Автор: Чечулин Андрей Петрович
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МОКУ "Соболевская средняя школа"
Населённый пункт: с. Соболево, Соболевский район, Камчатский край
Наименование материала: Учебная программа модуля гражданско-патриотического воспитания
Тема: "Преодоление"
Раздел: среднее образование
Учебная программа модуля
гражданско-патриотического воспитания
«Преодоление»
Автор – составитель:
учитель физической культуры Чечулин А.П.
Пояснительная записка
Защита
Отечества
является
долгом
и
обязанностью
его
граждан.
Высшее
проявление его – гражданский, патриотический долг перед Отечеством.
Патриотизм — это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление
служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.
На
личностном
уровне
патриотизм
выступает
как
важнейшая
устойчивая
характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах,
нормах поведения.
Патриотическое
воспитание
воспитанников
в
нашем
Крутихинском
центре
психолго-медико-социального
сопровождения
—
это
систематическая
и
целенаправленная
деятельность
по
формированию
у
детей
высокого
патриотического
сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского
долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности,
обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять
гражданские обязанности в мирное и военное время. Патриотическое чувство свойственно
всем национальностям и народностям. Это чувство, которое мы впитываем с детства “с
молоком матери”. Самое главное приобретение человека в период детства и ученичества –
это вера в себя, вера в то, что он знает и умеет, чувство собственного достоинства. Эти
качества формируются в процессе патриотического воспитания посредством различных
средств и способов. Героическая борьба, подвиги лучших сынов Отечества становятся
основой патриотического воспитания. Рассказывая о героических личностях, необходимо
подчеркивать их нравственные устои и мотивы их действий, так как это может затронуть
душу
ребенка.
Овладение
теорией
и
практикой
военно-патриотического
воспитания
учащихся, всесторонняя подготовка их к военной службе, к выполнению своего долга к
достойному служению Отечеству – одна из задач нашего педагогического коллектива,
военно-патриотической работы в центре.
Большинство детей поступают к нам из неблагополучных семей где детям не
прививались культурно-гигиенические навыки, навыки ухода за собой, своей одеждой
и жилищем.
В семьях дети видели все вредные привычки (курение, пьянство, наркоманию,
токсикоманию) и считали это нормой жизни. Родители не заботились о их физическом,
нравственном, патриотическом, эстетическом развитии.
К сожалению, ни для кого не является секретом, что в сознании многих молодых
людей преобладает негативное отношение к военной службе. Большинство ребят не умеют
контролировать свое поведение в экстремальной ситуации, будь-то нарушение устава в
группе, в школе или в случае природных и технологических катастроф.
Остро
переживая
сложившуюся
на
сегодняшний
день
ситуацию,
согласно
функциям стандартов нового поколения , мы решили приступить к возрождению системы
военно-патриотического воспитания
детей и подростков в
центре сопровождения,
разработав данный учебный модуль.
ЦЕЛЬ:
Формирование духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего
свою судьбу с бедующим родного края и страны, способного встать на защиту
государственных интересов России.
ЗАДАЧИ:
1.
Воспитывать мужество, чувство локтя, любовь к отчизне.
2.
Давать специальные знания, навыки, позволяющие адаптироваться в аварийной
ситуации.
3.
Содействовать выработке у детей прочной основы качеств, как патриотизм, честь,
долг, сострадание, отзывчивость, сопереживание.
4.
Формировать
у
детей
понимание
необходимости
уважения
культурно
-
исторического наследия народов России, идей толерантности, гуманизма.
5.
Научить самостоятельности, осознанного неприятия наркотических и токсических
веществ.
6.
Содействовать военно-профессиональной ориентации молодёжи, готовой служить
в армии.
7.
Подготовить физически здоровых детей.
В процессе изучения модуля воспитанники смогут:
Преодолеть детскую агрессивность, избавиться
от вредных привычек, сплотить
коллектив на высоких духовных идеалах, проявлять любовь к Родине.
Воспитать такие качества, как честь и доброта, уважение к женщине и старости,
готовность защитить слабого и способность преодолевать
трудности. Проявлять
чувство долга и ответственности.
Осознанно выполнять общественные поручения, проявлять убеждённую готовность
и способность защищать свою Родину.
Знать конституционные права, законы государства, соблюдать их.
Учебный план
№ п\п
Наименование тем модуля
Количество
часов (всего)
Теория
Практика
1
«Я - гражданин»
6
2
4
2
«История моей Родины»
6
2
4
3
«Прикладная физическая
подготовка по основам военной
службы»
6
2
4
4
« Я - патриот»
6
1
5
Всего:
24
7
17
Тематический план
№ п\п
Наименование тем
модуля
Теория
Практика
1
«Я – гражданин
России»
1.1 Беседа –
размышление
«Я гражданин России»
1.2 Диалог «С чего
начинается Родина?»
