Автор: Варламова Альбина Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБНОУ "Октемский НОЦ имени Первого Президента Республики Саха (Якутия)
Населённый пункт: село Чапаево Хангаласский улус Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: статья
Тема: "Технологии индивидуально-ориентированного обучения"
Раздел: полное образование
Технологии индивидуально – ориентированного обучения на уроках
языка и литературы.
В чем я вижу необходимость индивидуально – ориентированного обучения?
1)
Как обычно бывает, в одном классе сидят дети с разными
возможностями, с разным уровнем подготовленности. Учитель, при
его максимальной загруженности, не всегда найдет время для
индивидуальных занятий со слабоуспевающими.
2)
Технологии индивидуально – ориентированного обучения проводят в
жизнь один из основных принципов образования – гуманизацию:
личность – цель образовательной системы, ребенок – субъект в
педагогическом процессе. Организация учебной деятельности строится
от ребенка к учебному предмету, от тех возможностей, которыми
располагает ученик, тем самым создаются оптимальные условия для
его развития.
3)
При
соответствующей
организации
индивидуально
–
ориентированного обучения все учащиеся могут быть вовлечены, как
равные,
в
учебный
процесс,
что
содействует
стабилизации
психической напряженности в школе и создает благоприятные условия
для сохранения психического здоровья школьников.
На уроках русского языка.
Реализация принципа уровневой дифференциации - одно из требований
к современному уроку. Суть дифференцированного обучения – обучение
каждого на уровне его возможностей и способностей и приспособление
обучения к особенностям различных групп учащихся.
При повторении материала широко применяется методика свободного
выбора разноуровневых заданий. Предлагаются 3 варианта – уровня
дидактического материала для самостоятельных
работ. Первый вариант
отвечает обязательным результатам обучения. Второй вариант предполагает
включение дополнительных заданий из учебника другой линии, третий
вариант – заданий олимпиадного характера.
При контроле знаний дифференциация углубляется и переходит в
индивидуализацию ( индивидуальный учет достижений каждого учащегося)
Переход к новой теме осуществляется только после овладения учащимися
общим для всех уровнем образовательных стандартов. Так, в конце изучения
темы предлагаю уровневые
задания, что помогает выявить различия в
усвоении учащимися пройденной темы. Схема очень проста: задания даются
по мере нарастания сложности выполнения. Учитель предлагает задания на
«3», «4» и «5».
По завершении изучения темы «Однородные члены
предложения» в 8 классе предлагаю такие задания по уровням:
«3» - Списать предложения, расставляя пропущенные знаки препинания.
Подчеркните однородные члены предложения как член предложения.
«4» - По данным схемам постройте предложения с однородными членами.
Запишите эти предложения, расставляя знаки препинания.
«5» - Выпишите из текста предложения с однородными членами. Сократите
абзац № такой - то, используя приемы исключения или обобщения.
При этом ученик имеет право перейти на другой уровень, если в его работе
не будет ни одной ошибки. В противном случае, ученик получает вариант
этого задания. И так до тех пор, пока он не справится с заданием. Таким
образом, дифференциация заданий помогает точно определить уровень
знаний и умений учащихся.
Для этого используются различные формы занятий, как работа по группам,
работа в парах (постоянных, динамических), модульное обучение, зачетная
система, индивидуальные консультации и помощь на уроке.
К индивидуально – ориентированным, думаю, можно отнести и обучение в
малых группах. Эта форма работы лучше, чем фронтальная, обеспечивает
учет индивидуальных особенностей учащихся.
Технологический процесс групповой работы состоит из следующих этапов:
1)
Подготовка к выполнению задания.
А) Постановка учебной задачи.
Б) Инструктаж учителя.
В) Раздача вспомогательного материала по группам.
2) Групповая работа.
А) Знакомство с материалом, планирование работы в группе.
Б) Распределение заданий между членами группы.
Д) Индивидуальное выполнение задания.
Е) Обсуждение индивидуальных результатов в группе.
Ж) Обсуждение общего задания группы.
З) Подведение итогов работы в группе.
