Автор: Шульгина Татьяна Сергеевна
Должность: Студент 1 курса магистратуры
Учебное заведение: «Негосударственного образовательного частного учреждего образования «Московский Финансово-промения высшышленный университет «Синергия»»
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Научная статья
Тема: «Административная деятельность судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов по Удмуртской Республике за 2022-2023 год»
Раздел: высшее образование
«Административная деятельность судебных приставов по
обеспечению установленного порядка деятельности судов по
Удмуртской Республике за 2022-2023 год»
Аннотация:
в
данной
статье
автором
рассматриваются
административные статьи, с которыми работают судебные приставы по
обеспечению
установленного
порядка
деятельности
судов
и
их
административная деятельность по Удмуртской Республике за 2022-2023
год. А также актуальные проблемы в административной практике, с
которыми приходится сталкиваться судебным приставам по обеспечению
установленного порядка деятельности судов.
Ключевые
слова:
ФССП,
судебный
пристав,
административное
правонарушение
Annotation: in this article, the author examines the administrative articles
that bailiffs work with to ensure the established procedure for the activities of
courts and their administrative activities in the Udmurt Republic for 2022-2023.
As well as actual problems in administrative practice that bailiffs have to face to
ensure the established order of the courts.
Keywords: FSSP, bailiff, administrative offense
Орган
принудительного
исполнения
Российской
Федерации
–
это
федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по
обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению
судебных
актов,
актов
других
органов
и
должностных
лиц,
правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в
установленной сфере деятельности, его территориальные органы и их
подразделения.
Главные направления деятельности органов принудительного исполнения
(далее по тексту – ОПИ) подразделяются на:
- принудительное исполнение исполнительных документов, которое
осуществляются судебными приставами – исполнителями, дознавателями
Федеральной службы судебных приставов России (далее по тексту – ФССП
России);
- обеспечение безопасности сотрудников ОПИ, посетителей, которое
осуществляется судебными приставами по обеспечению установленного
порядка деятельности судов (далее по тексту – судебный пристав по
ОУПДС).
О деятельности судебных приставов – исполнителей и дознавателей ФССП
России написано много статей, диссертаций и других научных работ. А вот о
деятельности судебных приставов по ОУПДС знают не многие.
Основным законом, регламентирующим деятельность судебных приставов
по ОУПДС является Федеральный закон от 21.07.1997 N 118-ФЗ "Об органах
принудительного исполнения Российской Федерации". Несмотря на большой
список
должностных
обязанностей
судебные
приставы
по
ОУПДС
ограниченны
в
своей административной практике.
Существует
лишь
несколько статей, с которыми работают судебные приставы по ОУПДС.
Статья 17.3 КоАП РФ. Неисполнение распоряжения судьи или судебного
пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов.
В случае с административной статьей 17.3 судебные приставы по ОУПДС
имеют право составить административный протокол на правонарушителя
только по части 2 и 3. Данная статья распространяется в зданиях,
помещениях суда и прилегающей к нему территории. С февраля 2023 года
вступил в силу федеральный закон от 27.01.2023 № 7-ФЗ "О внесении
изменений
в
статью
17.3
Кодекса
Российской
Федерации
об
административных правонарушениях", который увеличивает размер штрафа
за нарушения распоряжения судьи или судебного пристава по обеспечению
порядка в суде (ст. 17.3 КоАП) от 1000 руб. до 3000 руб. (ранее от 500 руб. до
1000 руб.). Тогда же и дополнена частью 3 за повторное нарушение ч.1 и ч.2
ст.17.3 КоАП РФ. Несмотря на более внушительный размер штрафа,
количество правонарушений в судах существенно не уменьшилось. Так в
2022 году по данной статье было составлено – 573 протокола об
административном правонарушении, а в 2023 году – 538.
Статья 17.8 КоАП РФ. Воспрепятствование законной деятельности
должностного лица органа, уполномоченного на осуществление функций по
принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению
установленного порядка деятельности судов.
Судебный
пристав
по
ОУПДС
является
должностным
лицом,
а
исполнительный
документ,
на
основании
которого
будущий
правонарушитель
сталкивается
с
судебным
приставом
может
быть
принудительный привод, вынесенный судьей, дознавателем ФССП России,
судебным приставом – исполнителем, исполнительный лист, вынесенный
судебным приставом – исполнителем. Правонарушения по данной статье
увеличиваются с каждым годом. В 2022 году по ст. 17.8 КоАП РФ
судебными приставами по ОУПДС было составлено – 414 протоколов, а в
2023 году – 422.
