Напоминание

"Работа хореографа над постановкой танцевальных композиций музыкального спектакля "


Автор: Шимкевич Наталия Васильевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МУДО "Дюц Фрунзенского района" муниципального образования "город Саратов"
Населённый пункт: город Саратов
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Работа хореографа над постановкой танцевальных композиций музыкального спектакля "
Раздел: дополнительное образование





Назад




У каждого педагога в профессиональной деятельности есть свои

собственные наработки (отработанные методы и приемы обучения), но для

того, чтобы расти, идти в ногу со временем каждый педагог должен работать

над повышением собственного педагогического мастерства:

Осваивать и внедрять в практику педагогической деятельности новые

технологии и методы обучения.

В работе театра-студии «Солнечный круг»,

на своих занятиях по

хореографии и репетициях педагогом использует различные образовательные

технологии:

Внедрение

в

учебный

процесс

интегрированных

занятий,

индивидуальных

занятий

с

элементами

импровизации,

которые

является

отличительной чертой современной педагогической практики. В процессе

обучения

возникла

необходимость

дополнить

интегрированные

занятия

элементами

импровизации.

Это

позволило

обучающимся

не

только

реализовать себя в различных видах деятельности, но и создавать «лично»,

выступить в роли «новатора» в любом виде искусств.

Соответственно были выбраны следующие педагогические принципы и

идеи:

гуманизации образования;

личностно-ориентированного подхода;

научности;

интеграции;

осуществление

как

целостного,

так

и

индивидуального

подхода

к

воспитанию личности ребёнка;

соответствие содержания возрастным особенностям обучающихся.

Методы и формы работы:

исследовательский;

поощрения;

интеграции;

игровой;

беседы.

Одним

из

главных

методов

работы

с

коллективом

является

метод

интеграции, позволяющий собрать в единое целое различные виды искусств,

выбрать

большую

информативную

ёмкость

учебного

материала.

Метод

интеграции

позволяет

соединить

элементы

различных

предметов,

что

способствует

рождению

качественно

новых

знаний

и

эффективной

реализации триединой дидактической цели.

Занятия в коллективе предполагают:

В области хореографии:

расширение знаний в области современного хореографического искусства;

выражение

собственных

ощущений,

используя

язык

хореографии,

литературы, изобразительного искусства;

умение понимать «язык» движений, их красоту.

В области воспитания:

содействие гармоничному развитию творческой личности ребенка;

развитие чувства гармонии, чувства ритма;

совершенствование

нравственно-эстетических,

духовных

и

физических

потребностей.

В области физической подготовки:

развитие гибкости, координации движений;

развитие

психофизических

особенностей,

способствующих

успешной

самореализации;

укрепление физического и психологического здоровья.

Игровые технологии.

Игры долгие годы остаются главным и любимым занятием всех детей.

Правильно используя игры, можно многого добиться в воспитании детей.

Ребенок

моделирует

в

игре

свои

отношения

с

окружающим

миром,

проигрывает

различные

ситуации

-

в

одних

он

лидирует,

в

других

-подчиняется, в-третьих - осуществляет совместную деятельность с другими

детьми и взрослыми. В игре происходит рефлексирование, самореализация,

обучающийся принимает решение, за которое он в ответе, игра предполагает

творческое начало. «Человеком можно стать, только играя», - утверждал Ф.

Шиллер. По его мнению, человек в игре и посредством игры творит себя, и

мир в котором живет.

Интегрированные занятия.

Повышают

мотивацию,

формируют

познавательный

интерес,

что

способствует к повышению уровня обученности и воспитанности учащихся;

Способствует

формированию

целостной

научной

картины

мира,

рассмотрению

предмета,

явления

нескольких

сторон:

теоретической,

практической, прикладной;

Способствуют развитию устной и письменной речи, помогают глубже

понять лексическое значение слова, его эстетическую сущность;

Способствуют развитию музыкальных умений и навыков;

Позволяют систематизировать знания;

Способствуют

развитию

в

большей

степени,

чем

обычные

уроки,

эстетического

восприятия,

воображения,

внимания,

памяти,

мышления

учащихся (логического, художественно-образного, творческого);

Обладая

большой

информативной

емкостью,

способствуют

увеличению

темпа

выполняемых

учебных

операций,

позволяют

вовлечь

каждого ребенка в активную работу на каждой минуте урока и способствуют

творческому подходу к выполнению учебного задания.

Репетиционно - постановочная работа.

Данный

раздел

включает

в

себя

общеразвивающие

упражнения,

отработку сложных движений, изучение рисунка танцевальной композиции,

просмотр видеокассет, дисков и работу с отстающими детьми. Показ танца

является необходимым этапом постановочной работы. Во время выступления

учащиеся

воспитывают

отношение

к

публичному

выступлению

и

самоутверждаются.

