Автор: Шимкевич Наталия Васильевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МУДО "Дюц Фрунзенского района" муниципального образования "город Саратов"
Населённый пункт: город Саратов
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Работа хореографа над постановкой танцевальных композиций музыкального спектакля "
Раздел: дополнительное образование
У каждого педагога в профессиональной деятельности есть свои
собственные наработки (отработанные методы и приемы обучения), но для
того, чтобы расти, идти в ногу со временем каждый педагог должен работать
над повышением собственного педагогического мастерства:
Осваивать и внедрять в практику педагогической деятельности новые
технологии и методы обучения.
В работе театра-студии «Солнечный круг»,
на своих занятиях по
хореографии и репетициях педагогом использует различные образовательные
технологии:
Внедрение
в
учебный
процесс
интегрированных
занятий,
индивидуальных
занятий
с
элементами
импровизации,
которые
является
отличительной чертой современной педагогической практики. В процессе
обучения
возникла
необходимость
дополнить
интегрированные
занятия
элементами
импровизации.
Это
позволило
обучающимся
не
только
реализовать себя в различных видах деятельности, но и создавать «лично»,
выступить в роли «новатора» в любом виде искусств.
Соответственно были выбраны следующие педагогические принципы и
идеи:
гуманизации образования;
личностно-ориентированного подхода;
научности;
интеграции;
осуществление
как
целостного,
так
и
индивидуального
подхода
к
воспитанию личности ребёнка;
соответствие содержания возрастным особенностям обучающихся.
Методы и формы работы:
исследовательский;
поощрения;
интеграции;
игровой;
беседы.
Одним
из
главных
методов
работы
с
коллективом
является
метод
интеграции, позволяющий собрать в единое целое различные виды искусств,
выбрать
большую
информативную
ёмкость
учебного
материала.
Метод
интеграции
позволяет
соединить
элементы
различных
предметов,
что
способствует
рождению
качественно
новых
знаний
и
эффективной
реализации триединой дидактической цели.
Занятия в коллективе предполагают:
В области хореографии:
расширение знаний в области современного хореографического искусства;
выражение
собственных
ощущений,
используя
язык
хореографии,
литературы, изобразительного искусства;
умение понимать «язык» движений, их красоту.
В области воспитания:
содействие гармоничному развитию творческой личности ребенка;
развитие чувства гармонии, чувства ритма;
совершенствование
нравственно-эстетических,
духовных
и
физических
потребностей.
В области физической подготовки:
развитие гибкости, координации движений;
развитие
психофизических
особенностей,
способствующих
успешной
самореализации;
укрепление физического и психологического здоровья.
Игровые технологии.
Игры долгие годы остаются главным и любимым занятием всех детей.
Правильно используя игры, можно многого добиться в воспитании детей.
Ребенок
моделирует
в
игре
свои
отношения
с
окружающим
миром,
проигрывает
различные
ситуации
-
в
одних
он
лидирует,
в
других
-подчиняется, в-третьих - осуществляет совместную деятельность с другими
детьми и взрослыми. В игре происходит рефлексирование, самореализация,
обучающийся принимает решение, за которое он в ответе, игра предполагает
творческое начало. «Человеком можно стать, только играя», - утверждал Ф.
Шиллер. По его мнению, человек в игре и посредством игры творит себя, и
мир в котором живет.
Интегрированные занятия.
Повышают
мотивацию,
формируют
познавательный
интерес,
что
способствует к повышению уровня обученности и воспитанности учащихся;
Способствует
формированию
целостной
научной
картины
мира,
рассмотрению
предмета,
явления
нескольких
сторон:
теоретической,
практической, прикладной;
Способствуют развитию устной и письменной речи, помогают глубже
понять лексическое значение слова, его эстетическую сущность;
Способствуют развитию музыкальных умений и навыков;
Позволяют систематизировать знания;
Способствуют
развитию
в
большей
степени,
чем
обычные
уроки,
эстетического
восприятия,
воображения,
внимания,
памяти,
мышления
учащихся (логического, художественно-образного, творческого);
Обладая
большой
информативной
емкостью,
способствуют
увеличению
темпа
выполняемых
учебных
операций,
позволяют
вовлечь
каждого ребенка в активную работу на каждой минуте урока и способствуют
творческому подходу к выполнению учебного задания.
Репетиционно - постановочная работа.
Данный
раздел
включает
в
себя
общеразвивающие
упражнения,
отработку сложных движений, изучение рисунка танцевальной композиции,
просмотр видеокассет, дисков и работу с отстающими детьми. Показ танца
является необходимым этапом постановочной работы. Во время выступления
учащиеся
воспитывают
отношение
к
публичному
выступлению
и
самоутверждаются.
