Автор: Матанова Светлана Дугаровна
Должность: преподаватель истории
Учебное заведение: ГАПОУ РС(Я) "Региональный технический колледж в г. Мирном"
Населённый пункт: г. Мирный РС(Я)
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Перспективные направления развития Республики Саха (Якутия) на современном этапе" История (ОГСЭ)
Раздел: полное образование
Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия)
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Республики Саха (Якутия)
«Региональный технический колледж в г. Мирном»
РЕСПУБЛИКАНСКИЙ КОНКУРС ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
«ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ГОДА – 2017 г.»
ПЛАН КОНСПЕКТ УРОКА
Дисциплина: История
Тема занятия: Перспективные направления развития Республики Саха (Якутия) на современном этапе
Разработчик: Матанова Светлана Дугаровна,
участник республиканского конкурса преподавателей
профессиональных образовательных организаций Республики Саха (Якутия)
«Преподаватель года – 2017 г.»
Якутск, 2017 г.
План конспект урока
Методическая разработка преподавателя Мирнинского регионального технического колледжа
Матановой Светланы Дугаровны
Дисциплина: История
Время проведения: 06.12.2017 г.
Тема занятия: Перспективные направления развития Республики Саха (Якутия) на современном этапе.
Место занятия: Урок в теме «Перспективы развития РФ в современном мире», Истории (ОГСЭ), (5 часов).
Цель
занятия:
- Определить перспективные направления национальной и социально-экономической политики
Республики Саха (Якутия) к 2030 г., понять, какой мы хотим видеть будущее Якутии
Задачи
Образовательные:
Формирование умений извлекать необходимую информацию из различных источников.
Общение
в
пределах
степени
осознания
содержанияи
понимания
учебной
задачи,
предъявляемой
для
индивидуальной и коллективной деятельности
Побуждение студентов к размышлению о дальнейших путях развития Республики Саха (Якутия)
Развивающие:
Развивать у студентов умение анализировать и аргументировать свой ответ.
Развитие устной монологической и диалогической речи
Развитие навыков индивидуальной и групповой работы, взаимодействия в различных организационных
формах
диалога
и
полилога
через
планирование
совместных
действий,
обсуждения
процессов
и
результатов
деятельности, дискуссии.
Воспитательные:
Воспитание
уважительного
отношения
к
чужому
мнению,
культуры
учебного
труда,
требовательного
отношения к себе и своей работе
Воспитание у студентов любви к Родине, интереса к учебе в целом и истории в частности.
Формируемые компетенции:
ОК.2. Организовывать собственную деятельность, исходя из целей и способов ее достижения, определенных
руководителем.
ОК.4.
Осуществлять
поиск
и
использование
информации,
необходимой
для
эффективного
выполнения
профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК.6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
Форма работы: Деловая игра
Методы:частично-поисковый
Тип занятия: обобщение, систематизация знаний
Средства
ИКТ: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, презентация, наличие интернета, видеоматериал,
система голосования приложение SurveyMonkey.
Учебники, методические указания: раздаточный материал, карточки с опорными словами, Проект «Стратегии
развития Республики Саха (Якутия) до 2030 гг.»
ПЛАН УРОКА
I.
Организационный этап.
II.
Этап подготовки студентов к активному сознательному усвоению знаний.
III.
Основной этап.
IV.
Этап закрепления полученных знаний и умений.
V.
Заключительный этап.
Планируемые результаты
Этапызанятий
, планируемое
время*
Содержание этапа
Для
преподавателя
Длястудентов
Деятельность преподавателя, ее содержание, формы и
методы
Деятельность
обучающихся, ее
содержание, формы и
методы
1.Организационный момент (5 минут)
-Создать
у с л о в и я
д л я
включения
с т уд е н т о в
в
учебную
деятельность,
расположить
к
себе
незнакомую
аудиторию;
-
способствовать
повышению
мотивации
учения.
Учитель
продумывает
количество
ч е л о в е к
в
подгруппах,
осуществляет
равномерное
деление
студентов
на
группы.
-Включиться
в
учебную
деятельность;
-Подготовиться
к
выполнению
учебной
задачи.
I.
Организационн
ый этап
2 мин
Слово преподавателя:
«Здравствуйте, уважаемые студенты! Члены комиссии!
