Напоминание

"Элементарное музицирование в группе."


Автор: Кагитина Ольга Васильевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №258"
Населённый пункт: Барнаул
Наименование материала: Мастер класс для педагогов: Звуки.ритмы, слова.
Тема: "Элементарное музицирование в группе."
Раздел: дошкольное образование





Назад




Мастер-класс для педагогов

Звуки, ритмы и слова.

Элементарное музицирование в группе

Музыкальный

руководитель

Кагитина О.В.

Барнаул 2021

«Музыка

-

это

эмоциональное

познание,

а

не

интеллектуальное.

Она

интуитивна

и

бессловесна,

музыка

чувствуется,

а

не

понимается

умом».

Т.Э.

Тютюнникова

Це

л

ь

:

Знакомить

участников

мастер-класса

с

основами

элементарного

музицирования

и

применением

игрового

материала

в

рамках

образовательного

процесса

в

группе.

З

адач

и

:

-

познакомить

участников

мастер-класса

с

создателем

педагогической

системы

«Шульверк»

Карлом

Орфом;

автором

методики

«Элементарное

музицирование»

Т.Э.

Тютюнниковой;

-повысить

уровень

профессиональной

компетентности

педагогов,

их

мотивацию

на

использование

новых

технологий

в

своей

практике;

-создать

условия

для

обретения

большинством

педагогов

своего

профессионального

стиля,

который

позволил

бы

воспитанникам

реализовать

потребность

раскрытия

творческого

потенциала

в

музыкально-игровой

деятельности.

Форма

проведения

мастер-класса:

-лекция

с

элементами

презентации

+практическая

работа.

Оборудование:

-проектор;

-различные

музыкальные,

шумовые

инструменты,

грецкие

орехи,

пластиковые

стаканчики,

бабочки

из

гофрированной

бумаги,

большой

отрез

легкой

ткани.

Структура

мастер

-

класса:

1.

Вступительная

часть.

Объявление

темы

и

цели

мастер-класса.

Содержание

мастер-класса

в

целом

и

его

отдельных

составных

частей.

2.

Теоретическо

-

демонстрационная

часть.

Определение

термина

«музицирование».

Основоположники

музицирования.

Значение

элементарного

музицирования

для

развития

ребенка.

3.

Практическая

часть.

Знакомство

с

речевыми

играми,

которые

воспитатель

может

применить

в

работе

с

детьми

в

группе.

4.

Рефлексия

участников

мастер-класса.

Подведение

итогов.

Ход мастер класса:

1.

В

с

т

у

п

и

т

е

л

ь

ная

ч

а

с

т

ь

.

Объявление

темы

и

цели

мастер-класса.

Содержание

мастер-класса

в

целом

и

его

отдельных

составных

частей.

2.

Т

е

о

р

е

т

и

ко

-де

м

онс

т

ра

ц

и

о

нн

а

я

ча

с

т

ь

.

Давайте

спросим

себя:

что

будет

делать

ребенок,

оказавшись

в

музыкальном

зале

и

увидев

там

бубен?

Конечно,

он

непременно

его

возьмет

и

начнет

изучать

звенеть

им,

ударять

по

нему,

доводя

до

полного

изнеможения

педагога.

Малыш

не

устает

дудеть

в

дудочку

или

бить

в

барабан.

Те

музыкальные

звуки,

которые

подчас

раздражают

взрослых,

для

него

остаются

необыкновенно

привлекательными.

Затем

ребенок

будет

бегать

с

ним

и

прыгать.

И

все

это

не

молча,

а

что-нибудь,

приговаривая

или

выкрикивая,

а

лицо

его

будет

выражать

самозабвенное

счастье

и

радость,

бьющую

через

край.

Это

и

есть

идея

«элементарного

музицирования»

в

его

самом

прямом

проявлении

в

невыразительном

единстве

речи,

пения,

движения,

игры

на

детских

музыкальных

инструментах

при

свободном,

импровизационном

и

обязательно

радостном

общении

с

музыкой.

Идея

широко

использовать

речь

в

обучении

музыке

принадлежит

Карлу

Орфу.