Репертуар

постановок

планируется

в

соответствии

с

актуальными потребностями и творческим состоянием той или иной группы.

В связи с этим каждый год делается анализ педагогической и художественно-

творческой

работы

коллектива,

определяется

новый

репертуар.

Также

проводится анкетирование учащихся в начале года по принципу «нравится»

-не нравится», «интересно - не очень интересно». Результаты анализа и

анкетирования

помогают

подобрать

правильно

не

только

репертуар

танцевальных постановок, но и музыкальный репертуар и темы бесед для

раздела «Танец сегодня».

Дети очень интересуются жизнью и историей разных времён и народов,

поэтому в репертуаре есть любимые нами и нашими зрителями танцы разных

времён

и

эпох.

Современная

жизнь

также

предоставляет

разнообразный

интересный материал.

Таким образом, инновационные технологии, используемые в любой области

дополнительного образования детей, способствуют гармоничному развитию

личности обучающихся, их самоопределению и самореализации.

Содержание

I. Работа хореографа в музыкальном спектакле.

II. Знакомство с пьесой.

III. Работа с режиссером над спектаклем.

IV. Работа с педагогом по вокалу над спектаклем.

V. Работа с художником и режиссером над созданием пластического образа

спектакля.

VI. Работа над постановкой танцевальных сцен и композиций в спектакле.

VII. Список использованных источников.

I. Работа хореографа в музыкальном спектакле

Создание любого произведения, в котором занят не один человек, а целый

коллектив, всегда связано с большими сложностями, как в профессиональном

плане, так и человеческом. Хорошо, если над спектаклем работает коллектив

единомышленников, одержимый единой творческой идеей и их связывают

тесные

человеческие

отношения,

наверное,

именно

в

этом

случае

и

рождается достойное произведение.

Не

смотря

на

то,

что

хореография

в

мюзиклах

является

равной

составляющей частью спектакля, работа хореографа в музыкальном театре

отличается от работы в хореографическом коллективе.

Во – первых,

в театре хореограф не может придерживаться только

своих

творческих

устремлений

или

желаний

-

он

работает

в

команде

с

режиссером, педагогом по вокалу, художником, где главное действующее

лицо – режиссер, его видение формы и задачи спектакля.

Во – вторых, на мой взгляд, существенное отличие работы хореографа

в музыкальном театре от работы в хореографическом коллективе в том, что

танцевальные номера не должны иметь цельного самостоятельного смысла,

они должны стать частью спектакля, продолжением его сюжетной линии. И

при постановке этих номеров иногда, в силу необходимости, приходится

нарушать

законы

хореографического

искусства

во

имя

целостности

спектакля.

И, в-третьих, дети, разные и по возрасту и по координации и по

выразительности

исполнения

будут

диктовать

вам

возможности

ваших

постановок

-

язык,

при

помощи

которого

вы

будете

разговаривать

со

зрителем. И от гибкости хореографа, от его умения работать, как с сильными

и

яркими

исполнителями,

так

и

с

исполнителями

с

невыразительной

пластикой и плохой координацией, от его умения прикрыть их недостатки и

усилить их возможности, зависит очень много в спектакле.

II. Знакомство с пьесой

Работа хореографа над спектаклем, конечно же, начинается с прочтения

пьесы,

над

которой

предстоит

работать.

Причем,

читать,

желательно,

не

поверхностно, а творчески, выбирая эпизоды или сцены, которые могут

решаться пластически. Нужно отдаться своей фантазии и зафиксировать все,

что

придет

в

голову

по

ходу

прочтения

драматического

произведения.

Причем, эти фантазии иногда не связаны с моей профессией, я могу увидеть

определенные декорации и костюмы, услышать музыку, которая, как мне

кажется, может звучать в этом спектакле. Я могу увидеть сцены, решенные

определенным пластическим языком. Я ни от чего не отказываюсь, пусть моя

фантазия будет свободной – все это может пригодиться в моей дальнейшей

работе над спектаклем.

III. Работа с режиссером над спектаклем

Работа с режиссером длится на протяжении всего времени рождения

нового спектакля. Над новым большим спектаклем мы работаем около два,

три месяца. Начиная с прочтения пьесы, я стараюсь впитать в себя эстетику

и идеи режиссера, преломить их через свою творческую индивидуальность и,

чем точнее мне удалось понять и раскрыть замысел режиссера, тем лучше

будет результат моей работы в день премьеры спектакля.

В работе с режиссером я стремлюсь понять следующее:

- какая главная идея спектакля;

- о чем хочет говорить со зрителей режиссер;

- какими он видит своих героев;

- как развиваются их характеры в пьесе.

