Автор: Иванова Светлана Геннадьевна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ № 3"
Населённый пункт: г. Мыски Кемеровская область-Кузбасс
Наименование материала: Статья
Тема: "Лирические пьесы Э. Грига в фортепианной педагогике"
Раздел: дополнительное образование
«Лирические пьесы Э. Грига в фортепианной педагогике»
Иванова С.Г.
преподаватель МБ ДО «ДШИ № 3»,
г. Мыск , Кемеровская область-Кузбасс
Одной из основных задач на уроках фортепиано в музыкальной школе
является воспитание у учащихся музыкальной культуры как части их
духовной культуры, где возвышенное содержание музыкального искусства
разворачивается перед детьми во всем богатстве его форм и жанров,
художественных стилей и направлений. Основу музыкальных программ
составляет русское и зарубежное классическое наследие. В репертуар
программ по специальности входят произведения, играющие важную роль в
развитии музыкальной культуры юных пианистов.
Творчеству Эдварда Грига принадлежит важная роль в учебно-
образовательном
процессе,
его
музыка
вводит
учащихся
в
особый,
своеобразный художественный мир. Григ-композитор, музыка которого
обладает
непреходящей
популярностью,
открывает
перед
юными
пианистами
целый
пласт
европейской
художественной
культуры,
представленный, наряду с его собственной музыкой, творчеством его
современников
и
соотечественников
—
литераторов,
драматургов,
живописцев, деятелей театра и др.
Фортепианная музыка Грига явилась неожиданным и драгоценным
подарком для всех пианистов – от прославленных концертантов до учащихся
и любителей музыки. Григовские сочинения играли С. Рахманинов, В.
Горовиц, М. Гринберг, С. Рихтер, Э. Гилельс, В. Клайберн, В. Нильсен, М.
Плетнёв, В. Афанасьев, М. Култышев и другие выдающиеся артисты.
С 2000 года по инициативе Эйнара Стина-Ноклеберга в Норвегии
ежегодно проходит международный фортепианный конкурс имени Э. Грига.
Среди лауреатов этого конкурса есть и российские пианисты: Г. Громов, Т.
Колесова и др. постоянно организуются в разных городах России детские
фестивали и конкурсы на лучшее исполнение Григовских фортепианных
сочинений.
Музыка Грига востребована на уроках специального фортепиано в
музыкальной школе и школе искусств. Особой популярностью пользуются
«Лирические пьесы». Использование Григом термина «лирические пьесы», а
не «романтические» было намеренным. «Что же означает «лирические»?
Нечто идущее от сердца, но в то же время специфически северное», –
заметил сам Григ.
Шестьдесят шесть «Лирических пьес» представляют собой
цикл из
десяти тетрадей (ор. 12, 38, 43, 54, 57, 62, 65, 68. и 71). Первая из
них создана
в 1867-м, последняя в 1902 году. Начиная с ор. 38 (1883) Григ
издавал по
одной тетради в два – три года; таким образом, почти весь цикл
можно
отнести к периоду 80-х и 90-х годов. Дополнением к циклу явился
сборник
«Настроения» (ор. 73), по тематике не отличающийся от «Лирических пьес».
В цикле «Лирических пьес» раскрывается тенденция Грига к
поэтической программности. Этот цикл постепенно занял основное место в
его фортепианном творчестве. «Лирические пьесы» стали его дневником,
«страницами
его
жизни».
Фортепианные
миниатюры
Грига
–
это
впечатления, образы и картины, порой мимолётные, иногда уже далёкие, но
навсегда запавшие в душу художника. Их внутренняя художественная цель –
не воплощение сюжета, а прежде всего передача неуловимых настроений,
которые порождаются в нашем сознании образами действительной жизни. В
этом смысле их можно сравнить с «Детскими сценами», «Лесными сценами»
или
«Фантастическими
отрывками»
Шумана.
В
каждой
тетради
«Лирических пьес» Григ сохраняет программные обозначения – иногда
более
обобщённые,
жанрово-характеристические
(«Элегия»,
«Вальс»,
«Колыбельная»).
«Лирические пьесы» сконцентрировали в себе стилевые особенности
музыки Грига. Простота и ясность фактуры делают их незаменимыми в
педагогическом
школьном
репертуаре.