Меня
зовут
Светлана
Дугаровна,
я
преподаватель
Мирнинского Регионального Технического Колледжа.
Я
рада
сегодняшней
встрече,
нашему
знакомству
и
мне
хотело сь
бы,
чтобы
урок
прошел
в
ат м о с ф е р е
сотрудничества, доверия и взаимопонимания.
Урок
истории-это
изучение
основных
закономерностей
развития общества со времен его возникновения до наших
дней.
Но
вы
уже
завершили
общеобразовательный
цикл
истории,
и
сегодня
мы
попробуем
выявить
основные
направления развития человечества на современном этапе.
Приветствуют
преподавателя,
н а с т р а и в а ю т с я
н а
продуктивную работу.
II. Этап подготовки студентов к активному сознательному усвоению знаний и умений
Ц ели
э т апа
д о с т и г а ю т с я
посредством:
- П од в е д е н и я
с т уд е н т о в
к
самостоятельной
формулировке
II. Этап
подготовки
студентов к
усвоению
Все мы знаем, что на сегодняшний день Республика Саха
(Якутия)
–
стратегически значимый субъект Российской
Федерации.
Слушают
преподавателя
темы
занятия
и
постановки
общей цели;
-Планирования
с туд е н т а м и
с п о с о б о в
д о с т и ж е н и я
намеченной цели
знаний и
умений
10 мин.
Мы гордимся, что наша Республика относилась и относится
к важнейшим минерально-сырьевым и горнодобывающим
регионам, по рейтингу общих запасов природных ресурсов
Якутия занимает первое место в Российской Федерации.
Сегодня, в мире существует большое количество стран, и
они
развиты
т.е.
смогли
перестроить
свою
экономику
и
превратились в динамически развитые страны, такие как
Норвегия, Канада, ОАЭ.
Как вы думаете, от чего зависит успешное развитие любого
региона? (от природных ресурсов).
А при истощении природных ресурсов, что будет
происходить с республикой?
А если отсутствуют природные ресурсы, что делать? Как
развивать экономику?
Да,
конечно
-
развивать
другие
направления
и
это
называется
Диверсифика́
цией
Действительно,
наша
республика
сегодня
развивается
по
очень
многим
направлениям
и
целью
нашего
урока
является
определение
перспективных
направлений
национальной
и
социально-экономической
политики
Республики Саха (Якутия) к 2030 г., Мы должны понять,
какой мы хотим видеть будущее Якутии.
Поэтому, тема нашего урока: «Перспективные направления
развития Республики С (Я)»
Если в мировой экономике существуют модели
диверсификации, то и у нас в Республике разработана своя
модель диверсификации, т.е. разработан проект «Стратегия
социально-экономического развития».
Этот
документ
имеет
Правовую
основу.
Стратегии
составляют
Федеральный
закон
от
28
июня
2014
года
№172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской
Отвечают
Отвечают на вопросы.
Диверсифика́
ция
(изменение,
разнообразие;)расшир
ение
ассортимента
выпускаемой
п р о д у к ц и и
и
переориентация
р ы н к о в
с б ы т а ,
освоение
новых
видов
производств
с
целью
повышения
эффективности
производства,
получения
экономической выгоды
Перенастроить,
усовершенствовать.
Федерации»,
Закон
Республики
Саха
(Якутия)
«О
стратегическом
планировании
в
Республике
Саха
(Якутия)».
-Ребята,
прошло
общественное
обсуждение
этого
документа, кто-то из вас знает о сути этого важнейшего
документа?
-А сейчас мы проведем Дэлфи-опрос, чтобы узнать, какие
направления вы считаете перспективными.
Вопросник:
1 ) В ы бе р и т е
н а и б ол е е
р а з в и ва ю щ у ю с я
о т р а с л ь
промышленности:
IT технологии
Логистика
Малый и средний бизнес
Горнодобывающая отрасль
Перерабатывающая отрасль
Сельскохозяйственная отрасль
Нефтедобывающая отрасль
Животноводство
2) Как правильно называются экономические зоны развития
Якутии?
1
группа:
Арктическая,
Центральная,
Западная,
Северо-
Восточная, Южная?
2 группа: Северная, Южная, Западная, Восточная?
