Автор: Кагитина Ольга Васильевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №258"
Населённый пункт: Барнаул
Наименование материала: Мастер класс для педагогов: Звуки.ритмы, слова.
Тема: "Элементарное музицирование в группе."
Раздел: дошкольное образование
Мастер-класс для педагогов
Звуки, ритмы и слова.
Элементарное музицирование в группе
Музыкальный
руководитель
Кагитина О.В.
Барнаул 2021
«Музыка
-
это
эмоциональное
познание,
а
не
интеллектуальное.
Она
интуитивна
и
бессловесна,
музыка
чувствуется,
а
не
понимается
умом».
Т.Э.
Тютюнникова
Це
л
ь
:
Знакомить
участников
мастер-класса
с
основами
элементарного
музицирования
и
применением
игрового
материала
в
рамках
образовательного
процесса
в
группе.
З
адач
и
:
-
познакомить
участников
мастер-класса
с
создателем
педагогической
системы
«Шульверк»
Карлом
Орфом;
автором
методики
«Элементарное
музицирование»
Т.Э.
Тютюнниковой;
-повысить
уровень
профессиональной
компетентности
педагогов,
их
мотивацию
на
использование
новых
технологий
в
своей
практике;
-создать
условия
для
обретения
большинством
педагогов
своего
профессионального
стиля,
который
позволил
бы
воспитанникам
реализовать
потребность
раскрытия
творческого
потенциала
в
музыкально-игровой
деятельности.
Форма
проведения
мастер-класса:
-лекция
с
элементами
презентации
+практическая
работа.
Оборудование:
-проектор;
-различные
музыкальные,
шумовые
инструменты,
грецкие
орехи,
пластиковые
стаканчики,
бабочки
из
гофрированной
бумаги,
большой
отрез
легкой
ткани.
Структура
мастер
-
класса:
1.
Вступительная
часть.
Объявление
темы
и
цели
мастер-класса.
Содержание
мастер-класса
в
целом
и
его
отдельных
составных
частей.
2.
Теоретическо
-
демонстрационная
часть.
Определение
термина
«музицирование».
Основоположники
музицирования.
Значение
элементарного
музицирования
для
развития
ребенка.
3.
Практическая
часть.
Знакомство
с
речевыми
играми,
которые
воспитатель
может
применить
в
работе
с
детьми
в
группе.
4.
Рефлексия
участников
мастер-класса.
Подведение
итогов.
Ход мастер класса:
1.
В
с
т
у
п
и
т
е
л
ь
ная
ч
а
с
т
ь
.
Объявление
темы
и
цели
мастер-класса.
Содержание
мастер-класса
в
целом
и
его
отдельных
составных
частей.
2.
Т
е
о
р
е
т
и
ко
-де
м
онс
т
ра
ц
и
о
нн
а
я
ча
с
т
ь
.
Давайте
спросим
себя:
что
будет
делать
ребенок,
оказавшись
в
музыкальном
зале
и
увидев
там
бубен?
Конечно,
он
непременно
его
возьмет
и
начнет
изучать
–
звенеть
им,
ударять
по
нему,
доводя
до
полного
изнеможения
педагога.
Малыш
не
устает
дудеть
в
дудочку
или
бить
в
барабан.
Те
музыкальные
звуки,
которые
подчас
раздражают
взрослых,
для
него
остаются
необыкновенно
привлекательными.
Затем
ребенок
будет
бегать
с
ним
и
прыгать.
И
все
это
не
молча,
а
что-нибудь,
приговаривая
или
выкрикивая,
а
лицо
его
будет
выражать
самозабвенное
счастье
и
радость,
бьющую
через
край.
Это
и
есть
идея
«элементарного
музицирования»
в
его
самом
прямом
проявлении
–
в
невыразительном
единстве
речи,
пения,
движения,
игры
на
детских
музыкальных
инструментах
при
свободном,
импровизационном
и
обязательно
радостном
общении
с
музыкой.
Идея
широко
использовать
речь
в
обучении
музыке
принадлежит
Карлу
Орфу.
Его
педагогическая
система
«Шульверк.
