Авторы: Ольга Александровна Лесина, Татьяна Витальевна Коновалова
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Лицей №22"
Населённый пункт: Иваново
Наименование материала: конспект занятия по родному слову
Тема: "Игры со Снеговиком"
Раздел: начальное образование
Родное слово « Игры со Снеговиком»
Над чем работаем:
-развитие фонематического слуха (звуковой анализ-соотнесение слова со звуковой
схемой; соотнесение слова с буквенной формой, различение твёрдого и мягкого
согласных с опорой на слух, обозначение звука символом в звуковой схеме);
-учим читать открытый слог с гласными А и О,
- развитие логического мышления (универсальные способы мышления:
классификация, распределение. обобщение, выделение общего и частного, анализ-
синтез, логические цепи и умозаключения);
- развитие речи (коммуникация, вычленение из текста загадки слов, на основе которых
выделяются признаки предмета-отгадки; расширение представлений об окружающей
действительности, расширение словарного запаса);
- развитие психических свойств (внимание, память, мышление, зрительное
восприятие);
-формирование читательской грамотности (средства изобразительности –
элементарные представления).
1.
Введение в тему. Слова на одну тему и слова, образованные от одного слова
(родственные).
-К нам в гости сегодня пришёл ваш хороший знакомый и принёс нам много
интересных заданий. Кто это? (Снеговик). А почему его так назвали? (Он слеплен
из снега).
-Снеговик принёс с собой снежные слова. Но вот одно слово лишнее, и Снеговик
никак не может понять, какое. Давайте поможем ему, ребята!
На слайде напечатаны слова столбиком: снег, снежок, снеговик, Снегурочка,
снегопад, метель.
-Сначала давайте подумаем, что объединяет все слова (Они связаны с временем
года «зима»).
Значит, про них можно сказать, что это слова по теме «Зима».
-В каком из этих слов нет того, что есть в других словах? (В слове «метель» нет
букв слова «снег»).
Учитель обобщает: слова «снежок, снеговик, Снегурочка, снегопад получены от
слова «снег», их можно назвать родственными, а слово «метель» от какого слова
получилось? (Метель-зимнее явление, когда дует ветер и снег поднимается от
земли, кружит. Люди говорят: метёт метель. Значит слово «метель» получилось от
слова «мести, заметать»).
-А какими другими зимними словами можно сказать про метель? (вьюга – от слова
«вьётся», пурга – сильная метель, снежный буран).
Снеговик:
-Спасибо, ребята, вы помогли мне разгадать загадку слова и обращать внимание на
то, как слово получилось, кто его родственник.
2.
Слушание стихотворения Н.А.Некрасова.
Учитель: Послушайте стихотворение, которое написал Николай Алексеевич
Некрасов (портрет поэта на слайде). Тот, кто знает это стихотворение,
досказывайте строчки, когда я останавливаюсь. (Учитель наизусть читает
стихотворение)
-Снежок порхает, кружится.
На улице… (бело).
И превратились лужицы
В прозрачное… (стекло).
Где летом пели зяблики,
Сегодня – посмотри!
Как розовые яблоки
На ветках …(снегири).
Снежок изрезан лыжами,
Как мел, скрипуч и сух.
И ловит кошка рыжая
Весёлых белых…(мух).
Снеговик провоцирует проблемную ситуацию:
-Я думаю, поэт допустил ошибку. Яблоки бывают летом, мухи летают тоже
летом, они не бывают белыми. А ведь это стихотворение о зиме. Только зимой
бывает снег.
Учитель обращается к ребятам с просьбой доказать Снеговику, что поэт не ошибся.
(с яблоками поэт сравнивает красногрудых снегирей, которые прилетают в наши края
зимовать с севера. Весёлые белые мухи – так поэт образно сказал о снежинках,
которые напоминают летающих мух).
Учитель: Кстати, слово «снегирь» тоже получилось от слова «снег». А кто сумеет
объяснить, почему? (Снегири – птицы, которые прилетают к нам зимой, когда
выпадает снег).
Снеговик:
- Спасибо, ребята, я, не зря к вам пришёл. Теперь я знаю о секретах поэзии: чтобы
стихотворение получилось весёлым и радостным, поэт использует особые средства
выразительности – сравнения.
3.
Упражнения в звуковом анализе. Выполнение логических упражнений.
Снеговик просит обвести предметы, которые могут пригодиться зимой.
Ребята обводят в кружок предметы для зимы.
Каким понятием можно объединить предметы? (Зимние забавы).
Про какую забаву загадка?
Во дворе с утра игра,
Разыгралась детвора
Крики: «шайбу!», «мимо!», «бей!»-
Значит, там игра в …(хоккей)
-Какие три предмета с картинки объединим для слова «хоккей»?
(коньки, шайба, клюшка). Соедините их в тройку.
-Какие предметы можно объединить в пару? Объедините.
На доске напечатаны слова, а рядом с ними звуковые схемы с пропущенными звуками
Задание: обозначить звук в пустой клеточке.
коньки
-
о
=
о
шайба
-
о
=
о
клюшка
-
=
-
-
о
Алгоритм работы:
1.
Произносим слово
2.
Прочитываем по схеме
3.
Останавливаемся на пустой клеточке.
4.
Слушаем звук.
5.
Обозначаем его символом.
6.
Дети (по желанию) подписывают под звуками слова буквы. Можно предложить
задание в тетради срисовать звуковую схему одного слова и подписать буквами.
(Обратить внимание на то, что для третьего звука в первом слове нужны две
буквы – н и ь, в третьем слове для гласного звука «у» нужна буква «ю», чтобы
скомандовать: читайся мягко; напечатанные слова помогут эти особенности
обнаружить).
4.
Зрительная разминка
: найди двух одинаковых хоккеистов. Слайд
5.
Назови зимние олимпийские виды спорта.
(прыжки с трамплина, лыжные гонки, конькобежный спорт, сноуборд, биатлон,
хоккей, скоростной спуск-слалом, фигурное катание).
Слайд
.
Какой вид спорта вам нравится и почему?
6.
Учимся читать слоги.
Снеговик:
- В фигурном катании есть одиночное катание, а есть парное катание. Со мной
пришли буквы согласных звуков. Они решили покататься парами с буквами
гласных звуков – буквой А и буквой О. Получились слоги. Давайте поучимся их
читать. Кто умеет читать, читает шёпотом, а кто только учится читать, будет
читать вместе со мной громко.
(Читаются слоги с буквами А и О).
7.
Обвести указанный слог
(Эти страницы оставить для следующего занятия, на котором будем читать
слова. В подготовленных группах, если позволит время, можно прочитать слова.
Но учесть: эти упражнения для начинающих читать детей, а не для читающих
хорошо. Читающих можем использовать для чтения в парах: читающий хорошо
– начинающий читать. Ребят, испытывающих затруднения, берёт под контроль
учитель).