Напоминание

"Преодоление"


Автор: Чечулин Андрей Петрович
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МОКУ "Соболевская средняя школа"
Населённый пункт: с. Соболево, Соболевский район, Камчатский край
Наименование материала: Учебная программа модуля гражданско-патриотического воспитания
Тема: "Преодоление"
Раздел: среднее образование





Назад




Учебная программа модуля

гражданско-патриотического воспитания

«Преодоление»

Автор – составитель:

учитель физической культуры Чечулин А.П.

Пояснительная записка

Защита

Отечества

является

долгом

и

обязанностью

его

граждан.

Высшее

проявление его – гражданский, патриотический долг перед Отечеством.

Патриотизм — это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление

служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.

На

личностном

уровне

патриотизм

выступает

как

важнейшая

устойчивая

характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах,

нормах поведения.

Патриотическое

воспитание

воспитанников

в

нашем

Крутихинском

центре

психолго-медико-социального

сопровождения

это

систематическая

и

целенаправленная

деятельность

по

формированию

у

детей

высокого

патриотического

сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского

долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности,

обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять

гражданские обязанности в мирное и военное время. Патриотическое чувство свойственно

всем национальностям и народностям. Это чувство, которое мы впитываем с детства “с

молоком матери”. Самое главное приобретение человека в период детства и ученичества –

это вера в себя, вера в то, что он знает и умеет, чувство собственного достоинства. Эти

качества формируются в процессе патриотического воспитания посредством различных

средств и способов. Героическая борьба, подвиги лучших сынов Отечества становятся

основой патриотического воспитания. Рассказывая о героических личностях, необходимо

подчеркивать их нравственные устои и мотивы их действий, так как это может затронуть

душу

ребенка.

Овладение

теорией

и

практикой

военно-патриотического

воспитания

учащихся, всесторонняя подготовка их к военной службе, к выполнению своего долга к

достойному служению Отечеству – одна из задач нашего педагогического коллектива,

военно-патриотической работы в центре.

Большинство детей поступают к нам из неблагополучных семей где детям не

прививались культурно-гигиенические навыки, навыки ухода за собой, своей одеждой

и жилищем.

В семьях дети видели все вредные привычки (курение, пьянство, наркоманию,

токсикоманию) и считали это нормой жизни. Родители не заботились о их физическом,

нравственном, патриотическом, эстетическом развитии.

К сожалению, ни для кого не является секретом, что в сознании многих молодых

людей преобладает негативное отношение к военной службе. Большинство ребят не умеют

контролировать свое поведение в экстремальной ситуации, будь-то нарушение устава в

группе, в школе или в случае природных и технологических катастроф.

Остро

переживая

сложившуюся

на

сегодняшний

день

ситуацию,

согласно

функциям стандартов нового поколения , мы решили приступить к возрождению системы

военно-патриотического воспитания

детей и подростков в

центре сопровождения,

разработав данный учебный модуль.

ЦЕЛЬ:

Формирование духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего

свою судьбу с бедующим родного края и страны, способного встать на защиту

государственных интересов России.

ЗАДАЧИ:

1.

Воспитывать мужество, чувство локтя, любовь к отчизне.

2.

Давать специальные знания, навыки, позволяющие адаптироваться в аварийной

ситуации.

3.

Содействовать выработке у детей прочной основы качеств, как патриотизм, честь,

долг, сострадание, отзывчивость, сопереживание.

4.

Формировать

у

детей

понимание

необходимости

уважения

культурно

-

исторического наследия народов России, идей толерантности, гуманизма.

5.

Научить самостоятельности, осознанного неприятия наркотических и токсических

веществ.

6.

Содействовать военно-профессиональной ориентации молодёжи, готовой служить

в армии.

7.

Подготовить физически здоровых детей.

В процессе изучения модуля воспитанники смогут:

Преодолеть детскую агрессивность, избавиться

от вредных привычек, сплотить

коллектив на высоких духовных идеалах, проявлять любовь к Родине.

Воспитать такие качества, как честь и доброта, уважение к женщине и старости,

готовность защитить слабого и способность преодолевать

трудности. Проявлять

чувство долга и ответственности.

Осознанно выполнять общественные поручения, проявлять убеждённую готовность

и способность защищать свою Родину.

Знать конституционные права, законы государства, соблюдать их.

Учебный план

№ п\п

Наименование тем модуля

Количество

часов (всего)

Теория

Практика

1

«Я - гражданин»

6

2

4

2

«История моей Родины»

6

2

4

3

«Прикладная физическая

подготовка по основам военной

службы»

6

2

4

4

« Я - патриот»

6

1

5

Всего:

24

7

17

Тематический план

№ п\п

Наименование тем

модуля

Теория

Практика

1

«Я – гражданин

России»

1.1 Беседа –

размышление

«Я гражданин России»

1.2 Диалог «С чего

начинается Родина?»

