Автор: Светлана Анатольевна Маковеева
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад" №1
Населённый пункт: г.Конаково Тверская обл
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
«Пальчиковая гимнастика как средство развития
речи детей дошкольного возраста»
Огромную роль в развитии речи ребенка играет сформированность мелкой
моторики. Не случайно в старину мудрые люди играли в пальчиковые
потешки, а их мудрые дети донесли эти игры до наших дней. Значит,
чувствовали полезность таких занятий, хотя понятия не имели, что много
позже ученые обнаружат на коре головного мозга соседство речевой
моторной зоны (центр Брока) и двигательной, которая отвечает за кисти рук,
то есть еще наши предки, совершенствуя мелкую моторику.
Одним из показателей хорошего физического и нервно-психического
развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как
принято называть, мелкой пальцевой моторикой.
В
дошкольном
возрасте
основной
вид
деятельности
-
это
игра.
Значительный опыт накапливается ребенком в игре. Игра и труд являются
сильнейшими стимулами для проявления детской самостоятельности в
области языка; они должны быть в первую очередь использованы в
интересах развития речи детей. Хорошим средством для стимулирования
речи являются игры и упражнения на мелкую моторику руки. Дело все в том,
что развитие рук ребенка и развитие речи взаимосвязаны. Мелкая моторика и
артикулирование звуков находятся в прямой зависимости. Чем выше
двигательная активность, тем лучше развита речь.
Дело в том, что кисть руки имеет самое большое «представительство» в
коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная
роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно
поэтому словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков
достигают достаточной точности.
Игры с пальчиками - это не только стимул для развития речи и мелкой
моторики, но и один из вариантов радостного общения.
Актуальность этой работы заключается в следующем: пальчиковые игры
помогают
налаживать
коммуникативные
отношения
на
уровне
соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза»;
имеют развивающее значение, так как наилучшим образом способствуют
развитию не только мелкой моторики рук, но и речи.
Что происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?
1. Выполнение ритмических движений пальцами индуктивно приводит к
возбуждению в речевых центрах головного мозга и усилению согласованной
деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие
речи.
2. Игры с пальчиками развивают умение подражать взрослому, учат
вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность
ребенка.
3. Малыш учится концентрировать и правильно распределять свое внимание.
4. Речь ребенка становится более четкой, ритмичной, яркой, усиливается
контроль за выполняемыми движениями.
5. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные
положения рук и последовательность движений.
6. У ребенка развивается воображение и фантазия.
7. Пальцы приобретают силу и гибкость, что в дальнейшем облегчит
овладение навыка письма.
Пальчиковая гимнастика оказывает влияние на:
·
Развитие осязания и повышение внимания малыша к тактильным
ощущениям. Он лучше начинает понимать такие свойства предметов
окружающего мира, как тепло – холодно, гладкие – шершавые, легкие –
тяжелые, их разницу в величине, объеме и других параметрах.
·
Развитие мелкой моторики, которая важна и для речевой активности
ребенка, и для общего развития мозга, и для умения писать, когда его
дождется школа.
·
Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников незаменима.
Ведь одновременно задействованы и руки малыша, которые активизируют
работу мозга, и восприятие речи. Игровые движения сопровождаются
словами, которые тоже являются важной частью игры. Это развивает
внимание и память дошкольника.
·
Наконец,
умение
сгибать
и
разгибать
пальчики,
точно
и
скоординировано управлять ими имеют и простую практическую пользу.
Только хорошо владея мелкими и точными движениями, ребенок сможет
научиться застегивать пуговицы и липучки, лепить, рисовать и прочее.