Напоминание

"Технологии индивидуально-ориентированного обучения"


Автор: Варламова Альбина Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБНОУ "Октемский НОЦ имени Первого Президента Республики Саха (Якутия)
Населённый пункт: село Чапаево Хангаласский улус Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: статья
Тема: "Технологии индивидуально-ориентированного обучения"
Раздел: полное образование





Назад




Технологии индивидуально – ориентированного обучения на уроках

языка и литературы.

В чем я вижу необходимость индивидуально – ориентированного обучения?

1)

Как обычно бывает, в одном классе сидят дети с разными

возможностями, с разным уровнем подготовленности. Учитель, при

его максимальной загруженности, не всегда найдет время для

индивидуальных занятий со слабоуспевающими.

2)

Технологии индивидуально – ориентированного обучения проводят в

жизнь один из основных принципов образования – гуманизацию:

личность – цель образовательной системы, ребенок – субъект в

педагогическом процессе. Организация учебной деятельности строится

от ребенка к учебному предмету, от тех возможностей, которыми

располагает ученик, тем самым создаются оптимальные условия для

его развития.

3)

При

соответствующей

организации

индивидуально

ориентированного обучения все учащиеся могут быть вовлечены, как

равные,

в

учебный

процесс,

что

содействует

стабилизации

психической напряженности в школе и создает благоприятные условия

для сохранения психического здоровья школьников.

На уроках русского языка.

Реализация принципа уровневой дифференциации - одно из требований

к современному уроку. Суть дифференцированного обучения – обучение

каждого на уровне его возможностей и способностей и приспособление

обучения к особенностям различных групп учащихся.

При повторении материала широко применяется методика свободного

выбора разноуровневых заданий. Предлагаются 3 варианта – уровня

дидактического материала для самостоятельных

работ. Первый вариант

отвечает обязательным результатам обучения. Второй вариант предполагает

включение дополнительных заданий из учебника другой линии, третий

вариант – заданий олимпиадного характера.

При контроле знаний дифференциация углубляется и переходит в

индивидуализацию ( индивидуальный учет достижений каждого учащегося)

Переход к новой теме осуществляется только после овладения учащимися

общим для всех уровнем образовательных стандартов. Так, в конце изучения

темы предлагаю уровневые

задания, что помогает выявить различия в

усвоении учащимися пройденной темы. Схема очень проста: задания даются

по мере нарастания сложности выполнения. Учитель предлагает задания на

«3», «4» и «5».

По завершении изучения темы «Однородные члены

предложения» в 8 классе предлагаю такие задания по уровням:

«3» - Списать предложения, расставляя пропущенные знаки препинания.

Подчеркните однородные члены предложения как член предложения.

«4» - По данным схемам постройте предложения с однородными членами.

Запишите эти предложения, расставляя знаки препинания.

«5» - Выпишите из текста предложения с однородными членами. Сократите

абзац № такой - то, используя приемы исключения или обобщения.

При этом ученик имеет право перейти на другой уровень, если в его работе

не будет ни одной ошибки. В противном случае, ученик получает вариант

этого задания. И так до тех пор, пока он не справится с заданием. Таким

образом, дифференциация заданий помогает точно определить уровень

знаний и умений учащихся.

Для этого используются различные формы занятий, как работа по группам,

работа в парах (постоянных, динамических), модульное обучение, зачетная

система, индивидуальные консультации и помощь на уроке.

К индивидуально – ориентированным, думаю, можно отнести и обучение в

малых группах. Эта форма работы лучше, чем фронтальная, обеспечивает

учет индивидуальных особенностей учащихся.

Технологический процесс групповой работы состоит из следующих этапов:

1)

Подготовка к выполнению задания.

А) Постановка учебной задачи.

Б) Инструктаж учителя.

В) Раздача вспомогательного материала по группам.

2) Групповая работа.

А) Знакомство с материалом, планирование работы в группе.

Б) Распределение заданий между членами группы.

Д) Индивидуальное выполнение задания.

Е) Обсуждение индивидуальных результатов в группе.

Ж) Обсуждение общего задания группы.

