Напоминание

Организация работы по индивидуальному исследовательскому маршруту для студентов начальных курсов


Авторы: Шарапова Наталия Васильевна, Чаловская Оксана Викторовна
Должность: доцент кафедры химии (ОрГМУ), доцент кафедры химии и МПХ (ОГПУ)
Учебное заведение: Оренбургский государственный медицинский университет (кафедра химии), Оренбургский государственный педагогический университет (кафедра химии и методики преподавания химии)
Населённый пункт: Оренбург
Наименование материала: Статья
Тема: Организация работы по индивидуальному исследовательскому маршруту для студентов начальных курсов
Раздел: высшее образование





Назад




Организация работы по индивидуальному исследова-

тельскому маршруту

для студентов начальных курсов

Шарапова Наталия Васильевна

доцент кафедры химии ОрГМУ

Чаловская Оксана Викторовна

доцент кафедры химии и МПХ ОГПУ

Преобразования, произошедшие в современной системе образо-

вания за последнее десятилетие, ее переориентация на личносто-

ориентированные и развивающие технологии изменили отношение к

обучающимся как школ, так и высших учебных заведений, прояв-

ляющим неординарные способности. Появились образовательные

учреждения, учебные и социальные программы, ставящие своей це-

лью выявление, обучение и развитие одаренных школьников и сту-

дентов.

Развитие индивидуальных личностных качеств обучающихся

университетов, формирование у них навыков учебно-исследователь-

ской работы реализуются посредством привлечения студентов к ве-

дению студенческой исследовательской деятельности под руко-

водством преподавателей кафедры.

Цели и задачи исследовательской деятельности студентов за-

ключаются в систематизации и углубления знаний, как в опыте ис-

следовательской деятельности, так и по конкретным образователь-

ным областям; в формировании обобщенных, в том числе библио-

течно-библиографических и специальных исследовательских уме-

ний; в развитии активности и самостоятельности студентов; в дости-

жении каждым обучающимся индивидуально-личностных успехов,

как в процессе исследования, так и в презентации результатов; в осо-

знании студентами личной значимости проведенного исследования;

в формировании основ культуры исследовательской работы.

Для педагога-руководителя индивидуальный исследователь-

ский маршрут - это замысел обучающегося относительно его соб-

ственного продвижения в образовании. Это проект, который конкре-

тизирует образовательную программу и планы студента. Данный

проект представляет собой определение этапов, которые он предпо-

лагает целенаправленно пройти сам или совместно с педагогами,

или при их поддержке, при этом используются соответствующие об-

разовательные технологии и средства.

Индивидуальный маршрут исследовательской работы преду-

сматривает помощь научного руководителя в составлении студентом

плана индивидуальной работы с обязательной последующей самоо-

ценкой его выполнения и предоставления обучающемуся возможно-

сти: определить смысл изучения данного материала; выбрать опти-

мальные формы и темпы выполнения отдельных этапов; применять

те способы обучения, которые наиболее соответствуют индивиду-

альным особенностям студента; рефлексивно осознавать получен-

ные знания; осуществить оценку и корректировку своей деятельно-

сти.

Работа со студентами преподавателя высшей школы в рамках

индивидуального исследовательского маршрута не возможна без

ориентации на личностно-ориентированный, индивидуальный, ре-

флексивно-деятельный, рефлексивно-средовой и системный подхо-

ды, принимаемые за ориентиры работы педагогов в рамках индиви-

дуальных образовательных маршрутах. Личностно-ориентирован-

ный подход предполагает создание условий для организации иссле-

дования личности начинающего исследователя, создания системы

отслеживания личностного роста студента и его достижений (Е. В.

Бондаревская, И. С. Якиманская, В. В. Сериков и др.). Индивидуаль-

ный подход определяется своеобразием каждой личности; сочетани-

ем интегративных качеств, задатками, способностями, сторонами ха-

рактера, типом темперамента, самоуправлением, поведением и дея-

тельностью, отношением к себе. Индивидуальный подход предпола-

гает учет интересов обучающегося, особенностей его характера и

темперамента, уровня физического и психического развития, усло-

вий его воспитания и развития в семье, отношений с окружающими

(В. М. Коротков, В. А. Сластенина, Е. Н. Степанов и др.). Рефлек-

сивно-деятельностный подход основан на принципе единства созна-

ния и понимании рефлексии в психологии и педагогике как самопо-

знания субъектом внутренних психических актов и состояний. Под-

ход предполагает взаимодействие, функциональное единство це-

лостных процессов рефлексии и деятельности (Н. Г. Алексеев, В. В.

Давыдов, Ю. В. Громыко, И. С. Ладенко, В. В. Рубцов, И. Н. Семе-

нов, Г. П. Щедровицкий, М. И. Рожков и др.). Основные положения

рефлексивно-средового подхода составляют идеи рефлексивного

осмысления, что находит выражение в обосновании ориентации на

формирование рефлексивных умений обучающихся; содержания,

форм и методов рефлексии в образовательной среде; субъектной по-

зиции обучающегося (Т. Н. Гущина). Наконец, системный поход (В.