1.1 Встречи с ветеранами войны

и труда.

1.2 Поэтический вечер:

«Наша Родина – Россия»

1.3 Викторина «Великие - о

вечном»

1.4 Тест «Основы военной

службы»

2

«История моей

Родины»

2.1 «Три символа на

фоне истории».

2.2 Устный журнал:

«Ни за что на свете я не

хотел бы переменить

отечество»

2.1Праздник

«Мы

живы,

пока

память жива»

2 . 2

В о е н н о - и с т о р и ч е с к а я

викторина

2.3

М ит инг

«Слава

т е б е ,

победитель – солдат!

2.4

Конкурс

с оч и н е н и й

« П и с ь м о

н е и з в е с т н о м у

солдату».

3

«Прикладная

физическая

подготовка по

основам военной

службы»

3.1 Беседа «Дать

представление о

требованиях,

предъявляемых к

военнослужащему, о

порядке призыва и

прохождения военной

службы »

3.2 Тест «Выявление

психологической

устойчивости и

функциональных

возможностей

организма к

воздействию

неблагоприятных

факторов.

3.1 Игра «Парни на все сто»;

3.2 Спартакиада школьников по

военно-прикладным

ви д а м

спорта

3.3 Спортивно –

военнизированная эстафета

игра «Зарница»;

3 . 4

У ч а с т и е

в

р а й о н н о й

спартакиаде

среди

учебных

заведений

под

девизом

"За

физическое

и

нравственное

здоровье

нации",

"Р астить

патриотов Отчизны"

4

« Я - патриот»

4.1 Беседа «Юный

патриот Родины»

4.2 Посещение музея:

Тема «Защитники

земли Русской»

4.1 Конкурс «Овеянные славою

флаг наш и герб»

4.2

Турнир

«Солдатушки

ребятушки»

4.3

Игровое

со стя зание:

«Почетное

звание

“Защитник

Отечества”»

4.4 Акция «Помоги ветерану»;

Содержание

№п/п

Теория

Практика

1

1.1 Акцентировать внимание детей

на особой важности изучения,

становления гражданина России и

организовать на занятии обмен

мнениями по вопросам:

1.

Кто такой гражданин?

2.

Кого можно называть

настоящим сыном своего

отечества.

1.2 Через диалог с детьми

формировать чувство патриотизма

путем осмысливания таких понятий,

как род, родители, Родина.

Воспитания чувство долга и любви к

ближнему.

1.1 Приглашение ветеранов ВОВ;

участников боевых действий. Содействовать

Военно-профессиональной ориентации

молодежи.

1.2 На лирико-поэтическом вечере затронуть

сокровенные чувства в сердцах ребят,

высветлить в их душевном мере искреннее

гуманное отношение к святым понятиям:

Мать, Родина-Мать, родное Отечество.

1.3 Викторина поможет детям в игровой

форме познакомиться с мыслями писателей,

полководцев с историей и культурой

страны.

1.4 Стимулировать патриотические чувства

и настроение детей. Вспомнить героев

различных войн.

2

2.1 Рассказать ребенку об истории

Родины, о гербе, флаге.

Предложить рассмотреть

иллюстрации о героях страны.

Расширить исторические знания и

представления детей.

2.2 Рассказать о приоритетах нашего

государства, народе, который

испытывает чувство любви к своей

земле, своей Отчизне.

2.1 Праздник: увековечивание памяти

российских и советских воинов.

2.2 Воспитывать чувство гражданского

долга.

2.3 Пробудить в детях чувства патриотизма,

за русских солдат.

2.4 Воспитывать чувство любви к малой и

большой Родине, учить детей на героических

примерах великих предков беззаветному

служению Отечеству.

3

3.1 Беседа: Приобщать ребят к

изучению военной истории и

патриотических традиций

вооруженных сил России.

3.2 Изучение истории родной земли,

истинной истории нашего Отечества,

его боевых, трудовых и культурных

традиций.

3.1Усвоение

навыков

страховки

и

самостраховки, контроля и самоконтроля.

3.2Силовая

подготов ка

( р а з л и ч н ы е

упражнения

на

перекладине,

комплексные

силовые упражнения, акробатика)

3.3

Передвижение

по

п е р е с еч е н н о й

местности

в

пешем

порядке

и

на

лыжах

(кроссовый

бег,

марш-броски,

лыжные

гонки)

3.4 Совершенствование физической

подготовки молодёжи к военной службе,

Воспитание у детей дисциплины, умения

оценивать ситуацию.

