Автор: Чернова Зоя Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР №47 "Искорка"
Населённый пункт: г. Ставрополь
Наименование материала: Консультация для молодых педагогов
Тема: «Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование
Консультация для молодых педагогов
«Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей
дошкольного возраста»
Подготовила: Чернова З.А. – воспитатель
МБДОУ ЦРР д\с №47 г. Ставрополь
Искусство
заключается
в
том,
чтобы
найти
в
необыкновенном
обыкновенное и обыкновенное в необыкновенном
.
Дени Дидро
Дошкольный
возраст
–
это
тот
период,
когда
изобразительная
деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не
только
«особо»
одаренных,
но
и
всех
детей.
Общение
с
искусством
доставляет огромное удовольствие в жизни дошкольников.
Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование
карандашами,
кистью
требует
высокого
уровня
владения
техникой
рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто
отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования,
поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не
соответствует
желанию
ребенка
получить
изображение,
близкое
к
его
замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить.
Наблюдения за эффективностью рисования в детском саду приводят к
выводу о необходимости использования нетрадиционных
техник, которые
создадут
ситуацию
успеха
у
воспитанников,
сформируют
устойчивую
мотивацию к рисованию.
Что же может обозначать слово нетрадиционно. Нетрадиционно - не
основываясь на традиции. Происходя не в силу установившейся традиции,
устраиваясь не по заведенному обычаю. Отличаясь оригинальностью. Не
придерживаясь традиций.
Если подобрать слова
синонимы к слову «нетрадиционно». Слова –
синонимы:
индивидуально,
на
новый
лад,
неординарно,
неповторимо,
нестандартно,
нетривиально,
оригинально,
по-новому,
по-своему,
самобытно, самостоятельно, своеобразно, своеобычно.
Что
подразумевается
под
словосочетанием
«нетрадиционное
рисование»? Нетрадиционное рисование – это
искусство
изображать, не
основываясь на традиции.
Рисование
нетрадиционными
способами,
увлекательная,
завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей.
При
организации
образовательного
процесса
наиболее
эффективно
образовательная
область
«Художественное
творчество»
интегрируется
со
следующими образовательными областями:
•«Коммуникация» - развитие свободного общения с взрослыми и детьми
по
поводу
процесса
и
результатов
продуктивной
деятельности,
практического овладения воспитанниками нормами речи;
• «Познание» - сенсорное развитие,
формирование целостной картины
мира, расширение кругозора в серии изобразительного искусства, творчества,
формирование элементарных математических представлений;
•
«Чтение
художественной
литературы»
-
использование
художественных произведений
для
обогащения содержания области,
развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства,
развитие художественного восприятия и художественного вкуса;
«Физическая
культура»
-
развитие
мелкой
и
крупной
моторики,
использование на образовательной деятельности художественно-творческого
цикла
физкультурных
минуток,
двигательных
заданий,
формирование
правильной осанки;
•
«Музыка»
-
использование
музыкальных
произведений
для
обогащения содержания области, развитие детского творчества, приобщение
к различным видам искусства;
•
«Труд»
-
формирование
трудовых
умений
и
навыков,
воспитание
трудолюбия,
воспитание
ценностного
отношения
к
собственному
труду,
труду других людей и его результатам. Формирование умения готовить и
убирать свое рабочее место, бережно относиться к пособиям и материалам,
наводить порядок после игр и образовательной деятельности;
• «Безопасность»
-
формирование
основ
безопасности
собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной
деятельности;
• «Здоровье»
-
цветотерапия,
формирование
первоначальных
представлений о здоровом образе жизни при изображении на темы здоровья.
Использование на образовательной деятельности художественно-творческого
цикла глазной гимнастики, пальчиковых игр, приемов самомассажа рук;
•«Социализация»
-
формирование
гендерной,
семейной
принадлежности,
патриотических
чувств, чувства
принадлежности
к
мировому сообществу, реализация партнерского взаимодействия «взрослый –
ребенок».
Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем,
что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как
хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают
незабываемые,
положительные
эмоции,
а
по
эмоциям
можно
судить
о
настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.
Проведение творческой художественной деятельности с использованием
нетрадиционных техник:
• Способствует снятию детских страхов;
•Развивает уверенность в своих силах;
•Развивает пространственное мышление;
•Развивает в детях свободно выражать свой замысел;
•Побуждает детей к творческим поискам и решениям;
•Развивает умение детей действовать с разнообразным материалом;
•Развивает чувство композиции, ритма,
колорита, чувство фактурности
и объёмности;
•Развивает мелкую моторику рук;
•Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии;
•Во время деятельности дети получают эстетическое удовольствие.
Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая творческая среда,
которая должна стимулировать ребенка на активную деятельность.
При
организации
предметно
-
развивающей
творческой
среды
в
изобразительной
деятельности
нужно
учитывать
потребности
детей.
А
потребность их состоит в том, чтобы они могли свободно, самостоятельно
и
доступно
пользоваться
традиционными
и
нетрадиционными изобразительными
материалами
в
группе,
также
необходимо
учитывать индивидуальные
особенности,
уровень
знаний,
умений
и
навыков
в рисовании, возраст дошкольников.
Предметно-развивающая
среда
по
изобразительной
деятельности
в
группе детского сада должна содержать:
Уголок красоты:
•
Репродукции
произведениями
живописи,
скульптура
малых
форм,
произведения
графики,
книги
с
красивыми
иллюстрациями,
подлинные
изделия мастеров народно-прикладного искусства; детские энциклопедии по
изобразительной
деятельности;
диски
с
красивой
спокойной
мелодией,
классической музыкой, магнитофон.