П. Беспалько, М. А. Данилов, Л. И. Новикова и др.), находит выра-

жение в построении индивидуального образовательного маршрута

учащегося как целостной педагогической системы, которая включа-

ет взаимосвязанные компоненты: основания для разработки маршру-

та, цели и задачи, содержание, формы организации и ожидаемые ре-

зультаты.

Принципы, преследуемые при реализации индивидуального об-

разовательного маршрута - это развитие систематичности, непре-

рывности, междисциплинарности, взаимодействия и доверия между

преподавателем и обучающимся, переноса внешнего целеполагания

педагога на внутреннее целеполагание студента.

В условиях высшей школы именно исследовательская деятель-

ность обучающегося является прекрасным средством реализации ин-

дивидуального исследовательского маршрута. Исследовательская

деятельность имеет личностно-ориентированный характер, который

позволяет рассматривать обучающегося как субъекта деятельности,

умеющего мыслить, планировать свои действия, самостоятельно ис-

кать пути решения, поставленных задач, творчески подходить к ис-

следованию, контролировать свою деятельность. Главный желаемый

результат работы по индивидуальному исследовательскому маршру-

ту - это развитие исследовательской компетентности обучающегося.

В этом заключается его основное отличие от работы по индивиду-

альному образовательному маршруту, в рамках которого исследова-

тельская деятельности обучающегося лишь формализированная со-

ставляющая результата, которая находит выражение в соответствии

результата нормам проведения исследования и структуре модели ис-

следовательской деятельности. В то же время, исследовательская ра-

бота обучающегося, а именно, ее реальные результаты определяют-

ся соотношением представляемого и реально усвоенного предметно-

го материала; умением выстроить и представить структуру исследо-

вания в соответствии со сложившимися в научной среде нормами;

способностью к рефлексии – предъявлять основания значимости вы-

полненной работы для себя лично и вписывать её в предметный и

содержательный контекст проводимой работы; обозначать основа-

ния, смысл и технологию организации исследования с разными по-

зициями при проведении работы.

Исследовательская деятельность химико-экологической направ-

ленности оказывает влияние на развитие компетенций обучающих-

ся, связанных с самоорганизацией деятельности, саморазвитием лич-

ностных качеств, стремлением к достижениям и т.п. Наиболее благо-

приятные условия для реализации индивидуального исследователь-

ского маршрута предоставляют кафедры ВУЗов, инструментальные

базы которых позволяют выйти за рамки только теоретических

изысканий, провести уникальные практические эксперименты. В

ВУЗе студент может не только реализовать свое личностное право

на свободный выбор цели, освоить способность к позитивному целе-

полаганию, умению достигать целей своего жизненного предназна-

чения, но и расширить представления своего дальнейшего пути в

рамках будущей профессиональной деятельности. Именно использо-

вание материальной базы кафедры позволяет формировать у студен-

тов не только необходимые знания, но, что наиболее важно, на наш

взгляд, формировать умения и навыки проведения эксперименталь-

ной исследовательской деятельности, а также важные для них черты

характера (усидчивость, ответственность, аккуратность, организо-

ванность, дисциплинированность и др.), развивать необходимые

способности (способность к целеполаганию, систематизации, поиску

информации, устной коммуникации и др.).

В условиях кафедры студенты сами выбирают свой исследова-

тельский маршрут: интересную для самостоятельного исследования

тему из предложенного списка индивидуальных исследовательских

тем или предлагают собственную оригинальную проблему.

Для каждого студента руководителем (преподавателем ВУЗа)

составляется индивидуальный исследовательский маршрут. На пер-

вом обучающийся выбирает тему, проблему, которая интересна ему,

над которой собирается работать, руководитель помогает опреде-

лить актуальность темы. На этом этапе важно познакомить студента

с методологическим аппаратом исследовательской деятельности,

уместно ввести понятия: гипотеза, предмет, объект исследования,

основные идеи и ключевые понятия. Важно объяснить молодому ис-

следователю, что означает "актуальность работы", для того, чтобы

актуальность выбранной темы он мог определить уже самостоятель-

но. Далее следует формулировка целей работы, определение задач,

подбор источников информации. В настоящее время не существует

недостатка в информации: Интернет, периодические издания, учеб-

ники, справочники, монографии и многое другое, поэтому важно со-

риентировать студента на использование как можно большего числа

источников. На данном этапе у обучающихся формируется умение

отбирать из имеющегося многообразия данных необходимые для ра-

боты, т.е. умение выбирать из источников информации действитель-

но нужные. Библиографический аппарат - неотъемлемая и важная

часть исследовательской работы, поэтому на данном этапе студен-

там важно научится правильно оформлять библиографические запи-

си.

