Напоминание

Современные информационные технологии в образовательном процессе


Авторы: Фаттахов Радик Фанитович, Сандалова Наталья Николаевна
Должность: директор, кандидат педагогических наук, доцент
Учебное заведение: БГПУ им М.Акмуллы
Населённый пункт: г. Уфа
Наименование материала: статья
Тема: Современные информационные технологии в образовательном процессе
Раздел: высшее образование





Назад




УДК 378.045

Фаттахов Радик Фанитович,

директор школы

в МБОУ СОШ с.Старые Камышлы,

магистрант

БГПУ им. М. Акмуллы, г. Уфа, Россия

Сандалова Наталья Николаевна,

кандидат педагогических наук, доцент

БГПУ им. М. Акмуллы, г. Уфа, Россия

Современные информационные технологии в образовательном процессе

Аннотация. В статье понятия информационные технологии, использование

информационных и коммуникационных технологий.

Слова. Информационные технологии, ИКТ.

Информатизация современного общества и, в частности, образовательной

деятельности характеризуются процессами совершенствования и массового

распространения

современных

информационных

и

коммуникационных

технологий. В сфере образования эти технологии активно применяются для

передачи информации и обеспечения взаимодействия учителя и обучаемого в

современных

системах

открытого

и

дистанционного

образования.

Современный учитель должен не только обладать знаниями в области своего

предмета,

но

и

уметь

применять

ИКТ,

в

своей

профессиональной

деятельности.

Слово технология (от греч. techne- искусство , logos-учение.) в самом

общем понимании означает науку, совокупность методов и приемов

обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов, изделий и

преобразования их в предметы потребления.

Автор «Толкового словаря основных терминов» А.М. Берлянт дает такое

объяснение: «Информационные технологии - это процесс, использующий

совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных

(первичной информации) для получения информации нового качества о

состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта)».

На образовательном портале «Сеть творческих учителей Rusedu»

дается

такое

объяснение

понятию

информационные

технологии:

«Информационные

технологии

-

это

совокупность

методов,

производственных

процессов

и

программно-технических

средств,

объединённых

в

технологическую

цепочку,

обеспечивающую

сбор,

хранение, обработку, вывод и распространение информации для снижение

трудоёмкости

процессов

использования

информационных

ресурсов,

повышения их надёжности и оперативности».

В таком случаи информационные и коммуникативные технологии

можно считать технологии, направленные на обработку и преобразование

информации.

Таким образом, рассмотрев термин информационные технологии, в

своем

работе

мы

возьмем

за

основу

определение

изложенное

на

образовательном

портале

«Сеть

творческих

учителей

Rusedu»

Информационные технологии - это совокупность методов, производственных

процессов

и

программно-технических

средств,

объединённых

в

технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, хранение, обработку,

вывод

и

распространение

информации

для

снижение

трудоёмкости

процессов

использования

информационных

ресурсов,

повышения

их

надёжности и оперативности.

В настоящее время трудно представить себе существование вне поля

информации

и

информационных

технологий.

Возрастающий

объем

различных

видов

информации

заставляет

внедрять

новые,

более

усовершенствованные методы и средства ее обработки, а современные

условия жизни предъявляют все более высокие требования к способам ее

хранения, передачи, обеспечение ее безопасности.

Использование информационных и коммуникационных технологий

(ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного

образования. Сегодня учитель по любой школьной дисциплине должен уметь

подготовить и провести урок с использованием ИКТ. Урок с использованием

ИКТ - это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время

учителя и ученика, позволяет ученику работать в своем темпе, позволяет

учителю работать с учеником дифференцированно и индивидуально, дает

возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.

При

решении

данной

проблемы

является

совершенствование

образовательного

процесса,

создание

единой

образовательной

среды,

повышение качества образования. Для этого необходимы:

-интеграция различных предметных областей;

-модернизация традиционной системы предметного обучения;

-накопление образовательных ресурсов;

-освоение учителем современных информационных технологий;

-организация личностно-ориентированного обучения;

-творческий взаимообмен между учителем и учеником, между учителями.

Изложенное, на наш взгляд, актуализирует настоящее исследование,

делает его востребованным и современной наукой, и общественной

практикой.

В своем исследование мы будем опираться на научные исследования

ученных, по данной проблеме таких как:

концептуальные труды по проблеме творчества и психологии личности (Л.С.

Выготский, А.Н. Леонтьев, A.M. Матюшкин, С.Л. Рубинштейн, др.);

концепции использования информационных технологий в обучении (В.И.

Варченко, Дуванов А.А, В.В. Давыдов, A.A. Кузнецов).

Мы считаем, что через активизацию познавательной деятельности

учащихся можно достичь повышения эффективности усвоения учебной

программы, культурного уровня учащихся, воспитания у них эстетического

вкуса и высоких нравственных качеств. Чтобы решить эту задачу, урок надо

сделать современным.

В

последнее

время

проблема

использования

информационно-

коммуникационных технологий в образовании широко обсуждается в сети

Интернет: Всероссийский Интернет-педсовет; Сеть творческих учителей,

Открытый класс.

Применение ИКТ позволяет решить ряд проблем в обучении. Во-

первых, детям младшего школьного возраста трудно ставить перед собой

дальние цели, стимулирующие активное участие ребенка в школьном

процессе. Престижная работа, успешная карьера, овладение многовековым

опытом человечества для семилетнего ребенка не являются актуальными. В

связи с этим, для повышения мотивации использует близкие цели научиться

складывать и вычитать, не огорчить маму, читать быстрее соседа по парте.

Трудность в том, что дети становятся все более инфантильными, поэтому и

эти цели могут не стать для ребенка стимулирующими. Учитывая, что

основным видом деятельности детей семи-девяти лет является игра, можно

предположить,

что

именно

компьютер

с

его

широким

спектром

возможностей

интерактивного

взаимодействия

поможет

решить

обозначенную выше проблему.

Таким

образом,

использование

современных

информационных

технологий в учебном процессе для активизации учебной деятельности, и

сделали

вывод,

что

ИКТ

позволяют

развивать

умение

учащихся

ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать

практическими способами работы с информацией, развивать умения,

позволяющие

обмениваться

информацией

с

помощью

современных

технических

средств.

Способствует

развитию

логического

мышления,

культуры умственного труда, формированию навыков самостоятельной

работы, а также оказывает существенное влияние на мотивационную сферу

учебного процесса, его деятельностную структуру.

литературы.

1. А.М. Берлянт «Толковый словарь основных терминов» //Издательство

Пис., 1999 г.-96 с.

2. Давыдов В.В «Проблемы развивающего обучения» Педагогика. - М., 1996.

17 с.

3. Информационные технологии в образовании. [Электронный ресурс] / Сеть

творческих учителей Rusedu

4. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение - что это? // Методист, №1, 2004. - с.

42.

5. Стадник М.В. Использование медиауроков для развития мышления

младших школьников. - Библиотека сообщества учителей начальных

классов. Образовательный портал «Сеть творческих учителей», 2006 г.



В раздел образования