И не надо бояться вопросов и уточнений – чем ближе я подойду к

пониманию замысла спектакля, тем легче мне будет работать, и тем меньше

ошибок я совершу.

С режиссером я оговариваю все танцевальные композиции. Стараюсь

выяснить:

какой

характер

движений

он

видит,

на

каком

музыкальном

материале

будет

решаться

номер.

Хореограф,

перед

началом

работы

над

спектаклем,

должен

представить

себе

объем

и

характер

будущих

танцевальных

композиций,

чтобы

рассчитать

время,

необходимое

для

постановки.

И,

наконец,

самое

главное,

выяснить

у

режиссера

выход

из

драматической

сцены

в

танцевальную

или

вокальную

композицию

и

возвращение

из

музыкального

номера

в

драматическую

сцену.

Иногда

режиссер

предпочитает

сначала

предоставить

возможность

хореографу

поработать над драматическими «входом» и «выходом», и только после этого,

когда наши юные актеры войдут в музыкальную ткань спектакля приступает

к постановочным работам.

IV. Работа с педагогом по вокалу над спектаклем

Теперь я должна знать на каком музыкальном материале будет строиться

будущий

спектакль,

в

каком

стиле

аранжировка

музыкально-вокальных

номеров - стилизация народного, джазовом и т.д. Работая над вокально-

танцевальными номерами, я должна учитывать, что танцевальные движения

не должны мешать вокалисту петь, для этого надо простраивать номер так,

чтобы у вокалиста не сбилось дыхание, потому, что трудные по тесситуре

или по технике исполнения вокальные куски невозможно исполнить, если

вокалист перед этим фрагментом интенсивно двигается. Еще одна важная

задача - движения

не должны мешать

восприятию текста. Есть разные

музыкальные номера. В некоторых текст прост и лаконичен, он запоминается

моментально

и

не

нужно

особенно

его

демонстрировать,

достаточно

несколько смысловых акцентов, чтобы выявить его главную направленность,

а потом, можно свободно фантазировать, застраивая номер, исходя из задачи,

данной

сцены.

Есть

музыкальные

номера,

где

текстовой

материал

очень

важен, и нужно думать и решать, как лучше раскрыть и выявить этот текст,

используя

возможности

пластики.

Есть

быстрые

речитативы,

которые

требуют четких акцентов, не разрушающих смысл стихотворной строфы.

В процессе постановки музыкального номера, даже если я разучиваю с

детьми

просто

движенческий

материал,

педагог

по

вокалу

обязательно

требует от детей произнесение текста и пропевание песни, так как текст или

мелодия

могут

неорганично

сочетаться

с

движениями.

Все

это

лучше

проверить

совместно

с

педагогом

по

вокалу,

тогда

есть

возможность

поменять акценты, заменить движения. Совместно с педагогом по вокалу все

эти проблемы решаются,

и тогда

появится

свобода и органичность в

исполнении.

V. Работа с художником и режиссером над созданием пластического

образа спектакля

К встрече с художником я должна быть хорошо подготовлена, чтобы

сформулировать пожелания, которые, я ему выскажу, чтобы моя хореография

не потерялась из-за неправильно решенного костюма.

Многие художники

привыкли к тому, что в театре используются дорогие, тяжелые материалы.

Костюмы должны смотреться богато, монументально. Это тот случай, когда

художник хотел бы максимально проявить себя, не очень соизмеряя свои

замыслы с желанием хореографа и потребностями целого спектакля. Для

этого стоит пригласить художника на репетицию и показать хореографию

спектакля.

Для

подготовки

эскизов

декораций

спектакля,

я

обсуждаю

с

художником и режиссером сценическое пространство. Необходимо учитывать

площадку и количество танцующих или просто двигающихся на ней детей,

так как трудно танцевать развернутые джазовые композиции, не возможны

пластические сцены на ограниченных в пространстве движениях. Поэтому

детально обговаривается сценическая неоднородность: пандусы, лестницы,

кубы.

С художником, в общих чертах, я оговариваю материал, из которых

будут шиться костюмы, напоминаю ему, что костюмы предполагают летящие

ткани,

которые

будут

подчеркивать

легкость,

романтичность

героя,

что

движения требуют определенного покроя, чтобы свободно и легко двигаться

по

сцене.

И,

наконец,

после

того

как

эскизы

костюмов

утверждены

и

режиссером, педагогом по вокалу и мной, они передаются портному.

Приятно

и

легко

работать

с

профессиональным

и

талантливым

художником, у которого есть свое видение костюма, иногда неожиданное для

режиссера и не совпадающее с моими собственными представлениями. И как

важно в работе с художником найти золотую середину – не ограничить его

творческую фантазию и максимально приблизить его решение к

моему

видению сцены.