Музыка
для
детей»
-
это
новый
подход
к
музыкальному
воспитанию
детей,
учитывающий
интересы,
возможности
и
потребности
каждого
ребёнка.
Слово
“Schulwerk”
было
создано
самим
Орфом
и
обозначает
“обучение
в
действии”.
В
основе
этой
педагогики
-
общность
выразительных
средств
речи
и
музыки,
прежде
всего
ритма.
К.
Орф
в
своём
труде
собрал
фольклорную
музыку
своего
народа
и
некоторых
др.
народов.
Фольклор
зародился
из
элементарной
музыки
(речь,
движение,
игра,
ритм…)
Музыка
находится
внутри
человека,
это
стихия!
«Стихия
по-немецки
«dasElement».
Отсюда
и
суть
слова
«элементарное»,
не
примитивное,
а
наполненное,
внутренне,
что
находится
внутри
человека.
Основным
предназначением
«Шульверка»
является
первичное
приобщение
всех
детей
независимо
от
их
способностей
к
музыке,
раскрепощение
индивидуально-творческих
сил,
развитие
природной
музыкальности.
Ученые
доказывают,
что
наша
память
сохраняет
90%
из
того,
что
мы
делаем,
50%
из
того,
что
мы
видим,
и
10%
из
того,
что
мы
слышим,
поэтому
необходимо
в
процесс
освоения
музыкального
языка
ввести
действие.
Именно
методика
Карла
Орфа
очень
эффективна
в
этом
направлении.
Значительный
вклад
в
продвижение
и
распространение
идей
Орфовской
педагогики
в
России
внесла
практик-новатор
Татьяна
Эдуардовна
Тютюнникова.
Элементарное
музицирование
–
это
устный
вид
деятельности,
основанный
лишь
на
«здесь
и
сейчас».
Все
элементы
музицирования
короткие
и
простые,
и
ребёнок
может
их
очень
просто
запомнить
и
уже
работать
дальше
с
этим
материалом,
варьировать,
пробовать
различные
варианты,
что
само
по
себе
и
является
процессом
творчества.
Идея
элементарного
музицирования
созвучна
и
с
ФГОС,
так
как
по
ФГОС
к
музыкальному
воспитанию
и
в
общем,
к
дошкольному
воспитанию,
предъявляется
ряд
условий:
-
обучение
должно
происходить
в
игре;
-
дифференциация
и
индивидуализация
обучения;
-
обучение
детей
в
творчестве,
в
соответствии
с
интересами
и
собственного
видения
ребёнком
образовательного
процесса
и
результата.
Шульверк
-
это
удивительный
мир
творчества,
музицирования,
исследования!
Т.Е.
детское
творчество
через
игру
на
муз.и
шумовых
инструментах,
через
создание
своих
собственных
движений,через
аккомпанирование
и
пение
небольших
детских
песенок.
Умение
правильно
воспроизводить
разнообразные
ритмы
способствует:
преодолению
речевых
нарушений;
правильному
воспроизведению
ритмического
рисунка
слов,
их
слоговой
структуры;
развитию
координации
движений
человека,
умению
владеть
своим
телом,
согласовывая
свои
движения
в
соответствии
с
разнообразным
характером
музыки;
учит
пространственной
ориентировке.
А
самыми
первыми
и
незаменимыми
инструментами,
которые
позволяют
организовать
и
украсить
музицирование
в
отсутствие
любых
других
инструментов
являются
звучащие
жесты.
Термин
«звучащие
жесты»
принадлежит
Гунильд
Кетман.
Звучащие
жесты
–
это
ритмичная
игра
звуками
своего
тела,
игра
на
его
поверхностях:
-
хлопки
(звонкие
–
всей
ладонью,
тихие
–
согнутыми
ладонями,
потирание
ладоней
и
др.);
-
шлепки
(по
коленям,
по
бёдрам,
по
груди,
по
бокам);
-
притопы
(всей
стопой,
пяткой,
носком);
-
щелчки
(пальцами
в
воздухе,
по
коленям,
по
надутым
щекам).
Игра
со
звуками
своего
тела
–
это
верный
путь
к
началу
импровизации
детей.
