Напоминание

"Школьное телевидение - миф или реальность?"


Автор: Татьяна Михайловна Яркова
Должность: Педагог доп. образования
Учебное заведение: МАОУ Политехническая гимназия
Населённый пункт: г.Нижний Тагил
Наименование материала: статья
Тема: "Школьное телевидение - миф или реальность?"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Т. М. Яркова

ШКОЛЬНОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ – МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?

Статья

адресована

руководителям

школьных

СМИ,

педагогам

дополнительного

образования,

педагогам-организаторам.

В

ней

рассказывается о том, как возможно обучать телевидению учащихся обычных

школ, используя современные цифровые технологии, как создавать медийные

продукты, не имея профессиональной телеаппаратуры.

Ключевые

слова:

школьное

телевидение,

телестудия,

цифровые

технологии.

Телевидение давно и прочно вошло практически в каждый дом, для

многих оно является наиболее часто используемым средством массовой

информации. Мало того, сегодня любой желающий может сам стать

мобильным

репортером,

отправляя

видео

со

своего

гаджета

даже

на

центральные телеканалы. Об Интернете и говорить не приходится. В

социальных сетях давно уже каждый сам себе режиссер. И, судя по обилию

всевозможных роликов, очень многим это дело нравится.

Так,

может,

уже

наступила

эра

демократизации

телевизионных

технологий и пора учить телевидению в школе? Но вот как это делать, не имея

собственного телепроизводства?

Если рассматривать вопрос обучения в аспекте предпрофессиональной

подготовки школьников, как будущих профессионалов: тележурналистов,

телеоператоров, кинематографистов, редакторов, продюсеров и др., то для

этого должны существовать определенные условия, позволяющие создавать и,

главное, транслировать некой аудитории качественный телевизионный контент.

Чаще

всего

такое

обучение

возможно

организовать

в

учреждениях

дополнительного образования и досуговых центрах (домах культуры, центрах

внешкольной работы и т.п.). Нередко за дело обучения юных коллег берутся

профессионалы местных телевещательных компаний, которые к тому же

предоставляют начинающим тележурналистам эфирное время.

Но образовательная деятельность может быть представлена и как часть

общего

образования

школьников

и

интегрирована

с

традиционными

дисциплинами или автономна (элективный курс, факультатив, кружок). В

рамках курса обучающиеся должны научиться создавать медиапродукты и

самостоятельно

развивать

эти

навыки

с

учетом

изменения

цифровых

технологий. При этом формируется и способность критически оценивать

информацию, полученную в глобальной медиасреде.

Если рассматривать модель взаимосвязи базового и дополнительного

образования, элективных курсов, кружков, студий и других детских творческих

объединений, то ее можно представить следующей схемой.

Рис. 1. Взаимосвязь основного и дополнительного образования.

Конечно, во внеурочное время можно выпускать школьные газеты и

журналы, эта медийная продукция уже достаточно хорошо освоена школьным

сообществом. Гораздо реже создаются радио- и телепередачи. Ведь их

производство

требует

много

большего,

чем

наличие

стандартной

компьютерной

программы Microsoft

Office

Publisher,

которой

вполне

достаточно для простейшей верстки школьных печатных изданий, и обычного

принтера.

И все-таки сегодня уже можно говорить о возникновении такого явления,

как школьное

телевидение. С появлением цифровой техники видеокамеры

стали вполне доступными не только для школы, но и для семьи. Да и для

монтажа видео теперь достаточно просто иметь компьютер или ноутбук,

причём далеко не самой высокой мощности. Технические средства позволяют

создавать видеоролики и выкладывать их в социальных сетях или на You Tube.

Поэтому каждое образовательное учреждение, имеющее собственный сайт или

группу в «ВКонтакте», может транслировать аудитории свой телевизионный

контент с помощью Интернета.

Но начнем с того, что определимся с возрастом обучающихся. Со скольки

лет можно начинать знакомить ребенка с телевизионными технологиями?

