Автор: Татьяна Ивановна Попова
Должность: Учитель
Учебное заведение: МАОУ СОШ 7
Населённый пункт: г. Гай, Оренбургская обл
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование коммуникативных способностей школьника
Раздел: полное образование
Доклад
Тема: Формирование коммуникативных учебных действий в младшем
школьном возрасте на занятиях в объединение «Фантазия и творчество»
За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные
изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От
признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования,
произошёл переход к пониманию обучения как процесса подготовки
обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную
позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в
группе.
Важнейшим приоритетом начального звена, становится развитие личности
через
формирование универсальных учебных действий (познавательные,
регулятивные, личностные и коммуникативные). Развитие коммуникативных
умений
происходит
посредством
приобретения
опыта
коллективного
взаимодействия,
формирования умения участвовать в учебном диалоге,
развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную
роль обучающегося.
В ситуациях коллективного взаимодействия, которые
сопутствуют
решению
проблемных
и
творческих
задач,
формируется
способность оценивать правильность выбора вербальных и невербальных
средств, соблюдать правила речевого этикета и устного общения. Дети учатся
слышать партнера, реагировать на его реплики, учатся правилам общения с
младшими, ровесниками, взрослыми, уметь отстаивать свою точку зрения,
дискутировать, аргументировать. Как показывает практика этот показатель
низкий. Поэтому на каждом занятии особое внимание уделяется формированию
коммуникативных универсальных учебных действий.
При планировании занятия, направленного на развитие коммуникативных
УУД у младших школьников, я ориентируюсь
не только на учебно-
образовательную программу, но и на формирования коммуникативных УУД,
которые позволяют определить, над какими именно умениями необходимо
работать на том или ином этапе, какие образовательные ситуации, виды работ
необходимо для этого организовать.
Коммуникативные УУД включают две группы умений:
•
умения
строить
продуктивное
взаимодействие
и
сотрудничество
со
сверстниками и взрослыми - в парах, группах
• умения коммуникации - работать с информацией, выражать свои мысли в
устной форме, слушать с пониманием.
1
При работе, в парах, ребята договариваются, распределяют роли, получается не
у всех, приходится помогать. Часто даю поисковые задания, например, почему
бывают твердые и мягкие карандаши, почему пластилин мягкий, история
появления бумажных салфеток, почему салфетки бывают нетканые.
Если обобщить эти группы, можно выделить следующее:
• умение выражать свои мысли компактно, без искажения;
• слушать, вникать в суть услышанного, ставить вопрос к услышанному;
• понимать ситуацию общения (цели, мотивы, поступки участников общения)
и адекватно на нее реагировать;
• выделять в информации понятное и непонятное;
• формулировать вопрос к тому, что непонятно в сказанном;
• определять главную мысль;
• формулировать вопросы, направленные на обсуждение;
• высказывать свое мнение относительно сказанного и т. д.
Деятельность педагога и ученика должна быть направлена на формирование
умения слушать, вникать в суть услышанного и увиденного:
Например:
1.Прослушав информацию, инструктаж, сообщение – учащиеся должны
подобрать пословицу, поговорку, придумать загадку, сделать схему- развертку.
2. При прослушании текста ученик должен осуществить поиск верных и
неверных утверждений по содержанию;
3. Также используется анализ устного ответа товарища, когда один ученик
комментирует ответ другого;
4. Я прошу детей формулировать собственные выводы на основе услышанного
или сделанного и т.д.
Для формирования коммуникативных способностей и целеобразного
отслеживания результатов УУД,
предлагаю таблицы учета результатов
обучения, позволяющие фиксировать уровни сформированности у каждого
обучающегося, что позволяет видеть над чем работать в данный момент.
Таким образом, такая деятельность позволяет определять,
над какими
микроумениями необходимо работать с учетом достигнутого учениками
2
уровня, и какие виды работ целесообразно использовать для этого при
освоении предметного материала.
На мой взгляд, учебное занятие необходимо планировать с учетом
интересов каждого ученика. Однако, образовательные цели ставятся для всего
класса, что не позволяет этого сделать, поэтому я вынуждена ставить цели для
условно выделенных групп обучающихся, отличающихся друг от друга по
уровням сформированности коммуникативных УУД.
Например, одни дети могут рассказать, прокомментировать, придумать
загадку, объяснить, другие могут только ответить на вопрос, а некоторые
вообще промолчат, подход должен быть индивидуальный, и формирование
коммуникации должно быть поэтапное. Исходя из этого педагог предлагает
разные уровни заданий.
Моя роль, как педагога, направлять, помогать, поддерживать, развивать
идею, дискутировать.
За время обучения, ученики должены пройти 3 уровня сформированности
устной коммуникативной компетентности:
3 уровня:
1. Обсуждение и дискуссия;
2. Небольшие выступления;
3. Презентации.
На каждом уровне я использую следующие виды упражнений:
ассоциативные (на воображение)
мыслительные (на сравнение)
речевые (язык, речь,термены)
рефлексивные (высказывание собственных мыслей)
Первый уровень «Обсуждение и дискуссия».
Цель – раскрепостить детей, научить их не бояться говорить. На некоторых
занятиях предусматриваю такие задания, которые ставят ребенка в ситуацию,
где необходимо высказать своё мнение.
Если ученик находится на первом уровне сформированности
коммуникативных УУД, не умеет формулировать или выделить
главную
мысль, например при рассматривании готового образца, при анализе, при
подведении итогов работы, при составлении плана, то преждевременно,
3
работать над умениями систематизировать информацию, содержащуюся во
время своей деятельности.
Второй уровень «Небольшие выступления».
Цель – научить детей составлять небольшие выступления, использовать
язык в соответствии с ситуацией, не отклоняться от темы.
Третий уровень «Творческие задания»
На третьем уровне используются задания проблемного или творческого
характера в групповой работе.
Подводя итог, можно сказать:
Основным критерием сформированности коммуникативных действий
можно считать коммуникативные способности ребёнка, включающие в себя:
желание вступать в контакт с окружающими;
знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с
окружающими (знакомство с коммуникативными навыками);
умение организовать общение (уровень овладения коммуникативными
навыками), включающее умение слушать собеседника, умение
эмоционально сопереживать;
умение решать конфликтные ситуации;
умение работать в группе.
4