Напоминание

«Путешествие по дорогам сказок с музыкой Сергея Баневича»


Автор: Мареева Ольга Алексеевна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МБУДО Детская школа искусств г. Дальнегорска
Населённый пункт: город Дальнегорск
Наименование материала: Сценарий школьного мероприятия
Тема: «Путешествие по дорогам сказок с музыкой Сергея Баневича»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение

Дополнительного образования

Детская школа искусств г. Дальнегорска

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

для Детской филармонии

«Путешествие по дорогам сказок с музыкой Сергея

Баневича

»

Разработчик: Мареева Ольга Алексеевна – преподаватель высшей

квалификационной категории по классу фортепиано

МБУДО ДШИ г. Дальнегорска

2023г.

Содержание

I.

Введение. Цели и задачи.

- Проблемы развития учащихся средствами музыки;

- Задачи педагога.

- Воспитание сценической выдержки.

II.

Сценарий.

«Путешествие по дорогам сказок с музыкой С. Баневича»:

- «Стойкий оловянный солдатик»;

- «Соловей»;

- «Снежная королева».

III.

Заключение.

ДЕТСКАЯ ФИЛАРМОНИЯ

«Путешествие по дорогам сказок с музыкой Сергея Баневича»

20.04.2023г.

Введение

Без зачатков положительного и прекрасного

нельзя выходить человеку в жизнь из детства,

без зачатков положительного и прекрасного

нельзя пускать поколение в путь.

Ф.М.Достоевский

В современном мире, при ускоренном, напряженном ритме жизни

трудно переоценить роль Детской школы искусств в воспитании детей. Здесь

ребенок попадает в другой мир, где нет сидения за компьютером, а есть

общение, живой разговор, звуки музыки.

Сегодня особую актуальность приобретает проблема развития учащихся

средствами музыки, как вида искусства. Ведь основная группа учащихся не

ориентирована на дальнейшее профессиональное образование. Мы сегодня

обучаем практически всех желающих.

Согласно данным детской психологии, только яркий эмоциональный

тонус создает условия для образования устойчивых рефлекторных навыков.

Если у ребенка нет положительного тонуса, то новые рефлекторные связи не

образуются, а возникшие не закрепляются. Именно этими

законами

психологии,

наряду

с

методическими

установками,

должен

руководствоваться педагог в своей работе с детьми.

Едва ли не главная задача педагога сделать так, чтобы учеба в

музыкальной школе не внушала ребенку стойкой неприязни к работе за

инструментом.

Важно, чтобы понятие «надо» незаметно перешло в «хочу». К

сожалению, чаще мы сталкиваемся с обратным процессом. Педагогу

приходится искать всевозможные пути. Надо быть гибким, увлеченным,

умелым. И здесь неоценимую помощь могут оказать родители.

В моем классе существует многолетняя практика проведения

родительских собраний с концертами учеников класса, тематических

вечеров.

Вот некоторые темы таких собраний:

- «Учимся для себя – радуем всех»;

- «Учеба без слез и капризов»;

- «Страницы музыкальных историй»;

- «Советы родителям маленьких музыкантов».

Подготовка к таким мероприятиям всегда вызывает интерес и

объединяет учеников в общем стремлении сделать это событие интересным,

ярким,

запоминающимся.

Благодаря

этому

решаются

многие

воспитательные задачи: ребята чувствуют ответственность, причем, не

только за себя, но и за других. Ведь от участия каждого зависит успех целого.

На репетициях все слушают друг друга, учатся анализировать исполнение

других

учеников,

малыши

учатся

слушать

и

слышать.

В

процессе

обсуждения,

которое

проходит

в

доброжелательной

атмосфере,

высказываются мнения, замечания, порой делаются неожиданные выводы.

Каждый хочет высказаться и каждый получает такую возможность.

Ученики, не обладающие яркими музыкальными способностями, как

правило, не принимают участия в конкурсах и отчетных концертах. Здесь же

все чувствуют себя артистами- исполнителями, независимо от природных

данных. Такие выступления доставляют радость и детям и родителям,

поддерживают интерес к учебе, помогают расширить репертуар.

Очень важный момент – воспитание сценической выдержки, умение

«собраться»,

сосредоточиться

на

исполняемой

музыке,

преодолеть

сценическое волнение.

