Напоминание

"Игры со Снеговиком"


Авторы: Ольга Александровна Лесина, Татьяна Витальевна Коновалова
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Лицей №22"
Населённый пункт: Иваново
Наименование материала: конспект занятия по родному слову
Тема: "Игры со Снеговиком"
Раздел: начальное образование





Назад




Родное слово « Игры со Снеговиком»

Над чем работаем:

-развитие фонематического слуха (звуковой анализ-соотнесение слова со звуковой

схемой; соотнесение слова с буквенной формой, различение твёрдого и мягкого

согласных с опорой на слух, обозначение звука символом в звуковой схеме);

-учим читать открытый слог с гласными А и О,

- развитие логического мышления (универсальные способы мышления:

классификация, распределение. обобщение, выделение общего и частного, анализ-

синтез, логические цепи и умозаключения);

- развитие речи (коммуникация, вычленение из текста загадки слов, на основе которых

выделяются признаки предмета-отгадки; расширение представлений об окружающей

действительности, расширение словарного запаса);

- развитие психических свойств (внимание, память, мышление, зрительное

восприятие);

-формирование читательской грамотности (средства изобразительности –

элементарные представления).

1.

Введение в тему. Слова на одну тему и слова, образованные от одного слова

(родственные).

-К нам в гости сегодня пришёл ваш хороший знакомый и принёс нам много

интересных заданий. Кто это? (Снеговик). А почему его так назвали? (Он слеплен

из снега).

-Снеговик принёс с собой снежные слова. Но вот одно слово лишнее, и Снеговик

никак не может понять, какое. Давайте поможем ему, ребята!

На слайде напечатаны слова столбиком: снег, снежок, снеговик, Снегурочка,

снегопад, метель.

-Сначала давайте подумаем, что объединяет все слова (Они связаны с временем

года «зима»).

Значит, про них можно сказать, что это слова по теме «Зима».

-В каком из этих слов нет того, что есть в других словах? (В слове «метель» нет

букв слова «снег»).

Учитель обобщает: слова «снежок, снеговик, Снегурочка, снегопад получены от

слова «снег», их можно назвать родственными, а слово «метель» от какого слова

получилось? (Метель-зимнее явление, когда дует ветер и снег поднимается от

земли, кружит. Люди говорят: метёт метель. Значит слово «метель» получилось от

слова «мести, заметать»).

-А какими другими зимними словами можно сказать про метель? (вьюга – от слова

«вьётся», пурга – сильная метель, снежный буран).

Снеговик:

-Спасибо, ребята, вы помогли мне разгадать загадку слова и обращать внимание на

то, как слово получилось, кто его родственник.

2.

Слушание стихотворения Н.А.Некрасова.

Учитель: Послушайте стихотворение, которое написал Николай Алексеевич

Некрасов (портрет поэта на слайде). Тот, кто знает это стихотворение,

досказывайте строчки, когда я останавливаюсь. (Учитель наизусть читает

стихотворение)

-Снежок порхает, кружится.

На улице… (бело).

И превратились лужицы

В прозрачное… (стекло).

Где летом пели зяблики,

Сегодня – посмотри!

Как розовые яблоки

На ветках …(снегири).

Снежок изрезан лыжами,

Как мел, скрипуч и сух.

И ловит кошка рыжая

Весёлых белых…(мух).

Снеговик провоцирует проблемную ситуацию:

-Я думаю, поэт допустил ошибку. Яблоки бывают летом, мухи летают тоже

летом, они не бывают белыми. А ведь это стихотворение о зиме. Только зимой

бывает снег.

Учитель обращается к ребятам с просьбой доказать Снеговику, что поэт не ошибся.

(с яблоками поэт сравнивает красногрудых снегирей, которые прилетают в наши края

зимовать с севера. Весёлые белые мухи – так поэт образно сказал о снежинках,

которые напоминают летающих мух).

Учитель: Кстати, слово «снегирь» тоже получилось от слова «снег». А кто сумеет

объяснить, почему? (Снегири – птицы, которые прилетают к нам зимой, когда

выпадает снег).

Снеговик:

- Спасибо, ребята, я, не зря к вам пришёл. Теперь я знаю о секретах поэзии: чтобы

стихотворение получилось весёлым и радостным, поэт использует особые средства

выразительности – сравнения.

3.

Упражнения в звуковом анализе. Выполнение логических упражнений.

Снеговик просит обвести предметы, которые могут пригодиться зимой.

Ребята обводят в кружок предметы для зимы.

Каким понятием можно объединить предметы? (Зимние забавы).

Про какую забаву загадка?

Во дворе с утра игра,

Разыгралась детвора

Крики: «шайбу!», «мимо!», «бей!»-

Значит, там игра в …(хоккей)

-Какие три предмета с картинки объединим для слова «хоккей»?

(коньки, шайба, клюшка). Соедините их в тройку.

-Какие предметы можно объединить в пару? Объедините.

На доске напечатаны слова, а рядом с ними звуковые схемы с пропущенными звуками

Задание: обозначить звук в пустой клеточке.

коньки

-

о

=

о

шайба

-

о

=

о

клюшка

-

=

-

-

о

Алгоритм работы:

1.

Произносим слово

2.

Прочитываем по схеме

3.

Останавливаемся на пустой клеточке.

4.

Слушаем звук.

5.

Обозначаем его символом.

6.

Дети (по желанию) подписывают под звуками слова буквы. Можно предложить

задание в тетради срисовать звуковую схему одного слова и подписать буквами.

(Обратить внимание на то, что для третьего звука в первом слове нужны две

буквы – н и ь, в третьем слове для гласного звука «у» нужна буква «ю», чтобы

скомандовать: читайся мягко; напечатанные слова помогут эти особенности

обнаружить).

4.

Зрительная разминка

: найди двух одинаковых хоккеистов. Слайд

5.

Назови зимние олимпийские виды спорта.

(прыжки с трамплина, лыжные гонки, конькобежный спорт, сноуборд, биатлон,

хоккей, скоростной спуск-слалом, фигурное катание).

Слайд

.

Какой вид спорта вам нравится и почему?

6.

Учимся читать слоги.

Снеговик:

- В фигурном катании есть одиночное катание, а есть парное катание. Со мной

пришли буквы согласных звуков. Они решили покататься парами с буквами

гласных звуков – буквой А и буквой О. Получились слоги. Давайте поучимся их

читать. Кто умеет читать, читает шёпотом, а кто только учится читать, будет

читать вместе со мной громко.

(Читаются слоги с буквами А и О).

7.

Обвести указанный слог

(Эти страницы оставить для следующего занятия, на котором будем читать

слова. В подготовленных группах, если позволит время, можно прочитать слова.

Но учесть: эти упражнения для начинающих читать детей, а не для читающих

хорошо. Читающих можем использовать для чтения в парах: читающий хорошо

– начинающий читать. Ребят, испытывающих затруднения, берёт под контроль

учитель).



В раздел образования