Напоминание

Исследование применения подвижных игр на уроках лёгкой атлетики как средства развития физических качеств школьников 11 – 12 лет


Автор: Пешкина Ольга Сергеевна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 38"
Населённый пункт: город Сыктывкар
Наименование материала: Исследовательская работа
Тема: Исследование применения подвижных игр на уроках лёгкой атлетики как средства развития физических качеств школьников 11 – 12 лет
Раздел: среднее образование





Назад




Оформление титульного листа

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 38

имени 28-ой стрелковой Невельской Краснознамённой дивизии»

(МАОУ «СОШ № 38»)

«Невельса Краснознамённӧй 28-ӧд стрелкӧвӧй дивизия нима 38 №-а шӧр школа»

муниципальнӧй асшӧрлуна велӧдан учреждение

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

Тема

Исследование применения подвижных игр на уроках лёгкой атлетики

как средства развития физических качеств школьников 11 – 12 лет

Выполнил: Пешкина Ольга Сергеевна

Сыктывкар 2023

Содержание

Введение

3

Глава 1. Теоретическое обоснование обучение легкой атлетике

школьников

1.1.Формирование двигательного навыка легкоатлетическими

упражнениями

5

1.2.Морфофункциональные особенности развития детей 11-12 лет

8

Глава 2. Средства повышения двигательной активности школьников

на уроках лёгкой атлетики

2.1.Игра как средство повышения двигательной активности

школьников

12

2.2.Игры способствующие развитию физических качеств

школьников на уроках лёгкой атлетики

16

Глава 3.Исследование развития физических качеств у школьников

11-12 лет на уроках лёгкой атлетики средствами игровой

деятельности

3.1. Организация и методика проведения исследования

29

3.2.Полученныерезультаты и их обсуждение

33

Заключение

Список используемой литературы

Приложение

1

Введение

В

современном

обществе

проявляется

противоречие

между

требованиями физической подготовленности детей и образом жизни.

Естественные условия и обучение в школе ограничивают двигательную

деятельность и не обеспечивают необходимого режима, позволяющего более

значительно повысить результаты жизненно необходимых двигательных

качеств. Поэтому возникает необходимость поиска наиболее целесообразных

средств и методов повышения физической подготовленности учащихся.

Игра – вид деятельности ребенка, который представляет сознательную,

инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели,

добровольно установленной играющим. В игре удовлетворяются физические

и духовные потребности ребенка, в ней формируются его ум, волевые

качества.. В игре ребенок ищет и часто находит как бы рабочую площадку

для воспитания своих нравственных и физических качеств, его организм

требует

выхода

в

деятельности,

соответствующей

его

внутреннему

состоянию. Поэтому, через игру можно воздействовать на детский коллектив,

исключая прямое давление, наказание, излишнюю нервозность в работе с

детьми [5,C.88].

Легкая атлетика – это комплексный вид спорта, включающий в себя

различные виды дисциплин. Она по праву считается «королевой спорта»,

недаром, два из трех призывов в девизе "Быстрее, выше, сильнее" можно не

задумываясь отнести к именно легкоатлетическим дисциплинам. На уроках

лёгкой атлетики школьники получают важные навыки в двигательной

деятельности —

в беге, ходьбе, метании предмета и так далее. Легкая

атлетика в школе включает все эти виды физических упражнений. Это

главный раздел в программе физической подготовки школьников.

Возраст 11-12 лет – это критический период в психическом развитии

человека, завершается детство, начинается переход к взрослости. Активно

формируется характер, идет развитие волевых качеств вместе с тем, одни

качества явно преобладают над другими, поэтому этот возраст очень важен в

2

развитии

физических

качеств.

А уровень

физического

развития

и

двигательных

качеств

позволяет

школьникам

(при

соблюдении

определенных методических

правил) успешно овладеть

рациональной

техникой легкоатлетических упражнений, поэтому

выбранная нами тема

является актуальной.

Цель исследования – изучение влияния применения подвижных игр

на уроках легкой атлетики на развитие физических качеств у школьников

12 лет.

Объект исследования:

развитие физических качеств школьников

средствами лёгкой атлетики.

Предмет исследования: подвижные игры на уроках лёгкой атлетики

как средство развития физических качеств школьников 12 лет.

Для достижения цели

нами

были поставлены с следующие

задачи:

1.

Дать теоретическое

обоснованное

обучение легкой атлетике

школьникови описать морфофункциональные особенности учащихся 11-12

лет

2.

Рассмотреть игровую деятельность

как средство активизации

двигательной активности и развития физических качеств школьников.

3. Подобрать легкоатлетические

игры способствующие

развитию

физических качеств у школьников 12 лет.

4.

Проанализировать

динамику

развития

физических

качеств

школьников 12 лет при применении подвижных игр на уроках лёгкой

атлетики.

Гипотеза работы: можно предположить, что развитие физических

качеств у школьников 12 лет на уроках лёгкой атлетики будет эффективнее,

если учитывать возрастные и индивидуальные особенности детского

организма, сенситивные периоды развития, а также целенаправленно

подбирать игры для развития физических качеств школьников.

3

Структура работы: Структура работы: работа состоит из введения,

трех глав, 6 подглав, списка используемой литературы, приложения.

Во введении обоснована актуальность выбранной темы, поставлена

цель работы, задачи. Определены объект и предмет исследования. Выдвинута

гипотеза.

В

первой

главе

раскрываются

понятия

«легкая

атлетика»

и

«двигательный

навык»,

классификация

физических

качеств

,теория

обучения легкой атлетике и особенности развития детей среднего школьного

возраста.

Во второй главе представлены средства для повышения двигательной

активности с помощью подвижных игр. Список литературы составляет 25

литературных и интернет источников.

Базовое

учреждение

исследования:

МАОУ

Средняя

общеобразовательная школа № 38 г. Сыктывкар.

Практическая значимость: состоит в том, что полученные результаты

в ходе исследования могут быть использованы учителями физической

культуры, как в урочной, так и во внеурочной деятельности со школьниками

12 лет.

Методы исследования: обзор научно - методической литературы,

педагогический

эксперимент,

метод

математико-статистической

обработки получения данных.

Апробирование результатов: публикация.

4

Глава I. Теоретическое обоснование обучения легкой атлетике

школьников

1.1.

Формирование двигательного навыка легкоатлетическими

упражнениями

Обучение в процессе физического воспитания обеспечивает одну из его

сторон — физическое образование, под которым понимается «системное

освоение

человеком

рациональных

способов

управления

своими

движениями, приобретение таким путем необходимого в жизни фонда

двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний».

При овладении техникой какого-либо двигательного действия вначале

возникает умение его выполнять, затем, по мере дальнейшего углубления и

совершенствования, умение постепенно переходит в навык.

Двигательное умение – это такая степень владения двигательным

действием, при котором управление движениями происходит при активной

роли мышления.

Двигательный навык — это такая степень владения двигательным

действием,

при

которой

управление

движениями

происходит

автоматизировано (т.е. при минимальном контроле со стороны сознания).

[2,C.24]

Обучение легкой

атлетике —

это

педагогический

процесс,

направленный на образование специальных знаний, двигательных умений и

навыков, необходимых для овладения техникой легкоатлетических видов.

Общая подготовка по разделу «лёгкая атлетика» в школе

ориентирована на среднего учащегося. Программа «Легкой атлетики» в

школе предполагает освоение основных двигательных навыков, исходя из

физических возможностей среднего ученика по показателям развития и

здоровья. В ходе общей подготовки учащийся получает необходимый для

нормальной жизни уровень физического состояния, разностороннее развитие

обычных физических умений таких как:

5

сила -

способность

человека

преодолевать

внешнее

сопротивление или противодействовать ему за счёт мышечных усилий. Это

первое из важнейших физических качеств.

быстрота - человека проявляется в его способности выполнять

движения в минимально короткий отрезок времени.

Основными факторами для развития быстроты является развитие

мышечной силы, овладение правильной рациональной техникой движений и

совершенствование в требуемом направлении деятельности центральной

нервной системы.

выносливость - это способность совершать работу заданной

интенсивности в течение возможно более длительного времени. Иногда

выносливость

определяют,

как

способность

организма

противостоять

утомлению.

ловкость - выражает степень координации движений человека,

умение перестраивать свою двигательную деятельность в соответствии с

требованиями внезапно меняющихся ситуаций.

Ловкость имеет наиболее тесную связь с такими качествами, как

сила, быстрота и гибкость, а также с волевыми качествами человека.

Особенно эта связь проявляется в процессе обучения движениям.

Легкая атлетика составляет основную часть программы школьного

физического воспитания (до 48 часов в год). И это не случайно, так как эти

упражнения развивают организм наиболее равномерно и гармонично.

Системы легкоатлетических упражнений имеют оздоровительный эффект

для всего организма в целом.

Так как

уроки легкой атлетики обычно

проводятся в первой четверти (сентябрь – октябрь) и четвертой (апрель –

май). В это время, как правило, погодные условия позволяют проводить

занятия на открытом воздухе, что не только имеет большое оздоровительное,

но и гигиеническое значение. [21,C.42]

Помимо мышечной активности занятия лёгкой атлетикой развивают

сердечно – сосудистую систему, дыхание, вестибулярный аппарат, реакцию.