Входят в мессенджер и
отвечают
на
вопросы
программы
SurveyMonkey
Это
поможет
нам
сориентироваться
и
запланировать
способы достижения намеченной цели. (Создан опросник на
базе андроидаSurveyMonkey)
Подключитесь.
Войдите
в
опросник
и
ответьте
на
поставленные вопросы.
Время
очень
ограниченно,
поэтому
быстро
заходим
на
данное приложение и отвечаем на вопросы.
III. Основной этап
-Обеспечить
понимание
планируемого
результата
деятельности,
основных
п у т е й
е г о
достижения;
-
Способствова
ть
развитию
познавательн
ых
способностей
обучающихся
посредством
использования
самостоятельн
ой работы при
выполнении
заданий;
-Создать
условия
для
максимальной
реализации
ситуации
- П о к а з а т ь
и
применить
свои
знания и умения
при выполнении
заданий;
-проявлять
интеллектуальну
ю,
творческую
инициативу
при
выполнении
заданий;
-Осуществлять
к о н т р о л ь
и
взаимоконтроль
результатов
заданий;
-Выявить
трудности
при
выполнении
заданий
III.
Основной
этап
15 мин
Преподаватель выводит данные опроса на экран. На доске
появляются итоги опроса.(Диаграмма)
Ответ 1.
IT технологии- _
Логистика_
Малый и средний бизнес_
Горнодобывающая отрасль_
Сельскохозяйственная отрасль_
Нефтедобывающая отрасль_
Животноводство_
Мы получили такие данные и давайте проанализируем с
вами сложившуюся ситуацию.
(Совместно анализируют, анализ зависит от результатов)
Вот
ребята,
вы
видите,
что
результат
наш
не
совсем
однозначен. Для этого и разработана Стратегия социально-
экономического развития.
Работа с картой по зонам экономического развития Якутии.
Как вы думаете, кто определяет перспективные направления
развития?
Оказывается,
эту
важнейшую
функцию
выполняют
различные
министерства
нашей
республики.
И
сейчас
я
предлагаю вам поработать в этих министерствах.
Представьте
себе,
Вы
сейчас
все
у п р а вл е н ц ы .
Истеблишмент
Якутии.
Возглавляете
ряд
Министерств.
Разрешите представить:
1)
М и н и с т р
п р ом ы ш л е н н о с т и
и
г е о л о г и и
С о в м е с т н о
с
преподавателем
анализируют
полученные данные.
Студентам
выдаются
б е й д ж и к и
с
Ф И О
министров
«успешности»
каждого
студента;
-формировать
умение
анализировать
результаты
своей работы;
Формировать
у
обучающихся
самооценку
качества
своей работы
От
ка ж д о го
министерства
предполагаетс
я
и з у ч е н и е
перспектив
развития
экономически
х
з о н
и
вынесение
конкретных
предложений
п о
и х
развитию.
Актуализироват
ь
о п о р н ы е
знания.
Организовать
самостоятельну
ю работу.
Через
в к л ю ч е н и е
в
роль
министерских
работников
от
лица
представляемой
ведомости
рассмотреть
и
предложить
пути
развития
отдельно
взятой
экономической
зоны.
Выводы
Р е с п у б л и к и
С а х а
( Я к у т и я ) ,
2
заместителя_________________________
2)
Министр
связи
и
информационных
технологий
Р е с п у б л и к и
С а х а
( Я к у т и я ) ,
2
заместителя_______________
3)
Министр
транспорта
и
дорожного
хозяйства
Р е с п у б л и к и
С а х а
( Я к у т и я ) ,
2
заместителя_______________
4)
М и н и с т р
и н в е с т и ц и о н н о го
р а з в и т и я
и
предпринимательства
Республики
Саха
(Якутия),2
заместителя_________________
5)
Министржилищно-коммунального
хозяйства
и
э н е р г е т и к и
Р е с п у б л и к и
С а х а
( Я к у т и я ) ,
2
заместителя_____________________
(Таблички
с
ФИО,
должно сть).
Сейчас
ка ж д о е
министерство
должно
будет
рассмотреть
пути
развития
наших экономических зон и предложить свое видение по
дальнейшему пути их развития.
Я
попрошу
вас
проявить
максимальную
серьезность
и
ответственность.