В конце апреля этого года я провела тематический музыкальный вечер, в

котором приняли участие ученики и родители моего класса. Мной был

выбран репертуар, написан сценарий, а родители подготовили иллюстрации

– слайды и видеоролик к пьесам. Тема вечера «Путешествие по дорогам

сказок Г.Х. Андерсена с музыкой С. Баневича». В концерте выступали

учащиеся с 3 по 6 классы.

Оценив проделанную работу, администрация ДШИ предложила

повторить выступление, на этот раз, в рамках Детской филармонии, которая

уже много лет существует в нашей школе.

Все ученики – участники вечера, были награждены почетными

грамотами.

Запись этого мероприятия была осуществлена операторами

телевизионной студии нашего города и транслировалась по городским

каналам ТВ.

СЦЕНАРИЙ

Добрый вечер, дорогие друзья!

Сегодня мы все вместе отправимся в путешествие по дорогам сказок

Г.Х. Андерсена с музыкой Сергея Баневича.

Давным- давно, более 150 лет назад, в далекой стране, под названием

Дания, жил человек, который очень любил сочинять сказки. Имя этого

человека Ганс Христиан Андерсен. Его сказки были такие интересные, что

их полюбили и дети и взрослые. (слайд - портрет Андерсена).

А в наши дни в городе Санкт- Петербурге, который раньше назывался

Ленинград, живет другой человек- композитор Сергей Петрович Баневич

(слайд - портрет Баневича). Заслуженный деятель искусств России, классик

детской музыки, награжденный орденом Дружбы.

Сергей Петрович родился в Пермской области 2 декабря 1941 года. Его

мать находилась тогда в эвакуации, как жене военного ей удалось получить

разрешение на выезд из осажденного Ленинграда. После снятия блокады в

1944 году они вернулись в разоренный Ленинград.

В музыкальную школу им. Римского- Корсакова при консерватории его

определила мама, ей хотелось, чтобы мальчик думал о прекрасном. Но юное

дарование не отличалось особым усердием: учился средне, прогуливал, да и

классику недолюбливал, особенно Баха, так как «там было очень много

нот», поэтому прямо посередине произведения он придумывал свое

окончание

и

уверенно

шел

на

коду.

Так

он

поначалу

и

учился,

«сопротивляясь музыке учебной и повинуясь музыке души».Однако именно

с подобных «негодяйских» поступков и началась сочинительская жизнь

Баневича.

Композитора-озорника заметили. По приглашению Светланы Тихой,

известной петербургской радиожурналистики и музыковеда, Баневич уже в

нежном возрасте начал музыкально оформлять «Пионерские вестники» на

Ленинградском радио. В 1966 году Сергей Баневич окончил Ленинградскую

государственную консерваторию им. Н.А. Римского-Корсакова по классу

композиции у Ореста Евлахова (ученика Дмитрия Шостаковича), а в 1969 –

аспирантуру. Вот такую прекрасную композиторскую школу он прошел.

Он писал музыку к фильмам, спектаклям, теле- и радиопередачам.

Классические

произведения

Сергея

Баневича

были

поставлены

на

крупнейших оперных сценах России- в Мариинском и Михайловском

театрах Санкт- Петербурга, оперных театрах Москвы и других городов

России, а также Киева и Минска, и нередко являются «рекордсменами» по

числу сыгранных спектаклей. Например, его опера «История Кая и Герды»

по сказке Андерсена «Снежная королева» идет на сцене Мариинского театра

с 1979 года. Фильмы с музыкой композитора не раз становились

победителями международных и отечественных кинофестивалей. Среди его

произведений: оперы (чаще всего по мотивам литературных произведений).

«Белеет парус одинокий», «Остров сокровищ»; оперетты «Приключения

Тома Сойера», «Прощай, Арбат».

Его музыка – это рассказы о детстве, о первой любви, о трогательных и

неповторимых приключениях и чудачествах, которые дозволены и уместны

только в детском воображении. «Когда я пишу детскую музыку, я вкладываю

туда частицу себя, частицу своих переживаний, и она получается немного

странной, нежной, иногда грустной»- говорит сам композитор. Баневич с

удовольствием

использует в своей музыке прием «глиссандо», это

скольжение пальцем по клавиатуре, вы сегодня это услышите и увидите. Его

гармонии причудливы, мелодии певучи и выразительны, а пьесы ярки и

образны. В его музыке есть те несколько нот, которые цепляют душу и

остаются там жить.