Его

педагогическая

система

«Шульверк.

Музыка

для

детей»

-

это

новый

подход

к

музыкальному

воспитанию

детей,

учитывающий

интересы,

возможности

и

потребности

каждого

ребёнка.

Слово

“Schulwerk”

было

создано

самим

Орфом

и

обозначает

“обучение

в

действии”.

В

основе

этой

педагогики

-

общность

выразительных

средств

речи

и

музыки,

прежде

всего

ритма.

К.

Орф

в

своём

труде

собрал

фольклорную

музыку

своего

народа

и

некоторых

др.

народов.

Фольклор

зародился

из

элементарной

музыки

(речь,

движение,

игра,

ритм…)

Музыка

находится

внутри

человека,

это

стихия!

«Стихия

по-немецки

«dasElement».

Отсюда

и

суть

слова

«элементарное»,

не

примитивное,

а

наполненное,

внутренне,

что

находится

внутри

человека.

Основным

предназначением

«Шульверка»

является

первичное

приобщение

всех

детей

независимо

от

их

способностей

к

музыке,

раскрепощение

индивидуально-творческих

сил,

развитие

природной

музыкальности.

Ученые

доказывают,

что

наша

память

сохраняет

90%

из

того,

что

мы

делаем,

50%

из

того,

что

мы

видим,

и

10%

из

того,

что

мы

слышим,

поэтому

необходимо

в

процесс

освоения

музыкального

языка

ввести

действие.

Именно

методика

Карла

Орфа

очень

эффективна

в

этом

направлении.

Значительный

вклад

в

продвижение

и

распространение

идей

Орфовской

педагогики

в

России

внесла

практик-новатор

Татьяна

Эдуардовна

Тютюнникова.

Элементарное

музицирование

это

устный

вид

деятельности,

основанный

лишь

на

«здесь

и

сейчас».

Все

элементы

музицирования

короткие

и

простые,

и

ребёнок

может

их

очень

просто

запомнить

и

уже

работать

дальше

с

этим

материалом,

варьировать,

пробовать

различные

варианты,

что

само

по

себе

и

является

процессом

творчества.

Идея

элементарного

музицирования

созвучна

и

с

ФГОС,

так

как

по

ФГОС

к

музыкальному

воспитанию

и

в

общем,

к

дошкольному

воспитанию,

предъявляется

ряд

условий:

-

обучение

должно

происходить

в

игре;

-

дифференциация

и

индивидуализация

обучения;

-

обучение

детей

в

творчестве,

в

соответствии

с

интересами

и

собственного

видения

ребёнком

образовательного

процесса

и

результата.

Шульверк

-

это

удивительный

мир

творчества,

музицирования,

исследования!

Т.Е.

детское

творчество

через

игру

на

муз.и

шумовых

инструментах,

через

создание

своих

собственных

движений,через

аккомпанирование

и

пение

небольших

детских

песенок.

Умение

правильно

воспроизводить

разнообразные

ритмы

способствует:

преодолению

речевых

нарушений;

правильному

воспроизведению

ритмического

рисунка

слов,

их

слоговой

структуры;

развитию

координации

движений

человека,

умению

владеть

своим

телом,

согласовывая

свои

движения

в

соответствии

с

разнообразным

характером

музыки;

учит

пространственной

ориентировке.

А

самыми

первыми

и

незаменимыми

инструментами,

которые

позволяют

организовать

и

украсить

музицирование

в

отсутствие

любых

других

инструментов

являются

звучащие

жесты.

Термин

«звучащие

жесты»

принадлежит

Гунильд

Кетман.

Звучащие

жесты

это

ритмичная

игра

звуками

своего

тела,

игра

на

его

поверхностях:

-

хлопки

(звонкие

всей

ладонью,

тихие

согнутыми

ладонями,

потирание

ладоней

и

др.);

-

шлепки

(по

коленям,

по

бёдрам,

по

груди,

по

бокам);

-

притопы

(всей

стопой,

пяткой,

носком);

-

щелчки

(пальцами

в

воздухе,

по

коленям,

по

надутым

щекам).