Добиваясь
отточенной,
отшлифованной формы выражения, композитор сумел приобщить к своим
художественным замыслам самые широкие круги слушателей, расширить и
обогатить мир «домашней музыки».
Тетрадь
I
(опус 12)
Опус 12, именуемый «Маленькие лирические пьесы для фортепиано», Григ
завершил в 1867 году, когда ему исполнилось 24 года. В тетрадь входит 8
музыкальных зарисовок, в которых схвачен едва ли не весь спектр
излюбленных композитором тем: Ариетта, Вальс, Песнь сторожа, Танец
эльфов, Народная песня, Норвежская мелодия, Листок из альбома, Песня о
родине.
В музыке даёт о себе знать не столько юношеская пылкость, сколько тяга
передать «дух мелочей прелестных и воздушных» (М. Кузьмин), что
удивительно для столь молодого автора. Сам Григ остроумно называл свой
ранний опус «миниатюрной коллекцией миниатюр».
Тетрадь
II
(опус 38)
Вторая тетрадь лирических пьес заставила себя ждать довольно долго –
шестнадцать лет. За этот период Григ создал музыку к драме Ибсена «Пер
Гюнт», Фортепианный концерт
a-moll, множество романсов, сборник
«Двадцать пять норвежских народных песен и танцев» в обработке для
фортепиано из сборника Л.М. Линдемана – всего более 150 сочинений, что
принесло композитору мировую известность.
Жанровая принадлежность григовских фортепианных пьес расширяется,
вместе с тем чуткое перо композитора придаёт уже опробованным образам и
сюжетам новое очарование. В состав опуса, опубликованного в 1883 году,
входит 8 номеров: Колыбельная, Народный напев, Мелодия, Халлинг.
Норвежский танец, Спрингданс. Норвежский танец, Эллегия, Вальс, Канон.
Большинство пьес развёрнуты и эмоционально насыщенны, что делает их
бесценным материалом как для концертного исполнения, так и для учебного
процесса.
Тетрадь
III
(опус 43)
Этот опус стал бесценным сокровищем в репертуаре пианистов. Был
завершён в 1886 году, когда композиторское мастерство Грига достигло
полной зрелости. Нельзя не поразиться тому, насколько остро, зорко и
поэтично воспринимает Григ окружающий его мир. Круг образов множится,
но тема творчества – воспевание родной земли – остаётся неизменной. Это
даёт мастеру замечательную возможность ощутить и «великую радость
повторения», и «тоску припоминания». В состав опуса входит 6 номеров:
«Бабочка»,
«Одинокий
странник»,
«На
Родине»,
«Птичка»,
«Эрос»,
«Весной».
Каждая из шести пьес – оригинальна и совершенна.
Тетрадь
IV
(опус 47)
Этот опус в фортепианном творчестве Грига явился в известном смысле
переломным. Он вышел в свет в 1888 году, когда композитор переживал
психологический кризис. Усиливается его болезненная восприимчивость и
ранимость.
Мучительно застенчивый, не терпящий любых проявлений
сентиментальности, Григ всё сильнее испытывает тяготение к одиночеству.
В овеянной тишиной музыке начинают преобладать пастельные краски.
Разброс художественных мыслей даёт о себе знать в разбросе жанров. Смысл
своих исканий Григ видит в сдвиге планов, смешении стилей, сближении
отдалённых эпох. При этом многие названия пьес повторяют те, которые
встречались в предыдущих опусах: Вальс-экспромт, «Листок из альбома»,
Мелодия, Халлинг, «Меланхолия», Спрингданс, Эллегия.
Обманчиво-ускользающие, полные волшебных гармонических превращений
и ассиметричных линий, миниатюры этого опуса чаруют меланхолией.
Удаётся композитору возродить и шарм салона в благородной и обаятельной
манере. При исполнении этой музыки «лучше намекать, чем утверждать,
использовать не прямое освещение, а неяркий прожектор» (Стин-Ноклеберг).
Заключительные четыре пьесы представляются парными: краткий Халлинг
прекрасно сочетается с «Меланхолией», а Спрингданс с Эллегией.
