Авторы: Фаттахов Радик Фанитович, Сандалова Наталья Николаевна
Должность: директор, кандидат педагогических наук, доцент
Учебное заведение: БГПУ им М.Акмуллы
Населённый пункт: г. Уфа
Наименование материала: статья
Тема: Современные информационные технологии в образовательном процессе
Раздел: высшее образование
УДК 378.045
Фаттахов Радик Фанитович,
директор школы
в МБОУ СОШ с.Старые Камышлы,
магистрант
БГПУ им. М. Акмуллы, г. Уфа, Россия
Сандалова Наталья Николаевна,
кандидат педагогических наук, доцент
БГПУ им. М. Акмуллы, г. Уфа, Россия
Современные информационные технологии в образовательном процессе
Аннотация. В статье понятия информационные технологии, использование
информационных и коммуникационных технологий.
Слова. Информационные технологии, ИКТ.
Информатизация современного общества и, в частности, образовательной
деятельности характеризуются процессами совершенствования и массового
распространения
современных
информационных
и
коммуникационных
технологий. В сфере образования эти технологии активно применяются для
передачи информации и обеспечения взаимодействия учителя и обучаемого в
современных
системах
открытого
и
дистанционного
образования.
Современный учитель должен не только обладать знаниями в области своего
предмета,
но
и
уметь
применять
ИКТ,
в
своей
профессиональной
деятельности.
Слово технология (от греч. techne- искусство , logos-учение.) в самом
общем понимании означает науку, совокупность методов и приемов
обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов, изделий и
преобразования их в предметы потребления.
Автор «Толкового словаря основных терминов» А.М. Берлянт дает такое
объяснение: «Информационные технологии - это процесс, использующий
совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных
(первичной информации) для получения информации нового качества о
состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта)».
На образовательном портале «Сеть творческих учителей Rusedu»
дается
такое
объяснение
понятию
информационные
технологии:
«Информационные
технологии
-
это
совокупность
методов,
производственных
процессов
и
программно-технических
средств,
объединённых
в
технологическую
цепочку,
обеспечивающую
сбор,
хранение, обработку, вывод и распространение информации для снижение
трудоёмкости
процессов
использования
информационных
ресурсов,
повышения их надёжности и оперативности».
В таком случаи информационные и коммуникативные технологии
можно считать технологии, направленные на обработку и преобразование
информации.
Таким образом, рассмотрев термин информационные технологии, в
своем
работе
мы
возьмем
за
основу
определение
изложенное
на
образовательном
портале
«Сеть
творческих
учителей
Rusedu»
Информационные технологии - это совокупность методов, производственных
процессов
и
программно-технических
средств,
объединённых
в
технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, хранение, обработку,
вывод
и
распространение
информации
для
снижение
трудоёмкости
процессов
использования
информационных
ресурсов,
повышения
их
надёжности и оперативности.
В настоящее время трудно представить себе существование вне поля
информации
и
информационных
технологий.
Возрастающий
объем
различных
видов
информации
заставляет
внедрять
новые,
более
усовершенствованные методы и средства ее обработки, а современные
условия жизни предъявляют все более высокие требования к способам ее
хранения, передачи, обеспечение ее безопасности.
Использование информационных и коммуникационных технологий
(ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного
образования. Сегодня учитель по любой школьной дисциплине должен уметь
подготовить и провести урок с использованием ИКТ. Урок с использованием
ИКТ - это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время
учителя и ученика, позволяет ученику работать в своем темпе, позволяет
учителю работать с учеником дифференцированно и индивидуально, дает
возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.
При
решении
данной
проблемы
является
совершенствование
образовательного
процесса,
создание
единой
образовательной
среды,
повышение качества образования. Для этого необходимы:
-интеграция различных предметных областей;
-модернизация традиционной системы предметного обучения;
-накопление образовательных ресурсов;
-освоение учителем современных информационных технологий;
-организация личностно-ориентированного обучения;
-творческий взаимообмен между учителем и учеником, между учителями.
Изложенное, на наш взгляд, актуализирует настоящее исследование,
делает его востребованным и современной наукой, и общественной
практикой.
В своем исследование мы будем опираться на научные исследования
ученных, по данной проблеме таких как:
концептуальные труды по проблеме творчества и психологии личности (Л.С.
Выготский, А.Н. Леонтьев, A.M. Матюшкин, С.Л. Рубинштейн, др.);
концепции использования информационных технологий в обучении (В.И.
Варченко, Дуванов А.А, В.В. Давыдов, A.A. Кузнецов).
Мы считаем, что через активизацию познавательной деятельности
учащихся можно достичь повышения эффективности усвоения учебной
программы, культурного уровня учащихся, воспитания у них эстетического
вкуса и высоких нравственных качеств. Чтобы решить эту задачу, урок надо
сделать современным.
В
последнее
время
проблема
использования
информационно-
коммуникационных технологий в образовании широко обсуждается в сети
Интернет: Всероссийский Интернет-педсовет; Сеть творческих учителей,
Открытый класс.
Применение ИКТ позволяет решить ряд проблем в обучении. Во-
первых, детям младшего школьного возраста трудно ставить перед собой
дальние цели, стимулирующие активное участие ребенка в школьном
процессе. Престижная работа, успешная карьера, овладение многовековым
опытом человечества для семилетнего ребенка не являются актуальными. В
связи с этим, для повышения мотивации использует близкие цели научиться
складывать и вычитать, не огорчить маму, читать быстрее соседа по парте.
Трудность в том, что дети становятся все более инфантильными, поэтому и
эти цели могут не стать для ребенка стимулирующими. Учитывая, что
основным видом деятельности детей семи-девяти лет является игра, можно
предположить,
что
именно
компьютер
с
его
широким
спектром
возможностей
интерактивного
взаимодействия
поможет
решить
обозначенную выше проблему.
Таким
образом,
использование
современных
информационных
технологий в учебном процессе для активизации учебной деятельности, и
сделали
вывод,
что
ИКТ
позволяют
развивать
умение
учащихся
ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать
практическими способами работы с информацией, развивать умения,
позволяющие
обмениваться
информацией
с
помощью
современных
технических
средств.
Способствует
развитию
логического
мышления,
культуры умственного труда, формированию навыков самостоятельной
работы, а также оказывает существенное влияние на мотивационную сферу
учебного процесса, его деятельностную структуру.
литературы.
1. А.М. Берлянт «Толковый словарь основных терминов» //Издательство
Пис., 1999 г.-96 с.
2. Давыдов В.В «Проблемы развивающего обучения» Педагогика. - М., 1996.
17 с.
3. Информационные технологии в образовании. [Электронный ресурс] / Сеть
творческих учителей Rusedu
4. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение - что это? // Методист, №1, 2004. - с.
42.
5. Стадник М.В. Использование медиауроков для развития мышления
младших школьников. - Библиотека сообщества учителей начальных
классов. Образовательный портал «Сеть творческих учителей», 2006 г.