6

Совершенствуются все группы мышц, равномерные нагрузки доставляют

удовольствие в процессе урока. Урок легкой атлетики в школе воспитывает

командный дух, чувство коллективизма.[3,C.255]

Основными средствами

раздела

«Легкая

атлетика» в школе

составляют самые распространенные и жизненно важные упражнения в

ходьбе, беге, прыжках и метаниях.В программу легкой атлетики входят:

1.Бег на короткие дистанции (спринт) 30-60м-развивает быстроту и

координацию движение;

2.Челночный бег заметно повышает координационные способности

школьников, совершенствует возможности управления телом;

3.Бег на средние дистанции 300-500и длинные дистанции 1500-2000- на

развитие выносливости.

4.Прыжок в длину с места,прыжок в длину с разбега способом «согнув

ноги», прыжок в высоту с разбега способом «перешагивание» они

положительно влияют на организм школьника: укрепляют мышцы и связки

нижних конечностей, совершенствуют координацию движений, развивают

ловкость и смелость.

5.Метание малого мячакак вид физических упражнений прекрасно

развивают силу, быстроту и ловкость.[4,C.230]

Таким

образом,

легкоатлетические

упражнения

имеют

большое

значение в общей физической подготовки школьников. Их педагогическая

ценность определяется высокой степенью прикладной направленностью,

возможностью

развивать

выносливость,

быстроту,

скоростно-силовые

качества и способности. При выполнении легкоатлетических упражнений в

работу включается почти все мышечные группы, значительно усиливается

деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, существенно

повышается обмен веществ, что носит оздоровительную направленность.

1.2.Морфофункциональные особенности развития детей 11-12 лет

7

Подростковый возраст 11-12 лет считают остро протекающим

периодом перехода от детства к взрослости.Развитие детей в возрасте 9-13

лет

большинством

авторов

определяется

как

наиболее

сложное

и

противоречивое.

Этот возраст характеризуется повышенным темпом роста и массы тела,

поскольку происходит интенсивный процесс замены хрящевой ткани на

костную при одновременном увеличении костей в длину и ширину, а также

укреплением суставного и связочного аппаратов, формируется осанка. В

этом периоде дети увеличиваются в длину на 5-8 см в год. Девочки растут

наиболее активно в 11-12 лет (их рост в это время увеличивается до 10 см в

год), рост мальчиков наиболее интенсивно идет в 13-14 лет, и после 15 лет в

росте они обгоняют девочек. Увеличение роста идет в основном за счет роста

трубчатых костей конечностей, кости грудной клетки растут медленнее,

отчего у подростков часто можно видеть плоскую, а иногда и впалую грудь,

что затрудняет дыхание. Вместе с ростом увеличивается и масса тела.

Девочки прибавляют в год 4-8 кг, особенно заметна прибавка в 14-15 лет; у

мальчиков прибавка в массе составляет 7-8 кг в год. Однако темпы роста

массы несколько отстают от темпа роста скелета, что сказывается на

внешнем виде подростка (фигура вытянута, нескладна, костлява). [19,C.96]

Активно

развиваются

и

совершенствуются

функциональные

показатели: система транспорта крови, дыхательная и сердечнососудистая

системы. Частота пульса в 12 лет составляет 80 ударов в минуту, старше

колеблется в пределах 60-80 ударов в минуту (частота пульса взрослого

человека).

Артериальное

давление

продолжает

повышаться

с

возрастом.Мышечные изменения касаются и сердца. Тканевая система

сердца и само сердце как орган к наступлению полового созревания

заканчивает свое развитие. Анатомическое развитие сердца как органа почти

полностью завершается к 12 годам. Существенные изменения происходят в

сердечно-сосудистой

системе.

Особенно

заметно

увеличение

массы

желудочков,

преимущественно,

быстро

увеличивается

объём

сердца,

8

несколько медленнее утолщаются стенки сердца. Наибольшие размеры

прибавки сердца у девочек отмечается в возрасте 12-14лет. Изменяется и

микроструктура миокарда, прежде всего размеры мышечных волокон и ядер.

Сердце подростка по структурным показателям практически не отличается от

сердца взрослого человека.

Совершенствуются

процессы

нервной

деятельности,

развиваются

проводящие пути головного мозга, нейромоторные компоненты обеспечения

движений. Поэтому в период переходного возраста у детей наблюдается

дисгармония в отношениях с окружающими людьми и всем миром:

отсутствие

взаимопонимания

с

родными,

педагогами,

сверстниками.

Психологические особенности детей 11-12 лет проявляются спонтанными,

неконструктивными,

незрелыми

отношениями

с

окружающим

миром,

отношение к окружающим часто носит негативную окраску

Развитие детей в возрасте 11-12 лет характеризуется началом

периода полового созревания. Гипофиз усиливает выработку гормонов –

гонадотропинов. В ответ на это половые железы начинают активно

вырабатывать половые гормоны: тестостерон у мальчиков и эстрогены у

девочек, под влиянием которых и формируются половые признаки

В это время организм ребенка переносит

особенно значительные

морфологические и функциональные перестройки. Отмечается, что в период

полового

созревания

возможны

резкие

скачки

в

проявлении

работоспособности и в совершенствовании координационных функций.

Мышцы и кости принадлежат к тем системам организма, которые

наиболее четко характеризуют общие тенденции возрастного развития.

В возрасте 11-12 лет продолжается развитие скелета. Позвоночный

столб - основная часть опорного аппарата туловища - отличается большой

гибкостью, неустойчивостью основных изгибов - грудного и поясничного.

Происходит частичное окостенение позвонков. Эластичный связочный

аппарат,

толстые

межпозвоночные

хрящевые

диски

и

слаборазвитая

мускулатура мышц при неправильных физических нагрузках могут вызвать

9

деформацию (искривление) позвоночных изгибов. В этой связи физические

упражнения с односторонней нагрузкой (например, ношение тяжестей только

в одной руке или двумя руками только с одной стороны) не рекомендуется.

В возрасте 11-12 лет происходит развитие мускулатуры. При этом

изменяется абсолютная величина мышечной массы, ее относительный вес, а

также морфологическая структура мышц. Тем не менее, удельный вес

мышечной массы небольшой - 20-30% (у высококвалифицированных

хоккеистов - 51%). Мышцы у детей эластичнее, чем у взрослых. Они больше

укорачиваются при сокращении и больше удлиняются при растяжении.

Развитие мышц-сгибателей опережает развитие разгибателей. У детей слабо

развиты мышцы живота, косые мышцы туловища, отводящие мышцы

верхних конечностей, мышцы задней поверхности бедра в приводящие

мышцы ног. В связи с этим в занятиях необходимо использовать комплексы

общеразвивающих упражнений, избирательно воздействующих на слабые

мышцы.

Под

влиянием

физической

нагрузки

в

мышцах

происходят

определенные морфологические изменения, касающиеся строения волокон,

распределения в них миофибрилл, ядер, формы двигательных нервных

окончаний.

Значительно

увеличивается

при

занятиях

физическими

упражнениями сеть капилляров, а вместе с этим и кровоснабжение мышц,

что не может не способствовать более активному снабжению мышц

кислородом и другими источниками энергии.[1,C.45]

Значительные

изменения

происходят

в

дыхательной

системе

школьников.

Дыхательный

аппарат

детей

в

процессе

роста

хорошо

приспосабливается к различным сложным двигательным актам. В силу

большой эластичности, а также в связи с легкой смещаемостью внутренних

органов, у детей в отличие от взрослых не наблюдается отчетливого

изменения жизненной ёмкости легких при различных положениях тела

[1,C.28].

10

С

возрастом

увеличивается

способность

детей

переносить

кислородную недостаточность, избыток углекислоты в крови у школьников

регулярно занимающиеся физическими упражнениями. Регулярные занятия

физическими упражнениями вызывают определенные сдвиги в системах

кровообращения и дыхания, которые позволяют значительно повысить

уровень

максимального

потребления

кислорода.

Это

проявляется

в

координации двигательных и вегетативных функций.

Таким образом, в младшем подростковом

возрасте происходит

формирование

скелета,

дыхательной

и

мышечной

системы.

Он

характеризуется

бурным

развитием

физических

качеств

и

является

чрезвычайно благоприятным для целенаправленного занятия различными

видами спорта.

11

Глава 2. Средства повышения двигательной активности

школьников на уроках лёгкой атлетики

2.1.Игра как средство повышения двигательной активности

школьников

Игра – естественный спутник ребенка и поэтому отвечает законам,

заложенным самой природой в развивающимся организме ребенка –

неуемной потребности его в жизнерадостных движениях. Главный признак

подвижных игр – наличие активных двигательных действий, благодаря чему

они являются признанным средством и методом физического воспитания и

развития. Воспитательное значение подвижных игр не сводится к развитию

только таких ценных физических качеств, как быстрота, сила, ловкость,

выносливость, гибкость. Развиваются многие интеллектуальные качества:

наблюдательность, память, логическое мышление, сообразительность. В

играх, имеющих сюжетную форму, есть простор для воображения и

артистизма, элементов танца и пения. Можно организовать музыкальное

сопровождение. Все это формирует эстетическое мировосприятия. Увлекаясь

игрой, дети очень непосредственно и ярко проявляют свой характер и другие

индивидуальные особенности.

