Напоминание

"Средства музыкальной выразительности"


Автор: Вера Васильевна Пашкова
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МАУДО Детская школа искусств
Населённый пункт: г. Белогорск, Амурская область
Наименование материала: конспект урока музыкальной литературы 1 год обучения
Тема: "Средства музыкальной выразительности"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Средства музыкальной

выразительности

Музыка – это язык чувств

Передать образное содержание и

замысел композитора помогают

средства музыкальной

выразительности

Средства музыкальной

выразительности:

*Мелодия *Гармония

* Ритм *Метр

*Лад * Темп

* Тембр * Динамика

* Размер * Штрихи

* Регистр *Фактура

Мелодия - главное средство

выразительности, основа

произведения

«Мелодия – душа музыки» - М.И. Глинка

«Мелодия самая существенная

сторона музыки» - Д.Д. Шостакович

Слово «мелодия» происходит от

двух слов – melos – песнь, и ode –

пение.

Мелодия – это одноголосно

выраженная музыкальная мысль.

В общем, мелодия – это то, что мы можем

пропеть. Даже если мы не запомнили всю ее

целиком, мы напеваем отдельные ее

мотивы, фразы.

В музыкальной речи, как и в речи словесной,

есть и предложения, и фразы.

Несколько звуков образуют мотив –

маленькую частицу мелодии.

Мотивы образуют фразу, а фразы составляют

предложения.

Музыкальный синтаксис

Интонация

Мотив

Фраза

Предложение

Гармония (с греческого «созвучие» -

порядок, стройность) – это аккорды и

созвучия, сопровождающие мелодию.

Гармония усиливает выразительность

мелодии, наполняет новыми красками.

Гармония несет большую часть смысловой и

эмоциональной нагрузки.

М.И. Глинка: «Гармония дорисовывает те

черты, которых нет в мелодии».

Лад

В музыке между звуками существует

определенный порядок.

Лад – это система, взаимосвязь звуков (ступеней)

и их согласованность.

Виды ладов:

1.Мажор и минор (самые распространенные)

2.Старинные лады

3.Пентатоника (пятиступенный лад)

4. Переменный лад (в одной мелодии сочетается

мажор и минор)

Для каждого произведения композитор

выбирает определенный лад, все зависит от

содержания.

Часто в одной мелодии сочетается и мажор, и

минор – переменный лад.

У немецкого композитора Ф. Шуберта много

примеров на переменный лад. Он часто

чередовал мажор и минор для создания

переменчивости настроений, как переливов

света и тени.

«Вечерняя серенада», «Музыкальный момент»

фа минор.

Иногда композиторы создают свои лады,

изменив порядок тонов и полутонов.

Римский-Корсаков для создания сказочных

персонажей придумал уменьшенный лад –

чередование тона и полутона.

Такую гамму стали называть «Гамма

Римского-Корсакова».

Этот лад использовал композитор в опере

«Садко», когда главный герой попадает в

подводное царство; тема Морского царя

построена на уменьшенном ладу.

М.Глинка придумал целотоновый лад,

в котором нет полутонов.

Так композитор охарактеризовал злого

волшебника Черномора, опера

«Руслан и Людмила».

Тема Черномора построена на

целотоновой гамме.

Увертюра, опера «Руслан и Людмила»

Ритм

Это чередование и соотношение долгих и коротких

длительностей.

Ритм является важным средством

выразительности.

От ритма зависит характер музыки. Например:

Ровный ритм делает мелодию плавной, мягкой, а

пунктирный ритм – активной, решительной.

Благодаря ритму мы можем определить вальс,

польку, марш, и т.д.

В танцевальной и маршевой музыке ритм является

главным выразительным средством.

П.Чайковский «Детский альбом»

«Марш деревянных солдатиков», «Похороны

куклы» - в обеих пьесах пунктирный ритм, но

одна звучит игрушечно и светло, а другая –

печально, скорбно.

Л. Бетховен «Симфония №5» - начальный мотив

– «тема судьбы» звучит грозно, угрожающе.

«Так судьба стучится в дверь», - сказал сам

композитор.

С. Прокофьев «Сказочка» («Детская музыка») –

повторяющийся однообразный ритм придает

пьесе монотонность на ночь рассказанной

сказки.

Темп. Динамика. Регистр. Штрихи.

Темп – скорость исполнения произведения.

Быстрые, умеренные, медленные темпы (таблица

темпов).

Регистр - часть звукового диапазона.

По характеру звучания регистры различают:

*высокий – светлый, звонкий, прозрачный («Балет

невылупившихся птенцов», М.Мусоргский)

*средний - мягкий, полнозвучный

*низкий - мрачный, гулкий (А. Лядов

«Кикимора», Э. Григ «В пещере горного короля»)

Динамика – с греческого «сила», сила звучания,

громкость.

Динамические оттенки (таблица).

Э. Григ «В пещере горного короля» - начало очень

тихое «ppp», постепенно звучность усиливается,

«fff». Шествие превращается в дикую пляску.

Штрихи – способ звукоизвлечения.

Стаккато, легато, нон легато, пиццикато.

Фактура

От латинского «facturo» – обработка.

1.

Фактура – это способ изложения

музыкального материала.

2.

Фактура – это склад, устройство

музыкальной ткани, совокупность ее

элементов.

Композитор, сочиняя произведение,

объединяет в единое целое различные

элементы музыкальной речи. Таким

образом, он создает особую

музыкальную ткань, которая

индивидуальна.

Фактура бывает плотной, насыщенной и

легкой, прозрачной, в зависимости от

числа входящих в нее голосов.

М. Мусоргский «Быдло» («Картинки с выставки») –

звучит тяжело и грузно, передавая тяжелые шаги

огромных волов. Эффект «тяжести» создается

благодаря плотным многозвучным аккордам,

низкий регистр.

М. Мусоргский «Балет невылупившихся птенцов»

- звучит легко, звонко, словно изображая

неуклюжие движения птенцов. Высокий регистр,

многочисленные форшлаги, прозрачная, легкая

фактура делают музыку воздушной, порхающей.

Типы фактуры

1.Аккордовая

(Ф.Шопен Прелюдия до минор )

2.Фигурационная

(И. Бах Прелюдия До мажор, I

том ХТК)

3.Гомофонно – гармоническая

(Ф. Шопен

Прелюдия ля мажор)

4.Полифоническая

( И. Бах, Инвенция ре минор,

№ 4)



В раздел образования