Напоминание

Нравственное воспитание дошкольников посредством игры.


Автор: Марина Викторовна Галь
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Д/С №357 "Золотая рыбка"
Населённый пункт: Новосибирск г
Наименование материала: статья
Тема: Нравственное воспитание дошкольников посредством игры.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Нравственное воспитание дошкольников посредствоми игры.

В настоящее время вопросы социально-нравственного воспитания детей

встают особенно остро. Социокультурная ситуация, сложившаяся в

обществе, характеризуется изменением традиционных нравственных норм

и правил морали, нарастанием стрессовых обстоятельств, снижением

устойчивости

нравственных

убеждений

и

отношений,

приводит

к

нежелательным

последствиям

в

нравственном

становлении

подрастающего

поколения.

Наблюдается

слабая

мотивация

к

нравственному самосовершенствованию; размытость критериев добра и

зла; низкий уровень развития эмоционально - волевой сферы личности.

Основные задачи нравственного воспитания детей дошкольного возраста

заключаются в следующем:

- воспитывать культуру поведения, гуманные отношения между детьми и

взрослыми

(выполнение

элементарных

правил

общежития,

доброжелательность,

чуткость,

отзывчивость,

заботливое

отношение

к

близким людям и т. п.);

- воспитывать чувство коллективизма, формировать коллективистические

взаимоотношения детей, воспитать любовь к Родине, уважения и симпатии к

людям разных национальностей;

- воспитывать трудолюбие, проявляющегося в устойчивом желании и умении

трудиться.

В дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для

нравственного развития детей, потому что ведущим видом деятельности

дошкольника является сюжетно-ролевая игра, где ребенок моделирует

способы поведения, действия, взаимоотношения взрослых. В ней на первый

план выдвигаются отношения между людьми и смысл их труда. Выполняя

роли, ребенок учится действовать в соответствии с нравственными нормами,

принятыми в человеческом обществе. Я считаю, что сюжетно-ролевую игру

трудно переоценить. Ценность её как средства и действенного метода

нравственного воспитания состоит в том, что эта деятельность даёт ребёнку

возможность наиболее свободно и самостоятельно устанавливать связи и

отношения с другими детьми, выбирать цели. В ролевой игре отчётливо

проявляются достижения и недостатки нравственного воспитания, уровень

овладения

детьми

нормами

и

правилами

поведения.

Когда

ребенок

копирует жизнь взрослых, он проникается их заботами и делами, усваивает

моральные нормы нашего общества.

Разыгрывание ролей взрослых – няни, мамы, отца, бабушки – содействует

развитию положительных форм поведения детей: в коллективной игре надо

выполнять хорошо и работу повара, и работу водителя, быть заботливой

бабушкой. По моему мнению, содержание игр должно вводить ребенка в

широкую

сферу

моральных

отношений:

заботы,

взаимопомощи,

ответственности и т. д.; в игре он должен осваивать и моральные правила. В

игре также дети осваивают мотивы и цели деятельности взрослых, их

отношение к своему труду, к событиям и явлениям общественной жизни, к

людям, вещам: в игре формируется положительное отношение к поступкам,

нормам и правилам поведения в обществе.

Поэтому в своей работе я стараюсь, чтобы сюжетно-ролевая игра выступала

и как средство формирование культуры общения. Опираясь на свой опыт,

могу сказать, что сюжетно-ролевые игры «Парикмахерская», «Стройка»,

«Больница», «Путешествие», «Магазин» и т. д. при правильной их

организации помогают воспитывать уважение к взрослым, интерес к этим

профессиям.

Для воспитания патриотических чувств у воспитанников нашей группы мы

используем игры в военных, полицейских, пожарных. Эти игры помогают

воспитывать

у

наших

детей взаимопомощь,

взаимовыручку,

дисциплинированность, умение подчинять свои интересы общим интересам,

уважение к родной армии. А в игре, связанной с трудом, ребёнок похож на

неутомимого исследователя: он всё время сравнивает, сопоставляет, выбирает

то, что соответствует желанием коллектива играющих. Своеобразной формой

труда является конструирование из строительного материала в процессе

игры.

В

своих

играх

дети

редко

обходятся

без

построек.

Иногда

необходимость строительства подсказывает уже сама тема. Таким образом,

стройка

органическая

часть

творческой

игры,

одно

из

средств

осуществления игрового замысла.

Необходимо помнить, что игра для ребёнка - желанное, интересное,

увлекательное занятие. Моя задача, как воспитателя, сделать эту игру

полезной,

обучающей

способам

взаимодействия

и

сотрудничества,

дающей возможность формировать определённые навыки общения детей

друг с другом.

Руководство сюжетно-ролевой игрой, как правило, начинается с отбора

литературных произведений. Выбор произведений был обусловлен задачами

нравственного

воспитания

и

осуществлялся

мною

по

следующим

принципам:

- сюжет должен иметь четко выраженное воспитательное воздействие;

- эмоциональная выразительность персонажей с присущими им

нравственными качествами, наличие противоположных персонажей;

- увлекательный сюжет: повторы в тексте, динамичные действия;

- богатый и яркий иллюстративный материал.

Формируя нравственное представление ребёнка о самом себе, о сверстниках.

Нельзя забывать, что на определённом этапе развития дети нередко

оценивают товарищей, основываясь на своей симпатии.

Нравственное воспитание личности в игровой деятельности — это сложный

процесс, который проходит ребенок от 3 до 7 лет. За это время ребенок-

дошкольник приобретает новый опыт, переносящий в жизнь.



В раздел образования