Важнейший результат игры – это радость и эмоциональный

подъем. Благодаря этому замечательному свойству подвижные игры,

особенно

с

элементами

соревнования,

больше,

чем

другие

формы

физической

культуры

способствуют

разностороннему,

физическому

и

умственному развитию, воспитанию морально-волевых качеств. Кроме того,

подвижные игры, подобранные с учетом возраста, состояния здоровья,

степени физической подготовленности детей способствуют оздоровлению,

закаливанию, укреплению организма ребенка.

Игра с давних пор была неотъемлемой частью жизни человека,

использовалась с целью воспитания и физического развития подрастающего

поколения.

Подвижная

игра

относится

к

тем

проявлениям

игровой

12

деятельности, в которых ярко выражена роль движений. Для подвижной

игры

характерны

активные

творческие

двигательные

движения,

мотивированные её сюжетом. Эти действия частично ограничиваются

правилами (общепринятыми, установленные руководителем или играющим),

направленными

на

преодоление

различных

трудностей

по

пути

к

достижению поставленной цели. [18,C.120].

Современная жизнь школьника состоит из занятий в школе, уроков и

дел по дому. Это предполагает малоподвижный образ жизни. Недостаток

движений сказывается на общем состоянии организма школьника: часто

меняется давление (становится высоким или низким), кости становятся

хрупкими, он быстро утомляется, настроение резко падает.[6.С 264]

Подвижные игры являются наиболее эффективным и естественным

видом физической активности школьника, благоприятно и всесторонне

влияют на его организм, позволяя решать задачи физического воспитания и

оптимизации двигательного режима школьника.

Практикой физического воспитания подтверждается, что успешное

развитие двигательных качеств у школьников вызывает у них интерес к

выполнению различных упражнений, поэтому необходимо как можно

больше разнообразить средства, методы и формы этой работы. В связи с

этим, весьма эффективным средством комплексного совершенствования

двигательных качеств являются подвижные игры, которые могут быть

применены как на уроках по физической культуре, так и в других

внеучебных формах.

По самой своей природе игра ненавязчиво побуждает ее участников

глубже

и

полнее

использовать

свои

знания,

умения

и

навыки

в

согласованных действиях с товарищами по команде, развивает мужество,

решительность, внимание, оперативное мышление, чувство коллективизма,

ответственности, взаимовыручки и множество других социально важных и

полезных качеств.

13

В связи с этим подбираемые к занятию и специально адаптированные

к ним подвижные игры должны увлекательно помогать овладению или

закреплению необходимых знаний, технических умений и навыков, а также

способствовать развитию и укреплению костно-связочного аппарата, нервно-

мышечной системы.

Весьма действенным подспорьем для повышения эффективности

занятия

оказывает

умелое

насыщение

применяемых

в

нем

игр

с

подводящими

и

подготовительными

элементами,

способствующие

закреплению

и

обладающие

высокой

мотивационной

ценностью

к

изучаемому приёму. В рамках запланированных педагогом целей занятия,

помогающие их решению подвижные игры лучше всего применять в тесной

взаимосвязи с другими средствами физического воспитания и

путем

комплексного

использования

с

общеразвивающих

и

специальных

упражнений[6.С 307].

А

подвижная

игра

для

школьников,

является

обязательным

компонентом практически каждого урока. При проведении игр не только

происходит повторение пройденного материала, по развитию движений, но и

значительно

повышается

положительный

эмоциональный

тонус

учащихся[7.С.195].

Основными методическими особенностями игры является:

1) игра обеспечивает всестороннее, комплексное развитие физических

качеств и совершенствование двигательных умений и навыков, так как в

процессе

игры

они

проявляются

не

изолированно,

а

в

тесном

взаимодействии;

2) наличие в игре элементов соперничества требует от занимающихся

значительных физических усилий, что делает эффективным методом

воспитания физических способностей;

3)

широкий

выбор

разнообразных

способов

достижения

цели,

импровизационный характер действий в игре способствуют формированию у

14

человека самостоятельности, инициативы, творчества, целеустремленности и

других ценных личностных качеств;

4) соблюдение условий и правил игры в условиях противоборства, дает

возможность педагогу целенаправленно формировать у занимающихся

нравственные

качества:

чувство

взаимопомощи

и

сотрудничества,

сознательную дисциплинированность, волю, коллективизм и тд.

Применяемые

на

уроках

подвижные

игры,

помогают

овладеть

необходимыми знаниями, умениями и навыками, закреплять их в игровых

условия, а также способствуют развитию и укреплению костно-связочного

аппарата, мышечной системы, формированию правильной осанки.

Играя

в

планомерно

подобранные

учителем

подвижные

игры,

занимающиеся естественно и непринужденно учатся быстрее бегать, высоко

и далеко прыгать, метко попадать в цель, дальше бросать мяч, уверенно

передвигаться на лыжах или коньках, ловко и результативно действовать в

единоборствах и командных состязаниях.

На уроках учащиеся далеко не всегда с удовольствием выполняют

учебные задания, особенно когда они традиционно связаны с многократным

тренировочным

повторением

однообразной

физической

работы

циклического характера. И этой злополучной монотонности можно искусно

избежать, если предложить занимающимся выполнять подобные задания в

игровой форме. Под влиянием игрового азарта и эмоционального подъема

учащиеся будут бегать, прыгать, метать, гораздо увлечённо, быстрее, дальше

и сильнее обычного[15,С.102].

В силу всех присущих особенностей, игра используется в процессе

физического воспитания не столько для начального обучения движениям или

избирательного

воздействия

на

отдельные

способности,

сколько

для

комплексного

совершенствования

двигательной

деятельности

в

усложненных условиях. В наибольшей мере она позволяет совершенствовать

такие качества и способности, как ловкость, быстрота ориентировки,

Находчивость,

самостоятельность,

инициативность.

В

руках

умелого

15

специалиста он является также весьма действенным для воспитания

коллективизма,

товарищества,

сознательной

дисциплины

и

других

нравственных качеств личности.

Подвижные игры также способствуют активному развитию мышечной

системы, выходу наколенной энергии, снятию усталости. Результат участия

детей в них состоит не только в выигрыше, хотя и это важно для ребенка, но

и в том, чтобы он мог почувствовать радость физических и моральных

усилий, преодолевая препятствия.

Таким образом, подвижные игры обеспечивают физическое развитие

и физическое здоровье детей и в значительной степени увеличивают

физическую свободу растущего ребенка. Никакие самые увлекательные

досуги не заменят детям радости движения, ощущения силы, ловкости,

гибкости,

сноровки,

координации,

пластики.Подвижные

игры

также

способствуют активному развитию мышечной системы, выходу наколенной

энергии, снятию усталости.

2.2. Игры способствующие развитию физических качеств

школьников на уроках лёгкой атлетики

Игра, является одним из самых распространенных средств физического

воспитания и представляет собой сознательную, активную и инициативную

деятельность занимающихся, направленную на достижение условной цели,

добровольно установленной играющими. Она

способствует снижению

отрицательных психических образований у школьников на занятиях.

Подвижные игры в физическом воспитании направлены преимущественно на

общую физическую подготовку и не требуют специальной подготовки

играющих [11,C.54].

Физические качества -

это

совокупность

биологических

и

психических

свойств

личности

человека,

выражающие

его физическую готовность осуществлять активные двигательные действия.

16

Для их развития в легкой атлетике используют наибольшее количество игр .

Подвижные игры – это игры, в которых для решения поставленных задач

используются разнообразные двигательные действия в форме ходьбы, бега,

прыжков, метаний. .[21,C.25].

Причем

для

каждой

возрастной

группы

они

характерны.

Для

подросткового возраста - 12 (6 класс) лет наиболее приемлемы игры

командные, где уже нужно думать и играть коллективно.

Координацию

так же развивает дисциплина как легкая атлетика.

Координация-это согласование мышц организма, направленное на наилучшее

исполнение поставленной задачи. По мере развития двигательных навыков,

улучшается координация, формируется инертность органов, находящихся в

постоянной

или

промежуточной

работе.

Основными

показателями

координационных способностей является ловкость- это способность быстро

овладевать

сложными

движениям

быстро

и

точно

перестраивать

двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся

обстановки

Для развития ловкости необходимо применять игры при

выполнении прыжков и метания.[11,C.43].

1.

«В дальнюю зону» (спортивный зал)

Цель: развитие внимания, ловкости.

Ход игры: Играющие разбиваются на 2-3 команды и располагаются в

командах в колонну по одному. Отмечаются 3 зоны с определенным

количеством очков - 5,4,3 Участники прыгают цепочкой друг за другом. За

каждый прыжок участник получает оценку, которая представляет собой

сумму номера зоны места линия старта приземления. Побеждает команда,

набравшая большее количество очков.

2. «Часовые и разведчики» (спортивный зал)

Цель: развитие ловкости и координации движения.

