Напоминание

Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста


Автор: Гимадеева Лилия Марсовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Школа №70"
Населённый пункт: город Казань
Наименование материала: статья
Тема: Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста
Раздел: начальное образование





Назад




Психолого-педагогические особенности детей

младшего школьного возраста

Ребенком считается человек от рождения до окончания периода

полового созревания. В данный отрезок входят периоды «детский возраст

ребенка» и «подростковый возраст» детей старшего возраста.

Возраст детей также подразделяют на несколько дополнительных

периодов.

Говоря

о

хронологическом,

или

календарном,

паспортном

возрасте, подразумевают временной отрезок от рождения ребенка до даты

определения возраста.

Для выделения отдельных периодов в жизни принято ориентироваться

на этапы развития функциональных систем и/или жизненно важных органов

человека. В процессе зарождения и становления детского организма

выделяют два основных этапа: внутриутробного и внеутробного развития.

Внутриутробное развитие исчисляется от момента зачатия до появления на

свет, подразделяясь, на эмбриональный период и период развития плода (до

3-х месяцев беременности и с 3-х до рождения).

После появления ребенка на свет в возрасте детей выделяют

следующие периоды:

-

новорожденности – от даты рождения до 4-х недель;

-

грудной период, возраст грудничка, по устаревшей системе, когда в

ясли принимали грудных детей, именовавшийся ранний ясельный: от

окончания новорожденности до 1 года;

-

преддошкольный, старший ясельный или младший дошкольный

период – от 1 года до 3-х лет;

-

дошкольный, от 3-х лет до поступления в школу (6-7 лет);

-

младший школьный возраст – от начала учебы до вступления в

пубертат;

-

непосредственно подростковый возраст.

Детский возраст ребенка характеризуется непрерывностью процессов

роста и его развития, в связи с чем границы возрастных периодов

установлены

условно

на

основании

средних

данных

этапов

функционирования организма и психики ребенка. Эти возрастные границы

могут изменяться под влиянием генетических, социальных, индивидуальных

физиологических особенностей детей и их окружения.

Начало учебной деятельности у детей удачно совпадает с периодом

окончания детства. У детей дошкольного возраста главным занятием в жизни

были игры, у школьников место игры занимает учеба, социальное и

психологическое познание окружающего мира.

Как правило, общая характеристика младшего школьного возраста

охватывает период развития детей в возрасте от 6-7 до 10-11 лет. Для детей

этого периода характерно начало учебы в школе, и завершение начальной

школы к концу младшего возраста. Основное отличие данного возраста

заключается

в

том,

что

у

детей

постепенно

появляется

чувство

самостоятельности и ответственности за себя, свои мысли, слова и поступки.

Самым важным моментом в развитии детей данного возраста является учеба,

к которой ребенок должен привыкнуть, и которую ему необходимо

полюбить. Многие психологи и педагоги убеждены в том, что младший

школьный

возраст

является

вершиной

детства,

его

постепенным

завершением, эпилогом.

И действительно, у детей в этот период игры постепенно уступают

место учебной деятельности, начинается процесс произвольной регуляции

поведения и осмысления того, что происходит вокруг. Вместе с тем, дети не

отказываются от игры, сохраняют достаточно много того, что было у них в

детстве: нотку наивности, мнение о взрослом, как о бесспорном авторитете.

Несмотря на то, что учебная деятельность выходит на первый план, у

детей, в школьном возрасте, все же находится, и должно находиться, время

для игры со сверстниками и активного отдыха. Мотивы поведения ребенка в

этом возрасте определяются конкретными целями, стремлениями стать

лучше, достичь чего-то большего.

В этом возрасте для ребенка огромное значение имеет учеба в школе.

И, соответственно, учитель становится главным авторитетом, нередко более

значимым, нежели родители или старшие братья и сестры.

Школа становится для детей вторым домом: местом для обучения,

игры, общения и становления, как личности. В школе ребенок получает не

только знания, но и приобретает свой первый самостоятельный социальный

статус,

постепенно

привыкает

к

тому,

что

он

ученик.

Общая

характеристика младшего возраста сводится к обучению, как основным

принципам элементарных наук, так и основным принципам жизни в целом.

С самого начала учебной деятельности у школьников меняется не

только распорядок дня, но и общие ценности, интересы, вся жизнь

становится совершенно другой. С самого первого дня в школе положение

ребенка в его отношениях с родителями меняются. Он впервые выходит в

свободное плавание, за рамки уютного семейного очага. Там у него

появляются права и обязанности, которые просто не могут не перенестись на

домашний быт.