1.1 Встречи с ветеранами войны
и труда.
1.2 Поэтический вечер:
«Наша Родина – Россия»
1.3 Викторина «Великие - о
вечном»
1.4 Тест «Основы военной
службы»
2
«История моей
Родины»
2.1 «Три символа на
фоне истории».
2.2 Устный журнал:
«Ни за что на свете я не
хотел бы переменить
отечество»
2.1Праздник
«Мы
живы,
пока
память жива»
2 . 2
В о е н н о - и с т о р и ч е с к а я
викторина
2.3
М ит инг
«Слава
т е б е ,
победитель – солдат!
2.4
Конкурс
–
с оч и н е н и й
« П и с ь м о
н е и з в е с т н о м у
солдату».
3
«Прикладная
физическая
подготовка по
основам военной
службы»
3.1 Беседа «Дать
представление о
требованиях,
предъявляемых к
военнослужащему, о
порядке призыва и
прохождения военной
службы »
3.2 Тест «Выявление
психологической
устойчивости и
функциональных
возможностей
организма к
воздействию
неблагоприятных
факторов.
3.1 Игра «Парни на все сто»;
3.2 Спартакиада школьников по
военно-прикладным
ви д а м
спорта
3.3 Спортивно –
военнизированная эстафета
игра «Зарница»;
3 . 4
У ч а с т и е
в
р а й о н н о й
спартакиаде
среди
учебных
заведений
под
девизом
"За
физическое
и
нравственное
здоровье
нации",
"Р астить
патриотов Отчизны"
4
« Я - патриот»
4.1 Беседа «Юный
патриот Родины»
4.2 Посещение музея:
Тема «Защитники
земли Русской»
4.1 Конкурс «Овеянные славою
флаг наш и герб»
4.2
Турнир
«Солдатушки
–
ребятушки»
4.3
Игровое
со стя зание:
«Почетное
звание
“Защитник
Отечества”»
4.4 Акция «Помоги ветерану»;
Содержание
№п/п
Теория
Практика
1
1.1 Акцентировать внимание детей
на особой важности изучения,
становления гражданина России и
организовать на занятии обмен
мнениями по вопросам:
1.
Кто такой гражданин?
2.
Кого можно называть
настоящим сыном своего
отечества.
1.2 Через диалог с детьми
формировать чувство патриотизма
путем осмысливания таких понятий,
как род, родители, Родина.
Воспитания чувство долга и любви к
ближнему.
1.1 Приглашение ветеранов ВОВ;
участников боевых действий. Содействовать
Военно-профессиональной ориентации
молодежи.
1.2 На лирико-поэтическом вечере затронуть
сокровенные чувства в сердцах ребят,
высветлить в их душевном мере искреннее
гуманное отношение к святым понятиям:
Мать, Родина-Мать, родное Отечество.
1.3 Викторина поможет детям в игровой
форме познакомиться с мыслями писателей,
полководцев с историей и культурой
страны.
1.4 Стимулировать патриотические чувства
и настроение детей. Вспомнить героев
различных войн.
2
2.1 Рассказать ребенку об истории
Родины, о гербе, флаге.
Предложить рассмотреть
иллюстрации о героях страны.
Расширить исторические знания и
представления детей.
2.2 Рассказать о приоритетах нашего
государства, народе, который
испытывает чувство любви к своей
земле, своей Отчизне.
2.1 Праздник: увековечивание памяти
российских и советских воинов.
2.2 Воспитывать чувство гражданского
долга.
2.3 Пробудить в детях чувства патриотизма,
за русских солдат.
2.4 Воспитывать чувство любви к малой и
большой Родине, учить детей на героических
примерах великих предков беззаветному
служению Отечеству.
3
3.1 Беседа: Приобщать ребят к
изучению военной истории и
патриотических традиций
вооруженных сил России.
3.2 Изучение истории родной земли,
истинной истории нашего Отечества,
его боевых, трудовых и культурных
традиций.
3.1Усвоение
навыков
страховки
и
самостраховки, контроля и самоконтроля.
3.2Силовая
подготов ка
( р а з л и ч н ы е
упражнения
на
перекладине,
комплексные
силовые упражнения, акробатика)
3.3
Передвижение
по
п е р е с еч е н н о й
местности
в
пешем
порядке
и
на
лыжах
(кроссовый
бег,
марш-броски,
лыжные
гонки)
3.4 Совершенствование физической
подготовки молодёжи к военной службе,
Воспитание у детей дисциплины, умения
оценивать ситуацию.