Спонтанная
моторика
тела
даёт
ребёнку
удивительную
эмоционально-двигательную
разрядку.
Видимо,
поэтому
и
существует
у
всех
народов
мира.
Звучащие
жесты
–
эффективный
способ
формирования
чувства
метра
и
ритма
у
детей.
Логическое
продолжение
игр
со
звучащими
жестами
–
это
музицирование
с
инструментами.
А
затем
уже
и
более
сложная
форма
–
синтез
жестов,
игры
на
музыкальных
и
шумовых
инструментах
и
движений.
Итак,
играем
на
своих
музыкальных
инструментах.
3.
Пра
к
тич
ес
к
ая
ч
а
с
т
ь
Речевая
игра
со
звучащими
жестами
«Тюшки
–
тютюшки»
На
развитие
ритмического
чувства
детей
Предлагаю вам поучаствовать в игровом упражнении - игра со звучащими
жестами.
«Представься по имени»
(каждый по цепочке прохлопывает своё имя. Вся группа следом проговаривает
это имя ласково, сопровождая шлепками по передней части бёдер:
Один. «Оль-га» – (хлопки)
Все. «О-лень-ка (шлепки по коленям), и.т.д
Звучащие
жесты
здесь
являются
самым
эффективным
средством
в
работе
не
только
с
детьми,
но
и
со
взрослыми.
Педагог
декламирует
речевой
зачин,
а
затем
сначала
вместе
с
детьми,
а
потом
и
дети
самостоятельно,
исполняет
ритмы
с
одновременным
их
слоговым
проговариванием
на
всех
«телесных»
инструментах
по
очереди:
в
хлопках,
шлепках,
притопах
и
т.д.
Тюшки-тютюшки,
сделаем
хлопушки!
Хлоп, хлоп, хлоп! Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-
хлоп!
Тюшки-тютюшки,
сделаем
шлепушки
! Шлёп-шлёп-шлеп! Шлё-пы-шлё-
пы-шлёп!
Тюшки-тютюшки,
хлопушки-шлепушки!
…………………..
сделай
топотушки!
………………….
сделаем
щелкушки!
…………………..сделаем бомбушки!
И
т.д.
Под польку свободная импровизация.
Речевая игра + звучащие жесты
Вот зима, вот зима,
Вот зима пришла опять.
И снежком и снежком,
Стала землю укрывать.
М
узы
к
а
л
ьн
а
я
и
гра
«
п
р
и
в
е
т
с
т
в
и
е»
(
в
кр
у
ге;
гу
л
яя
в
ра
с
с
ы
пн
у
ю
п
о
з
а
л
у
)
,
м
уз.
Л
е
о
Де
л
иба
Дети
садятся
в
круг.
Каждый
придумывает
какое-нибудь
насекомое:
бабочки,
мухи,
пчёлы
и
шмели,
божья
коровка
и
т.д.
Под
музыку
Лео
Делиба
воспитатель
начинает
пальчиками
«ползать»
по
своему
телу,
на
концы
фраз,
дважды
хлопая
в
ладоши
и
завершая
движением.
В
средней
части
все
насекомые
начинают
летать
(руками),
а
потом
опять
«ползают»
Врассыпную
гуляют
по
залу,
улыбаясь
друг
другу!
На
конце
фраз
встречаются
с
тем,
кто
в
этот
момент
оказался
рядом,
и
говорят
ему
«Привет!»,
два
раза
хлопают
в
ладоши.
В
средней
части
хлопают
и
кружатся.
«
В
з
я
л
-
отдал»
Ритмическая
игра
с
орехами
Дети
сидят
в
кругу
на
коврике
на
коленях.
Один
орех
кладётся
в
левую
руку,
другой
лежит
перед
ребёнком
на
ковре.
1
ФРАЗА:
1
орех
кладется
на
левую
руку,
и
дети
его
накрывают
у
себя
и
передают
соседу.