Ход игры: Участники делятся на две команды. Команды встают на

расстоянии 10-15 метров друг от друга. Посередине между ними рисуют

17

кружок

и

кладут

в

него

какой-нибудь

предмет,

например,

мяч.

По команде к мячу выходят два игрока из разных команд, условно

называемых разведчик и часовой. Разведчик, стоя около мяча, выполняет

различные произвольные движения. Часовой же должен повторять эти

движения. Улучив момент, разведчик должен схватить мяч и побежать к

своей команде. Часовой должен побежать за ним и поймать его, пока тот не

добежит до своей команды. Если часовой поймает разведчика до того, как

тот добежит до своей команды, то часовой уводит его к себе в плен, на

сторону своей команды.

Если он не успеет поймать разведчика, то часовой сам становится

пленным

и

остается,

а

плену

на

стороне

противника.

Когда все игроки сыграют в игру, то игра прекращается. Подсчитывается

количество пленных. Та команда, которая поймала больше пленных,

выигрывает. До начала игры нужно решить, что считать фактом поимки

пленного во время бега. Например, можно считать, что часовой поймал

разведчика, если он успел его осалить.

3.«Челночный бег» (спортивный зал, улица)

Цель:

воспитание умения владеть собой, освоение техники старта,

развитие координации движения .

Ход игры: Размечают две стартовые линии на расстоянии 20–30 м одна

от другой.

Класс делится на две команды, каждая команда – тоже на две равные

части. Участники выстраиваются в колонну по одному. Одна половина

команды

выстраивается

за

первой

стартовой

линией,

другая

за

противоположной.

Всем игрокам присваивают одинаковые номера: одной половине

команды – четные, другой – нечетные. Игроки принимают низкий или

высокий старт. По сигналу стартуют первые номера, бегут ко вторым

номерам, касаются их рукой и встают в конец противоположной колонны.

18

Вторые номера передают эстафету третьим, и т.д. Побеждает команда,

которая первой займет свои первоначальные места.

4. «Перепрыгни ручей» (спортивный зал)

Цель: развитие координации, прыгучести. Используется в качестве

вспомогательного упражнения для обучения прыжкам в длину.

Ход игры: класс делится на две команды, которые выстраиваются в

колонны по одному за линией старта. Через 8 м от стартовой линии двумя

параллельными линиями обозначают условный ручей шириной 2 м, а еще

через 8 м устанавливают разворотные стойки.

по сигналу первые номера бегут к разворотной стойке, с разбега

перепрыгивают через ручей, обегают стойку, возвращаются обратно,

преодолевая ручей тем же способом, и передают эстафету вторым номерам.

Если игрок не смог перепрыгнуть ручей, то команде начисляются 2

штрафные секунды. Выигрывает команда, которая закончит эстафету за

наименьшее время с учетом штрафных секунд.[12,C.36].

5. «Меткие метания» (спортивный зал)

Цель: развитие реакции, меткости, координации движения

Ход игры: класс делится на пары, которые получают малый мяч и

гимнастическую булаву. Игроки каждой пары становятся лицом друг к другу

на расстоянии 8 м друг от друга, размеченном промежуточными линиями

через 1 м одна от другой. Посредине между игроками устанавливают булавы.

по сигналу игроки в парах начинают по очереди бросать мяч в булаву,

стараясь ее опрокинуть. Участник, которому это удалось, переставляет ее на

одну линию ближе к себе, и игра продолжается. Выигрывает тот, кто в

результате передвинет булаву ближе всех к себе.

6. Игра «Попади в мишень» (спортивный зал, улица)

Цель: развитие меткости и координации движения.

Инвентарь: мячи, мел, кегля.

19

Ход игры: Класс делится на 2 команды с выбором защитника мишени.

На каждой половине площадки чертят круг диаметром 10 м, в центре

которого ставят мишень. Каждая команда получает по небольшому

резиновому мячу и равномерно располагается за отведенным ей кругом,

отправив своего защитника в круг соперников.

По общему сигналу педагога игроки каждой команды начинают

произвольную распасовку мяча между собой, выбирая подходящий момент,

когда защитник мишени зазевается, чтобы молниеносным метким броском

попасть в приоткрывшуюся мишень. За каждое такое попадание команде

начисляется одно очко. Защитник, целенаправленно перемещаясь в круге и

заслоняя собой мишень, имеет право отбивать летящий в нее мяч любым

способом, руками и ногами. Оптимальная продолжительность такой игры

составляет около 5 мин. Выигрывает команда, игроки которой наберут

большее количество очков.[10,С.104].

Быстрота –

способность

выполнять

двигательное

действие

с

максимальной скоростью (за наименьший промежуток времени).Различают

элементарные и комплексные формы проявления скоростных способностей.

[14,С.91]

1.«День» и «Ночь» (спортивный зал, улица)

Цель: развитие внимания, быстроты.

Ход игры: На середине площадки чертят линию, на которой спиной

друг к другу выстраиваются команды. Одна команда называется «День»,

другая – «Ночь». С обеих сторон от средней линии на расстоянии 20 м одна

от другой размечают по одной линии.

Проведение. Учитель, находящийся сбоку от игроков, несколько раз

подряд спокойным голосом называет команды: «День», «Ночь», «День»,

«Ночь». Игроки стоят на местах и внимательно слушают. После небольшой

паузы тренер неожиданно громко называет одну из команд. Ее участники

20

бегут за финишную линию, а игроки другой команды догоняют их. Догонять

можно только до финишной линии и только одного игрока. Если игрок

наступающей догонит участника команды соперника и коснется его рукой,

он приносит своей команде 1 очко. Игра повторяется несколько раз.

Побеждает команда, набравшая больше очков.

Примечание. Учитель должен так организовать игру, чтобы ученики не

могли угадать, какую команду он назовет. При этом каждая команда должна

быть названа одинаковое количество раз.[8,C.86]

2.«Бег по прямой из различных положений» (спортивный зал, улица)

Инвентарь: флажки.

Цел: развитие реакции, быстроты.

Ход игры:

Чертят три параллельные линии. Две первые, которые

находятся на расстоянии 5–7 м одна от другой, – стартовые, третья –

финишная – располагается на расстоянии 15–20 м от ближней к ней

стартовой линии.

Участники делятся на две команды: например, «красные» и «синие».

«Красные» располагаются на одной стартовой линии, «синие» – на другой.

Участники команды, находящиеся на стартовой линии, расположенной

ближе к финишной, занимают положение сидя или лежа, а игроки,

располагающиеся на другой стартовой линии, принимают высокий или

низкий старт.

По сигналу тренера участники обеих команд начинают бег. Задача

игроков, стартующих с ближней линии, – быстрее добежать до финиша, не

дав себя догнать игрокам другой команды. За каждого осаленного игрока

команда получает 1 очко.

Игра повторяется несколько раз. При проведении следующего забега

игроки меняются местами. Побеждает команда, набравшая больше очков.

3.«Бег по линиям» (спортивный зал)

21

Инвентарь: флажки для разметки места проведения игры.

Цель: развитие быстроты, формирование умения ускорять и замедлять

бег.

Ход игры: На расстоянии 20–25 м от стартовой линии размечают

несколько параллельных линий по числу игроков в команде, на расстоянии 1

м одна от другой. Напротив каждой линии указывается ее номер.

Несколько команд выстраиваются за стартовой линией в колонну по

одному. У каждого члена команды – свой номер. Бегуны стартуют из

положения высокого или низкого старта. По сигналу тренера первые номера

бегут до линии № 1, наступив на нее ногой, поворачиваются кругом и

продолжают бежать в обратную сторону к стартовой линии. Затем они

касаются рукой вторых номеров, которые, в свою очередь, бегут к линии №

2, наступив на нее, возвращаются за линию старта и передают эстафету

третьим номерам, и т.д.

Игра проводится четное количество раз.

При повторном проведении игры первые номера бегут к самой дальней

линии, вторые номера – к предпоследней, третьи – на одну линию ближе, и

т.д. Последний участник бежит к ближайшей линии.

В каждом забеге за первое место начисляется 1 очко, за второе – 2 очка,

и т.д. Побеждает команда, набравшая меньше очков.[13,C.15].

4. «Скорее займи место» (спортивный зал, улица)

Цель: развитие быстроты и реакции.

Ход игры: В игре участвуют две команды по 4 человека. Соперники в

парах встают по кругу в обручи диаметром 1м. по сигналу игроки одной

команды бегут вправо (против часовой стрелки), а игроки второй команды –

влево. Задача каждого – быстрее обежать круг и первым встать на прежнее

место. Игрок, опередивший соперника, приносит своей команде очко. После

этого ребята снова по сигналу обегают круг, но уже в другую сторону. Игра

повторяется несколько раз, причём соперники в парах меняются. После этого

22

подсчитывается число набранных командами очков, и победа присуждается

той, у которой их больше. Если игроки вбежали в обруч одновременно, то

каждый из них получает по очку.

5.«Командный бег» (улица)

Инвентарь: флажки для разметки дорожки, секундомер.

Цель: развитие быстроты и реакции.

Ход игры: Группа делится на две команды. Ученикам сообщают длину

дистанции, время, за которое они должны ее пробежать (например,

дистанция – 500 м, время – 2 мин, показывают место старта и финиша).