Игра

со

звуками

своего

тела

это

верный

путь

к

началу

импровизации

детей.

Спонтанная

моторика

тела

даёт

ребёнку

удивительную

эмоционально-двигательную

разрядку.

Видимо,

поэтому

и

существует

у

всех

народов

мира.

Звучащие

жесты

эффективный

способ

формирования

чувства

метра

и

ритма

у

детей.

Логическое

продолжение

игр

со

звучащими

жестами

это

музицирование

с

инструментами.

А

затем

уже

и

более

сложная

форма

синтез

жестов,

игры

на

музыкальных

и

шумовых

инструментах

и

движений.

Итак,

играем

на

своих

музыкальных

инструментах.

3.

Пра

к

тич

ес

к

ая

ч

а

с

т

ь

Речевая

игра

со

звучащими

жестами

«Тюшки

тютюшки»

На

развитие

ритмического

чувства

детей

Предлагаю вам поучаствовать в игровом упражнении - игра со звучащими

жестами.

«Представься по имени»

(каждый по цепочке прохлопывает своё имя. Вся группа следом проговаривает

это имя ласково, сопровождая шлепками по передней части бёдер:

Один. «Оль-га» – (хлопки)

Все. «О-лень-ка (шлепки по коленям), и.т.д

Звучащие

жесты

здесь

являются

самым

эффективным

средством

в

работе

не

только

с

детьми,

но

и

со

взрослыми.

Педагог

декламирует

речевой

зачин,

а

затем

сначала

вместе

с

детьми,

а

потом

и

дети

самостоятельно,

исполняет

ритмы

с

одновременным

их

слоговым

проговариванием

на

всех

«телесных»

инструментах

по

очереди:

в

хлопках,

шлепках,

притопах

и

т.д.

Тюшки-тютюшки,

сделаем

хлопушки!

Хлоп, хлоп, хлоп! Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-

хлоп!

Тюшки-тютюшки,

сделаем

шлепушки

! Шлёп-шлёп-шлеп! Шлё-пы-шлё-

пы-шлёп!

Тюшки-тютюшки,

хлопушки-шлепушки!

…………………..

сделай

топотушки!

………………….

сделаем

щелкушки!

…………………..сделаем бомбушки!

И

т.д.

Под польку свободная импровизация.

Речевая игра + звучащие жесты

Вот зима, вот зима,

Вот зима пришла опять.

И снежком и снежком,

Стала землю укрывать.

М

узы

к

а

л

ьн

а

я

и

гра

«

п

р

и

в

е

т

с

т

в

и

е»

(

в

кр

у

ге;

гу

л

яя

в

ра

с

с

ы

пн

у

ю

п

о

з

а

л

у

)

,

м

уз.

Л

е

о

Де

л

иба

 Дети

садятся

в

круг.

Каждый

придумывает

какое-нибудь

насекомое:

бабочки,

мухи,

пчёлы

и

шмели,

божья

коровка

и

т.д.

Под

музыку

Лео

Делиба

воспитатель

начинает

пальчиками

«ползать»

по

своему

телу,

на

концы

фраз,

дважды

хлопая

в

ладоши

и

завершая

движением.

В

средней

части

все

насекомые

начинают

летать

(руками),

а

потом

опять

«ползают»

 Врассыпную

гуляют

по

залу,

улыбаясь

друг

другу!

На

конце

фраз

встречаются

с

тем,

кто

в

этот

момент

оказался

рядом,

и

говорят

ему

«Привет!»,

два

раза

хлопают

в

ладоши.

В

средней

части

хлопают

и

кружатся.

«

В

з

я

л

-

отдал»

Ритмическая

игра

с

орехами

Дети

сидят

в

кругу

на

коврике

на

коленях.

Один

орех

кладётся

в

левую

руку,

другой

лежит

перед

ребёнком

на

ковре.

1

ФРАЗА:

1

орех

кладется

на

левую

руку,

и

дети

его

накрывают

у

себя

и

передают

соседу.

