Авторы: Шарапова Наталия Васильевна, Чаловская Оксана Викторовна
Должность: доцент кафедры химии (ОрГМУ), доцент кафедры химии и МПХ (ОГПУ)
Учебное заведение: Оренбургский государственный медицинский университет (кафедра химии), Оренбургский государственный педагогический университет (кафедра химии и методики преподавания химии)
Населённый пункт: Оренбург
Наименование материала: Статья
Тема: Организация работы по индивидуальному исследовательскому маршруту для студентов начальных курсов
Раздел: высшее образование
Организация работы по индивидуальному исследова-
тельскому маршруту
для студентов начальных курсов
Шарапова Наталия Васильевна
доцент кафедры химии ОрГМУ
Чаловская Оксана Викторовна
доцент кафедры химии и МПХ ОГПУ
Преобразования, произошедшие в современной системе образо-
вания за последнее десятилетие, ее переориентация на личносто-
ориентированные и развивающие технологии изменили отношение к
обучающимся как школ, так и высших учебных заведений, прояв-
ляющим неординарные способности. Появились образовательные
учреждения, учебные и социальные программы, ставящие своей це-
лью выявление, обучение и развитие одаренных школьников и сту-
дентов.
Развитие индивидуальных личностных качеств обучающихся
университетов, формирование у них навыков учебно-исследователь-
ской работы реализуются посредством привлечения студентов к ве-
дению студенческой исследовательской деятельности под руко-
водством преподавателей кафедры.
Цели и задачи исследовательской деятельности студентов за-
ключаются в систематизации и углубления знаний, как в опыте ис-
следовательской деятельности, так и по конкретным образователь-
ным областям; в формировании обобщенных, в том числе библио-
течно-библиографических и специальных исследовательских уме-
ний; в развитии активности и самостоятельности студентов; в дости-
жении каждым обучающимся индивидуально-личностных успехов,
как в процессе исследования, так и в презентации результатов; в осо-
знании студентами личной значимости проведенного исследования;
в формировании основ культуры исследовательской работы.
Для педагога-руководителя индивидуальный исследователь-
ский маршрут - это замысел обучающегося относительно его соб-
ственного продвижения в образовании. Это проект, который конкре-
тизирует образовательную программу и планы студента. Данный
проект представляет собой определение этапов, которые он предпо-
лагает целенаправленно пройти сам или совместно с педагогами,
или при их поддержке, при этом используются соответствующие об-
разовательные технологии и средства.
Индивидуальный маршрут исследовательской работы преду-
сматривает помощь научного руководителя в составлении студентом
плана индивидуальной работы с обязательной последующей самоо-
ценкой его выполнения и предоставления обучающемуся возможно-
сти: определить смысл изучения данного материала; выбрать опти-
мальные формы и темпы выполнения отдельных этапов; применять
те способы обучения, которые наиболее соответствуют индивиду-
альным особенностям студента; рефлексивно осознавать получен-
ные знания; осуществить оценку и корректировку своей деятельно-
сти.
Работа со студентами преподавателя высшей школы в рамках
индивидуального исследовательского маршрута не возможна без
ориентации на личностно-ориентированный, индивидуальный, ре-
флексивно-деятельный, рефлексивно-средовой и системный подхо-
ды, принимаемые за ориентиры работы педагогов в рамках индиви-
дуальных образовательных маршрутах. Личностно-ориентирован-
ный подход предполагает создание условий для организации иссле-
дования личности начинающего исследователя, создания системы
отслеживания личностного роста студента и его достижений (Е. В.
Бондаревская, И. С. Якиманская, В. В. Сериков и др.). Индивидуаль-
ный подход определяется своеобразием каждой личности; сочетани-
ем интегративных качеств, задатками, способностями, сторонами ха-
рактера, типом темперамента, самоуправлением, поведением и дея-
тельностью, отношением к себе. Индивидуальный подход предпола-
гает учет интересов обучающегося, особенностей его характера и
темперамента, уровня физического и психического развития, усло-
вий его воспитания и развития в семье, отношений с окружающими
(В. М. Коротков, В. А. Сластенина, Е. Н. Степанов и др.). Рефлек-
сивно-деятельностный подход основан на принципе единства созна-
ния и понимании рефлексии в психологии и педагогике как самопо-
знания субъектом внутренних психических актов и состояний. Под-
ход предполагает взаимодействие, функциональное единство це-
лостных процессов рефлексии и деятельности (Н. Г. Алексеев, В. В.
Давыдов, Ю. В. Громыко, И. С. Ладенко, В. В. Рубцов, И. Н. Семе-
нов, Г. П. Щедровицкий, М. И. Рожков и др.). Основные положения
рефлексивно-средового подхода составляют идеи рефлексивного
осмысления, что находит выражение в обосновании ориентации на
формирование рефлексивных умений обучающихся; содержания,
форм и методов рефлексии в образовательной среде; субъектной по-
зиции обучающегося (Т. Н. Гущина). Наконец, системный поход (В.