По сигналу тренера или его помощника стартует первая команда, и

только когда она придет к финишу, стартует вторая. После прохождения

дистанции последним участником команды объявляется время. Побеждает

команда, результат которой окажется максимально близким к заданному, вне

зависимости от того, был ли он больше или меньше заданного.

6. «Перемена мест» (зал)

Цель игры: Развитие быстроты движения.

Ход игры:

Играющие делятся на две команды. Каждая из них

выстраивается за своей линией старта в шеренгу на расстоянии вытянутых в

стороны рук. Линии старта чертятся на противоположных сторонах

площадки на расстоянии 15-20 м одна от другой. По сигналу учителя «На

старт! – Внимание! – Марш!» обе команды одновременно начинают бег,

меняясь местами. Побеждает команда, игроки которой первыми займут места

за линией старта противника и, повернувшись кругом, примут основную

стойку [17,С.40].

Скоростно-силовые качества –

это способность человека

к

проявлению предельно возможных усилий в кратчайший промежуток

времени

при

сохранении

оптимальной

амплитуды

движений.

23

Эту способность называют

также

«взрывной

силой»

обусловленную

выносливостью, ловкостью и выдержкой.

Выносливость- возможность

выполнять упражнения с высокой степенью интенсивности и в течение

длительного времени.

1.Игра «Пятнашки» (спортивный зал, улица)

Цель: развитие внимания, реакции, выносливости и скоростно-силовых

качеств.

Ход игры: перед началом игры нужно договориться о границах, где

будет проходить игра. Количество играющих – не больше двенадцати

человек, потому что, если игроков очень много, кому то будет скучно долго

стоять и не принимать участия в игре.

Водящего в этой игре так и называют «пятнашка».

Все разбегаются от «пятнашки» подальше, а он старается кого-нибудь

догнать и запятнать, то есть дотронуться на бегу рукой .

Можно играть в «пятнашки» с «домом».

Перед игрой следует назначить «дом». Это такое место, куда

«пятнашке» заходить запрещается и где играющих пятнать нельзя.

2.Игра «Охотники и утки» (спортивный зал, улица)

Цель: развитие выносливости, скоростно-силовых качеств, глазомера,

координации движений, прыгучести и др.

Ход игры: на площадке чертится большой круг диаметром от 6 до 10

метров. Если играют в узком зале, то рекомендуется начертить две линии на

расстоянии 6-8 метров одна от другой, образовав прямоугольник, двумя

сторонами которого будут стены и двумя другими – начерченные линии.

Играющие делятся на две команды: «охотников и «уток». «Охотники»

становятся по кругу за чертой или за начерченными линиями, разделившись

24

пополам. У одного из них в руках волейбольный мяч. «Утки» располагаются

произвольно по кругу или в прямоугольнике.

«Охотники» не входят в круг, перебрасывают мяч друг другу и в

удобный момент бросают в «уток». Спасаясь, «утки» увертываются от мяча,

бегают и прыгают внутри круга. Осаленная мячом «утка» выходит из игры.

Игра продолжается до тех пор, пока не будут «подстрелены» все «утки»,

после чего команды меняются ролями и местами.

После двух игр отмечается победитель – команда «охотников» быстрее

другой «перестрелявшая» всех «уток».

Рекомендации. Если время для игры мало, а ее участники хорошо

владеют мячом и физически хорошо подготовлены, можно ограничить игру

временем. Например, отмечается количество «уток» пойманных за 3 минуты.

3.Игра «Бой всадников» (спортивный зал)

Цель: развитие скоростно-силовых качеств, выносливость, ловкость.

Ход игры: в каждой из двух команд игроки распределяются по парам.

«Всадники» садятся на плечи «коням» и команды выстраиваются около

средней линии. По сигналу начинается бой «всадников». Каждый «всадник»

старается стащить своего соперника с «коня». «Кони» участие в сражении не

принимают.

Если

оба

«всадника»

оказались

на

земле,

поражение

засчитывается тому, кто коснулся земли первым. После этого игроки

меняются ролями. Выигрывает команда, имеющая большее число побед в

поединках.

4.Игра «Футбольное регби» (спортивный зал, улица)

Цель: развитие скоростно-силовых качеств, выносливости.

Ход игры: участники делятся на две команды по 5-6 человек. Цель

игры положить на мат, который находится на стороне противника, набивной

мяч. Кому это удается первому – зарабатывает очко. Игра продолжается до

определенного времени (10-15 минут).

25

5.Игра «Гонка тачек» (спортивный зал)

Цель: развитие скоростно-силовых качеств, выносливости.

Ход игры: играющие распределяются на две команды с четным

количеством игроков. В каждой команде один принимает положение лежа в

упоре, ноги разведены на ширину плеч (тачка). Партнер берет его за ноги. По

сигналу игроки продвигаются вперед от одной боковой линии к другой. Как

только первые игроки пересекут боковую линию, вслед за ними начинают

бег вторые и т.д. Гонка тачек продолжается и в обратном направлении, но

игроки предварительно меняются ролями. Побеждает команда, раньше

закончившая гонку.[9,С.78].

6.Игра «Тяни в круг» (спортивный зал, улица)

Цель: развитие скоростно-силовых качеств и выносливости

Ход игры: На полу чертят два концентрических круга (один в другом)

диаметром 1 и 2м. все играющие окружают большой круг и крепко берутся за

руки. По сигналу учителя все начинают двигаться по кругу вправо или влево,

не отпуская соединенных рук. По второму сигналу все останавливаются и

стараются втянуть за руки своих соседей в круг. Играющие, спасаясь,

стремятся или перепрыгнуть большой круг, чтобы попасть в малый, где

можно находиться, или перешагнуть, но так чтобы не разомкнуть руки.

[16,C.86].

Попавший в большой круг, выходит из игры. Игрока, разомкнувшие

руки во время перетягивания, выходят из игры оба. Когда оставшиеся игроки

не смогут окружить большой круг, они встают вокруг малого круга и

втягивают друг друга в него.

Можно констатировать, что в возрасте 11 - 12 лет школьников

интересуют игры, в которых они могут совершенствовать свои действия. Их

увлекает сам процесс игры им нравиться проявлять свою быстроту, ловкость,

26

меткость, силу и сообразительность.

Обучение легкой атлетике — это

педагогический процесс, направленный на образование специальных знаний,

двигательных умений и навыков, необходимых для овладения техникой

легкоатлетических видов.

27

Глава 3. Исследование развития физических качеств у школьников 12

лет на уроках лёгкой атлетики средствами игровой деятельности

3.1. Организация и методика исследования

Необходимым

условием

развития

личности

школьника

является

достаточная двигательная активность. Малоподвижный образ жизни ведет к

снижению работоспособности всего организма и особенно мозга: снижается

внимание,

ослабляется

память,

нарушается

координация

движений,

увеличивается время мыслительных операций.[2,C.54]

Под

двигательной

активностью

понимаются

все

движения,

производимые человеком в процессе жизнедеятельности. Непременной

составляющей двигательной активности являются регулярные занятия

физической культурой и спортом. Здоровый образ жизни неотделимо связан

с высокой двигательной активностью человека. В настоящее время на

школьников влияют многие неблагоприятные факторы внешней среды,

большой поток информации, сложные социальные условия жизни. Что

неизменно

приводит

к

эмоциональному

напряжению

и

снижению

двигательной активности. Происходят изменения в кровеносной системе:

уменьшается

размер

сердца,

учащается

пульс,

уменьшается

масса

циркулирующей

крови,

увеличивается

время

ее

кругооборота..

Для

растущего

организма

школьников двигательная активность является

физиологической потребностью. Лишённый движения организм школьника

теряет способность накапливать энергию, необходимую для противостояния

стрессу[3,C.34].

Для определения применения подвижных игр на уроках лёгкой

атлетики для развития физических качеств у школьников было проведено

исследование на базе МАОУ СОШ № 38, города Сыктывкара.

28

Целью исследования является оценка эффективности применения

подвижных игр на уроках легкой атлетики для развития физических качеств

школьников 12 лет.

Задачи исследования:

1.

Подобрать тесты для оценки развития физических качеств у

учащихся 12 лет.

2.

Систематизировать

игры

применяемые

на

уроках

лёгкой

атлетики для развития физических качеств школьников.

3.

Проанализировать

динамику развития физических качеств у

школьников 12 лет при применении подвижных игр на уроках лёгкой

атлетики.

Исследование проводилосьв период с сентября 2022 года по апрель

2023 года. В исследовании принимали участие школьники 12лет (6 класс),в

количестве 24человек (n=24), из них 9девочек (n=9).

На первом этапе исследования для реализации поставленной цели нами

применялся метод тестирования.

Для определения развития физических качеств обучающихся, были

подобраны следующие тесты:

Тест.1.

Челночный

бег

3х10м(сек)-для

определения

развития

координационных способностей.

Оборудование: секундомеры, фиксирующие десятые доли секунды;

ровные дорожки длиной 10 м, ограниченные двумя параллельными чертами;

за каждой чертой два полукруга радиусом 50 см с центром на черте.