4

4.1 Воспитывать в себе такие

качества, как умение дружить,

4.1 Творческие работы (стихи, рассказы,

сочинения, рисунки, плакаты) на развития

держать слово, быть смелым,

мужественным, благородным и

добрым.

4.2 На примере конкретных

исторических событий и личностей,

воспитывать патриотические чувства

к своему Отечеству, с

благодарностью помнить защитников

своего Отечества.

творческих способностей обучающихся.

4.2. Помочь формированию у молодежи

качеств, умений и навыков, необходимых в

экстремальных условиях.

4.3 На примерах игровых состязаний

показать важность спортивной и общей

физической подготовки для человека,

необходимой как в жизни, так и в военной

карьере.

4.4 Создать ситуации практического

применения нравственных знаний в

реальной жизни;

Тезаурус:

Патриот - Тот, кто любит свое отечество, предан своему народу, готов на жертвы и

подвиги во имя интересов своей Родины.

Агрессия - Открытая неприязнь, вызывающая враждебность.

Мужество - Храбрость, присутствие духа в опасности. Проявить м. и стойкость.

Храбрость -и, ж. Мужество и решительность в поступках, отсутствие страха, смелость.

Честь - Достойные уважения и гордости моральные качества человека; его

соответствующие принципы. Долг чести. Дело чести (касается чьей-н. чести).

Экстримальн -ая, -ое; -лен, -льна (книжн.). Крайний, необычный по трудности,

сложности. В экстремальных условиях. Экстремальная ситуация. || сущ экстремальность,

-и, ж.

Армия -и, ж.Вооружённые силы государства. Русская а. Действующая а. (войска,

находящиеся на фронте). Сухопутная а.

История, -и, ж.Действительность в её развитии, движении. Законы истории.

Дисциплина, -ы, ж. Обязательное для всех членов какого-н. коллектива подчинение

установленному порядку, правилам. Воинская д. Трудовая д. Финансовая д. Школьная д.

Соблюдать, нарушать дисциплину.

Защита - То, что защищает, служит обороной. Искать защиты. Будь мне защитой. Взять

под свою защиту.

Сила - Способность живых существ напряжением мышц производить физические

действия, движения; вообще физическая или моральная возможность активно действовать.

Большая с. в руках. Толкнуть с силой. Нет больше сил. Это свыше моих сил. Лишиться

сил. Выбиться из сил. Собраться с ~ми. Приняться за работу со свежими ~ми. Применить

силу (физическое воздействие). Силой заставили (насильно). Действовать убеждением, а

не силой. Политика с позиции силы (об агрессивной политике).

Родина, -ы, ж.Отечество, родная страна. Любовь к родине. Защита родины.

Война - Вооружённая борьба между государствами или народами, между классами

внутри государства. Находиться в состоянии войны с кем-н. Объявить войну. Вести войну.

Пойти на войну. Вернуться с войны. Погиб на войне. Не пришёл с войны кто-н.

Победоносная в. Региональные войны. В. за независимость. Гражданская в. (вооружённая

борьба внутри государства).

Гордость, -и, ж. Чувство собственного достоинства, самоуважения. Национальная г.

Чувство удовлетворения от чего-н. Г. победой. Высокомерие, чрезмерно высокое мнение о

себе, спесь (разг.). Из-за своей гордости ни с кем не дружит.

Друг - Человек, к-рый связан с кем-н. дружбой. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Ветеран Старый, опытный воин; участник прошедшей войны (высок.). В. Великой

Отечественной войны. Чествование ~ов.

Победа, -1. Успех в битве, войне при полном поражении противника. Одержать победу.

Вернуться с победой. День Победы (9 мая праздник победы в Великой Отечественной

войне). 2.Успех в борьбе за что-н., осуществление, достижение чего-н. в результате

преодоления чего-н.

Память - То, что связано с умершим (воспоминания о нём, чувства к нему). Посвятить

книгу памяти учителя. Верна памяти мужа. Вечная п. кому-н. (пожелание, чтобы долго,

вечно помнили кого-н. умершего).

Отечество, - Страна, где человек родился и к гражданам к-рой он принадлежит. Любовь к

отечеству. Защита своего отечества.

Герой - Человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести,

самоотверженности. Герои Великой Отечественной войны. Г. труда.

Свобода - возможность проявления субъектом своей воли на основе осознания законов

развития природы и общества.

Терроризм, - Политика и практика террора . Устрашение своих политических

противников, .выражающееся в физическом насилии, вплоть до уничтожения.