V. Работа над постановкой танцевальных композиций и сцен в

спектакле

Постановочная работа танцевальных номеров нового спектакля начинается

уже

с

сентября

месяца.

Мюзикл

жанр

массовый.

Обычно

в

наших

спектаклях задействовано около 25-и детей. У нас в театре разделения на

актерские, вокальные и танцевальные группы – НЕТ! Дети все играют, поют

и танцуют, так как с семилетнего возраста начинают свое обучение по трем

дисциплинам: актерское мастерство, вокал и хореография.

Прежде чем начать репетиции с детьми, я,

во-первых,

должна

знать

пьесу, музыкальный материал, знать в каких декорациях будут исполняться

танцевальные композиции.

Во

-

вторых,

у

меня

должно

быть

хотя

бы

общее

смысловое

и

композиционное решение будущего номера.

В – третьих, я должна понять, на каком хореографическом материале

будет строиться танцевальный эпизод (модерн, джаз, исторический, бальный,

деми - классический и т.д.)

Первый этап постановочной работы-

репетиции в классе, отработка

движений,

рисунков

танца,

работа

над

пластическим

образом.

Это

проникновение духом танца, заряжением энергии музыки и вытягиванием

«нутра» из каждого участника танцевального действа.

Следующий этап – это репетиции на сцене. Здесь уже рождается атмосфера

спектакля, реально проявляется замысел режиссера.

Написание картины, музыкального произведения, рассказа или даже

самого

маленького

хореографического

наброска

требует

творческого

погружения в материал, работы фантазии и импровизации.

Далее, я стараюсь не начинать постановочную работу, пока режиссер не

показал

мне

драматический

вход

в

номер

и

выход

из

него.

Не

имея

представления о мизансценах, с которых начинается музыкальный номер, из

чего он вытекает и к чему должен прийти (мизансцены, характер сцены,

последующее действие), сложно совместить свое решение с режиссерским,

придется много переделывать. Лучше, конечно, посмотреть целую картину,

чтобы точнее по стилю попасть в ткань спектакля.

Иногда наш режиссер предпочитает сначала предоставить возможность

работать мне, хореографу, в этом случае режиссер отталкивается от того

материала, который ему предлагаю я.

Конечно, я не говорю о тех сценах, которые целиком построены на вокале

и пластике. В этом случае хореограф и режиссер должны работать в очень

тесном контакте, вместе придумывать и осуществлять постановку.

Еще очень важно, чтобы хореография, помогала актеру ребенку в работе:

не противоречила, не вступала бы в конфликт с его пониманием и решением

персонажа, давала бы возможность ему глубже и ярче сыграть свою роль,

помочь ему в музыкальных номерах раскрыть свой персонаж и в то же время

сохранить

свою

творческую

индивидуальность.

Умение

слышать,

видеть,

воспринимать – эти качества необходимы театральному хореографу.

Постановка танцевальных композиций в театре всегда должна быть

действенной,

даже

если

она

носит

дивертисментный

характер.

Нужно

стремиться

к

тому,

чтобы

музыкальный

номер

был

продолжением

драматического действия, был тесно вплетен в ткань спектакля, двигал, а не

останавливал сюжетные линии.

Уже непосредственно работая с детьми над постановкой танцевальных

композиций,

необходимо

помнить

о

том,

что

дети

не

могут

заучивать

движения

механически,

они

должны

понимать

действенную

и

образную

направленность хореографического языка, тогда их освоение материала идет

значительно легче. Даже отрабатывая движения, уточняя акценты, нужно

всегда помнить, что перед вами не только ребенок, но и АКТЕР. И ему не

может быть скучно, неинтересно, он должен быть увлечен работой со мной,

понимать, что работа над пластическим языком спектакля – это продолжение

его работы над ролью в спектакле, только выразительным средством является

не слово, а его тело.

Режиссер

развел

весь

спектакль,

дети

выучили

все

вокальные

и

танцевальные

номера,

появились

декорации,

костюмы

и,

наконец,

наступает

самый

сложный

и

удивительный

момент

долгожданная

премьера!!! Спектакль собирается в единое целое, очень долгожданное и

волнительное зрелище.

Список использованных источников

1.

Афанасенко Е.Х., Клюнеева С.А. Детский музыкальный театр.-

Волгоград.: Учитель, 2009.

2.

Богданов Г. Работа над танцевальной речью. – Москва.: Я вхожу в мир

искусства №4, 2006;

3.

Богданов Г. Работа над содержанием хореографического произведения.

– Москва.: Я вхожу в мир искусства №12, 2006;

4.

Суворова М. Работа балетмейстера в драматическом театре. – Москва.:

Я вхожу в мир искусства №12, 2007;

5.

Худеков С.Н. Искусство танца. - Москва.: ЭКСМО, 2010.



В раздел образования