Процедура тестирования. По команде «На старт!» испытуемый

становится в положение высокого старта у стартовой черты. Когда он

приготовился, следует команда «Марш!». Испытуемый пробегает 10 м до

другой черты, за метр до поворота скорость резко сбрасывается, выполняется

стопорящий шаг, когда ступня той ноги, что оказывается спереди, ставится

29

на 90°и дальше выполняется поворот на остальные 90°бежит в третий раз 10

м и финиширует.

Результат: время бега на данном тесте с точностью до десятой доли

секунды(сек).

Тест.2. Бег на 60 метров (сек)-для определения развития быстроты.

Оборудование:

сигнальный

флажок;секундомеры;

фиксирующие

десятые доли секунды; ровные дорожки длиной 60 м.

Процедура тестирования. По команде «На старт!» испытуемый

становится в положение высокого старта у стартовой черты. Когда он

приготовился, следует команда «Марш!». Испытуемый пробегает отрезок в

60 м, не сбрасывая скорость пересекает черту финиша. [20,C.166]

Результат: время бега на данном тесте с точностью до десятой доли

секунды(сек).

Тест.3. Прыжок в длину с места (см)-для определения развития

скоростно-силовых качеств.

Оборудование: рулетка; размеченная площадка.

Процедура тестирования. Испытуемый по команде принимает на

размеченной горизонтальной площадке исходное положение – полуприсед,

ступни параллельно, руки назад, после этого выполняет прыжок в длину

толчком двумя ногами и махом руками. Испытуемый выполняет поочередно

3 попытки. Лучший результат вносится в протокол исследования.

Результат: расстояние от линии, где располагалась носковая часть

обуви, до ближайшей точки касания после приземления в сантиметрах(см).

Тест.4. Прыжки через

скакалку за 1 минуту (кол-во раз)-для

определения развития выносливости.

Оборудование: скакалка; свисток; секундомер.

Процедура тестирования. Испытуемый по команде «приготовились»

принимает исходное положение – ноги вместе, концы скакалки в руках.По

«свистку» испытуемый начинает выполнять одиночные прыжки на скакалке

до следующего свистка, который должен повториться через 60 сек.

30

Повторный

свисток говорит об окончании времени и тестирования.

Результат: количество прыжков за 60 секунд (раз). [5,C.28]

Формирующий этап исследования проходилв период с 20 сентября

2022 года по 30 апреля 2023 года, когда на уроках физической культуры

использовались подобранные нами 2-3 подвижные игры, которые были

включены в конец основной части урока, связанные с задачами урока и

направленные на развитие определённых физических качеств школьников.

Данные игры проводились ,как на улице (сентябрь) ,так и в спортивном зале.

Контрольное тестирование проводилось в период с 26 апреля по 15 мая

2023 года и состояло из выполнения учащимися тестов.

Аналитический этап состоял из обработки полученных результатов в

ходе исследования данных тестирования учащихся. Полученные результаты

обрабатывались программой Excel 2016.

3.2.Полученныерезультаты и их обсуждение

В ходе проведенного нами исследования были получены следующие

результаты (Таблица 1)

Таблица 1

Сводные результаты тестирования испытуемых

Мальчики.

Тесты

Констатирующий

Контрольный

P

. Челночный бег 3х10м (сек)

8,3±0,17

8,2±0,18

Недостоверно

Бег на 60 метров (сек)

10,4± 0,22

10,4 ±0,21

Недостоверно

Прыжок в длину с места (см)

173,3± 4,89

175,5 ±5,53

Недостоверно

Прыжки через скакалку за 1

минуту времени (кол-во раз)-

26,4 ±7,05

93,7± 10,3

Недостоверно

Девочки.

Тесты

Констатирующий

Контрольный

P

Челночный бег 3х10м (сек)

8,7±0,16

8,6±0,16

Недостоверно

31

Бег на 60 метров (сек)

10,8±0,25

10,7±0,22

Недостоверно

Прыжок в длину с места (см)

149,5±5,96

154,6±5,06

Недостоверно

Прыжки через скакалку за 1

минуту времени (кол-во раз)

123,4±8,49

124,7±8,6

Недостоверно

Рассматривая

результаты

теста

«Челночный

бег

3х10м»,

характеризующий развитие координационных способностей у школьников

11-12 лет можно констатировать, что произошёл незначительный прирост

результатов у девочек и мальчиков и составил 0,1 сек.(Рис1)

Рис. 1. Результаты теста «Челночный бег 3х10м,сек

На наш взгляд, такие результаты говорят о малом количестве

использования подвижных игр на уроках легкой атлетики или подобранные

данные игры не поспособствовали развитию координации у школьников.

Анализируя результаты теста «Бег на 60 метров» (Рис2). Прирост

результатов у девочек составил 0,1 сек, а уровень развития быстроты у

мальчиков остался на прежнем уровне. По данным полученным в ходе

исследования видно, что после проведения подвижных игр таких как

«Скорее займи место», «Бег по прямой из различных положений» и «День и

ночь» развитие произошло лишь у девочек.

32

констатирующий

контрольный

7,8

7,9

8,0

8,1

8,2

8,3

8,4

8,5

8,6

8,7

8,8

8,7

8,6

8,3

8,2

Девочки

Мальчики

Все

эти

игры

включали

в

себя

физические

упражнения

с

периодическими ускорениями, внезапными остановками, стремительными

рывками, мгновенными задержками, бегом на короткие дистанции в

кротчайший срок и другими двигательными актами, направленными на

сознательное и целеустремленное опережение соперника и способствовали

развитию быстроты.

констатирующий

контрольный

10,1

10,2

10,3

10,4

10,5

10,6

10,7

10,8

10,9

10,8

10,7

10,4

10,4

Девочки

Мальчики

Рис.2. Результаты теста «Бег на 60 метров», сек

Прирост показателей в тесте «Прыжок в длину с места» у девочек

составил 5,1 см, а у мальчиков 2,2 см , что может говорить, о том ,что

скоростно-силовые

качества у школьников 11-2 лет можно развивать

такими

подвижными

играми как: «Удочка», «Прыжок за прыжком»,

«Охотники и зайцы».

Полученные данные свидетельствуют о том, что индивидуальное

развитие

организма

происходит

более

эффективно

на

уроках,

где

применяется

игра,

т.к.

различные

органы

и

системы

школьника

формируются более интенсивно с учетом личностных особенностей и с

усилием его мотивационной сферы. (Рис3),

33

констатирующий

контрольный

135,0

140,0

145,0

150,0

155,0

160,0

165,0

170,0

175,0

180,0

149,5

154,6

173,3

175,5

Девочки

Мальчики

Рис.3. Результаты теста «Прыжок в длину с места», см

Анализируя результаты развития выносливости (тест «Прыжки через

скакалку за 1 мин») произошёл значительный прирост показателей у

мальчиков на 14,8 раз, а прирост результатов девочек составил 1,3 прыжка за

34

1

мин.(Рис

4)

констатирующий

контрольный

0,0

20,0

40,0

60,0

80,0

100,0

120,0

140,0

123,4

124,7

93,7

108,5

Девочки

Мальчики

Рис.4. Результаты теста «Прыжки через скакалку за 1 мин », раз

Результаты девочек преобладают над результатами мальчиков, так как

прыжки на скакалке являются сложно-координационным двигательным

действием, требует от школьника

развития координации, концентрации

внимания, что является комплексным проявлением его физических качеств.

А также такие игры, как: «Бездомный заяц», «Дай руку», «Кто кого», «Смена

мест» поспособствовали развитию физического качества «выносливость»

у .мальчиков.

1.

Анализируя полученные результаты

исследования, можно

констатировать, что применение подвижных игр на уроках лёгкой атлетики

способствуют

развитию

координационных

способностей,

быстроты,

скоростно-силовых качеств и выносливости у школьников 11-12 лет, так как

во всех тестах произошел прирост результатов.

35

2.

Наибольший прирост результатов после применения подвижных

игр на уроках лёгкой атлетики у мальчиков и девочек произошёл в тесте

«Прыжок в длину с места», характеризующий развитие скоростно-силовых

качеств у школьников. Применение подвижных игр

на уроках лёгкой

атлетики поспособствовали для мальчиков развитию выносливости, а для

девочек – скоростно-силовых качеств.

3.

Необходимо обратить внимание на развитие быстроты у данных

школьников.

4.

Подбирать индивидуальные игры для мальчиков и девочек

подмечая их особенности и характер, способности к развитию физических

качеств.

Заключение

Л

егкоатлетические упражнения имеют большое значение в общей

физической подготовке школьников. При выполнении легкоатлетических

упражнений в работу включается почти все мышечные группы, значительно

усиливается деятельность сердечно - сосудистой и дыхательной систем,

существенно повышается обмен веществ, что носит оздоровительную

направленность.

Младший

подростковый

возраст

11-12

лет

характеризуется

формированием скелета, дыхательной и мышечной системы, а также бурным

развитием физических качеств.

Подвижные игры- это вид деятельности ребенка, который представляет

сознательную, инициативную деятельность, направленную на достижение

36

условной цели, добровольно установленной играющим и тем самым

позволяющие повысить двигательную активность школьников на уроках

физической культуры.