П. Беспалько, М. А. Данилов, Л. И. Новикова и др.), находит выра-
жение в построении индивидуального образовательного маршрута
учащегося как целостной педагогической системы, которая включа-
ет взаимосвязанные компоненты: основания для разработки маршру-
та, цели и задачи, содержание, формы организации и ожидаемые ре-
зультаты.
Принципы, преследуемые при реализации индивидуального об-
разовательного маршрута - это развитие систематичности, непре-
рывности, междисциплинарности, взаимодействия и доверия между
преподавателем и обучающимся, переноса внешнего целеполагания
педагога на внутреннее целеполагание студента.
В условиях высшей школы именно исследовательская деятель-
ность обучающегося является прекрасным средством реализации ин-
дивидуального исследовательского маршрута. Исследовательская
деятельность имеет личностно-ориентированный характер, который
позволяет рассматривать обучающегося как субъекта деятельности,
умеющего мыслить, планировать свои действия, самостоятельно ис-
кать пути решения, поставленных задач, творчески подходить к ис-
следованию, контролировать свою деятельность. Главный желаемый
результат работы по индивидуальному исследовательскому маршру-
ту - это развитие исследовательской компетентности обучающегося.
В этом заключается его основное отличие от работы по индивиду-
альному образовательному маршруту, в рамках которого исследова-
тельская деятельности обучающегося лишь формализированная со-
ставляющая результата, которая находит выражение в соответствии
результата нормам проведения исследования и структуре модели ис-
следовательской деятельности. В то же время, исследовательская ра-
бота обучающегося, а именно, ее реальные результаты определяют-
ся соотношением представляемого и реально усвоенного предметно-
го материала; умением выстроить и представить структуру исследо-
вания в соответствии со сложившимися в научной среде нормами;
способностью к рефлексии – предъявлять основания значимости вы-
полненной работы для себя лично и вписывать её в предметный и
содержательный контекст проводимой работы; обозначать основа-
ния, смысл и технологию организации исследования с разными по-
зициями при проведении работы.
Исследовательская деятельность химико-экологической направ-
ленности оказывает влияние на развитие компетенций обучающих-
ся, связанных с самоорганизацией деятельности, саморазвитием лич-
ностных качеств, стремлением к достижениям и т.п. Наиболее благо-
приятные условия для реализации индивидуального исследователь-
ского маршрута предоставляют кафедры ВУЗов, инструментальные
базы которых позволяют выйти за рамки только теоретических
изысканий, провести уникальные практические эксперименты. В
ВУЗе студент может не только реализовать свое личностное право
на свободный выбор цели, освоить способность к позитивному целе-
полаганию, умению достигать целей своего жизненного предназна-
чения, но и расширить представления своего дальнейшего пути в
рамках будущей профессиональной деятельности. Именно использо-
вание материальной базы кафедры позволяет формировать у студен-
тов не только необходимые знания, но, что наиболее важно, на наш
взгляд, формировать умения и навыки проведения эксперименталь-
ной исследовательской деятельности, а также важные для них черты
характера (усидчивость, ответственность, аккуратность, организо-
ванность, дисциплинированность и др.), развивать необходимые
способности (способность к целеполаганию, систематизации, поиску
информации, устной коммуникации и др.).
В условиях кафедры студенты сами выбирают свой исследова-
тельский маршрут: интересную для самостоятельного исследования
тему из предложенного списка индивидуальных исследовательских
тем или предлагают собственную оригинальную проблему.
Для каждого студента руководителем (преподавателем ВУЗа)
составляется индивидуальный исследовательский маршрут. На пер-
вом обучающийся выбирает тему, проблему, которая интересна ему,
над которой собирается работать, руководитель помогает опреде-
лить актуальность темы. На этом этапе важно познакомить студента
с методологическим аппаратом исследовательской деятельности,
уместно ввести понятия: гипотеза, предмет, объект исследования,
основные идеи и ключевые понятия. Важно объяснить молодому ис-
следователю, что означает "актуальность работы", для того, чтобы
актуальность выбранной темы он мог определить уже самостоятель-
но. Далее следует формулировка целей работы, определение задач,
подбор источников информации. В настоящее время не существует
недостатка в информации: Интернет, периодические издания, учеб-
ники, справочники, монографии и многое другое, поэтому важно со-
риентировать студента на использование как можно большего числа
источников. На данном этапе у обучающихся формируется умение
отбирать из имеющегося многообразия данных необходимые для ра-
боты, т.е. умение выбирать из источников информации действитель-
но нужные. Библиографический аппарат - неотъемлемая и важная
часть исследовательской работы, поэтому на данном этапе студен-
там важно научится правильно оформлять библиографические запи-
си.