Репертуар
постановок
планируется
в
соответствии
с
актуальными потребностями и творческим состоянием той или иной группы.
В связи с этим каждый год делается анализ педагогической и художественно-
творческой
работы
коллектива,
определяется
новый
репертуар.
Также
проводится анкетирование учащихся в начале года по принципу «нравится»
-не нравится», «интересно - не очень интересно». Результаты анализа и
анкетирования
помогают
подобрать
правильно
не
только
репертуар
танцевальных постановок, но и музыкальный репертуар и темы бесед для
раздела «Танец сегодня».
Дети очень интересуются жизнью и историей разных времён и народов,
поэтому в репертуаре есть любимые нами и нашими зрителями танцы разных
времён
и
эпох.
Современная
жизнь
также
предоставляет
разнообразный
интересный материал.
Таким образом, инновационные технологии, используемые в любой области
дополнительного образования детей, способствуют гармоничному развитию
личности обучающихся, их самоопределению и самореализации.
Содержание
I. Работа хореографа в музыкальном спектакле.
II. Знакомство с пьесой.
III. Работа с режиссером над спектаклем.
IV. Работа с педагогом по вокалу над спектаклем.
V. Работа с художником и режиссером над созданием пластического образа
спектакля.
VI. Работа над постановкой танцевальных сцен и композиций в спектакле.
VII. Список использованных источников.
I. Работа хореографа в музыкальном спектакле
Создание любого произведения, в котором занят не один человек, а целый
коллектив, всегда связано с большими сложностями, как в профессиональном
плане, так и человеческом. Хорошо, если над спектаклем работает коллектив
единомышленников, одержимый единой творческой идеей и их связывают
тесные
человеческие
отношения,
наверное,
именно
в
этом
случае
и
рождается достойное произведение.
Не
смотря
на
то,
что
хореография
в
мюзиклах
является
равной
составляющей частью спектакля, работа хореографа в музыкальном театре
отличается от работы в хореографическом коллективе.
Во – первых,
в театре хореограф не может придерживаться только
своих
творческих
устремлений
или
желаний
-
он
работает
в
команде
с
режиссером, педагогом по вокалу, художником, где главное действующее
лицо – режиссер, его видение формы и задачи спектакля.
Во – вторых, на мой взгляд, существенное отличие работы хореографа
в музыкальном театре от работы в хореографическом коллективе в том, что
танцевальные номера не должны иметь цельного самостоятельного смысла,
они должны стать частью спектакля, продолжением его сюжетной линии. И
при постановке этих номеров иногда, в силу необходимости, приходится
нарушать
законы
хореографического
искусства
во
имя
целостности
спектакля.
И, в-третьих, дети, разные и по возрасту и по координации и по
выразительности
исполнения
будут
диктовать
вам
возможности
ваших
постановок
-
язык,
при
помощи
которого
вы
будете
разговаривать
со
зрителем. И от гибкости хореографа, от его умения работать, как с сильными
и
яркими
исполнителями,
так
и
с
исполнителями
с
невыразительной
пластикой и плохой координацией, от его умения прикрыть их недостатки и
усилить их возможности, зависит очень много в спектакле.
II. Знакомство с пьесой
Работа хореографа над спектаклем, конечно же, начинается с прочтения
пьесы,
над
которой
предстоит
работать.
Причем,
читать,
желательно,
не
поверхностно, а творчески, выбирая эпизоды или сцены, которые могут
решаться пластически. Нужно отдаться своей фантазии и зафиксировать все,
что
придет
в
голову
по
ходу
прочтения
драматического
произведения.
Причем, эти фантазии иногда не связаны с моей профессией, я могу увидеть
определенные декорации и костюмы, услышать музыку, которая, как мне
кажется, может звучать в этом спектакле. Я могу увидеть сцены, решенные
определенным пластическим языком. Я ни от чего не отказываюсь, пусть моя
фантазия будет свободной – все это может пригодиться в моей дальнейшей
работе над спектаклем.
III. Работа с режиссером над спектаклем
Работа с режиссером длится на протяжении всего времени рождения
нового спектакля. Над новым большим спектаклем мы работаем около два,
три месяца. Начиная с прочтения пьесы, я стараюсь впитать в себя эстетику
и идеи режиссера, преломить их через свою творческую индивидуальность и,
чем точнее мне удалось понять и раскрыть замысел режиссера, тем лучше
будет результат моей работы в день премьеры спектакля.
В работе с режиссером я стремлюсь понять следующее:
- какая главная идея спектакля;
- о чем хочет говорить со зрителей режиссер;
- какими он видит своих героев;
- как развиваются их характеры в пьесе.
И не надо бояться вопросов и уточнений – чем ближе я подойду к
пониманию замысла спектакля, тем легче мне будет работать, и тем меньше
ошибок я совершу.