Подвижные игры также способствуют активному

развитию

мышечной

системы,

выходу

наколенной

энергии,

снятию

усталости, также способствуют активному развитию мышечной системы,

выходу наколенной энергии, снятию усталости.

Нами были систематизированы подвижные игры для уроков лёгкой

атлетики

на

развитие

быстроты,

скоростно-силовых

способностей ,координации и выносливости, которые проводились как на

улице, так и в зале.

По результатам исследования мы пришли к выводу, что применение

подвижных игр на уроках легкой атлетики могут способствовать развитию

физических

качеств

у

школьников

11

12

лет.

И

гипотеза

нашего

исследования,

можно предположить, что развитие физических качеств у

школьников 11-12 лет на уроках лёгкой атлетики будет эффективнее, если

учитывать возрастные и индивидуальные особенности детского организма,

сенситивные периоды развития, а также целенаправленно подбирать игры

для развития физических качеств школьников,подтвердилась

Приложение 1

Перечень подвижных игр, применяемых на уроках лёгкой

атлетики со школьниками 12 лет

Игры для развития координации:

«В дальнюю зону» (спортивный зал)

Цель: развитие внимания, ловкости.

Ход игры:

Играющие разбиваются на 2-3 команды и располагаются в

командах в колонну по одному. Отмечаются 3 зоны с определенным

количеством очков - 5,4,3 Участники прыгают цепочкой друг за другом. За

каждый прыжок участник получает оценку, которая представляет собой

37

сумму номера зоны места линия старта приземления. Побеждает команда,

набравшая большее количество очков.

«Часовые и разведчики» (спортивный зал)

Цель: развитие ловкости и координации движения.

Ход игры:

Участники делятся на две команды. Команды встают на

расстоянии 10-15 метров друг от друга. Посередине между ними рисуют

кружок

и

кладут

в

него

какой-нибудь

предмет,

например,

мяч.

По команде к мячу выходят два игрока из разных команд, условно

называемых разведчик и часовой. Разведчик, стоя около мяча, выполняет

различные произвольные движения. Часовой же должен повторять эти

движения. Улучив момент, разведчик должен схватить мяч и побежать к

своей команде. Часовой должен побежать за ним и поймать его, пока тот не

добежит до своей команды. Если часовой поймает разведчика до того, как

тот добежит до своей команды, то часовой уводит его к себе в плен, на

сторону своей команды.

Если он не успеет поймать разведчика, то часовой сам становится пленным и

остается,

а

плену

на

стороне

противника.

Когда все игроки сыграют в игру, то игра прекращается. Подсчитывается

количество пленных. Та команда, которая поймала больше пленных,

выигрывает. До начала игры нужно решить, что считать фактом поимки

пленного во время бега. Например, можно считать, что часовой поймал

разведчика, если он успел его осалить.

«Челночный бег» (спортивный зал, улица)

Цель: воспитание умения владеть собой, освоение техники старта, развитие

координации движения .

Ход игры: Размечают две стартовые линии на расстоянии 20–30 м одна от

другой.

38

Класс делится на две команды, каждая команда – тоже на две равные части.

Участники выстраиваются в колонну по одному. Одна половина команды

выстраивается за первой стартовой линией, другая – за противоположной.

Всем игрокам присваивают одинаковые номера: одной половине команды –

четные, другой – нечетные.Игроки принимают низкий или высокий старт. По

сигналу стартуют первые номера, бегут ко вторым номерам, касаются их

рукой и встают в конец противоположной колонны. Вторые номера передают

эстафету третьим, и т.д. Побеждает команда, которая первой займет свои

первоначальные места.

«Перепрыгни ручей»(спортивный зал)

Цель: развитие

координации,

прыгучести.

Используется

в

качестве

вспомогательного упражнения для обучения прыжкам в длину.

Ход игры: класс делится на две команды, которые выстраиваются в колонны

по одному за линией старта. Через 8 м от стартовой линии двумя

параллельными линиями обозначают условный ручей шириной 2 м, а еще

через 8 м устанавливают разворотные стойки.

по сигналу первые номера бегут

к разворотной стойке,

с разбега

перепрыгивают через ручей, обегают стойку, возвращаются обратно,

преодолевая ручей тем же способом, и передают эстафету вторым номерам.

Если игрок не смог перепрыгнуть ручей, то команде начисляются 2

штрафные секунды. Выигрывает команда, которая закончит эстафету за

наименьшее время с учетом штрафных секунд.

«Меткие метания»(спортивный зал)

Цель: развитие реакции, меткости, координации движения

Ход игры: класс делится на пары, которые получают малый мяч и

гимнастическую булаву. Игроки каждой пары становятся лицом друг к другу

на расстоянии 8 м друг от друга, размеченном промежуточными линиями

через 1 м одна от другой. Посредине между игроками устанавливают булавы.

39

по сигналу игроки в парах начинают по очереди бросать мяч в булаву,

стараясь ее опрокинуть. Участник, которому это удалось, переставляет ее на

одну линию ближе к себе, и игра продолжается. Выигрывает тот, кто в

результате передвинет булаву ближе всех к себе.

«Попади в мишень» (спортивный зал, улица)

Цель: развитие меткостии координации движения.

Инвентарь: мячи, мел, кегля.

Ход игры: Класс делится на 2 команды с выбором защитника мишени. На

каждой половине площадки чертят круг диаметром 10 м, в центре которого

ставят мишень. Каждая команда получает по небольшому резиновому мячу и

равномерно располагается за отведенным ей кругом, отправив своего

защитника в круг соперников.

По

общему

сигналу

педагога

игроки

каждой

команды

начинают

произвольную распасовку мяча между собой, выбирая подходящий момент,

когда защитник мишени зазевается, чтобы молниеносным метким броском

попасть в приоткрывшуюся мишень. За каждое такое попадание команде

начисляется одно очко. Защитник, целенаправленно перемещаясь в круге и

заслоняя собой мишень, имеет право отбивать летящий в нее мяч любым

способом, руками и ногами. Оптимальная продолжительность такой игры

составляет около 5 мин. Выигрывает команда, игроки которой наберут

большее количество очков.

Игры для развития быстроты:

«День» и «Ночь» (спортивный зал, улица)

Цель: развитие внимания, быстроты.

Ход игры: На середине площадки чертят линию, на которой спиной друг к

другу выстраиваются команды. Одна команда называется «День», другая –

«Ночь». С обеих сторон от средней линии на расстоянии 20 м одна от другой

размечают по одной линии.

40

Проведение. Учитель, находящийся сбоку от игроков, несколько раз подряд

спокойным голосом называет команды: «День», «Ночь», «День», «Ночь».

Игроки стоят на местах и внимательно слушают. После небольшой паузы

тренер неожиданно громко называет одну из команд. Ее участники бегут за

финишную линию, а игроки другой команды догоняют их. Догонять можно

только

до

финишной

линии

и

только

одного

игрока.

Если

игрок

наступающей догонит участника команды соперника и коснется его рукой,

он приносит своей команде 1 очко. Игра повторяется несколько раз.

Побеждает команда, набравшая больше очков.

Примечание. Учитель должен так организовать игру, чтобы ученики не

могли угадать, какую команду он назовет. При этом каждая команда должна

быть названа одинаковое количество раз.[8,C.86]

«Бег по прямой из различных положений» (спортивный зал, улица)

Инвентарь: флажки.

Цел: развитие реакции, быстроты.

Ход игры: Чертят три параллельные линии. Две первые, которые находятся

на расстоянии 5–7 м одна от другой, – стартовые, третья – финишная –

располагается на расстоянии 15–20 м от ближней к ней стартовой линии.

Участники делятся на две команды: например, «красные» и «синие».

«Красные» располагаются на одной стартовой линии, «синие» – на другой.

Участники команды, находящиеся на стартовой линии, расположенной

ближе к финишной, занимают положение сидя или лежа, а игроки,

располагающиеся на другой стартовой линии, принимают высокий или

низкий старт.

По сигналу тренера участники обеих команд начинают бег. Задача игроков,

стартующих с ближней линии, – быстрее добежать до финиша, не дав себя

догнать игрокам другой команды. За каждого осаленного игрока команда

получает 1 очко.

41

Игра повторяется несколько раз. При проведении следующего забега игроки

меняются местами. Побеждает команда, набравшая больше очков.

«Бег по линиям» (спортивный зал)

Инвентарь: флажки для разметки места проведения игры.

Цель: развитие быстроты, формирование умения ускорять и замедлять бег.

Ход игры: На расстоянии 20–25 м от стартовой линии размечают несколько

параллельных линий по числу игроков в команде, на расстоянии 1 м одна от

другой. Напротив каждой линии указывается ее номер.

Несколько команд выстраиваются за стартовой линией в колонну по одному.

У каждого члена команды – свой номер. Бегуны стартуют из положения

высокого или низкого старта. По сигналу тренера первые номера бегут до

линии № 1, наступив на нее ногой, поворачиваются кругом и продолжают

бежать в обратную сторону к стартовой линии. Затем они касаются рукой

вторых номеров, которые, в свою очередь, бегут к линии № 2, наступив на

нее, возвращаются за линию старта и передают эстафету третьим номерам, и

т.д.

Игра проводится четное количество раз.

