Автор: Михалюк Олеся Васильевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ "Новоогаревская средняя школа №19"
Населённый пункт: Щекинский район, Тульская область
Наименование материала: презентация
Тема: "Современные подходы к оценке образовательных достижений обучающихся в основной школе в соответствие с требованиями ФГОС".
Раздел: полное образование
Современные подходы к оценке
образовательных достижений обучающихся в
основной школе в соответствии с
требованиями ФГОС
Михалюк Олеся Васильевна
Как оценивать достижение новых целей –
сформированность действий, а не просто наличия знания?
ТРАДИЦИИ
Основной результат
образования – знания.
Основное средство
проверки– задания на
воспроизведение
знаний.
ФГОС – Общие положения:
Развитие личности обучающегося
на основе освоения универсальных
учебных действий познания и
освоения мира составляет цель и
основной результат образования.
Пр. ООП – СИСТЕМА ОЦЕНКИ:
•
При оценке результатов основную
ценность представляет не само по
себе освоение системы опорных
знаний и способность
воспроизводить их в стандартных
учебных ситуациях, а способность
использовать эти знания при
решении учебно-познавательных и
учебно-практических задач.
Как оценивать не только предметные результаты ?
ТРАДИЦИЯ
Результат, который
педагогическое сообщество
умеет четко и однозначно
фиксировать и оценивать –
это результат освоения
отдельных предметов
(предметные отметки).
ФГОС: ТРИ ГРУППЫ
РЕЗУЛЬТАТОВ
-
Личностные (самоопределение,
моральная ориентация,
смыслообразование);
-
Метапредметные (регулятивные,
познавательные, коммуникативные);
-
Предметные (система опорных знаний
и система предметных действий).
Пр. ООП – система оценки:
«комплексный подход к оценке
результатов образования,
позволяющий вести оценку
достижения обучающимися всех
трех групп результатов
образования: личностных,
метапредметных и предметных»
Как фиксировать результаты ?
ТРАДИЦИИ ФИКСАЦИИ
РЕЗУЛЬТАТОВ
В официальном журнале мы
видим отметку только по
предметам за «такое-то
число», когда изучалась
определенная тема.
«За что конкретно ребенок
получил эту отметку»
«Что именно ему надо
доработать?»
ФГОС – ТРЕБОВАНИЯ К
СИСТЕМЕ ОЦЕНКИ
Обеспечить возможность
регулирования образования
на основании полученной
информации о достижении
результатов.
Пр.ООП – диагностики:
-
Предметные контрольные
работы;
-
Метапредметные
контрольные работы;
-
Наблюдения, проекты и
проч.;
Сводятся в комплексную
оценку.
КАК РАЗВИВАТЬ САМООЦЕНКУ ШКОЛЬНИКОВ?
ТРАДИЦИЯ:
- Учитель ставит отметки
- Ученики получают отметки
- Учитель указывает на ошибки и
на необходимость их
исправления
ФГОС – Метапредметные
(регулятивные) результаты
ученика:
-
Умение планировать,
контролировать и оценивать
учебные действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями
ее реализации; определять
наиболее эффективные способы
решения; Формирование умения
понимать причины успеха
/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно
действовать в ситуациях неуспеха;
Пр. ООП – СИСТЕМА ОЦЕНКИ
«…предполагает вовлеченность в
оценочную деятельность как
педагогов, так и обучающихся»;
среди методов – «самоанализ и
самооценка».
Как по-новому использовать отметки, уровни
достижений?
ТРАДИЦИЯ
Пятибальная система. Точка
отсчета «идеальный
образец» (пятерка) от
которого «методом
вычитания», фиксацией
допущенных ошибок и
недочетов, формируется
оценка учеников.
Все ученики делятся на
стандартные категории
«отличников» и
«двоечников».
Пр. ООП ФГОС – система
оценки
За точку отсчета принимается
необходимый и реально
достигаемый опорный уровень.
Оценка ведется «методом
сложения», при котором
фиксируются достижения
опорного уровня и его
превышение. (поощрение
успеха…индивидуальная
траектория). Требует
переосмысления пятибалльной
шкалы. В частности
достижение опорного уровня –
безусловный успех ребенка,
исполнение им требований
Стандарта.
Оценочная деятельность в основной школе должна
строиться на принципах:
-
Оценивание является постоянным процессом;
-
Оценивание может быть только критериальным;
-
Оцениваться с помощью отметок могут только
результаты деятельности, но не личные качества;
-
Система оценивания выстраивается таким образом,
чтобы учащиеся включались в контрольно-
оценочную деятельность, приобретая навыки и
привычки к самооценке и взаимооценке;
-
В оценочной деятельности реализуется заложенный
в стандарте принцип распределения ответственности
между различными участниками образовательного
процесса.
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНИВАНИЮ,
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ (1)
-
«Портфолио»
-
- дает возможность удачно сочетать оценку учителя и
самооценку.
-
Учитель и ученики договариваются, какие задачи они будут
решать на определенном отрезке времени, затем учащимся
предлагается форма «Портфолио» для обобщения знаний и
осмысления работы.
-
Договариваются также о том, какие материалы составят
совокупный критерий.
-
Когда работа подойдет к концу, ученикам предлагается
выставить себе оценку, оценить работу товарища. Затем
преподаватель дает свой отзыв. «Портфолио» - это не просто
подборка работ, а заранее спланированное учеником
индивидуальное собрание достижений.
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНИВАНИЮ,
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ (2)
-
Пролонгированное оценивание (накопительный рейтинг) –
за отдельные этапы либо виды работ выставляется
определенное количество промежуточных баллов (очков). Итог
не выходит за рамки традиционной пятибалльной системы, зато
ученик имеет шанс превратить «3» в «5».
-
Многобальная система (от 10 и выше)– каждое задание в
зависимости от сложности, нестандартности и креативности,
оценивается по определенной пропорционально
увеличивающейся шкале. Как правило, подобная система
существует параллельно с пятибальной и охватывает
элективные и дополнительные курсы, а также проектно-
исследовательские виды деятельности.
ПОДХОДЫ К ОЦЕНИВАНИЮ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В
СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ(3)
-
Критериальная и Рейтинговая системы оценивания –
предусматривают переход от констатирующего к
накопительному статусу баллов. Как правило, она
основывается на интегральной оценке результатов всех видов
учебной деятельности учащегося, предусмотренных
образовательной программой.
Принципы рейтинговой системы оценивания
•
Оценка максимально широкого спектра достижений;
•
Оценка знаний с точки зрения их практической применяемости;
•
Не вердикт, а стимулирование; не констатация, а «вложение в
будущее»;
•
Никаких штрафных «вычетов» в накопительной части
рейтинга;
•
Включение личных достижений (портфолио);
•
Учет внешкольных форм оценивания, в том числе
международных (сертификатов, дипломов, грамот и т.д.);
•
Создание основы для выбора сфер и вида будущей
деятельности;
•
Использование принципа повышающих коэффициентов при
подсчете баллов.
Какой образовательный эффект от применения рейтинговой
системы оценивания?
•
Повышение учебной мотивации и ответственности;
•
Рост социальной активности;
•
Ориентация на успех;
•
Более адекватная самооценка;
•
Укрепление командного духа;
•
Осознанный жизненный выбор
Спасибо за внимание!