Тетрадь
V
(опус 54)
Пятую тетрадь Григовских пьес, с её исключительной цельностью и
живописностью, исследователи считают кульминацией всего цикла. В неё
входят 6 пьес: «Мальчик-пастух», Гангар, «Шествие троллей», Ноктюрн,
Скерцо, «Колокола».
Многие из пьес этого опуса обрели популярность не только в фортепианном
варианте, но и в оркестровом переложении. Радостное ощущение бытия всё
сильнее окрашивает григовское творчество. Сочинения этого периода словно
озарены ярким солнечным светом, тени исчезают, разбегаются. На смену
нежной, акварельной звукописи приходят более насыщенные, яркие тона.
Однако и в этом упоении роскошью многоцветья не менее сильно, хотя и в
иной манере, проявлены столь характерные для Грига утончённость и
потаённая грусть.
Тетрадь
VI
(опус 57)
Условно этот цикл можно назвать ностальгическим, здесь уместны слова А.
Ахматовой «Там строгая память, такая скупая теперь…». Вновь, но уже на
ином уровне, всплывает у Грига ибсеновская тема одиночества. В ряде пьес
преобладает сумеречный колорит. «Над музыкой словно нависает тень, -
замечает Стин-Ноклеберг, - мрачную окраску картине придают нависающие
басы и собранные компактные аккорды. Контуры написаны более широкими
мазками»: «Минувшие дни», «Гаде», «Иллюзия», «Тайна», «Она танцует»,
«Тоска по Родине».
В этом опусе можно усмотреть смысловое и эмоциональное созвучие с
поздним Брамсом, многозначительная недосказанность сочинений которого
знаменовала прорыв к иным измерениям сознания. В своих созерцательных,
закрытых пьесах Григ, подобно позднему Брамсу, предстаёт выразителем
чувства меры.
Тетрадь
VII
(опус 62)
Сочинения этого цикла жизнелюбивы и оптимистичны по настрою.
Большинство пьес содержит яркие виртуозные и колористические эффекты и
потому предъявляет к пианисту достаточно высокие профессиональные
требования: «Сильфида». «Благодарность», Французская серенада, «Ручеёк»,
«Видение», «Домой».
Тетрадь
VIII
(опус 65)
В этом опусе представлены наиболее масштабные пьесы композитора.
Развёрнутость,
самодостаточность
каждого
номера
сочетается
с
разомкнутостью цикла, что и порождает новый принцип его целостности.
Жанр миниатюры всегда служил Григу материалом в поисках обновления
композиторского
языка.
Настойчиво
ищет он
новые типы фактуры,
непривычные, порой терпкие гармонические обороты. Не случайно в
«Меланхолии» восьмикратно повторяется мотив, уже использованный
раннее композитором в пьесе «Весной». А миниатюра «Из юных дней» так
обманчиво напоминает (но не повторяет) «Минувшие дни».
Здесь Григ завоёвывает новое пространство для жанра миниатюры.
Водопадом восторженных открытий дарует самая объёмная его пьеса –
«Свадебный день в Трольхаугене», рисующая великолепную картину
народного ликования. Вековая культурная традиция отразилась в Песне
крестьянина и особенно сильно в Балладе, основу которой составляет
восходящая к глубокой древности норвежская мелодия. В эту тетрадь входят
6 пьес: «Из июньских дней», Песня крестьянина, «Меланхолия», «Салон»,
Баллада, «Свадебный день в Трольхаугене».
Тетрадь
IX
(опус 68)
Этот опус содержит разнохарактерные пьесы – проникновенно-лирические,
эпические, танцевальные и др. Создавая этот цикл, Григ словно находился на
распутье.
С годами всё сильнее и глубже волнует его ностальгическая тема, близка
композитору изначально.
Салон – понятие весьма неоднозначное. Отдавая ему дань, Григ создаёт
очаровательные лёгкие пьесы, подобные островкам чистой красоты в
сложном, тревожном мире. Музыка их раскрывает ту атмосферу отстранения,
котрой пронизаны и ностальгические григовские произведения. В опус
входят 6 пьес: Матросская песня, Бабушкин менуэт, «К твоим ногам»,
«Вечер в горах», «У колыбели», Меланхолический вальс.