Политический т. Индивидуальный т. (единичные акты политических убийств).Жесткое

запугивание, насилие.

Власть - Основная политическая организация общества, осуществляющая его

управление, охрану его экономической и социальной структуры. Демократическое г.

Власть, функции, законы государства. Бюджет государства. Во главе государства.

Товарищ - Человек, близкий кому-н. по взглядам, деятельности, по условиям жизни, а

также человек, дружески расположенный к кому-н. Товарищи с детства, по школе. Т. по

оружию, боевой т. Этот ученик хороший т. Товарищи по несчастью (о тех, кто вместе

испытывает какие-н. неприятности; разг.).

Семья_- необходимый компонент социальной культуры любого общества, выполняющий

многие социальные функции.Играет важную роль в общественном развитии. Семья-один

из основных объектов политики.

Школа_ это учебно-воспитательное учреждение, осуществляющее под руководством

педагогов обучение и воспитание подрастающего поколения.

Родина-понятие, объединяющее в себе все стороны жизни, весь спектр отношений

школьника к окружающему миру.

Память -_важнейшая составляющая патриотического воспитания, отражает связь

поколений, их преемственность, желание узнать историю нашей Родины.

Государство - является центральным институтом политической системы и обладает

сложной институциональной структурой, выполняет специфические функции.

Государство - общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и

проживающая на определенной территории. Отождествляется по существу с такими

понятиями как "страна", "общество". В узком смысле государство понимается как

организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению

конкретных интересов в пределах определенной территории. В этом качестве государство

играет особую роль в политической системе, придавая ей своего рода целостность и

устойчивость.

Литература:

1. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. – М., Айрис-пресс,

2007 – 224 с.

2. Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование – 2008 - №4 – С.

23

3. Баден Поуэл. Патриотизм или гражданский долг.-М.: ООО»Издательство АСТ»2007-

С.277-281

4. Баден Поуэл. Как отстоять Отечество..- М.: ООО «Издательство АСТ» 2005.-С.282

5. Баранов С.П. Педагогика./ «Просвещение». – М., 2008.

6. Басова, Н. В. Педагогика и практическая психология. – Ростов н/Д: «Феникс», 2009. –

416 с.

7.

Бачевский, В. И. Система военно-патриотического воспитания несовершеннолетних

граждан: Учебно-методическое пособие по разделу «Основы военной службы». – М.: ООО

«Редакция журнала «Военные знания», 2007. – 186 с.

8. Беспятова, Н. К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство

социализации / Н. К.Беспятова, Д. Е.Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 192 с.

9. Буторина, Т. С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т. С. Буторина, Н.

П.Овчинникова – СПб: КАРО, 2006. – 224 с.

10. Воронцов, В. Л. Могущество знания. – М.: Изд-во «Знание», 2006. – 380 с.

11. Выгодский Л.С. Нравственное воспитание/ Пед. психология. – М.,2008.

12. Гасанов З.Т. Патриотическое воспитание граждан // - 2007 - №6 – С. 59

13.

Героико-патриотическое воспитание в школе: детские объединения, музеи, клубы,

кружки, поисковая деятельность /Авт.-сост. Т. А.Орешкина. – Волгоград: Учитель, 2007. –

122 с.

14.

Государственная

программа

«Патриотическое

воспитание

граждан

Российской

Федерации на 2001 – 2005 годы».

15.

Государственная

программа

«Патриотическое

воспитание

граждан

Российской

Федерации на 2006 – 2010 годы».

16.

Горбунов

В.С.

«Воспитание

гражданина-патриота»,

Воспитание

школьников,

1,2010г.-С.10- 21.

17.

Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников –

2007 №8 – С. 17

18. Ионов И.О. Цивилизация в истории человечества. Брянск, «Курсив», 1998.

19. Ионов И.О.Российская цивилизация. – М.,2007.

20. Историческое краеведение / Под ред. Г-Н. Матюшина. — М.,2007.

21. Касимова, Т. А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие / Т.

А.Касимова, Д. Е.Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 64 с.

22. Кисель М.А. Историческое сознание и нравственность. – М., 2007.

23. Краеведение: Пособие для учителя / Под ред. А.В. Даринского. — М., 2009.219

24. Кузнецов С.С. Геологические экскурсии. — Л., 2006.

25.

Кукушин В.С. История архитекруры Нижнего Дона и Приазовья. — Ростов н/Д:

ГинГо, 2006.

26. Кукушин В.С. Литературное краеведение. — Ростов н / Д: ГинГо, 2007.

27. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М./ «Сфера», 2007.

28. Лебедева, О. В. Классные часы и беседы по воспитанию гражданственности: 5-10

классы. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 192 с.

29. Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций. – М., Юрайт, 2008 – 607 с.

30. Мизиковский Г. В. Межпредметные связи в курсе допризывной подготовки юношей. –

М.: Просвещение, 2006. – 237 с.

31. Николаев, Г. Г. Воспитание гражданских качеств подростков в детских общественных

объединениях. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2007. – 134 с.

32.

Некрасовы З.Н.Без опасности школьные годы.- М.: ООО Издательство «София»,

2008.-192 с

33. Островский В.П., А.И. Уткин. История России / «Дрофа». – М.,2009..

34.

Оценка

качества

подготовки

выпускников

средней

(полной)

школы

по

основам

безопасности жизнедеятельности. /Авт.-сост. Г. А.Колодницкий,

В. Н.Латчук, В.

В.Марков, С. К.Миронов, Б. И.Мишин, М. И.Хабнер. – М.: Дрофа, 2007. – 192 с.

35.

Патриотическое

воспитание:

система

работы,

планирование,

конспекты

уроков,

разработки занятий /Авт.-сост. И. А.Пашкович. – Волгоград: Учитель, 2006. – 169 с.

36. Подласный И.П. Педагогика/кн.2./ «Владос». – М.,2009.

37. Политология. Энциклопедический словарь/ под ред. Аверьянова Ю.И., М.,2006.

38. Проходчик А.Ф. Практикум по краеведению. — Минск, 2007.

39. Праздникова Г.З «Педагогические идеи Д.С.Лихачёва и формирование ценностных

ориентаций подростков», Воспитание школьников,№ 3 ,2010 г._С.28-34.

40. Пути модернизации образования: инновационные образовательные и организационные

технологии в кадетских школах и в школах-интернатах: материалы и учебно-методические

разработки участников Всероссийского семинара-совещания / сост. А. Н.Кузибецкий, Е.

В.Никульшина. – Волгоград: Изд. ВГИПК РО, 2007. – 190 с.

41. Ради жизни на Земле/ cоставитель А. Ф. Фоменко. – М., 2007.

42.

Сборник

нормативных

правовых

документов

и

материалов

по

патриотическому

воспитанию и подготовке обучающихся к военной службе / сост. Н. В.Мазыкина, Б.

И.Мишин, под ред. А. К.Бруднова. – М.: Мнемозина, 2008. – 192 с.

43. Сиповский В.Д. «Родная старина». – М./ Современник, 2007

44. Смирнов В.Г. Художественное краеведение в школе. — М., 2007.

45. Степанищев А.Т. История Отечества – преподавание в школе. – М., 2007.

46.

Строевой

Устав

Вооруженных

Сил

Российской

Федерации.

М.:

Военное

издательство, 2007. – 328 с.

47. Туристско-краеведческие кружки в школе /Под ред. В.В. Титова. М., 2007

48. Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. – М., 1974. Т.2. – с.160.

49.

Фришман

И.В.

«Воспитание

патриота

и

гражданина

в

детском

общественном

объединении».Народное образование.- №2.- 2007.-С.145-150

50. Фролов С.С. Социология. – М.,2007.

51. Харламов, И. Ф. Педагогика: Учеб.пособие. – М.: Высш. шк., 1999. – 512 с.

52. Юности честное зерцало: Программы по нравственному воспитанию школьников,

сценарии мероприятий / Авт.-сост. Т. М.Кумицкая, О. Е. Жиренко. – М.: 5 за знания, 2005.

– 192 с.

53. ж. Специалист./№3. 2007.

54. ж. Специалист./№6. 2007.

55. ж. Специалист./№1. 2006.

56. ж. Специалист./№4. 2007.

57. ж. Специалист./№6. 2006.

Интернетресурсы:

Страничка Интернета/Rambler/Образование/@. Ru

Страничка Интернета/Rambler/Пед. наука/@. ru

Страничка Интернета/Rambler/Воспитание/@. ru

Страничка Интернета/5-ballow/Образование/@. ru

Страничка Интернета/5-ballow / Воспитание /@. ru

Страничка Интернета/5-ballow /Военное и патриотическое воспитание /@. ru

Формы занятий:

Беседы, встречи с ветеранами и участниками войн, шефская помощь ветеранам, просмотр

фильмов, дискуссии, устные журналы, смотры, посещение музеев, библиотек, методики

социального проектирования, правовые игры, «Гражданский форум», уроки демократии,

социологические опросы

Формы подведения итогов: составление летописи, военно-спортивная игра «Зарница»,

викторины, тестирование, конкурсы, диагностика гражданственности, мониторинг

деятельности.



В раздел образования