3) Заключение.
А) Сообщение о результатах работы в группах.
Б) Дополнение учителя.
Г) Рефлексия.
Руководители групп и их состав подбираются по принципу объединения
школьников разного уровня обученности по предмету и совместимости, что
позволяет
им
взаимно
дополнять
и
обогащать
друг
друга
новыми
сведениями.
На уроке – зачете назначаю помощников - консультантов из тех, кто
ответил на наибольшее количество вопросов в ходе фронтального опроса по
контрольным вопросам учебника. Они начинают опрос по тем же вопросам в
своей группе, при этом заполняют лист опроса, где указывают на номер
вопроса, ставят свою оценку.
№
Фамилия, имя
№ вопроса
Оценка
консультанта
Итоговая
оценка
1
2
3
Группы равносильные: параллельный опрос в группах должен завершиться
примерно в одно время. Консультанты сдают заполненные листки учителю,
после чего учитель выбирает одного из группы и задает ему вопрос с целью
проверки объективности поставленной консультантом оценки. Если ответ
отвечает оценке, оценки всех членов группы выставляются в журнал.
Групповая
организация
урока
-
зачета
способствует
основательному
усвоению теоретического материала. К тому же, каждый ученик на уроке
получает возможность быть услышанным. Немедленный анализ и оценка
помогают ученику вовремя скорректировать полученные знания в нужном
направлении: увидеть, где допущены ошибки и как их в будущем избежать.
Учитель же получает исчерпывающую информацию о качестве усвоения той
или иной темы, последующую работу он будет строить с учетом результатов
предыдущей.
На уроках литературы.
Та же групповая работа на уроках литературы может превратить
учебный процесс в индивидуально – ориентированный. На обобщающем
уроке по роману «Капитанская дочка» А.С. Пушкина предлагаю поочередно
вопросы проблемного толка:
1.
Почему повесть о пугачевском восстании называется «Капитанская
дочка»?
2.
Почему Пугачев три раза миловал Гринева, офицера из вражеского
лагеря?
3.
В чем смысл эпиграфа : « Береги честь смолоду»?
Класс разбивается на равносильные по уровню достижений группы,
выбирают капитана. После постановки 1 вопроса начинается обсуждение в
группах. На первый вопрос отвечают капитаны. Первой выступает та
команда, которая первой закончила обсуждение. Остальные не должны
повторяться в своем ответе, могут дополнить или дать другое освещение
вопроса. Эксперт комментирует, ставит баллы. Хорошо, если в качестве
эксперта сильный ученик. На второй и третий вопросы отвечают другие
члены команды, которых готовит вся команда. Таким образом, во время
работы в малой группе дети учатся работать в команде, происходит
взаимообогащение. Слабый ученик, благодаря помощи членов своей группы,
получает возможность получить хорошую оценку, тем самым оказывается в
зоне психологического комфорта. Причем помогающий получает при этом не
меньшую
помощь,
чем
ученик
слабый,
поскольку
его
знания
актуализируются,
конкретизируются,
закрепяются
при
объяснении
однокласснику. Повышается уровень Я – концепции: сильные утверждаются
в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный
успех, избавляться от комплекса неполноценности.
Очень интересен опыт индивидуально-ориентированного способа
обучения по литературе в старших классах, разработанный
Яруловым
Александром
Анатольевичем,
кандидатом
психологических
наук,
заведующим лабораторией Красноярского регионального центра развития
образования. Самое главное преимущество, на мой взгляд, ИОСО создает
оптимальные условия для обучения: помогает ученику избежать перегрузки,
неизбежной в режиме работы образовательного учреждения повышенного
уровня.