С режиссером я оговариваю все танцевальные композиции. Стараюсь
выяснить:
какой
характер
движений
он
видит,
на
каком
музыкальном
материале
будет
решаться
номер.
Хореограф,
перед
началом
работы
над
спектаклем,
должен
представить
себе
объем
и
характер
будущих
танцевальных
композиций,
чтобы
рассчитать
время,
необходимое
для
постановки.
И,
наконец,
самое
главное,
выяснить
у
режиссера
выход
из
драматической
сцены
в
танцевальную
или
вокальную
композицию
и
возвращение
из
музыкального
номера
в
драматическую
сцену.
Иногда
режиссер
предпочитает
сначала
предоставить
возможность
хореографу
поработать над драматическими «входом» и «выходом», и только после этого,
когда наши юные актеры войдут в музыкальную ткань спектакля приступает
к постановочным работам.
IV. Работа с педагогом по вокалу над спектаклем
Теперь я должна знать на каком музыкальном материале будет строиться
будущий
спектакль,
в
каком
стиле
аранжировка
музыкально-вокальных
номеров - стилизация народного, джазовом и т.д. Работая над вокально-
танцевальными номерами, я должна учитывать, что танцевальные движения
не должны мешать вокалисту петь, для этого надо простраивать номер так,
чтобы у вокалиста не сбилось дыхание, потому, что трудные по тесситуре
или по технике исполнения вокальные куски невозможно исполнить, если
вокалист перед этим фрагментом интенсивно двигается. Еще одна важная
задача - движения
не должны мешать
восприятию текста. Есть разные
музыкальные номера. В некоторых текст прост и лаконичен, он запоминается
моментально
и
не
нужно
особенно
его
демонстрировать,
достаточно
несколько смысловых акцентов, чтобы выявить его главную направленность,
а потом, можно свободно фантазировать, застраивая номер, исходя из задачи,
данной
сцены.
Есть
музыкальные
номера,
где
текстовой
материал
очень
важен, и нужно думать и решать, как лучше раскрыть и выявить этот текст,
используя
возможности
пластики.
Есть
быстрые
речитативы,
которые
требуют четких акцентов, не разрушающих смысл стихотворной строфы.
В процессе постановки музыкального номера, даже если я разучиваю с
детьми
просто
движенческий
материал,
педагог
по
вокалу
обязательно
требует от детей произнесение текста и пропевание песни, так как текст или
мелодия
могут
неорганично
сочетаться
с
движениями.
Все
это
лучше
проверить
совместно
с
педагогом
по
вокалу,
тогда
есть
возможность
поменять акценты, заменить движения. Совместно с педагогом по вокалу все
эти проблемы решаются,
и тогда
появится
свобода и органичность в
исполнении.
V. Работа с художником и режиссером над созданием пластического
образа спектакля
К встрече с художником я должна быть хорошо подготовлена, чтобы
сформулировать пожелания, которые, я ему выскажу, чтобы моя хореография
не потерялась из-за неправильно решенного костюма.
Многие художники
привыкли к тому, что в театре используются дорогие, тяжелые материалы.
Костюмы должны смотреться богато, монументально. Это тот случай, когда
художник хотел бы максимально проявить себя, не очень соизмеряя свои
замыслы с желанием хореографа и потребностями целого спектакля. Для
этого стоит пригласить художника на репетицию и показать хореографию
спектакля.
Для
подготовки
эскизов
декораций
спектакля,
я
обсуждаю
с
художником и режиссером сценическое пространство. Необходимо учитывать
площадку и количество танцующих или просто двигающихся на ней детей,
так как трудно танцевать развернутые джазовые композиции, не возможны
пластические сцены на ограниченных в пространстве движениях. Поэтому
детально обговаривается сценическая неоднородность: пандусы, лестницы,
кубы.
С художником, в общих чертах, я оговариваю материал, из которых
будут шиться костюмы, напоминаю ему, что костюмы предполагают летящие
ткани,
которые
будут
подчеркивать
легкость,
романтичность
героя,
что
движения требуют определенного покроя, чтобы свободно и легко двигаться
по
сцене.
И,
наконец,
после
того
как
эскизы
костюмов
утверждены
и
режиссером, педагогом по вокалу и мной, они передаются портному.
Приятно
и
легко
работать
с
профессиональным
и
талантливым
художником, у которого есть свое видение костюма, иногда неожиданное для
режиссера и не совпадающее с моими собственными представлениями. И как
важно в работе с художником найти золотую середину – не ограничить его
творческую фантазию и максимально приблизить его решение к
моему
видению сцены.
