Напоминание

Использование ИКТ в проектно-исследовательской деятельности школьников.


Автор: Бруева Вероника Николаевна
Должность: методист, учитель информатики
Учебное заведение: МБОУ "Дорогощанская СОШ"
Населённый пункт: село Дорогощь
Наименование материала: статья
Тема: Использование ИКТ в проектно-исследовательской деятельности школьников.
Раздел: среднее образование





Назад




Использование ИКТ в проектно-исследовательской деятельности

школьников.

Бруева Вероника Николаевна

Методист, учитель информатики

МБОУ «Дорогощаснкая СОШ»

Грайворонского района Белгородской области

Плохой учитель преподносит истину,

хороший – учит её находить.

Современные дети – это уже не чистый лист, на который наносят знания. К ним так

много информации поступает отовсюду! Учитель уже не является для

детей

единственным источником информации, всезнающим оракулом. Но зачастую дети не

умеют превращать информацию в знания, обилие информации не приводит к системности

знаний. Детей необходимо научить правильно усваивать информацию, а для этого надо

научить их обрабатывать, выделять главное, находить связи и структурировать её.

Научить надо и целенаправленному поиску информации, поисково-исследовательской

деятельности. Поэтому в новой парадигме образования учитель выступает больше в роли

организатора

самостоятельной

активной

познавательной

деятельности

учащихся,

компетентного консультанта и помощника.

Для современного общества умение учащихся самостоятельно добывать знания и

совершенствовать их гораздо важнее прочности приобретаемых знаний. Поэтому и

учителю необходимо использовать технологии, отвечающие требованиям настоящего

времени. К таким технологиям относится проектная технология, как один из наиболее

эффективных,

гибких

и

универсальных

методов

обучения,

и

информационно-

коммуникационные технологии. Данные технологии активизируют процесс обучения,

делают его более продуктивным, а также формируют и далее развивают мотивацию

обучения. Проект можно

рассматривать как эффективный способ развивающего и

проблемного обучения. В основу “технологии проектов” положена идея о направленности

учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при

решении той или иной практической или теоретической значимой проблемы. Внешний

результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием

учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Используя метод проектов и ИКТ можно заметить, как меняется отношение ребят к

предметам школьной программы, за скучными правилами и формулами открывается

целый удивительный мир. В результате реализации проектов создаются такие пособия,

материал которых можно использовать для работы на уроках, во внеурочное время, для

проведения содержательного досуга, поэтому проекты позволяют удовлетворить одну из

наиболее важных потребностей учащихся - ощущение полезности своей деятельности.

Изменяется и отношение к компьютеру как к дорогой игрушке. Учащиеся начинают

воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы в любой сфере

человеческой деятельности.

С первых дней появления в классе компьютера дети особенно интересовались

презентациями PowerPoint. Наконец, нашлись желающие узнать «как там все само

двигается». Самые первые работы были сделаны с помощью взрослых: родителей и

учителя. Кроме работы над проектами, ребята стали принимать участие в подготовке

презентаций к уроку. Больше всего дети любят готовиться к урокам окружающего мира,

так как в презентации можно использовать большое количество картинок, анимации.

Обычно в конце урока я сообщаю тему следующего и предлагаю желающим подобрать

интересные материалы, подготовить небольшое выступление. Использование детских

презентаций на уроке многократно повышает мотивацию детей, особенно авторов

материалов. В данном случае ученик выполняет роль учителя, комментируя не только

содержание собственной презентации, но и объясняя, аргументируя использование тех

или иных возможностей PowerPoint. После просмотра ребята задают уточняющие

вопросы по содержанию, дают советы по оформлению и использованию эффектов

анимации. Это помогает ребятам не только усвоить материал урока, но и научиться

разрабатывать простейшие мультимедийные продукты. Таким образом, мы постепенно

подходим к взаимообучению, когда каждый обучает каждого.

Говоря о проектной и исследовательской деятельности, нельзя забывать о

материально-технической стороне. Каждый проект или исследование должны быть

обеспечены

всем

необходимым:

материально-техническое

и

учебно-методическое

оснащение,

кадровое

обеспечение,

информационные

ресурсы,

организационное

обеспечение.

Разные

проекты

требуют

разного

обеспечения.

Проектная

и

исследовательская деятельность детей побуждает к организации информационного

пространства образовательного учреждения. В нашей школе есть всё необходимое для

занятий проектной и исследовательской деятельностью: современная библиотека

с

доступом в Интернет, все виды копировальной техники и мини-типография, компьютеры

и проекторы в каждом классе.

Подводя итог, хочется сказать, что проектная и исследовательская деятельность

школьников эффективна и незаменима в практике современной школы, т.к. она может

быть использована в изучении любого предмета, на уроках и во внеклассной работе.

Никто не утверждает, что такая деятельность поможет решению всех проблем в обучении,

но она дает возможность учащимся шире и глубже изучить тему, повысить интерес к

учёбе,

значительно

расширяет

их

общий

кругозор,

учит

общению,

умению

самостоятельно добывать и отбирать необходимый материал, ориентироваться в

информационном пространстве, дает возможность развития не только коллективного

творчества, но и индивидуальных талантов и способностей учащихся. Использование

ИКТ в проектно – исследовательской деятельности учащихся

позволяет повысить

мотивацию и эффективность работы, сформировать необходимые компетенции и

добиться решения основных задач. Конечно, не все дети станут исследователями, и нет

необходимости овладевать исследовательскими навыками в совершенстве, но принимать

решения в жизни придется каждому. А для этого необходимо понять, в чем суть

проблемы, проанализировать причины сложившейся ситуации, найти все возможные пути

решения

и

выбрать

оптимальный.

Таким

образом,

проектно-исследовательская

деятельность учащихся и использование ИКТ помогают развитию важнейших для

современной

жизни

компетенций:

способности

делать

выбор,

брать

на

себя

ответственность, участвовать в совместном принятии решения, владеть навыками

взаимодействия с окружающими людьми, уметь работать в группе, владеть устным и

письменным обобщением, а также информационными технологиями.



В раздел образования