4
4.1 Воспитывать в себе такие
качества, как умение дружить,
4.1 Творческие работы (стихи, рассказы,
сочинения, рисунки, плакаты) на развития
держать слово, быть смелым,
мужественным, благородным и
добрым.
4.2 На примере конкретных
исторических событий и личностей,
воспитывать патриотические чувства
к своему Отечеству, с
благодарностью помнить защитников
своего Отечества.
творческих способностей обучающихся.
4.2. Помочь формированию у молодежи
качеств, умений и навыков, необходимых в
экстремальных условиях.
4.3 На примерах игровых состязаний
показать важность спортивной и общей
физической подготовки для человека,
необходимой как в жизни, так и в военной
карьере.
4.4 Создать ситуации практического
применения нравственных знаний в
реальной жизни;
Тезаурус:
Патриот - Тот, кто любит свое отечество, предан своему народу, готов на жертвы и
подвиги во имя интересов своей Родины.
Агрессия - Открытая неприязнь, вызывающая враждебность.
Мужество - Храбрость, присутствие духа в опасности. Проявить м. и стойкость.
Храбрость -и, ж. Мужество и решительность в поступках, отсутствие страха, смелость.
Честь - Достойные уважения и гордости моральные качества человека; его
соответствующие принципы. Долг чести. Дело чести (касается чьей-н. чести).
Экстримальн -ая, -ое; -лен, -льна (книжн.). Крайний, необычный по трудности,
сложности. В экстремальных условиях. Экстремальная ситуация. || сущ экстремальность,
-и, ж.
Армия -и, ж.Вооружённые силы государства. Русская а. Действующая а. (войска,
находящиеся на фронте). Сухопутная а.
История, -и, ж.Действительность в её развитии, движении. Законы истории.
Дисциплина, -ы, ж. Обязательное для всех членов какого-н. коллектива подчинение
установленному порядку, правилам. Воинская д. Трудовая д. Финансовая д. Школьная д.
Соблюдать, нарушать дисциплину.
Защита - То, что защищает, служит обороной. Искать защиты. Будь мне защитой. Взять
под свою защиту.
Сила - Способность живых существ напряжением мышц производить физические
действия, движения; вообще физическая или моральная возможность активно действовать.
Большая с. в руках. Толкнуть с силой. Нет больше сил. Это свыше моих сил. Лишиться
сил. Выбиться из сил. Собраться с ~ми. Приняться за работу со свежими ~ми. Применить
силу (физическое воздействие). Силой заставили (насильно). Действовать убеждением, а
не силой. Политика с позиции силы (об агрессивной политике).
Родина, -ы, ж.Отечество, родная страна. Любовь к родине. Защита родины.
Война - Вооружённая борьба между государствами или народами, между классами
внутри государства. Находиться в состоянии войны с кем-н. Объявить войну. Вести войну.
Пойти на войну. Вернуться с войны. Погиб на войне. Не пришёл с войны кто-н.
Победоносная в. Региональные войны. В. за независимость. Гражданская в. (вооружённая
борьба внутри государства).
Гордость, -и, ж. Чувство собственного достоинства, самоуважения. Национальная г.
Чувство удовлетворения от чего-н. Г. победой. Высокомерие, чрезмерно высокое мнение о
себе, спесь (разг.). Из-за своей гордости ни с кем не дружит.
Друг - Человек, к-рый связан с кем-н. дружбой. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Ветеран Старый, опытный воин; участник прошедшей войны (высок.). В. Великой
Отечественной войны. Чествование ~ов.
Победа, -1. Успех в битве, войне при полном поражении противника. Одержать победу.
Вернуться с победой. День Победы (9 мая праздник победы в Великой Отечественной
войне). 2.Успех в борьбе за что-н., осуществление, достижение чего-н. в результате
преодоления чего-н.
Память - То, что связано с умершим (воспоминания о нём, чувства к нему). Посвятить
книгу памяти учителя. Верна памяти мужа. Вечная п. кому-н. (пожелание, чтобы долго,
вечно помнили кого-н. умершего).
Отечество, - Страна, где человек родился и к гражданам к-рой он принадлежит. Любовь к
отечеству. Защита своего отечества.
Герой - Человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести,
самоотверженности. Герои Великой Отечественной войны. Г. труда.
Свобода - возможность проявления субъектом своей воли на основе осознания законов
развития природы и общества.
Терроризм, - Политика и практика террора . Устрашение своих политических
противников, .выражающееся в физическом насилии, вплоть до уничтожения.