Тетрадь
X
(опус 71)
В лирических пьесах позднего периода Григ и наивен, и мудр. Бережно он
охраняет свой потаённый личный мир. В этих миниатюрах композитор
тяготеет к поиску идеально прекрасного. Они отличаются тонкостью,
прозрачностью и «акварельностью»: «Это было когда-то», «Летний вечер»,
«Кобольд», «Лесная тишина», Халлинг, «Мимо», «Отзвуки».
Фортепианная музыка Грига, даже в «Лирических пьесах», много
сложнее, чем это кажется при первом взгляде на «ноты». Глубина
лирического содержания, утончённость живописно – колористических
моментов
заранее
предполагают
у
исполнителя
высокое
мастерство
нюансировки, педализации, тонкого rubato. Всеми этими качествами в
высокой степени обладал сам Григ – пианист. Его фортепианная музыка
явилась
живым
отзвуком
собственного
пианистического
мастерства
композитора. В ней всегда ощущаешь лёгкое прикосновение его чутких и
нервных пальцев, прихотливую утончённость нюансировки, которая в
нотной записи, в сущности, не поддаётся фиксации.
В педагогической практике следует учитывать, что присущее
фортепианному стилю Грига ценное качество доступности нередко ведёт к
упрощению исполнительской задачи. Исполнение «Лирических пьес» Грига
в большинстве случаев требует художественной зрелости, которой нельзя
ожидать от юного, не сложившегося пианиста; налёт посредственного
«школьного» исполнения обычно искажает внутренний, художественный
смысл этих миниатюр и даже мешает им проникать на «большую»
концертную эстраду. Но как бы ни складывалась традиция исполнения
«Лирических пьес», сам композитор придавал им значение серьёзного,
большого искусства. В длинной цепи этих миниатюр прослеживаются
настойчивые
искания
Грига,
обозначаются
характерные
черты
его
творческой эволюции.
Григ вошёл в историю музыки не только как самый значительный
норвежский композитор, но и как музыкант, сумевший поднять музыку своей
страны до уровня высокохудожественных образцов мирового значения.
Самое поэтическое определение Грига дал русский музыковед Николай
Финдейзен: «Эдвард Григ, как маленький тролль норвежских сказок, собрал
в царстве своего творчества неисчислимые художественные богатства своего
народа, ковал из них дивные миниатюрные изделия и дарил их людям; и не
только дарил, но и делал их своим искусством счастливыми, более добрыми
и сердечными. Григ был именно таким романтическим троллем, но троллем
царственным; он сделал сказку действительностью или, лучше, заставил
людей поверить в эту сказку, так как его гений умел отворять сердца
слушающих его людей».
В своих непритязательных фортепианных пьесах Григу – хранителю
традиций – удалось передать дух доброго старого времени в изящной и
обаятельной манере. Музыка композитора чарует меланхолией, покоряет
глубокой человечностью, а, как замечательно сказал актёр М. Чехов: «Быть
человечным – это значит примирять противоположности». Своей чистотой и
благородством Григ действительно примиряет, сближает разные поколения
слушателей, разные слои аудитории, что так необходимо в наше жесткое,
лишённое романтических иллюзий время.
Список литературы
1.
Алексеев А.Д., История фортепианного искусства: Учебник.
Часть 1- 2. – 2-е издание., доп. – М.: Музыка, 1988. – 415 с.
2.
Григ Э., Избранные статьи и письма. Обш. Ред. О.Е. Левашевой. М.:
«Музыка», 2000. – 19с.
3.
Гриндэ Н., История норвежской музыки. Музыка,1982 – 317с.
4.
Левашова О., Эдвард Григ. Очерки жизни и творчества. М.: Музыка,
1975 – 265с.
5.
Музыкальная литература зарубежных стран: Учебное пособие. Вып. 5.,
Ред. Б. Левик – 5-е изд. – М.: Музыка, 1984. – 391 с.
6.
Николаева А.И., Проблемы понимания стиля. – М.: МПГУ, 1999. – 63с.
7.
Самин Д.К., 100 великих композиторов. М.: Вече, 1999. – 624 с.
8.
Смирнова М.В., Из золотого фонда педагогического репертуара:
Эдвард
Григ.
Лирические
пьесы:
учебное
пособие.
–
СПб.:
Композитор. Санкт-Петербург, 2015. – 188с.