Песня «Солнышко проснется» из музыкального спектакля «Земля детей».

Исполняет Зыбина Юля, концертмейстер О.А.Мареева

Нет, наверное, на всем свете человека- ребенка или взрослого, который

никогда в жизни не слышал бы о Дюймовочке, о заводном соловье или голом

короле. Но есть область, где сказка живет так естественно, как будто была

здесь всегда. Это музыка.

Однажды Сергей Баневич решил отправиться в путешествие по дорогам

сказок Ганса Христиана Андерсена. В пути он повстречался со многими

сказочными героями, услышал много разных историй. И вот что из этого

вышло. (слайд - обложка сборника)

Композитор шел по дороге. Это была дорога без конца, которая вела его

все вперед и вперед. И в такт шагам в голове его зазвучала мелодия. Сначала

он прислушался к ней, продолжая шагать по дороге, потом начал напевать и

насвистывать, и почувствовал, что идти ему стало легко, а на сердце светло и

чуть тревожно. Ведь он не знал, куда приведет его дорога. (Запись «Дорога

без конца»). Это песня из музыки к фильму «Николо Паганини».

Дорога привела его в сказку про стойкого оловянного солдатика.

Мальчику в день рожденья подарили оловянных солдатиков. Один из них

оказался с одной ногой. Олова на него немножко не хватило, но на своей

одной ноге он стоял так, же твердо, как другие на двух. На столе с

игрушками, где оказались солдатики, стоял чудесный картонный дворец, а в

распахнутых дверях дворца стояла красавица – танцовщица на одной ножке,

а другую она подняла так высоко, что солдатик ее не увидел и подумал, что

она тоже одноногая, как и он. Солдатик решил с ней познакомиться и стал

мечтать об этом. (слайд- иллюстрация «Солдатик и балерина»).

«Солдатик и балерина» - исп. Козлова Юля, 4 класс

Случилось так, что солдатик выпал в окно, на мостовой его нашли дети и

решили отправить в плавание. Они сделали лодочку из старой газеты,

поставили туда солдатика и пустили по воде. Лодочку несло все быстрее и

тут из-под моста выскочила большая крыса и понеслась вдогонку. Она

скрежетала зубами и казалось, вот- вот схватит солдатика. Но ничего у нее не

вышло.

«Крыса» - исполняет Стеценко Лолита, 4 класс

А композитор продолжал шагать по дороге, приближаясь к следующей

сказке. Шел он шел и попал во дворец китайского императора. Дворец был

необыкновенно красив, он весь был сделан из драгоценного фарфора. В саду

вокруг дворца росли красивые цветы с серебряными колокольчиками. И

когда дул ветерок, цветы покачивались и колокольчики звенели. Однажды

император услышал пенье соловья и влюбился в него, но как выглядит сам

соловей, он не представлял. Одна девочка познакомила императора с

маленькой невзрачной птичкой. Оказалось, что именно она так очаровала

всех своими песнями. Но однажды император получил в подарок из Японии

искусственного соловья.

Он был очень похож на настоящего, но весь

обсыпан драгоценными камнями и во время пения вертел хвостиком,

который отливал серебром и золотом. Он, конечно, был очень красив, но

умел петь только одну мелодию, которую повторял снова и снова.

(слайд - иллюстрация «Соловей»).

«Песня соловья» - исп. Злобина Лиза, 5 класс

Композитор пошел дальше, дорога вела его по широкой равнине. И вот

вдали показался город. «Наверняка, меня ждет там интересная встреча с

новой сказкой»- подумал композитор. И он не ошибся.

Было раннее утро, улицы города были еще пусты. И тут навстречу

композитору вышла компания трубочистов. Они уже сделали свою работу:

почистили трубы и камины в домах, чтобы там было тепло и уютно, и, весело

пританцовывая, возвращались к себе домой.