Наиболее продолжительный по времени этап - сбор материала,
проведение запланированных экспериментов. Функции руководите-
ля заключаются, во-первых, в организации работы студента в лабо-
раториях, в архивах, в зависимости от направления и темы исследо-
вания, в осуществлении связи с необходимыми предприятиями,
службами (МЧС, СЭС, Эколого-биологическими, Метеорологиче-
скими санкциями и т.п.), другими ВУЗами, если это необходимо. Во-
вторых, руководитель проводит консультации с студентами, объяс-
няет принцип отбора содержания исследовательской работы, кор-
ректирует текст работы, направляет в необходимое русло, отрабаты-
вает вместе с студентами стиль научного изложения. Важная состав-
ляющая данного этапа - избавление студента от боязни публичных
выступлений и развитие его ораторских качеств для представления
работы на итоговой конференции.
Завершающий этап - подведение итогов исследовательской ра-
боты, оформление доклада и выступление на конференции. Для сту-
дента это наиболее ответственный момент - именно сейчас он высту-
пает с результатами своей работы, и конечно он волнуется. Поэтому
необходимо поддержать его, отметить значимость, важность проде-
ланной работы - настоящего самостоятельного научного исследова-
ния.
Итоги работы студентов по индивидуальному исследователь-
скому маршруту позволяют сделать важный вывод: исследователь-
ская деятельность способствует формированию ценностного отно-
шения к познанию, осознанию необходимости и значимости актив-
ной, самостоятельной познавательной деятельности.
Библиографический список:
1.
Байбородова, Л. В. Дополнительное образова-ние как система
психолого-педагогического сопрово-ждения развития ребенка
[Текст] : монография / Л. В. Байбородова, А. В. Золотарева, Л.
Н. Серебренников. – Ярославль : Изд-во ЯГПУ имени. К. Д.
Ушинского, 2009. – 171 с.
2.
Гущина, Т. Н. Воспитание индивидуальности в условиях до-
полнительного образования детей [Текст] : методическое по-
собие / Т. Н. Гущина. – Ярославль : ИРО, 2008. – 82 с.
3.
Золотарева, А. В. Самооценка в системе управ-ления учрежде-
нием дополнительного образования детей [Текст] : методиче-
ское пособие / А. В. Золота-рева, С. С. Золотарева. – Изд-во
ЯГПУ, 2012. – 99 с.
4.
Гущина, Т. Н. Развитие субъектности старше-классников
[Текст] : монография / Т. Н. Гущина. – Ярославль : Изд-во
ЯГПУ, 2010. – 160 с.
5.
Полат, Е. С. Новые педагогические технологии в системе об-
разования [Текст] : учебное пособие для студ. пед. вузов и си-
стемы повышения квалификации педагогических кадров / Е.
С. Полат. – М. : Академия, 1999. – 224 с.
6.
Сутеева, И.В.
Модель индивидуального образовательного
маршрута в рамках исследовательской деятельности обучаю-
щегося [Текст] / И.В. Сутеева // Ярославский педагогический
вестник, 2012. – №4. – Том II (Психолого-педагогические нау-
ки). – С. 217-221.
7.
Сутеева, И.В. Тьюторское сопровождение исследовательской
деятельности [Текст] / И.В. Сутеева // Инновационные модели
и технологии современного образования: материалы конфе-
ренции «Чтения Ушинского». – Ч.2. – Ярославль: Изд-во
ЯГПУ, 2013. – С. 59-65.
8.
Сутеева, И.В. Модель сетевого взаимодействия учреждения
дополнительного образования детей и общеобразовательных
учреждений
на
основе
исследовательской
деятельности
[Текст] / И.В. Сутеева // материалы конференции «Чтения
Ушинского». – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2014. – С. 66-71.
9.
Кочина, И.В. Программа тьюторского сопровождения обучаю-
щихся в проектной и исследовательской деятельности [Текст]/
И.В. Кочина //Всероссийская научно-практической Интернет -
конференция «Тьюторское сопровождение одаренного ребен-
ка в открытом образовательном пространстве». - Ярославль:
Изд-во ЯГПУ, 2014. – С.23-29.
10.Сутеева, И.В. Метапредметные результаты исследовательской
деятельности по экологии [Текст] / И.В. Сутеева // European
Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук,
Том 3), 2014. - № 6. – С. 296-299.
11.Грамотинская, С.Г. Модель сетевого взаимодействия учрежде-
ний – основа для индивидуальных образовательных маршру-
тов обучающихся [Текст]/ С.Г. Грамотинская, И.В. Кочина //
Самоорганизация детей и взрослых в процессе интеграции раз-
личных систем и подсистем образования: материалы Всерос-
сийской научно-практической заочной Интернет-конферен-
ции. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2015. – С. 30-37.