Дома у детей в этом возрасте также появляются новые обязанности. Он

начинает нести более серьезную ответственность за все, происходящее

вокруг. У ребенка появляются новые друзья, знакомые. В этом возрасте

огромную роль играют взрослые и учителя, которые выступают в качестве

носителей

социальных

эталонов.

К

ним

предъявляются

повышенные

требования. Ребенку изо дня в день, иногда самостоятельно, чаще – с

помощью учителей и родителей, приходится преодолевать все новые и новые

трудности, возникающие в процессе обучения в школе.

Общая характеристика младшего возраста включает в себя переход

ребенка на новый уровень взаимоотношений с окружающим миром. Ребенок

приобретает новые знания, новый опыт и нового себя, порой проверенным

методом проб и ошибок. Говоря про социальную сторону, характеризующую

развитие детей в возрасте от 6 до 11 лет, можно выделить несколько

признаков взросления у ребенка:

-

Учеба

становится

приоритетной

деятельностью.

Учебная

деятельность в этот период развития ребенка выходит на первое место, и

занимает внушительную часть жизни каждого школьника. Под учебой

подразумевается не только посещение занятий и проделывание домашней и

самостоятельной работы, но и общение со сверстниками, учителями, весь

учебный процесс;

-

Переход к логическому мышлению. В отличие от дошкольного,

наглядно-образного, логическое мышление представляет собой пример

активной мозговой деятельности ребенка. Особенно заметен этот переход к

концу младшего школьного возраста;

-

Усердное отношение к учебе. В этом возрасте дети хорошо осознают

смысл и значимость обучения. Как и дошкольники, они серьезно и

ответственно относятся к заданиям учителей и воспитателей, стараются

заслужить похвалу и получить хорошую оценку своей деятельности;

-

Значение мотивации. Мотивация играет определяющую роль в

принятии решения о действии или бездействии. Мотивация достичь

поставленной цели становится главным стимулом довести начатое дело до

конца;

-

Изменение распорядка дня. Уже с самого первого учебного дня

каждому школьнику приходится жить в рамках однообразного расписания.

Одних ребят это мотивирует, другим помогает организоваться. Реже такие

рамки создают затруднения в развитии, с которыми лучше бороться на

ранних стадиях развития;

-

Личностный рост ребенка. Внутри каждого школьника, с самого

первого

дня,

проведенного

за

партой,

начинает

формироваться

самостоятельная личность, внутренняя позиция, отражающая отношение к

миру и сверстникам;

-

Отношения с окружающими. Школа помогает создать новые

социальные связи, завязать новые знакомства, найти друзей на всю жизнь.

Ребенок на этом этапе представляет собой отдельную от родителей единицу:

он впервые самостоятельно строит отношения с учителями, одноклассниками

и другими людьми.

-

Помимо социальных особенностей развития, общая характеристика

включает в себя также и физиологическое развитие. Особенности этого

развития у дошкольников, ставших школьниками, стоит рассмотреть

отдельно. В младшем школьном возрасте по анатомо-физиологическим

параметрам органов и систем детский организм приближается к взрослому.

Центральная нервная, репродуктивная и эндокринная системы завершат

процесс формирования уже в следующем периоде. Заканчивается смена

зубов, к началу пубертата, как правило, все молочные зубы заменяются

постоянными.

На физическое и нервно-психическое развитие детей старшего возраста

в основном влияет окружение: родители, друзья, одноклассники, педагоги,

значимые взрослые, а также средства массовой информации. Социальное

развитие детей старшего возраста обогащается навыками общения и

взаимодействия не только со сверстниками, но и со взрослыми людьми.

Итак, в первую очередь, младшему школьнику присуща эмоциональная

впечатлительность, отзывчивость на все необычное и яркое. Но эмоции уже

не так легко сменяют друг друга и не так явно проявляются, как в

дошкольном детстве.

Дети школьного возраста отличаются от дошкольников пониманием

иерархических отношений, умением выделять части и целое, более развитым

образным мышлением, способностью, например, мысленно расположить

предметы по размеру и иным характеристикам. Анализ, синтез, понимание

принципов переноса качеств предмета, особенностей событий, способность

учитывать две и более переменных при оценке отличают детей школьного

возраста.

В начальной школе мышление детей школьного возраста все еще

плотно связано с эмпирической реальностью, они могут размышлять и

рассуждать только о знакомых вещах, хотя и способны расширять

умозаключения от конкретных к возможному сценарию. По окончании

начальной школы у детей школьного возраста начинает активно развиваться

стадия формальных операций мышления, знаменуя переход от конкретного,

наглядно-образного типа к абстрактному, словесно-логическому.



В раздел образования