«Танец трубочистов» - исп. Савченко Илья, 5 класс

В этом большом городе под самой крышей в двух смежных домах жили

мальчик и девочка. Кровли домов почти сходились, и родители детей

поставили поперек два деревянных ящика, в которых росли овощи и

небольшие кусты роз. Горох спускался из ящиков зелеными гирляндами,

розовые кусты обрамляли окна, сплетаясь ветвями, а мальчик и девочка

сидели на скамеечке под розами и чудесно играли, а бабушка рассказывала

им сказки. Зимой же, когда на улице было холодно, и мороз разрисовывал

окна замысловатыми узорами, Кай и Герда грели на печке монетки и

прикладывали к окну, чтобы стекло оттаяло. А потом смотрели в эти

кружочки, как красиво кружатся снежинки (слайд – иллюстрация «Кай и

Герда»).

«Кай и Герда» - исп. Бондаренко Полина, 4 класс

Случилось так, что и в сердце и в глаз Кая попали осколки волшебного

дьявольского зеркала, и он стал видеть мир искаженным, а его сердце

превратилось в кусок льда. А потом Кая украла Снежная королева. И

маленькая бесстрашная Герда решила отыскать его. Однажды Герда попала

во дворец Принца и Принцессы, которые, услышав ее историю, подарили ей

лошадь и золотую карету, чтобы она могла продолжать поиска Кая.

«Лошадь» - исп. Стеценко Лолита, 4 класс

Золотая карета, сверкая, неслась вперед, а в ней, полная надежд, сидела

маленькая Герда.

«Карета» - исп. Горяченко Вадим, 6 класс

И вот Герда въехала в темный лес, в котором жили разбойники. Они напали

на Герду и отобрали у нее и Лошадь, и карету, а девочку притащили в свой

разбойничий замок. Там они стали пировать и плясать на радостях, что им

досталась такая богатая добыча (слайд- иллюстрация «Разбойники»).

«Танец разбойников» - исп. Горяченко Вадим и О.А.Мареева

Дочь атаманши, маленькая разбойница сжалилась над Гердой, которая

рассказала ей про Кая. Она решила отпустить на волю своего северного

оленя с условием, что он доставит Герду в царство Снежной королевы.

Северный олень помог Герде попасть в царство Снежной королевы, где

она и отыскала Кая, а ее любовь и горячие слезы растопили его заледеневшее

сердце. Осколок зеркала выпал из его глаза, и он стал прежним Каем! Олень

помчал их в обратный путь радостных и счастливых. А над их головами

сияло, сверкало и переливалось северное сияние (видео – ролик «Северное

сияние»).

«Северное сияние»- исп. Злобина Лиза, 5 класс и О.А.Мареева

Пьесы Сергея Баневича по мотивам сказок Андерсена, переложенные для

фортепиано другим замечательным композитором Леонидом Десятниковым,

так свежи, так живо театральны и близки детскому воображению и так

удобны для детских рук, что хочется назвать их классическими. А иногда

романтическими. Иногда по- современному ироничными. На самом деле в

них есть и то, и другое, и третье. Но главное - они сказочно светлы. И

замечательно выдуманы. Как сказки Андерсена. А дорога без конца всегда

будет вести нас по прекрасной стране, имя которой – МУЗЫКА!

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

«Из всех чувств лучше всего влияет на развитие способностей ребенка

радость. Он охотно отдается этому чувству, и душа его открывается для

воспитательного воздействия (Э.Жак - Далькроз)

Все, что ребенок видит и слышит вокруг себя, он перерабатывает по-

своему, создавая собственный мир идей, в котором действительность и

фантазия сливаются в одно неразрывное целое, и в этом мире он чувствует

себя прекрасно.

Яркие впечатления, которые ребята получают в музыкальной школе,

помогают поддерживать и развивать интерес к музыкальному искусству. А

тесный контакт педагога с родителями создает ту необходимую атмосферу

доверия

и

общности

интересов,

которая

способствует

развитию

и

становлению личности ребенка.

Список используемой литературы:

1.

С. Баневич – сайт в интернете;

2.

Г.Х.Андерсен – Сказки «Издательство «Детская литература»

Москва, 1971г.;

3.

И.С.Кон – «Психология ранней юности». Москва «Просвещение»,

1989г.;

4.

В.М.Подуровский, Н.В.Суслова – «Психологическая коррекция

музыкально- педагогической деятельности»

Москва «Владос», 2001г.

5.

Э. Жак - Далькроз «Ритм». Издательство «Классика» XXI, Москва,

2002г., стр. 68



В раздел образования