З) Подведение итогов работы в группе.

3) Заключение.

А) Сообщение о результатах работы в группах.

Б) Дополнение учителя.

Г) Рефлексия.

Руководители групп и их состав подбираются по принципу объединения

школьников разного уровня обученности по предмету и совместимости, что

позволяет

им

взаимно

дополнять

и

обогащать

друг

друга

новыми

сведениями.

На уроке – зачете назначаю помощников - консультантов из тех, кто

ответил на наибольшее количество вопросов в ходе фронтального опроса по

контрольным вопросам учебника. Они начинают опрос по тем же вопросам в

своей группе, при этом заполняют лист опроса, где указывают на номер

вопроса, ставят свою оценку.

Фамилия, имя

№ вопроса

Оценка

консультанта

Итоговая

оценка

1

2

3

Группы равносильные: параллельный опрос в группах должен завершиться

примерно в одно время. Консультанты сдают заполненные листки учителю,

после чего учитель выбирает одного из группы и задает ему вопрос с целью

проверки объективности поставленной консультантом оценки. Если ответ

отвечает оценке, оценки всех членов группы выставляются в журнал.

Групповая

организация

урока

-

зачета

способствует

основательному

усвоению теоретического материала. К тому же, каждый ученик на уроке

получает возможность быть услышанным. Немедленный анализ и оценка

помогают ученику вовремя скорректировать полученные знания в нужном

направлении: увидеть, где допущены ошибки и как их в будущем избежать.

Учитель же получает исчерпывающую информацию о качестве усвоения той

или иной темы, последующую работу он будет строить с учетом результатов

предыдущей.

На уроках литературы.

Та же групповая работа на уроках литературы может превратить

учебный процесс в индивидуально – ориентированный. На обобщающем

уроке по роману «Капитанская дочка» А.С. Пушкина предлагаю поочередно

вопросы проблемного толка:

1.

Почему повесть о пугачевском восстании называется «Капитанская

дочка»?

2.

Почему Пугачев три раза миловал Гринева, офицера из вражеского

лагеря?

3.

В чем смысл эпиграфа : « Береги честь смолоду»?

Класс разбивается на равносильные по уровню достижений группы,

выбирают капитана. После постановки 1 вопроса начинается обсуждение в

группах. На первый вопрос отвечают капитаны. Первой выступает та

команда, которая первой закончила обсуждение. Остальные не должны

повторяться в своем ответе, могут дополнить или дать другое освещение

вопроса. Эксперт комментирует, ставит баллы. Хорошо, если в качестве

эксперта сильный ученик. На второй и третий вопросы отвечают другие

члены команды, которых готовит вся команда. Таким образом, во время

работы в малой группе дети учатся работать в команде, происходит

взаимообогащение. Слабый ученик, благодаря помощи членов своей группы,

получает возможность получить хорошую оценку, тем самым оказывается в

зоне психологического комфорта. Причем помогающий получает при этом не

меньшую

помощь,

чем

ученик

слабый,

поскольку

его

знания

актуализируются,

конкретизируются,

закрепяются

при

объяснении

однокласснику. Повышается уровень Я – концепции: сильные утверждаются

в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный

успех, избавляться от комплекса неполноценности.

Очень интересен опыт индивидуально-ориентированного способа

обучения по литературе в старших классах, разработанный

Яруловым

Александром

Анатольевичем,

кандидатом

психологических

наук,

заведующим лабораторией Красноярского регионального центра развития

образования. Самое главное преимущество, на мой взгляд, ИОСО создает

оптимальные условия для обучения: помогает ученику избежать перегрузки,

неизбежной в режиме работы образовательного учреждения повышенного

уровня.

