Напоминание

"Современные подходы к оценке образовательных достижений обучающихся в основной школе в соответствие с требованиями ФГОС".


Автор: Михалюк Олеся Васильевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ "Новоогаревская средняя школа №19"
Населённый пункт: Щекинский район, Тульская область
Наименование материала: презентация
Тема: "Современные подходы к оценке образовательных достижений обучающихся в основной школе в соответствие с требованиями ФГОС".
Раздел: полное образование





Назад




Современные подходы к оценке

образовательных достижений обучающихся в

основной школе в соответствии с

требованиями ФГОС

Михалюк Олеся Васильевна

Как оценивать достижение новых целей –

сформированность действий, а не просто наличия знания?

ТРАДИЦИИ

Основной результат

образования – знания.

Основное средство

проверки– задания на

воспроизведение

знаний.

ФГОС – Общие положения:

Развитие личности обучающегося

на основе освоения универсальных

учебных действий познания и

освоения мира составляет цель и

основной результат образования.

Пр. ООП – СИСТЕМА ОЦЕНКИ:

При оценке результатов основную

ценность представляет не само по

себе освоение системы опорных

знаний и способность

воспроизводить их в стандартных

учебных ситуациях, а способность

использовать эти знания при

решении учебно-познавательных и

учебно-практических задач.

Как оценивать не только предметные результаты ?

ТРАДИЦИЯ

Результат, который

педагогическое сообщество

умеет четко и однозначно

фиксировать и оценивать –

это результат освоения

отдельных предметов

(предметные отметки).

ФГОС: ТРИ ГРУППЫ

РЕЗУЛЬТАТОВ

-

Личностные (самоопределение,

моральная ориентация,

смыслообразование);

-

Метапредметные (регулятивные,

познавательные, коммуникативные);

-

Предметные (система опорных знаний

и система предметных действий).

Пр. ООП – система оценки:

«комплексный подход к оценке

результатов образования,

позволяющий вести оценку

достижения обучающимися всех

трех групп результатов

образования: личностных,

метапредметных и предметных»

Как фиксировать результаты ?

ТРАДИЦИИ ФИКСАЦИИ

РЕЗУЛЬТАТОВ

В официальном журнале мы

видим отметку только по

предметам за «такое-то

число», когда изучалась

определенная тема.

«За что конкретно ребенок

получил эту отметку»

«Что именно ему надо

доработать?»

ФГОС – ТРЕБОВАНИЯ К

СИСТЕМЕ ОЦЕНКИ

Обеспечить возможность

регулирования образования

на основании полученной

информации о достижении

результатов.

Пр.ООП – диагностики:

-

Предметные контрольные

работы;

-

Метапредметные

контрольные работы;

-

Наблюдения, проекты и

проч.;

Сводятся в комплексную

оценку.

КАК РАЗВИВАТЬ САМООЦЕНКУ ШКОЛЬНИКОВ?

ТРАДИЦИЯ:

- Учитель ставит отметки

- Ученики получают отметки

- Учитель указывает на ошибки и

на необходимость их

исправления

ФГОС – Метапредметные

(регулятивные) результаты

ученика:

-

Умение планировать,

контролировать и оценивать

учебные действия в соответствии с

поставленной задачей и условиями

ее реализации; определять

наиболее эффективные способы

решения; Формирование умения

понимать причины успеха

/неуспеха учебной деятельности и

способности конструктивно

действовать в ситуациях неуспеха;

Пр. ООП – СИСТЕМА ОЦЕНКИ

«…предполагает вовлеченность в

оценочную деятельность как

педагогов, так и обучающихся»;

среди методов – «самоанализ и

самооценка».

Как по-новому использовать отметки, уровни

достижений?

ТРАДИЦИЯ

Пятибальная система. Точка

отсчета «идеальный

образец» (пятерка) от

которого «методом

вычитания», фиксацией

допущенных ошибок и

недочетов, формируется

оценка учеников.

Все ученики делятся на

стандартные категории

«отличников» и

«двоечников».

Пр. ООП ФГОС – система

оценки

За точку отсчета принимается

необходимый и реально

достигаемый опорный уровень.

Оценка ведется «методом

сложения», при котором

фиксируются достижения

опорного уровня и его

превышение. (поощрение

успеха…индивидуальная

траектория). Требует

переосмысления пятибалльной

шкалы. В частности

достижение опорного уровня –

безусловный успех ребенка,

исполнение им требований

Стандарта.

Оценочная деятельность в основной школе должна

строиться на принципах:

-

Оценивание является постоянным процессом;

-

Оценивание может быть только критериальным;

-

Оцениваться с помощью отметок могут только

результаты деятельности, но не личные качества;

-

Система оценивания выстраивается таким образом,

чтобы учащиеся включались в контрольно-

оценочную деятельность, приобретая навыки и

привычки к самооценке и взаимооценке;

-

В оценочной деятельности реализуется заложенный

в стандарте принцип распределения ответственности

между различными участниками образовательного

процесса.

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНИВАНИЮ,

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ (1)

-

«Портфолио»

-

- дает возможность удачно сочетать оценку учителя и

самооценку.

-

Учитель и ученики договариваются, какие задачи они будут

решать на определенном отрезке времени, затем учащимся

предлагается форма «Портфолио» для обобщения знаний и

осмысления работы.

-

Договариваются также о том, какие материалы составят

совокупный критерий.

-

Когда работа подойдет к концу, ученикам предлагается

выставить себе оценку, оценить работу товарища. Затем

преподаватель дает свой отзыв. «Портфолио» - это не просто

подборка работ, а заранее спланированное учеником

индивидуальное собрание достижений.

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНИВАНИЮ,

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ (2)

-

Пролонгированное оценивание (накопительный рейтинг)

за отдельные этапы либо виды работ выставляется

определенное количество промежуточных баллов (очков). Итог

не выходит за рамки традиционной пятибалльной системы, зато

ученик имеет шанс превратить «3» в «5».

-

Многобальная система (от 10 и выше)– каждое задание в

зависимости от сложности, нестандартности и креативности,

оценивается по определенной пропорционально

увеличивающейся шкале. Как правило, подобная система

существует параллельно с пятибальной и охватывает

элективные и дополнительные курсы, а также проектно-

исследовательские виды деятельности.

ПОДХОДЫ К ОЦЕНИВАНИЮ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В

СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ(3)

-

Критериальная и Рейтинговая системы оценивания –

предусматривают переход от констатирующего к

накопительному статусу баллов. Как правило, она

основывается на интегральной оценке результатов всех видов

учебной деятельности учащегося, предусмотренных

образовательной программой.

Принципы рейтинговой системы оценивания

Оценка максимально широкого спектра достижений;

Оценка знаний с точки зрения их практической применяемости;

Не вердикт, а стимулирование; не констатация, а «вложение в

будущее»;

Никаких штрафных «вычетов» в накопительной части

рейтинга;

Включение личных достижений (портфолио);

Учет внешкольных форм оценивания, в том числе

международных (сертификатов, дипломов, грамот и т.д.);

Создание основы для выбора сфер и вида будущей

деятельности;

Использование принципа повышающих коэффициентов при

подсчете баллов.

Какой образовательный эффект от применения рейтинговой

системы оценивания?

Повышение учебной мотивации и ответственности;

Рост социальной активности;

Ориентация на успех;

Более адекватная самооценка;

Укрепление командного духа;

Осознанный жизненный выбор

Спасибо за внимание!



В раздел образования