Политический т. Индивидуальный т. (единичные акты политических убийств).Жесткое
запугивание, насилие.
Власть - Основная политическая организация общества, осуществляющая его
управление, охрану его экономической и социальной структуры. Демократическое г.
Власть, функции, законы государства. Бюджет государства. Во главе государства.
Товарищ - Человек, близкий кому-н. по взглядам, деятельности, по условиям жизни, а
также человек, дружески расположенный к кому-н. Товарищи с детства, по школе. Т. по
оружию, боевой т. Этот ученик хороший т. Товарищи по несчастью (о тех, кто вместе
испытывает какие-н. неприятности; разг.).
Семья_- необходимый компонент социальной культуры любого общества, выполняющий
многие социальные функции.Играет важную роль в общественном развитии. Семья-один
из основных объектов политики.
Школа_ это учебно-воспитательное учреждение, осуществляющее под руководством
педагогов обучение и воспитание подрастающего поколения.
Родина-понятие, объединяющее в себе все стороны жизни, весь спектр отношений
школьника к окружающему миру.
Память -_важнейшая составляющая патриотического воспитания, отражает связь
поколений, их преемственность, желание узнать историю нашей Родины.
Государство - является центральным институтом политической системы и обладает
сложной институциональной структурой, выполняет специфические функции.
Государство - общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и
проживающая на определенной территории. Отождествляется по существу с такими
понятиями как "страна", "общество". В узком смысле государство понимается как
организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению
конкретных интересов в пределах определенной территории. В этом качестве государство
играет особую роль в политической системе, придавая ей своего рода целостность и
устойчивость.
Литература:
1. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. – М., Айрис-пресс,
2007 – 224 с.
2. Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование – 2008 - №4 – С.
23
3. Баден Поуэл. Патриотизм или гражданский долг.-М.: ООО»Издательство АСТ»2007-
С.277-281
4. Баден Поуэл. Как отстоять Отечество..- М.: ООО «Издательство АСТ» 2005.-С.282
5. Баранов С.П. Педагогика./ «Просвещение». – М., 2008.
6. Басова, Н. В. Педагогика и практическая психология. – Ростов н/Д: «Феникс», 2009. –
416 с.
7.
Бачевский, В. И. Система военно-патриотического воспитания несовершеннолетних
граждан: Учебно-методическое пособие по разделу «Основы военной службы». – М.: ООО
«Редакция журнала «Военные знания», 2007. – 186 с.
8. Беспятова, Н. К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство
социализации / Н. К.Беспятова, Д. Е.Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 192 с.
9. Буторина, Т. С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т. С. Буторина, Н.
П.Овчинникова – СПб: КАРО, 2006. – 224 с.
10. Воронцов, В. Л. Могущество знания. – М.: Изд-во «Знание», 2006. – 380 с.
11. Выгодский Л.С. Нравственное воспитание/ Пед. психология. – М.,2008.
12. Гасанов З.Т. Патриотическое воспитание граждан // - 2007 - №6 – С. 59
13.
Героико-патриотическое воспитание в школе: детские объединения, музеи, клубы,
кружки, поисковая деятельность /Авт.-сост. Т. А.Орешкина. – Волгоград: Учитель, 2007. –
122 с.
14.
Государственная
программа
«Патриотическое
воспитание
граждан
Российской
Федерации на 2001 – 2005 годы».
15.
Государственная
программа
«Патриотическое
воспитание
граждан
Российской
Федерации на 2006 – 2010 годы».
16.
Горбунов
В.С.
«Воспитание
гражданина-патриота»,
Воспитание
школьников,
№
1,2010г.-С.10- 21.
17.
Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников –
2007 №8 – С. 17
18. Ионов И.О. Цивилизация в истории человечества. Брянск, «Курсив», 1998.
19. Ионов И.О.Российская цивилизация. – М.,2007.
20. Историческое краеведение / Под ред. Г-Н. Матюшина. — М.,2007.
21. Касимова, Т. А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие / Т.
А.Касимова, Д. Е.Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 64 с.
22. Кисель М.А. Историческое сознание и нравственность. – М., 2007.
23. Краеведение: Пособие для учителя / Под ред. А.В. Даринского. — М., 2009.219
24. Кузнецов С.С. Геологические экскурсии. — Л., 2006.
25.
Кукушин В.С. История архитекруры Нижнего Дона и Приазовья. — Ростов н/Д:
ГинГо, 2006.
26. Кукушин В.С. Литературное краеведение. — Ростов н / Д: ГинГо, 2007.
27. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М./ «Сфера», 2007.
28. Лебедева, О. В. Классные часы и беседы по воспитанию гражданственности: 5-10
классы. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 192 с.
29. Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций. – М., Юрайт, 2008 – 607 с.
30. Мизиковский Г. В. Межпредметные связи в курсе допризывной подготовки юношей. –
М.: Просвещение, 2006. – 237 с.
31. Николаев, Г. Г. Воспитание гражданских качеств подростков в детских общественных
объединениях. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2007. – 134 с.
32.
Некрасовы З.Н.Без опасности школьные годы.- М.: ООО Издательство «София»,
2008.-192 с
33. Островский В.П., А.И. Уткин. История России / «Дрофа». – М.,2009..
34.
Оценка
качества
подготовки
выпускников
средней
(полной)
школы
по
основам
безопасности жизнедеятельности. /Авт.-сост. Г. А.Колодницкий,
В. Н.Латчук, В.
В.Марков, С. К.Миронов, Б. И.Мишин, М. И.Хабнер. – М.: Дрофа, 2007. – 192 с.
35.
Патриотическое
воспитание:
система
работы,
планирование,
конспекты
уроков,
разработки занятий /Авт.-сост. И. А.Пашкович. – Волгоград: Учитель, 2006. – 169 с.
36. Подласный И.П. Педагогика/кн.2./ «Владос». – М.,2009.
37. Политология. Энциклопедический словарь/ под ред. Аверьянова Ю.И., М.,2006.
38. Проходчик А.Ф. Практикум по краеведению. — Минск, 2007.
39. Праздникова Г.З «Педагогические идеи Д.С.Лихачёва и формирование ценностных
ориентаций подростков», Воспитание школьников,№ 3 ,2010 г._С.28-34.
40. Пути модернизации образования: инновационные образовательные и организационные
технологии в кадетских школах и в школах-интернатах: материалы и учебно-методические
разработки участников Всероссийского семинара-совещания / сост. А. Н.Кузибецкий, Е.
В.Никульшина. – Волгоград: Изд. ВГИПК РО, 2007. – 190 с.
41. Ради жизни на Земле/ cоставитель А. Ф. Фоменко. – М., 2007.
42.
Сборник
нормативных
правовых
документов
и
материалов
по
патриотическому
воспитанию и подготовке обучающихся к военной службе / сост. Н. В.Мазыкина, Б.
И.Мишин, под ред. А. К.Бруднова. – М.: Мнемозина, 2008. – 192 с.
43. Сиповский В.Д. «Родная старина». – М./ Современник, 2007
44. Смирнов В.Г. Художественное краеведение в школе. — М., 2007.
45. Степанищев А.Т. История Отечества – преподавание в школе. – М., 2007.
46.
Строевой
Устав
Вооруженных
Сил
Российской
Федерации.
–
М.:
Военное
издательство, 2007. – 328 с.
47. Туристско-краеведческие кружки в школе /Под ред. В.В. Титова. М., 2007
48. Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. – М., 1974. Т.2. – с.160.
49.
Фришман
И.В.
«Воспитание
патриота
и
гражданина
в
детском
общественном
объединении».Народное образование.- №2.- 2007.-С.145-150
50. Фролов С.С. Социология. – М.,2007.
51. Харламов, И. Ф. Педагогика: Учеб.пособие. – М.: Высш. шк., 1999. – 512 с.
52. Юности честное зерцало: Программы по нравственному воспитанию школьников,
сценарии мероприятий / Авт.-сост. Т. М.Кумицкая, О. Е. Жиренко. – М.: 5 за знания, 2005.
– 192 с.
53. ж. Специалист./№3. 2007.
54. ж. Специалист./№6. 2007.
55. ж. Специалист./№1. 2006.
56. ж. Специалист./№4. 2007.
57. ж. Специалист./№6. 2006.
Интернетресурсы:
Страничка Интернета/Rambler/Образование/@. Ru
Страничка Интернета/Rambler/Пед. наука/@. ru
Страничка Интернета/Rambler/Воспитание/@. ru
Страничка Интернета/5-ballow/Образование/@. ru
Страничка Интернета/5-ballow / Воспитание /@. ru
Страничка Интернета/5-ballow /Военное и патриотическое воспитание /@. ru
Формы занятий:
Беседы, встречи с ветеранами и участниками войн, шефская помощь ветеранам, просмотр
фильмов, дискуссии, устные журналы, смотры, посещение музеев, библиотек, методики
социального проектирования, правовые игры, «Гражданский форум», уроки демократии,
социологические опросы
Формы подведения итогов: составление летописи, военно-спортивная игра «Зарница»,
викторины, тестирование, конкурсы, диагностика гражданственности, мониторинг
деятельности.