Так вот, ребята, обязательным и предварительным этапом
при
разработке
стратегических
и
маркетинговых
планов
является SWOT анализ. (Словарная работа)- Это анализ
сильных
и
слабых
сторон
организации,
а
также
возможностей
различных
рисков
и
угроз
со
стороны
внешней среды.
Работа министерств
На доске появляется слайд. Давайте перечислим сильные
стороны.
+Сильные стороны
+Значительные запасы природных ресурсов
+Уникальный туристско-рекреационный потенциал
+ Транзитный потенциал.
Надевают таблички на
грудь,
выставляются
н а
с тол
а т р и бу т ы
заседания.
S W O T
а н а л и з -
раскрывают совместно
с
п р е п о д а в а т е л е м
значение слова
Это анализ сильных и
слабых сторон
организации, а также
возможностей
различных рисков и
угроз со стороны
внешней среды.
+ Широкая научная база.
+.Стабильная социальная ситуация.
+ Высокий уровень человеческого капитала
+ Благоприятная экологическая ситуация
+ Присутствие мировых и российских компаний
- Ну а в чем наши Слабые стороны
-Экстремальные природно-климатические условия
- Сырьевая экспортно-ориентированная модель экономики
- Неразвитость транспортной инфраструктуры.
-Технологическая изолированность энергосистемы
-Неразвитость инженерной и социальной инфраструктуры
- Очаговый характер расселения
- Дисбаланс концентрации трудовых ресурсов
-Отсутствие телекоммуникационной инфраструктуры
Что мы можем сделать для развития Якутии?
Мы
можем
воздействовать
на
Экстремальные
природно-
климатические условия? Нет.
А
можем
диверсифицировать
экономику
республики
и
отойти безболезненно от сырьевой модели развития? Что
для этого мы должны развивать?
Возможности
Развитие IT-сектора
Комплексные научные экспедиции
Создание инновационного центра
Разработка
технологий
и
предоставление
у с л у г
естественного длительного хранения в вечной мерзлоте
Создание опорной зоны развития российской Арктики.
Внедрение энергосберегающих технологий
Мультимодальные транспортные системы нового качества
Формирование
диверсифицированных
территориальных
кластеров
Спрос на экологическую продукцию и услуги
-Это были возможности, а какие могут возникнуть риски
при выполнении поставленных задач?
Угрозы
Перечисляют,
называют все сильные,
с л а б ы е
с т о р о н ы ,
возможности и риски.
экономические
зоны
–
э т о
к р у п н ы е
территориальные
образования,
характеризующиеся
географической
близостью,
наличием
общих экономических,
с о ц и а л ь н ы х
и
-Ухудшение
конъюнктуры
мировых
рынков
сырья,
добываемого на территории Якутии
-Перспективы
технологий
создания
и
использования
искусственных алмазов.
-Растущее качество инфраструктуры и пространства других
регионов,
влияющее
на
выбор
региона
для
жизни
и
инвестиций
- Снижение качества человеческого капитала
-Количественный и качественный дисбаланс между спросом
и предложением рабочей силы
-Изменения федеральной политики в отношении регионов
-Миграция капиталов за пределы республики и сокращение
налоговых платежей
- Усиление техногенного воздействия на природные
комплексы.
(Выводится на доске)
Уважаемые министры, в своей работе вы должны всегда
опираться
на
сильные,
слабые
стороны,
просчитывать
возможности и риски.
культурных
связей,
схожестью
природно-
климатических
условий.
Создать
условия
для
максимальной
реализации
ситуации
«успешности»
каждого
студента;
-формировать
умение
анализировать
результаты
своей работы;
Демонстрация
у м е н и й
и
н а в ы ко в
п р и
выполнении
заданий деловой
игры.
Центральная
экономическая зона
представлена
ГО
«Город
Якутск»
и
«Поселок
Жатай»,
Амгинским,
Горным,
Кобяйским,
Мегино-
Кангаласским,
Намским,
ТаттинскимУсть-
Алданским,
Хангаласским
и
Чурапчинским
муниципальными
Каждому
министерству
предоставляется
с л о в о ,
к а к и е
о н и
предпримут
шаги
для
развития Центральной
Якутии
районами.
