Автор: Белкова Наталья Анатольевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №2 «Радуга»
Населённый пункт: г.Лодейное Поле
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Фольклор, его роль в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
«Дитятко – что тесто: как замесил, так и выросло»
Народная мудрость
Педагогическая мысль в России всегда развивалась на почве традиций,
уходящих своими корнями далеко вглубь веков.
В нашу современную жизнь возвращается огромный пласт православной
славянской культуры. Древняя культура наших предков, которую некоторые
считают забытой, до сегодняшнего дня продолжает жить в наших
повседневных обычаях.
Нравственно – патриотическое воспитание детей – не новая область
дошкольной педагогики, практическое и теоретическое значение которой
осуществляется в настоящее время, в советской педагогике ей так же
уделялось большое внимание.
Но современный мир показывает, что нельзя забывать свою культуру,
народные особенности иначе появится много охотников, желающих
переделать историю на свой лад. «Кто выстрелит в Прошлое из пистолета, в
того Будущее выстрелит из пушки…», - писал Расул Гамзатов в своём
произведении «Мой Дагестан».
Дошкольное детство – ответственный период жизни человека, в нем
закладываются основы правильного отношения к окружающему миру,
целостной ориентации в нем. Народная культура – одно из средств
нравственного, познавательного и эстетического развития детей.
Современный дошкольник живет во время, когда русская культура, родной
язык испытывают влияние иноязычных культур. На экранах телевизора
ребенок видит диснеевские мультфильмы, героями современных детей
становятся персонажи иностранных фильмов. А как же наши сказочные
герои, чудесные мультфильмы советского периода, изумительные фильмы-
сказки, где добро побеждает зло?
Вспомним слова академика Д.С.Лихачева: «Русский народ не должен терять
своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета,
достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны
забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе,
языке, живописи. Рациональные отличия сохранятся и в двадцать первом
веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей
знаний».
Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и
лежать в основе его личности. И одним из средств духовно-нравственного
воспитания дошкольников является устное народное творчество. Неслучайно
фольклор с давних времен должным образом оценивается в разных аспектах:
как средство педагогического воздействия, как средство психолого-
педагогического изучения ребенка, как средство формирования духовно-
нравственной культуры, как средство обогащения словарного запаса детей и
как средство передачи красоты и образности русского языка. Только
произведения устного народного творчества удивительным образом
совмещают в себе глубокую мудрость, легкость осознания и простоту
запоминания, соответствующие психофизиологическим особенностям
дошкольников.
В нравственно – патриотическом воспитании центральным
понятием является взаимодействие отдельно взятого организма со средой его
обитания, в социуме и функционирования в социальной сфере.
Содержание патриотического воспитания включает в себя два аспекта:
•
передачу нравственных знаний и их трансформацию в отношения.
Знания являются обязательным компонентом процесса формирования начала
родной культуры, а отношения – конечным его продуктом.
Ознакомление с конкретными примерами жизни наших предков, их связи с
определенной средой обитания и полной зависимости от неё позволяет
сформировать у детей первоначальные представления этнического характера.
Дети усваивают, что механизмом связи является приспособленность к среде
обитания, соблюдение обычаев. Знакомясь с бытом древних славян, дети
учатся любить свою родину, узнают обычаи своей страны, учатся сравнивать
и находить точки соприкосновения древнего мира и современного, различать
характер их потребностей во внешних компонентах среды на разных стадиях
развития.
•
вторая позиция позволяет познакомить детей с многообразием форм
живой русской культуры.
Элементарные, наглядно представленные зависимости социальных явлений
доступны уже детям младшего дошкольного возраста.
Задача родителей состоит в том, чтобы в результате совместного творчества
дети смогли осознать эти зависимости и понять: от практических действий,
поведения, усилий (их и взрослых) зависит состояние, благополучие и сама
жизнь в социуме. Другими словами: «Поступай с другими так, как хочешь,
чтобы поступили с тобой». Дети оперируют наглядными образами и делают
выводы на основе наглядно-образного мышления, которое преобладает у
дошкольников.
Знакомство детей с обрядами и обычаями нашего народа, способствует не
только нравственно-патриотическому воспитанию, но и формированию у
ребенка позитивного отношения к миру и к самому себе. Наши предки
оставили нам воистину неисчерпаемый источник народной мудрости.
Немного творчества, выдумки, импровизации и из старых обрядовых
народных гуляний получатся замечательные праздники для наших детей. Для
того, чтобы воспитать гармонично развитую личность необходимо с раннего
возраста воспитывать в ребёнке познавательные способности, поскольку
любой стране нужны разносторонне развитые, интеллектуально-
подкованные, гармонично-слаженные личности.