Автор: Вера Васильевна Пашкова
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МАУДО Детская школа искусств
Населённый пункт: г. Белогорск, Амурская область
Наименование материала: конспект урока музыкальной литературы 1 год обучения
Тема: "Средства музыкальной выразительности"
Раздел: дополнительное образование
Средства музыкальной
выразительности
Музыка – это язык чувств
Передать образное содержание и
замысел композитора помогают
средства музыкальной
выразительности
Средства музыкальной
выразительности:
*Мелодия *Гармония
* Ритм *Метр
*Лад * Темп
* Тембр * Динамика
* Размер * Штрихи
* Регистр *Фактура
Мелодия - главное средство
выразительности, основа
произведения
«Мелодия – душа музыки» - М.И. Глинка
«Мелодия самая существенная
сторона музыки» - Д.Д. Шостакович
Слово «мелодия» происходит от
двух слов – melos – песнь, и ode –
пение.
Мелодия – это одноголосно
выраженная музыкальная мысль.
В общем, мелодия – это то, что мы можем
пропеть. Даже если мы не запомнили всю ее
целиком, мы напеваем отдельные ее
мотивы, фразы.
В музыкальной речи, как и в речи словесной,
есть и предложения, и фразы.
Несколько звуков образуют мотив –
маленькую частицу мелодии.
Мотивы образуют фразу, а фразы составляют
предложения.
Музыкальный синтаксис
Интонация
Мотив
Фраза
Предложение
Гармония (с греческого «созвучие» -
порядок, стройность) – это аккорды и
созвучия, сопровождающие мелодию.
Гармония усиливает выразительность
мелодии, наполняет новыми красками.
Гармония несет большую часть смысловой и
эмоциональной нагрузки.
М.И. Глинка: «Гармония дорисовывает те
черты, которых нет в мелодии».
Лад
В музыке между звуками существует
определенный порядок.
Лад – это система, взаимосвязь звуков (ступеней)
и их согласованность.
Виды ладов:
1.Мажор и минор (самые распространенные)
2.Старинные лады
3.Пентатоника (пятиступенный лад)
4. Переменный лад (в одной мелодии сочетается
мажор и минор)
Для каждого произведения композитор
выбирает определенный лад, все зависит от
содержания.
Часто в одной мелодии сочетается и мажор, и
минор – переменный лад.
У немецкого композитора Ф. Шуберта много
примеров на переменный лад. Он часто
чередовал мажор и минор для создания
переменчивости настроений, как переливов
света и тени.
«Вечерняя серенада», «Музыкальный момент»
фа минор.
Иногда композиторы создают свои лады,
изменив порядок тонов и полутонов.
Римский-Корсаков для создания сказочных
персонажей придумал уменьшенный лад –
чередование тона и полутона.
Такую гамму стали называть «Гамма
Римского-Корсакова».
Этот лад использовал композитор в опере
«Садко», когда главный герой попадает в
подводное царство; тема Морского царя
построена на уменьшенном ладу.
М.Глинка придумал целотоновый лад,
в котором нет полутонов.
Так композитор охарактеризовал злого
волшебника Черномора, опера
«Руслан и Людмила».
Тема Черномора построена на
целотоновой гамме.
Увертюра, опера «Руслан и Людмила»
Ритм
Это чередование и соотношение долгих и коротких
длительностей.
Ритм является важным средством
выразительности.
От ритма зависит характер музыки. Например:
Ровный ритм делает мелодию плавной, мягкой, а
пунктирный ритм – активной, решительной.
Благодаря ритму мы можем определить вальс,
польку, марш, и т.д.
В танцевальной и маршевой музыке ритм является
главным выразительным средством.
П.Чайковский «Детский альбом»
«Марш деревянных солдатиков», «Похороны
куклы» - в обеих пьесах пунктирный ритм, но
одна звучит игрушечно и светло, а другая –
печально, скорбно.
Л. Бетховен «Симфония №5» - начальный мотив
– «тема судьбы» звучит грозно, угрожающе.
«Так судьба стучится в дверь», - сказал сам
композитор.
С. Прокофьев «Сказочка» («Детская музыка») –
повторяющийся однообразный ритм придает
пьесе монотонность на ночь рассказанной
сказки.
Темп. Динамика. Регистр. Штрихи.
Темп – скорость исполнения произведения.
Быстрые, умеренные, медленные темпы (таблица
темпов).
Регистр - часть звукового диапазона.
По характеру звучания регистры различают:
*высокий – светлый, звонкий, прозрачный («Балет
невылупившихся птенцов», М.Мусоргский)
*средний - мягкий, полнозвучный
*низкий - мрачный, гулкий (А. Лядов
«Кикимора», Э. Григ «В пещере горного короля»)
Динамика – с греческого «сила», сила звучания,
громкость.
Динамические оттенки (таблица).
Э. Григ «В пещере горного короля» - начало очень
тихое «ppp», постепенно звучность усиливается,
«fff». Шествие превращается в дикую пляску.
Штрихи – способ звукоизвлечения.
Стаккато, легато, нон легато, пиццикато.
Фактура
От латинского «facturo» – обработка.
1.
Фактура – это способ изложения
музыкального материала.
2.
Фактура – это склад, устройство
музыкальной ткани, совокупность ее
элементов.
Композитор, сочиняя произведение,
объединяет в единое целое различные
элементы музыкальной речи. Таким
образом, он создает особую
музыкальную ткань, которая
индивидуальна.
Фактура бывает плотной, насыщенной и
легкой, прозрачной, в зависимости от
числа входящих в нее голосов.
М. Мусоргский «Быдло» («Картинки с выставки») –
звучит тяжело и грузно, передавая тяжелые шаги
огромных волов. Эффект «тяжести» создается
благодаря плотным многозвучным аккордам,
низкий регистр.
М. Мусоргский «Балет невылупившихся птенцов»
- звучит легко, звонко, словно изображая
неуклюжие движения птенцов. Высокий регистр,
многочисленные форшлаги, прозрачная, легкая
фактура делают музыку воздушной, порхающей.
Типы фактуры
1.Аккордовая
(Ф.Шопен Прелюдия до минор )
2.Фигурационная
(И. Бах Прелюдия До мажор, I
том ХТК)
3.Гомофонно – гармоническая
(Ф. Шопен
Прелюдия ля мажор)
4.Полифоническая
( И. Бах, Инвенция ре минор,
№ 4)