексия, способность

педагога к самоанализу.

На данном этапе необходимо проанализировать

результаты, выявить, упущения, недостатки, находки, не учтенные в

предыдущей

деятельности.

Это

обязательно

для

учителя,

так

как

положительно повлияет на качество подготовки к олимпиаде. Эта работа

идёт под руководством аналитика.

Таким образом, организуется совместная работа ради достижения общей

цели и разделяющая ответственность за полученные результаты.

Когда приходит время городской олимпиады или турнира, мы из

сформированной группы учащихся отбираем лучших, которые будут

представлять лицей. И дальше продолжаем групповые занятия. Подготовка к

олимпиаде ведётся в системе.

Такая

слаженная

работа,

безусловно,

приводит

к

стабильным

результатам. (слайд). Ежегодно учащиеся начальной школы занимают

призовые места в городских конкурсах. На слайде представлены результаты

олимпиадных мероприятий начальной школы за последние 3 года.

Для успешной подготовки школьников к олимпиадам необходимы

личностные навыки. Очень важным является желание учителя этим

заниматься. Нельзя добиться результатов, если нет внутренней мотивации

как у педагога, так и у учащегося.

В жизни человека огромную роль играют эмоции, поэтому уже на

подготовительном

этапе

нужно

формировать

эмоциональные

компетентности,

то

есть

способность

эффективно

управлять

с

собственными чувствами и желаниями, умение управлять собой.

При работе в данном направлении мы должны развивать креативное

мышление у детей. Но для этого оно должно быть хорошо развито у самих

педагогов. В случае с учителем креативное мышление ― это умение

увидеть,

что

ребенок

создал

нечто

новое,

освободиться

от

рамок

«правильности». Это одно из самых востребованных качеств личности в

современном мире. Креативный человек способен находить нестандартные,

совершенно новые решения в знакомых ситуациях, он умеет придумывать и

воплощать в жизнь новые идеи. Сейчас появляются учебники, в которых

ответ на задание не ограничивается исключительно одним вариантом

решения. (привожу пример из заданий)

Уважаемые коллеги, давайте посмотрим, насколько у вас развито

креативное мышление. Придумайте необычные способы применения для

обычного предмета. Например, карандаш. Найдите как можно больше

применений для карандаша, считайте сразу количество. Если вы придумали

более пяти способов, то поздравляю, у вас хорошо развито креативное

мышление. Если менее пяти, то необходимо вести работу в этом

направлении.

Креативные люди ищут множество ответов на один вопрос, а все остальные

ищут единственно правильный ответ из всех возможных. Так вот я вам

желаю найти множество нестандартных ответов на единственно возможный

ответ. И научить этому своих воспитанников.

Какие они будут, наши дети!

Ведь все это зависит лишь от нас,

И на пороге будущих столетий

Быть может, они будут лучше нас.

Спасибо за внимание!



В раздел образования