Уголок изобразительной деятельности:
книжки-раскраски;
картотека
нетрадиционных
техник
рисования;
альбомы
для
рассматривания
«Городецкая
игрушка»,
«Хохломская
роспись» др.;
альбомы с разными изображениями травы, деревьев, солнца, домов и
т.д.,
дидактические
игры
для
развития
творческих
способностей,
воображения;
•
Гуашь,
акварельные
краски,
восковые
карандаши,
пастельные
мелки, восковые мелки, фломастеры,
маркеры разной
толщины, цветные
карандаши, графитные
карандаши,
набор
шариковых
ручек,
вата,
ватные
палочки, поролоновые
губки,
тычки,
уголь,
сангина,
свечки,
коктельные
трубочки, оттиски разных форм, нитки, сухие листья и
т.д.;
глина, пластилин, тесто, материалы для декора; бумага различной фактуры
и размера, картон, клей ПВА;
•Инструменты: кисти нейлоновые или
с натуральным ворсом от № 2
до
№ 10 (в зависимости от возраста и задач в рисовании) и щетина № 7, 8,
ножницы,
палитры,
доски
для
лепки,
печатки,
валик,
палочки,
штампы,
поролон, трафареты по темам; панно для выставки детских работ, магнитная
доска, мольберты; клеенчатые скатерти, банки двойные, подставки под кист.
Таким образом, художественная предметно-развивающая среда должна
обеспечивать
принцип доступности и
максимально комфортное состояние
дошкольников в группе.
Законченные
работы
обязательно
выставляются
на
доске
или
раскладываются на столе, ковре в конце занятия. Анализ художественной
деятельности важен для развития детского творчества, прежде всего тем, что
дети видят результаты своей деятельности, учатся решать изобразительные
задачи. Дети с удовольствием любят рассматривать свои работы, говорить о
них. Эту активность педагог должен поддерживать, развивать. Анализ работ
обязательно связывается с изобразительной задачей. Оценивается не сам
ребёнок, а его рисунок.
Чтоб
заинтересовать
детей,
педагог
может
предложить
им
показать
понравившиеся работы, рассказать, почему они нравятся. В другом случае,
педагог обращается к самому автору с тем, чтобы он объяснил, почему
избрал такую форму, в третьем – предлагает каждому исполнителю оценить
свою работу. Итог подводит вся группа.
Успех
в развитии интереса к нетрадиционным техникам во многом
зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести
до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения и
навыки в изобразительной деятельности. Важно, перед
тем, как показать
детям определенную нетрадиционную технику, педагог должен изучить все
тонкости
данной
техники,
её
методику.
Результат
будет
зависеть
от
правильно подобранного
материала, оборудования, доступности объяснения
последовательности действий. Педагогу необходимо подобрать и
изучить
литературу по нетрадиционному рисованию, подобрать материал с учетом
гигиеничности
и
безопасности
материала,
осуществлять
планирование
с
учетом
возраста
детей,
их
индивидуальных
особенностей
и
навыков
в
рисовании, самому быть творческой личностью, любить рисовать.
При применении
нетрадиционных техник рисования педагоги могут
испытывать трудности, они заключаться:
• в планировании и построении системы занятий с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей детей;
• в подборе оборудования и материалов;
• в применении методов и приемов работы с детьми, исходя из их
индивидуальных особенностей;
• в разработке критериев отслеживания уровня освоения знаний, умений
и навыков детей.
Нетрадиционное
рисование
тесно
связано
с
развитием
наглядно-
действенного и наглядно-образного мышления, также с выработкой навыков
анализа,
синтеза,
сопоставления,
сравнения,
обобщения.
Работая
над
рисунком, дошкольники учатся выделять особенности, качества, внешние
свойства
предметов, главные
и
второстепенные
детали,
правильно
устанавливать
и
соотносить
одну
часть
предмета
с
другой,
передавать
пропорции, сравнивать
величину
деталей,
сопоставлять
свой
рисунок
с
натурой, с работами сверстников.
В
процессе
рисования
дети
учатся
рассуждать,
делать
выводы.
Происходит обогащение их словарного запаса. При рисовании с натуры у
детей развивается внимание, при рисовании по представлению – память.
В
художественной
деятельности
с
использованием
нетрадиционных
техник, у детей
развивается ориентировочно
–
исследовательская
деятельность,
фантазия,
память,
эстетический
вкус,
познавательные способности, самостоятельность. Ребенок использует цвет
как средство передачи настроения, экспериментирует (смешивает краску с
мыльной
пеной,
на
изображенный
предмет
цветными
мелками
наносит
гуашь). При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают
ее свойства: густоту, твердость, вязкость. В изображении сказочных образов
появляется умение передавать признаки необычности, сказочности.
Работа
с
нетрадиционными
техниками
изображения
стимулирует
положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное
настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с
процессом
рисования.
Многие
виды
нетрадиционного
рисования
способствуют
повышению
уровня развития
зрительно
–
моторной координации.
Например,
рисование
по
стеклу,
роспись
ткани,
рисование мелом по бархатной бумаге.
Данные техники не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая
активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного
на выполнение задания. Использование нетрадиционных техник изображения
способствует
познавательной
деятельности,
коррекции
психических
процессов и личностной сферы дошкольников в целом.