Ученик из ведомого учителем объекта обучения и воспитания

становится равноправным субъектом образовательного процесса. Механизм

включения его в процесс образования, на первый взгляд, весьма прост:

обучение проводится по индивидуально – ориентированным учебным

планам, которые предлагают осуществить уровневую дифференциацию: по

одним и тем же программам, учебникам учащиеся достигают разных

конечных результатов, соответствующих их возможностям и внутренним

потребностям. При традиционном обучении цели того или иного курса

известны только учителю, ИОСО же делает их достоянием учащихся, что

кардинально меняет его отношение к учебе. Ученик получает возможность

планировать свою учебную деятельность (устанавливать срок сдачи темы

учителю,

дозировать

учебный

материал);

оценивать

свои

усилия

в

продвижении

по

программе

(выбирать

уровень

сложности

заданий,

отвечающий

определенной

шкале

контроля),

одним

словом,

учение

превращается

в

осознанный

процесс,

что

обеспечивает

повышение

мотивации обучаемых.

По

утверждению

психологов,

успешность

обучения

зависит

от

согласованности с уровнем развития ребенка. Установка технологии ИОСО

на выбор (уровня заданий, темпа, оценки) способствует тому, что обучение

постоянно ведется на нужном для ребенка уровне с учетом зоны его

ближайшего развития, согласно индивидуальным особенностям, в удобном

для ребенка темпе. Попадая в ситуацию выбора, ребенок учится самоанализу,

преодолевать границы своих возможностей (уровня актуального развития).

ИОСО устраняет основную причину малоэффективности учебного

процесса - расхождение между предъявляемым уровнем и возможностями,

потребностями ребенка. Субъект образовательного процесса сам выбирает

уровень заданий, определяет темп прохождения программы, дает оценку

своей учебной деятельности.

Учитель сможет оказать действенную помощь ученику в его развитии,

если он будет располагать возможностями для психологически оптимального

общения с каждым учеником в классе. Технология ИОСО предоставляет

именно такие возможности для диалогического общения учителя и ученика.

Каждую тему, каждый параграф изученного материала ученик сдает

непосредственно учителю. Наши дети – якуты, робкие и застенчивые от

природы, получают шанс быть не только услышанными, но и понятыми.

В основе индивидуально- ориентированных планов – обязательный

минимум, который гарантирует качественный уровень подготовки ЕГЭ.

Мною разработаны и используются индивидуально - ориентированные

задания по литературе для 9-11 классов.

По каждому курсу в начале года

предлагается индивидуально-

ориентированный

учебный

план.

Например,

задания

по

теме

А.Н.Островский. Пьеса «Гроза» составлены таким образом:

Литератур

а

Цели

10 у.е.

20у.е.

30у.е.

40у.е.

50у.е.

Учебник,

1ч., с.43-75

Знать:

содержан

ие

пьес

Островск

ого

«Гроза» и

1.Составит

ь

хронологич

ескую

таблицу

о

жизни

и

1.Тест №8.

2.Выразит

ельное

чтение

монолога

Катерины

1.Конспе

кт статей

Писарева

«Мотивы

русской

драмы» и

1.

«Гроза

»

на

сцене-

рефера

т-

1.Напис

ать

продолж

ение

пьесы

«Гроза»

Бесприда

нница».

творчестве

драматурга

.

или

Кулигина.

3.Составле

ние

рассказа

«Один

день

в

городе

Калинове»

.

Добролю

бова

«Луч

света

в

темном

царстве».

сообще

ние.

Критически

е

статьи

Писарева

Д.И.

и

Добролюбо

ва НА.

Уметь:

работать

с

критическ

им

материал

ом

и

делать

выводы и

обобщени

я.

Объяснить

понятия :

-драма;

-пьеса;

-конфликт.

2.Письме

нный

ответ на

вопрос:

«Чья

позиция

мне

ближе

и

почему?»

Справочник

«Литератур

а

для

школьнико

в

и

поступающ

их

в

ВУЗы».М.:

«Дрофа»,

1999.

О

результативности

использования

технологий,

имеющих

индивидуально

ориентированную

направленность,

свидетельствуют

позитивная

динамика

учебных

достижений

обучающихся,

результаты

участия в предметных олимпиадах, ЕГЭ, ОГЭ, количество медалистов, итоги

поступления выпускников в вузы страны, республики.

Литература

1.

Г. К. Селевко «Современные образовательные технологии», М.,

«Народное образование», 1998.

2.



В раздел образования