Центральная
Я к у т и я ,
г д е
проживает порядка
53,7%
населения
республики,
специализируется
на
промышленности
строительных
материалов,
сервисном бизнесе,
агропромышленно
м производстве.
Западная
экономическая зона
с
ч и с л е н н о с т ью
23,9%
населения
республики,
куда
входят
Ленский,
Мирнинский,
Олекминский,
Вилюйский,
Верхневилюйский,
Н ю р б и н с к и й
и
Сунтарский
муниципальные
районы,
характеризуется,
к а к
ц е н т р
алмазодобычи
и
нефтегазодобычи, а
также
лесопереработки
и
развития
сельского
хозяйства.
Каждому
министерству
предоставляется
с л о в о ,
к а к и е
о н и
предпримут
шаги
для
развития
Западной
Якутии.
Н а
т е р р и т о р и и
Южной
экономической
зоны, включающей
Нерюнгринский
и
Алданский
муниципальные
районы (более 12%
населения
республики),
активно
разрабатываются
месторождения
золота и угля. Доля
промышленности в
экономике
Южной
Якутии
достигает
85%.
Ключевую
р о л ь
в
экономическом
развитии
Южной
Я к у т и и
и г р а е т
транспортная
доступность,
обеспечивающая
постоянную
надежную
связь
с
другими регионами
страны
и
создает
у с л о в и я
д л я
освоения
ресурсов
макрорайона.
Каждому
министерству
предоставляется
с л о в о ,
к а к и е
о н и
предпримут
шаги
для
р а з в и т и я
Ю ж н о й
Якутии.
Восточная
экономическая зона
включает
в
себя
Томпонский,
Усть-
М а й с к и й
и
Оймяконский
муниципальные
р а й о н ы
( 3 , 1 %
населения
республики).
Конкурентные
преимущества
з а к л ю ч а ю т с я
в
наличии
крупных
месторождений
полезных
ископаемых:
Нежданинское
месторождение
золота,
Верхнее-
Менкеченскоесереб
ро-
полиметаллическое
месторождение,
Агылкинское
медно-
вольфрамовое
месторождение
со
значительными
запасами серебра.
Каждому
министерству
предоставляется
с л о в о ,
к а к и е
о н и
предпримут
шаги
для
р а з в и т и я
С е в е р о -
Восточной Якутии.
Вывод по игре:
Итак, с чем вы познакомились в ходе
данной игры?
Вы увидели, что наша Якутия делится
на
несколько
зон.
Что
каждая
зона
отличается
от
другой
и
имеет
свои
особенности.
С
к а к и м и
т е р м и н а м и
в ы
познакомились в ходе игры?
Неважно
какую
профессию
вы
получите, я надеюсь, что полученные
знания не будут лишними в знании
развития республики, в которой мы с
вами проживаем.
Наименее развитой
т е р р и т о р и е й
с
населением
7,2%
численности
республики
является
Арктическая
экономическая зона
Якутии (Абыйский,
Аллаиховский,
Анабарский,
Булунский,
Верхнеколымский,
Верхоянский,
Жиганский,
Момский,
Нижнеколымский,
Оленекский,
Среднеколымский,
Усть-Янский,
Эвено-
Бытантайский
муниципальные
районы),
которой
характерны
традиционные
формы
природопользовани
я
(оленеводство,
о х о т н и ч и й
и
рыболовный
промысел).
Каждому
министерству
предоставляется
с л о в о ,
к а к и е
о н и
предпримут
шаги
для
развития
Арктической
части
Смотрят
в и д е о ф р а гм е н т
и з
фильма
Айсена Николаева
«Якутия 2035»
Студенты перечисляют
прилагательные,
ВИДЕО(резервное время)
словосочетания
какой
о н и
в и д я т
н а ш у
республику в будущем
Якутии.
Заключительный этап урока
Ц е л и
э т а п а
д о с т и г а ю т с я
посредством:
- о б ъ я в л е н и я
р е з у л ь т а т о в
проделанной работы;
-рефлексия.
Рефлексия
3 мин
Человек
находится
в
центре
всех
процессов
и
явлений.
Люди-
это
главное
достояние,
именно
их
принимаемые
решения влияют на стратегическое развитие республики,
поэтому
будущее,
ребята,
зависит
от
ВАС!(Обратить
внимание на баннер).
.
*В течение урока возможны изменения