Ответ прост: если найдется грамотный учитель, то начинать можно в любом

возрасте. Хотя, конечно, для разных возрастных категорий обучение будет

проходить неодинаково.

Для

начала

необходимо

создать

или

скомпилировать

одну

из

существующих программ обучения основам телевидения. Можно взять, к

примеру, одну из программ лаборатории медиаобразования ИСМО РАО.

Конечно, без теоретической базы в обучении азам телевизионных

технологий обойтись нельзя. Но если не будет практики, то полученные знания

окажутся скоро забыты. Поэтому обучающий курс на две трети должен

состоять из практических занятий.

Если мы имеем дело с младшими школьниками, то им очень интересно

участвовать в процессе создания стоп-моушен видео и стоп-моушен анимации.

При этом им вполне по силам освоить технику съемок простого стоп-моушен

ролика. Для этого понадобится если не зеркальный фотоаппарат, то хотя бы

всего лишь смартфон с фотокамерой, и штатив или любой держатель, которым

можно закрепить закрепить его неподвижно.

Для создания на компьютере стоп-моушен анимации существуют

специализированные программы, такие как iStopMotoin, Dragon Frame/Dragon

Stop Motion, StopMotion Pro или Claymation Studio. Эти программы позволяют

сразу видеть изображение на компьютере через фотоаппарат и имеют ряд

настроек и функций, которые помогают следить за последовательностью

кадров, сравнивать кадры и т.д. Также можно использовать и программы для

видеомонтажа, например, Windows Movie Maker, Adobe Premiere, Sony Vegas,

Pinacle. Созданные вместе с детьми видеоролики выкладываются в Интернете

для показа заинтересованной аудитории.

Для работы со школьниками среднего и старшего звена существуют

программы по детской телевизионной журналистике, которые знакомят

подростков с миром телевизионных профессий. И на практике учащиеся могут

выбрать себе занятие по душе. Одним нравится снимать на видеокамеру,

другие

хорошо

осваивают

технику

видеомонтажа,

третьи

становятся

корреспондентами или телеведущими. Но есть и такие, кто берутся полностью

осуществить весь процесс создания видеоролика. Полученный медиапродукт

может

стать

сюжетом

школьной

телепередачи

или

самостоятельным

видеофильмом.

Рассмотрим

как

пример

одну

из

частных

моделей

освоения

медиаобразовательных технологий – выполнение телевизионных (видео)

проектов.

Для создания видеофильма или передачи школьного телевидения

необходим последовательный коллективный труд, который реализуется по

этапам: разработка сценарного плана, видеосъемка, написание дикторского

текста, озвучание, видеомонтаж, реальный выход на аудиторию. И работу на

каждом этапе может выполнять один ученик (или группа подростков), чья

деятельность в немалой степени должна быть самостоятельной.

Большое внимание в процессе создания телевизионных (видео) проектов

уделяется вопросам овладения информационной грамотностью. Учащиеся

должны научиться понимать язык средств массовой коммуникации и,

используя его, самостоятельно создавать грамотные сообщения на языке

массовой коммуникации. При этом для успешного достижения конечного

результата они должны уметь определять направление и конкретные способы

поиска информации, выбирать источники и определять степень доверия к

информации

данных

источников,

трактовать

информацию

и

создавать

собственную концепцию.

Современное

общество

основано

на

информации

и

знаниях.

Повсеместное

распространение

средств

массовой

коммуникации

и

всевозможных

информационных

и

коммуникационных

технологий

уже

невозможно остановить. Сегодня все более широкое распространение получает

контент, созданный пользователями, и гражданская журналистика. Так что

учить школьников телевидению нужно. И, как показывает практика, научить

этому вполне возможно.

Яркова Татьяна Михайловна,

педагог дополнительного образования

МАОУ Политехнической гимназии,

редактор школьной телестудии «ОКО»



В раздел образования