V. Работа над постановкой танцевальных композиций и сцен в
спектакле
Постановочная работа танцевальных номеров нового спектакля начинается
уже
с
сентября
месяца.
Мюзикл
–
жанр
массовый.
Обычно
в
наших
спектаклях задействовано около 25-и детей. У нас в театре разделения на
актерские, вокальные и танцевальные группы – НЕТ! Дети все играют, поют
и танцуют, так как с семилетнего возраста начинают свое обучение по трем
дисциплинам: актерское мастерство, вокал и хореография.
Прежде чем начать репетиции с детьми, я,
во-первых,
должна
знать
пьесу, музыкальный материал, знать в каких декорациях будут исполняться
танцевальные композиции.
Во
-
вторых,
у
меня
должно
быть
хотя
бы
общее
смысловое
и
композиционное решение будущего номера.
В – третьих, я должна понять, на каком хореографическом материале
будет строиться танцевальный эпизод (модерн, джаз, исторический, бальный,
деми - классический и т.д.)
Первый этап постановочной работы-
репетиции в классе, отработка
движений,
рисунков
танца,
работа
над
пластическим
образом.
Это
проникновение духом танца, заряжением энергии музыки и вытягиванием
«нутра» из каждого участника танцевального действа.
Следующий этап – это репетиции на сцене. Здесь уже рождается атмосфера
спектакля, реально проявляется замысел режиссера.
Написание картины, музыкального произведения, рассказа или даже
самого
маленького
хореографического
наброска
требует
творческого
погружения в материал, работы фантазии и импровизации.
Далее, я стараюсь не начинать постановочную работу, пока режиссер не
показал
мне
драматический
вход
в
номер
и
выход
из
него.
Не
имея
представления о мизансценах, с которых начинается музыкальный номер, из
чего он вытекает и к чему должен прийти (мизансцены, характер сцены,
последующее действие), сложно совместить свое решение с режиссерским,
придется много переделывать. Лучше, конечно, посмотреть целую картину,
чтобы точнее по стилю попасть в ткань спектакля.
Иногда наш режиссер предпочитает сначала предоставить возможность
работать мне, хореографу, в этом случае режиссер отталкивается от того
материала, который ему предлагаю я.
Конечно, я не говорю о тех сценах, которые целиком построены на вокале
и пластике. В этом случае хореограф и режиссер должны работать в очень
тесном контакте, вместе придумывать и осуществлять постановку.
Еще очень важно, чтобы хореография, помогала актеру ребенку в работе:
не противоречила, не вступала бы в конфликт с его пониманием и решением
персонажа, давала бы возможность ему глубже и ярче сыграть свою роль,
помочь ему в музыкальных номерах раскрыть свой персонаж и в то же время
сохранить
свою
творческую
индивидуальность.
Умение
слышать,
видеть,
воспринимать – эти качества необходимы театральному хореографу.
Постановка танцевальных композиций в театре всегда должна быть
действенной,
даже
если
она
носит
дивертисментный
характер.
Нужно
стремиться
к
тому,
чтобы
музыкальный
номер
был
продолжением
драматического действия, был тесно вплетен в ткань спектакля, двигал, а не
останавливал сюжетные линии.
Уже непосредственно работая с детьми над постановкой танцевальных
композиций,
необходимо
помнить
о
том,
что
дети
не
могут
заучивать
движения
механически,
они
должны
понимать
действенную
и
образную
направленность хореографического языка, тогда их освоение материала идет
значительно легче. Даже отрабатывая движения, уточняя акценты, нужно
всегда помнить, что перед вами не только ребенок, но и АКТЕР. И ему не
может быть скучно, неинтересно, он должен быть увлечен работой со мной,
понимать, что работа над пластическим языком спектакля – это продолжение
его работы над ролью в спектакле, только выразительным средством является
не слово, а его тело.
Режиссер
развел
весь
спектакль,
дети
выучили
все
вокальные
и
танцевальные
номера,
появились
декорации,
костюмы
–
и,
наконец,
наступает
самый
сложный
и
удивительный
момент
–
долгожданная
премьера!!! Спектакль собирается в единое целое, очень долгожданное и
волнительное зрелище.
Список использованных источников
1.
Афанасенко Е.Х., Клюнеева С.А. Детский музыкальный театр.-
Волгоград.: Учитель, 2009.
2.
Богданов Г. Работа над танцевальной речью. – Москва.: Я вхожу в мир
искусства №4, 2006;
3.
Богданов Г. Работа над содержанием хореографического произведения.
– Москва.: Я вхожу в мир искусства №12, 2006;
4.
Суворова М. Работа балетмейстера в драматическом театре. – Москва.:
Я вхожу в мир искусства №12, 2007;
5.
Худеков С.Н. Искусство танца. - Москва.: ЭКСМО, 2010.