6
тактов
4/4
(Разучивается
со
словами
«У
МЕНЯ»,
«У
СОСЕДА»,
«ВЗЯЛ»,
«ОТДАЛ»)
В
проигрыше
берут
2-ой
орех
2
ФРАЗА:
отстукивают
ритм
||
III
||III
||II
I||II
I||
II
I||III
Проговаривают
слова:
раз,
два,
раз,
два,
три
В
проигрыше
вновь
кладут
2-ой
орех
перед
собой
3
ФРАЗА:
повтор
1
фразы,
без
слов:
6
тактов
4/4
в
конце
–
поднимают
руки
с
орешками
ВВЕРХ!
«Стаканчики»
Ритмическая
игра
предметом
(пластиковый
стаканчик)
Т
а
н
ц
е
ва
л
ь
н
а
я
и
м
п
р
о
в
и
з
а
ц
ия
«
м
оты
л
ё
к
»
Интеграция
звука,
движения,
тактильных
и
двигательных
ощущений.
ПРЕЛЮДИЯ
К
ТАНЦУ
(Развитие
коммуникативных
навыков,
умения
видеть
другого,
эмоционально
вовлекаться
в
общение,
профилактика
заболеваний
дыхательных
путей).Дети
(и
воспитатель)
сидят
полукругом.
Звучит
пьеса
С.
Майкапара
«Мотылёк».
Педагог
медленно
проходит
перед
ними,
осыпая
всех
разноцветными
«мотыльками»
(маленькие
кусочки
гофрированной
бумаги
разных
цветов,
скрученные
в
виде
бабочек).
Каждый
выбирает
себе
мотылька,
кладёт
на
ладонь.
Подключаем
текст.
Мотылёк
сел
на
ладошку
–
Посиди
у
нас
немножко!
Посиди,
не
улетай…
Улетел!
Ай!
Проговариваем
текст,
в
завершении
фразы
дуем
на
мотылька.
Затем
можно
предложит:
«А
теперь
дуем
на
соседа!».
(Насыщение
сенсорными
ощущениями,
развитие
произвольного
внимания,
выдержки
и
терпения,
умения
работать
в
команде,
играть
по
правилам,
регулировать
мышечный
тонус).
Педагог
разворачивает
большое
полотно
ткани
и
предлагает
детям
собрать
всех
мотыльков,
приговаривая:
Мотылёк,
мотылёк!
Ты
лети
к
нам
на
лужок!
–
2
раза
Взрослые
держат
ткань
за
углы.
Когда
мотыльки
собраны,
все
берутся
за
края
полотна,
расправляют
и
вздымают
в
ритм
стиха.
Мотылёк,
мотылёк,
Прилетел
к
нам
на
лужок!
Крылышками
машет,
С
бабочками
пляшет!
Постепенно
все
мотыльки
разлетаются
в
разные
стороны.
(Формирование
способности
слушания
и
слышания
в
движении).Педагог
предлагает
детям
самим
превратиться
в
мотыльков
и
«полетать
на
полянке»,
оговаривая
правила:
музыка
останавливается
–
и
мотыльки
присаживаются
на
цветочки.
ПОТОМ можно
предложить
поделиться
на
«мотыльков»
и
«музыкантов»…
4.
Р
ефл
е
кс
и
я
у
ч
ас
тн
и
к
ов
м
а
с
т
е
р
-
кла
сс
а.
По
дв
е
д
е
н
и
е
и
то
г
о
в
.
Я
постаралась
рассказать
о
возможности
применения
музыкальных
речевых
игр
в
воспитательно-образовательном
процессе
в
группе.
Подведем
итог.
Составим
алгоритм
работы
с
текстом.
1.
Озвучивание
текста
с
помощью
звучащих
жестов.
2.
Озвучивание
текста
с
помощью
звучащих
жестов
с
добавлением
инструментов.
3.
Текст
+
инструменты
+
танцевальная
импровизация.
Как
по
вашему
мнению
прошел
мастер-класс?Можете ли вы
использовать такие речевые игры с звучащими жестами со своими детьми
в группах?
И
в
конце
нашей
встречи
я
хочу
подарить
вам
буклеты
с
играми,
которые
вы
можете
смело
применять
в
своей
практике.
Благодарю
вас
за
внимание!