Статья 13.26 КоАП РФ. Нарушение сроков и (или) порядка доставки
(вручения) адресату судебных извещений.
Правонарушения по статье 13.26 КоАП РФ относятся к нарушениям
оператора почтовой связи. Согласно Приказу АО «Почта России» №230-п от
21.06.2022 года «Об утверждении Порядка приема и вручения внутренних
регистрируемых почтовых отправлений», извещения разряда «судебное» по
истечению 7-ми календарных дней, не считая дня поступления и возврата
почтового отправления, а также не рабочие праздничные дни, установленные
трудовым законодательством Российской Федерации, в случае не вручения,
должно быть отправлено, с уведомлением, обратно отправителю, при этом
срок хранения почтового отправления исчисляется со следующего рабочего
дня после поступления почтового отправления в объект почтовой связи места
назначения.
Благодаря официальному сайту почты России отслеживать «судебные»
извещения стало проще. Если «судебное» извещение отправили раньше или
позже срока, или гражданин вовсе не получал «судебных» извещений, то
нарушаются его права и он смело может обращаться к судебным приставам
по
обеспечению
установленного
порядка
деятельности
судов
для
составления протокола об административном правонарушении по ст. 13.26
КоАП РФ.
ст.
17.3
КоАП
РФ
2022
год
2023
год
ст.
17.8
КоАП
РФ
2022
год
2023
год
ст.
13.26
КоАП
РФ
2022
год
2023
год
0
100
200
300
400
500
600
Рис.1 "Сравнительная таблица составленных прото-
колов судебными приставами по ОУПДС Удмуртской
Республики за 2022-2023 год"
Общее
количество,
составленных
административных
протоколов
судебными
приставами
по
обеспечению
установленного
порядка
деятельности судов по Удмуртской Республике за 2022 год составило 1126
(из них прекращено 14 дел), за 2023 год – 1057 (из них прекращено 9 дел).
Существует ряд актуальных проблем административной деятельности
судебных приставов по ОУПДС:
1.
Недостаток материалов доказательной базы;
Каждое правонарушение надо доказать, будь то сказанное слово или
противоправное деяние. Не всегда судебные приставы по ОУПДС при
исполнении служебных обязанностей имеют возможность сделать аудио- или
видеозапись правонарушения. В частности, не все видеокамеры судов
Удмуртской
Республики
оснащены
функцией
аудиозаписи.
Наличие
свидетелей также бывает затруднено, особенно в жилом помещении
должника или приводимого.
2.
Недостаточное количество административных статей в российском
законодательстве;
В качестве одного из примеров можно привести обязанность судебных
приставов по ОУПДС осуществлять охрану и правопорядок в зданиях,
помещениях территориальных органов принудительного исполнения, но
осуществить в полной мере правопорядок судебный пристав не может, т.к.
нет
административной
статьи,
привлекающей
правонарушителя
к
ответственности за нарушение порядка в здании, помещении органов
принудительного исполнения. А также нет разработанных и закрепленных
законодательно правил пребывания посетителей в зданиях, помещениях
территориальных органов принудительного исполнения.
3.
Ограниченные
полномочия
судебного
пристава
по
ОУПДС,
относительно установленных правил в судах;
Судебные приставы по ОУПДС в судах целиком и полностью зависят от
решений председателя суда, председательствующего судьи в судебном
заседании.
4.
Неосведомленность граждан о правилах пребывания посетителей в
зданиях, помещениях судов.
В данный пункт также можно отнести незнание граждан своих прав и
обязанностей при осуществлении судебным приставом по ОУПДС своих
должностных
обязанностей,
а
именно
принудительных
приводов
и
исполнительных действий.
Сотрудники органов принудительного исполнения вносят свой вклад в
экономическое состояние страны, а разрешение данных проблем повысит
качество несения службы.
Литература:
1.
Федеральный
закон
от
21.07.1997
N
118-ФЗ
"Об
органах
принудительного исполнения Российской Федерации»;
2.
"Кодекс
Российской
Федерации
об
административных
правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 25.12.2023) (с изм. и
доп., вступ. в силу с 05.01.2024);
3.
Приказ АО "Почта России" от 21.06.2022 N 230-п "Об утверждении
Порядка приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых
отправлений";
4.
Материалы Ведомственной статистической отчетности Федеральной
службы судебных приставов по Удмуртской Республике за 2022-2023
год (дата обращения 13.02.2024)