Автор: Марина Викторовна Галь
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Д/С №357 "Золотая рыбка"
Населённый пункт: Новосибирск г
Наименование материала: статья
Тема: Нравственное воспитание дошкольников посредством игры.
Раздел: дошкольное образование
Нравственное воспитание дошкольников посредствоми игры.
В настоящее время вопросы социально-нравственного воспитания детей
встают особенно остро. Социокультурная ситуация, сложившаяся в
обществе, характеризуется изменением традиционных нравственных норм
и правил морали, нарастанием стрессовых обстоятельств, снижением
устойчивости
нравственных
убеждений
и
отношений,
приводит
к
нежелательным
последствиям
в
нравственном
становлении
подрастающего
поколения.
Наблюдается
слабая
мотивация
к
нравственному самосовершенствованию; размытость критериев добра и
зла; низкий уровень развития эмоционально - волевой сферы личности.
Основные задачи нравственного воспитания детей дошкольного возраста
заключаются в следующем:
- воспитывать культуру поведения, гуманные отношения между детьми и
взрослыми
(выполнение
элементарных
правил
общежития,
доброжелательность,
чуткость,
отзывчивость,
заботливое
отношение
к
близким людям и т. п.);
- воспитывать чувство коллективизма, формировать коллективистические
взаимоотношения детей, воспитать любовь к Родине, уважения и симпатии к
людям разных национальностей;
- воспитывать трудолюбие, проявляющегося в устойчивом желании и умении
трудиться.
В дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для
нравственного развития детей, потому что ведущим видом деятельности
дошкольника является сюжетно-ролевая игра, где ребенок моделирует
способы поведения, действия, взаимоотношения взрослых. В ней на первый
план выдвигаются отношения между людьми и смысл их труда. Выполняя
роли, ребенок учится действовать в соответствии с нравственными нормами,
принятыми в человеческом обществе. Я считаю, что сюжетно-ролевую игру
трудно переоценить. Ценность её как средства и действенного метода
нравственного воспитания состоит в том, что эта деятельность даёт ребёнку
возможность наиболее свободно и самостоятельно устанавливать связи и
отношения с другими детьми, выбирать цели. В ролевой игре отчётливо
проявляются достижения и недостатки нравственного воспитания, уровень
овладения
детьми
нормами
и
правилами
поведения.
Когда
ребенок
копирует жизнь взрослых, он проникается их заботами и делами, усваивает
моральные нормы нашего общества.
Разыгрывание ролей взрослых – няни, мамы, отца, бабушки – содействует
развитию положительных форм поведения детей: в коллективной игре надо
выполнять хорошо и работу повара, и работу водителя, быть заботливой
бабушкой. По моему мнению, содержание игр должно вводить ребенка в
широкую
сферу
моральных
отношений:
заботы,
взаимопомощи,
ответственности и т. д.; в игре он должен осваивать и моральные правила. В
игре также дети осваивают мотивы и цели деятельности взрослых, их
отношение к своему труду, к событиям и явлениям общественной жизни, к
людям, вещам: в игре формируется положительное отношение к поступкам,
нормам и правилам поведения в обществе.
Поэтому в своей работе я стараюсь, чтобы сюжетно-ролевая игра выступала
и как средство формирование культуры общения. Опираясь на свой опыт,
могу сказать, что сюжетно-ролевые игры «Парикмахерская», «Стройка»,
«Больница», «Путешествие», «Магазин» и т. д. при правильной их
организации помогают воспитывать уважение к взрослым, интерес к этим
профессиям.
Для воспитания патриотических чувств у воспитанников нашей группы мы
используем игры в военных, полицейских, пожарных. Эти игры помогают
воспитывать
у
наших
детей взаимопомощь,
взаимовыручку,
дисциплинированность, умение подчинять свои интересы общим интересам,
уважение к родной армии. А в игре, связанной с трудом, ребёнок похож на
неутомимого исследователя: он всё время сравнивает, сопоставляет, выбирает
то, что соответствует желанием коллектива играющих. Своеобразной формой
труда является конструирование из строительного материала в процессе
игры.
В
своих
играх
дети
редко
обходятся
без
построек.
Иногда
необходимость строительства подсказывает уже сама тема. Таким образом,
стройка
–
органическая
часть
творческой
игры,
одно
из
средств
осуществления игрового замысла.
Необходимо помнить, что игра для ребёнка - желанное, интересное,
увлекательное занятие. Моя задача, как воспитателя, сделать эту игру
полезной,
обучающей
способам
взаимодействия
и
сотрудничества,
дающей возможность формировать определённые навыки общения детей
друг с другом.
Руководство сюжетно-ролевой игрой, как правило, начинается с отбора
литературных произведений. Выбор произведений был обусловлен задачами
нравственного
воспитания
и
осуществлялся
мною
по
следующим
принципам:
- сюжет должен иметь четко выраженное воспитательное воздействие;
- эмоциональная выразительность персонажей с присущими им
нравственными качествами, наличие противоположных персонажей;
- увлекательный сюжет: повторы в тексте, динамичные действия;
- богатый и яркий иллюстративный материал.
Формируя нравственное представление ребёнка о самом себе, о сверстниках.
Нельзя забывать, что на определённом этапе развития дети нередко
оценивают товарищей, основываясь на своей симпатии.
Нравственное воспитание личности в игровой деятельности — это сложный
процесс, который проходит ребенок от 3 до 7 лет. За это время ребенок-
дошкольник приобретает новый опыт, переносящий в жизнь.