Наиболее продолжительный по времени этап - сбор материала,

проведение запланированных экспериментов. Функции руководите-

ля заключаются, во-первых, в организации работы студента в лабо-

раториях, в архивах, в зависимости от направления и темы исследо-

вания, в осуществлении связи с необходимыми предприятиями,

службами (МЧС, СЭС, Эколого-биологическими, Метеорологиче-

скими санкциями и т.п.), другими ВУЗами, если это необходимо. Во-

вторых, руководитель проводит консультации с студентами, объяс-

няет принцип отбора содержания исследовательской работы, кор-

ректирует текст работы, направляет в необходимое русло, отрабаты-

вает вместе с студентами стиль научного изложения. Важная состав-

ляющая данного этапа - избавление студента от боязни публичных

выступлений и развитие его ораторских качеств для представления

работы на итоговой конференции.

Завершающий этап - подведение итогов исследовательской ра-

боты, оформление доклада и выступление на конференции. Для сту-

дента это наиболее ответственный момент - именно сейчас он высту-

пает с результатами своей работы, и конечно он волнуется. Поэтому

необходимо поддержать его, отметить значимость, важность проде-

ланной работы - настоящего самостоятельного научного исследова-

ния.

Итоги работы студентов по индивидуальному исследователь-

скому маршруту позволяют сделать важный вывод: исследователь-

ская деятельность способствует формированию ценностного отно-

шения к познанию, осознанию необходимости и значимости актив-

ной, самостоятельной познавательной деятельности.

Библиографический список:

1.

Байбородова, Л. В. Дополнительное образова-ние как система

психолого-педагогического сопрово-ждения развития ребенка

[Текст] : монография / Л. В. Байбородова, А. В. Золотарева, Л.

Н. Серебренников. – Ярославль : Изд-во ЯГПУ имени. К. Д.

Ушинского, 2009. – 171 с.

2.

Гущина, Т. Н. Воспитание индивидуальности в условиях до-

полнительного образования детей [Текст] : методическое по-

собие / Т. Н. Гущина. – Ярославль : ИРО, 2008. – 82 с.

3.

Золотарева, А. В. Самооценка в системе управ-ления учрежде-

нием дополнительного образования детей [Текст] : методиче-

ское пособие / А. В. Золота-рева, С. С. Золотарева. – Изд-во

ЯГПУ, 2012. – 99 с.

4.

Гущина, Т. Н. Развитие субъектности старше-классников

[Текст] : монография / Т. Н. Гущина. – Ярославль : Изд-во

ЯГПУ, 2010. – 160 с.

5.

Полат, Е. С. Новые педагогические технологии в системе об-

разования [Текст] : учебное пособие для студ. пед. вузов и си-

стемы повышения квалификации педагогических кадров / Е.

С. Полат. – М. : Академия, 1999. – 224 с.

6.

Сутеева, И.В.

Модель индивидуального образовательного

маршрута в рамках исследовательской деятельности обучаю-

щегося [Текст] / И.В. Сутеева // Ярославский педагогический

вестник, 2012. – №4. – Том II (Психолого-педагогические нау-

ки). – С. 217-221.

7.

Сутеева, И.В. Тьюторское сопровождение исследовательской

деятельности [Текст] / И.В. Сутеева // Инновационные модели

и технологии современного образования: материалы конфе-

ренции «Чтения Ушинского». – Ч.2. – Ярославль: Изд-во

ЯГПУ, 2013. – С. 59-65.

8.

Сутеева, И.В. Модель сетевого взаимодействия учреждения

дополнительного образования детей и общеобразовательных

учреждений

на

основе

исследовательской

деятельности

[Текст] / И.В. Сутеева // материалы конференции «Чтения

Ушинского». – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2014. – С. 66-71.

9.

Кочина, И.В. Программа тьюторского сопровождения обучаю-

щихся в проектной и исследовательской деятельности [Текст]/

И.В. Кочина //Всероссийская научно-практической Интернет -

конференция «Тьюторское сопровождение одаренного ребен-

ка в открытом образовательном пространстве». - Ярославль:

Изд-во ЯГПУ, 2014. – С.23-29.

10.Сутеева, И.В. Метапредметные результаты исследовательской

деятельности по экологии [Текст] / И.В. Сутеева // European

Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук,

Том 3), 2014. - № 6. – С. 296-299.

11.Грамотинская, С.Г. Модель сетевого взаимодействия учрежде-

ний – основа для индивидуальных образовательных маршру-

тов обучающихся [Текст]/ С.Г. Грамотинская, И.В. Кочина //

Самоорганизация детей и взрослых в процессе интеграции раз-

личных систем и подсистем образования: материалы Всерос-

сийской научно-практической заочной Интернет-конферен-

ции. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2015. – С. 30-37.



В раздел образования