Ученик из ведомого учителем объекта обучения и воспитания
становится равноправным субъектом образовательного процесса. Механизм
включения его в процесс образования, на первый взгляд, весьма прост:
обучение проводится по индивидуально – ориентированным учебным
планам, которые предлагают осуществить уровневую дифференциацию: по
одним и тем же программам, учебникам учащиеся достигают разных
конечных результатов, соответствующих их возможностям и внутренним
потребностям. При традиционном обучении цели того или иного курса
известны только учителю, ИОСО же делает их достоянием учащихся, что
кардинально меняет его отношение к учебе. Ученик получает возможность
планировать свою учебную деятельность (устанавливать срок сдачи темы
учителю,
дозировать
учебный
материал);
оценивать
свои
усилия
в
продвижении
по
программе
(выбирать
уровень
сложности
заданий,
отвечающий
определенной
шкале
контроля),
одним
словом,
учение
превращается
в
осознанный
процесс,
что
обеспечивает
повышение
мотивации обучаемых.
По
утверждению
психологов,
успешность
обучения
зависит
от
согласованности с уровнем развития ребенка. Установка технологии ИОСО
на выбор (уровня заданий, темпа, оценки) способствует тому, что обучение
постоянно ведется на нужном для ребенка уровне с учетом зоны его
ближайшего развития, согласно индивидуальным особенностям, в удобном
для ребенка темпе. Попадая в ситуацию выбора, ребенок учится самоанализу,
преодолевать границы своих возможностей (уровня актуального развития).
ИОСО устраняет основную причину малоэффективности учебного
процесса - расхождение между предъявляемым уровнем и возможностями,
потребностями ребенка. Субъект образовательного процесса сам выбирает
уровень заданий, определяет темп прохождения программы, дает оценку
своей учебной деятельности.
Учитель сможет оказать действенную помощь ученику в его развитии,
если он будет располагать возможностями для психологически оптимального
общения с каждым учеником в классе. Технология ИОСО предоставляет
именно такие возможности для диалогического общения учителя и ученика.
Каждую тему, каждый параграф изученного материала ученик сдает
непосредственно учителю. Наши дети – якуты, робкие и застенчивые от
природы, получают шанс быть не только услышанными, но и понятыми.
В основе индивидуально- ориентированных планов – обязательный
минимум, который гарантирует качественный уровень подготовки ЕГЭ.
Мною разработаны и используются индивидуально - ориентированные
задания по литературе для 9-11 классов.
По каждому курсу в начале года
предлагается индивидуально-
ориентированный
учебный
план.
Например,
задания
по
теме
А.Н.Островский. Пьеса «Гроза» составлены таким образом:
Литератур
а
Цели
10 у.е.
20у.е.
30у.е.
40у.е.
50у.е.
Учебник,
1ч., с.43-75
Знать:
содержан
ие
пьес
Островск
ого
«Гроза» и
1.Составит
ь
хронологич
ескую
таблицу
о
жизни
и
1.Тест №8.
2.Выразит
ельное
чтение
монолога
Катерины
1.Конспе
кт статей
Писарева
«Мотивы
русской
драмы» и
1.
«Гроза
»
на
сцене-
рефера
т-
1.Напис
ать
продолж
ение
пьесы
«Гроза»
Бесприда
нница».
творчестве
драматурга
.
или
Кулигина.
3.Составле
ние
рассказа
«Один
день
в
городе
Калинове»
.
Добролю
бова
«Луч
света
в
темном
царстве».
сообще
ние.
Критически
е
статьи
Писарева
Д.И.
и
Добролюбо
ва НА.
Уметь:
работать
с
критическ
им
материал
ом
и
делать
выводы и
обобщени
я.
Объяснить
понятия :
-драма;
-пьеса;
-конфликт.
2.Письме
нный
ответ на
вопрос:
«Чья
позиция
мне
ближе
и
почему?»
Справочник
«Литератур
а
для
школьнико
в
и
поступающ
их
в
ВУЗы».М.:
«Дрофа»,
1999.
О
результативности
использования
технологий,
имеющих
индивидуально
–
ориентированную
направленность,
свидетельствуют
позитивная
динамика
учебных
достижений
обучающихся,
результаты
участия в предметных олимпиадах, ЕГЭ, ОГЭ, количество медалистов, итоги
поступления выпускников в вузы страны, республики.
Литература
1.
Г. К. Селевко «Современные образовательные технологии», М.,
«Народное образование», 1998.
2.