6

тактов

4/4

(Разучивается

со

словами

«У

МЕНЯ»,

«У

СОСЕДА»,

«ВЗЯЛ»,

«ОТДАЛ»)

В

проигрыше

берут

2-ой

орех

2

ФРАЗА:

отстукивают

ритм

||

III

||III

||II

I||II

I||

II

I||III

Проговаривают

слова:

раз,

два,

раз,

два,

три

В

проигрыше

вновь

кладут

2-ой

орех

перед

собой

3

ФРАЗА:

повтор

1

фразы,

без

слов:

6

тактов

4/4

в

конце

поднимают

руки

с

орешками

ВВЕРХ!

«Стаканчики»

Ритмическая

игра

предметом

(пластиковый

стаканчик)

Т

а

н

ц

е

ва

л

ь

н

а

я

и

м

п

р

о

в

и

з

а

ц

ия

«

м

оты

л

ё

к

»

Интеграция

звука,

движения,

тактильных

и

двигательных

ощущений.

ПРЕЛЮДИЯ

К

ТАНЦУ

(Развитие

коммуникативных

навыков,

умения

видеть

другого,

эмоционально

вовлекаться

в

общение,

профилактика

заболеваний

дыхательных

путей).Дети

воспитатель)

сидят

полукругом.

Звучит

пьеса

С.

Майкапара

«Мотылёк».

Педагог

медленно

проходит

перед

ними,

осыпая

всех

разноцветными

«мотыльками»

(маленькие

кусочки

гофрированной

бумаги

разных

цветов,

скрученные

в

виде

бабочек).

Каждый

выбирает

себе

мотылька,

кладёт

на

ладонь.

Подключаем

текст.

Мотылёк

сел

на

ладошку

Посиди

у

нас

немножко!

Посиди,

не

улетай…

Улетел!

Ай!

Проговариваем

текст,

в

завершении

фразы

дуем

на

мотылька.

Затем

можно

предложит:

«А

теперь

дуем

на

соседа!».

(Насыщение

сенсорными

ощущениями,

развитие

произвольного

внимания,

выдержки

и

терпения,

умения

работать

в

команде,

играть

по

правилам,

регулировать

мышечный

тонус).

Педагог

разворачивает

большое

полотно

ткани

и

предлагает

детям

собрать

всех

мотыльков,

приговаривая:

Мотылёк,

мотылёк!

Ты

лети

к

нам

на

лужок!

2

раза

Взрослые

держат

ткань

за

углы.

Когда

мотыльки

собраны,

все

берутся

за

края

полотна,

расправляют

и

вздымают

в

ритм

стиха.

Мотылёк,

мотылёк,

Прилетел

к

нам

на

лужок!

Крылышками

машет,

С

бабочками

пляшет!

Постепенно

все

мотыльки

разлетаются

в

разные

стороны.

(Формирование

способности

слушания

и

слышания

в

движении).Педагог

предлагает

детям

самим

превратиться

в

мотыльков

и

«полетать

на

полянке»,

оговаривая

правила:

музыка

останавливается

и

мотыльки

присаживаются

на

цветочки.

ПОТОМ можно

предложить

поделиться

на

«мотыльков»

и

«музыкантов»…

4.

Р

ефл

е

кс

и

я

у

ч

ас

тн

и

к

ов

м

а

с

т

е

р

-

кла

сс

а.

По

дв

е

д

е

н

и

е

и

то

г

о

в

.

Я

постаралась

рассказать

о

возможности

применения

музыкальных

речевых

игр

в

воспитательно-образовательном

процессе

в

группе.

Подведем

итог.

Составим

алгоритм

работы

с

текстом.

1.

Озвучивание

текста

с

помощью

звучащих

жестов.

2.

Озвучивание

текста

с

помощью

звучащих

жестов

с

добавлением

инструментов.

3.

Текст

+

инструменты

+

танцевальная

импровизация.

Как

по

вашему

мнению

прошел

мастер-класс?Можете ли вы

использовать такие речевые игры с звучащими жестами со своими детьми

в группах?

И

в

конце

нашей

встречи

я

хочу

подарить

вам

буклеты

с

играми,

которые

вы

можете

смело

применять

в

своей

практике.

Благодарю

вас

за

внимание!



В раздел образования