При повторном проведении игры первые номера бегут к самой дальней

линии, вторые номера – к предпоследней, третьи – на одну линию ближе, и

т.д. Последний участник бежит к ближайшей линии.

В каждом забеге за первое место начисляется 1 очко, за второе – 2 очка, и т.д.

Побеждает команда, набравшая меньше очков.[13,C.15].

«Скорее займи место» (спортивный зал, улица)

Цель: развитие быстроты и реакции.

Ход игры:В игре участвуют две команды по 4 человека. Соперники в парах

встают по кругу в обручи диаметром 1м. по сигналу игроки одной команды

бегут вправо (против часовой стрелки), а игроки второй команды – влево.

Задача каждого – быстрее обежать круг и первым встать на прежнее место.

42

Игрок, опередивший соперника, приносит своей команде очко. После этого

ребята снова по сигналу обегают круг, но уже в другую сторону. Игра

повторяется несколько раз, причём соперники в парах меняются. После этого

подсчитывается число набранных командами очков, и победа присуждается

той, у которой их больше. Если игроки вбежали в обруч одновременно, то

каждый из них получает по очку.

«Командный бег» (улица)

Инвентарь: флажки для разметки дорожки, секундомер.

Цель: развитие быстроты и реакции.

Ход игры: Группа делится на две команды. Ученикам сообщают длину

дистанции, время, за которое они должны ее пробежать (например,

дистанция – 500 м, время – 2 мин, показывают место старта и финиша).

По сигналу тренера или его помощника стартует первая команда, и только

когда она придет к финишу, стартует вторая. После прохождения дистанции

последним участником команды объявляется время. Побеждает команда,

результат которой окажется максимально близким к заданному, вне

зависимости от того, был ли он больше или меньше заданного.

«Перемена мест» (зал)

Цель игры: Развитие быстроты движения.

Ход игры: Играющие делятся на две команды. Каждая из них выстраивается

за своей линией старта в шеренгу на расстоянии вытянутых в стороны рук.

Линии старта чертятся на противоположных сторонах площадки на

расстоянии 15-20 м одна от другой. По сигналу учителя «На старт! –

Внимание! – Марш!» обе команды одновременно начинают бег, меняясь

местами. Побеждает команда, игроки которой первыми займут места за

линией старта противника и, повернувшись кругом, примут основную

стойку.

43

Игры для развития скоростно-силовых качеств и выносливости:

«Пятнашки» (спортивный зал, улица)

Цель: развитие внимания, реакции,

выносливости

и скоростно-силовых

качеств.

Ход игры: перед началом игры нужно договориться о границах, где будет

проходить игра. Количество играющих – не больше двенадцати человек,

потому что, если игроков очень много, кому то будет скучно долго стоять и

не принимать участия в игре.

Водящего в этой игре так и называют «пятнашка».

Все разбегаются от «пятнашки» подальше, а он старается кого-нибудь

догнать и запятнать, то есть дотронуться на бегу рукой .

Можно играть в «пятнашки» с «домом».

Перед игрой следует назначить «дом». Это такое место, куда «пятнашке»

заходить запрещается и где играющих пятнать нельзя.

«Охотники и утки»(спортивный зал, улица)

Цель:

развитие

выносливости,

скоростно-силовых

качеств,

глазомера,

координации движений, прыгучести и др.

Ход игры: на площадке чертится большой круг диаметром от 6 до 10 метров.

Если играют в узком зале, то рекомендуется начертить две линии на

расстоянии 6-8 метров одна от другой, образовав прямоугольник, двумя

сторонами которого будут стены и двумя другими – начерченные линии.

Играющие делятся на две команды: «охотников и «уток». «Охотники»

становятся по кругу за чертой или за начерченными линиями, разделившись

пополам. У одного из них в руках волейбольный мяч. «Утки» располагаются

произвольно по кругу или в прямоугольнике.

«Охотники» не входят в круг, перебрасывают мяч друг другу и в удобный

момент бросают в «уток». Спасаясь, «утки» увертываются от мяча, бегают и

прыгают внутри круга. Осаленная мячом «утка» выходит из игры. Игра

44

продолжается до тех пор, пока не будут «подстрелены» все «утки», после

чего команды меняются ролями и местами.

После двух игр отмечается победитель – команда «охотников» быстрее

другой «перестрелявшая» всех «уток».

Рекомендации. Если время для игры мало, а ее участники хорошо владеют

мячом и физически хорошо подготовлены, можно ограничить игру временем.

Например, отмечается количество «уток» пойманных за 3 минуты.

«Бой всадников»(спортивный зал)

Цель: развитие скоростно-силовых качеств, выносливость, ловкость.

Ход игры: в каждой из двух команд игроки распределяются по парам.

«Всадники» садятся на плечи «коням» и команды выстраиваются около

средней линии. По сигналу начинается бой «всадников». Каждый «всадник»

старается стащить своего соперника с «коня». «Кони» участие в сражении не

принимают.

Если

оба

«всадника»

оказались

на

земле,

поражение

засчитывается тому, кто коснулся земли первым. После этого игроки

меняются ролями. Выигрывает команда, имеющая большее число побед в

поединках.

«Футбольное регби»(спортивный зал, улица)

Цель: развитие скоростно-силовых качеств, выносливости.

Ход игры: участники делятся на две команды по 5-6 человек. Цель игры

положить на мат, который находится на стороне противника, набивной мяч.

Кому это удается первому – зарабатывает очко. Игра продолжается до

определенного времени (10-15 минут).

«Гонка тачек»(спортивный зал)

Цель: развитие скоростно-силовых качеств, выносливости.

Ход игры: играющие распределяются на две команды с четным количеством

игроков. В каждой команде один принимает положение лежа в упоре, ноги

45

разведены на ширину плеч (тачка). Партнер берет его за ноги. По сигналу

игроки продвигаются вперед от одной боковой линии к другой. Как только

первые игроки пересекут боковую линию, вслед за ними начинают бег

вторые и т.д. Гонка тачек продолжается и в обратном направлении, но игроки

предварительно меняются ролями. Побеждает команда, раньше закончившая

гонку.

«Тяни в круг» (спортивный зал, улица)

Цель: развитие скоростно-силовых качеств и выносливости

Ход игры: На полу чертят два концентрических круга (один в другом)

диаметром 1 и 2м. все играющие окружают большой круг и крепко берутся за

руки. По сигналу учителя все начинают двигаться по кругу вправо или влево,

не отпуская соединенных рук. По второму сигналу все останавливаются и

стараются втянуть за руки своих соседей в круг. Играющие, спасаясь,

стремятся или перепрыгнуть большой круг, чтобы попасть в малый, где

можно находиться, или перешагнуть, но так чтобы не разомкнуть руки.

Попавший в большой круг, выходит из игры. Игрока, разомкнувшие руки во

время перетягивания, выходят из игры оба. Когда оставшиеся игроки не

смогут окружить большой круг, они встают вокруг малого круга и втягивают

друг друга в него.

46

Список используемой литературы

1. Аникеева, Н.П. Книга для учителя [Текст]/ Н.П. Аникеева.— М.:

Просвещение, 2011. — 144 с. — Психол. наука - школе

2. Ашмарин, Б.А. Теория и методика физического воспитания[Текст] /

Б.А. Ашмарин.- М.: Просвещение, 2010. - 287 с.

3. Безруких, Н.А. Возрастная физиология [Текст] / Н.А. Безруких, В.Д.

Фарбер. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 128 с.

4. Бреев, М. П. Урок физической культуры в школе // Технология и

педагогический анализ [Текст] : учеб. пособие / М. П. Бреев. - Новосибирск,

2010. - 234 с.

5. Былеев, B. и др. Подвижные игры: Учеб. пособие для ин-тов физ.

культуры. [Текст] / В.Былеев — М., 2012-184 с.

47

6. Жилкин, А.И. Легкая атлетика: учебное пособие [Текст] / А.И.

Жилкин, В.С. Кузьмин, Е.В. Сидорчук. – М.: Изд-во «Академия», 2012. – 464

с

7. Жуков, М.Н. Подвижные игры [Текст] / М.Н. Жуков. - М., 2012. --

300с

8.

Зациорский,

В.М.

Физические

качества

спортсмена

[Текст]/

В.М.Зацоркий.- М.: Физкультура и спорт, 2010.- 200 с.

9. Коротков, И.М., Былеева, Л.В. Подвижные игры [Текст] / Учебное

пособие для студентов вузов и физической культуры / И.М. Коротков, Л.В.

Былеева. - М.: Спорт Академ Пресс, 2015. - 40 с.

10. Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры:

Учебник [Текст]/ Под ред. проф. Ю.Ф.Курамшина.- М.: Советсткий спорт,

2010.- 464с.

11. Литвинов, Е.Н. Подвижные игры в физическом воспитании. Спорт в

школе [Текст] // Первое сентября - 2010 - №14. - 42 с.

12. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры, учебник

для институтов физической культуры [Текст] / Л. П. Матвеев - М.: ФиС,

2011. - 543 с.

13. Фетисовой, С.Л. Подвижные игры в общеобразовательных: учеб.

пособие [Текст]/ С.Л. Фетисовой, А.М. Фокина. - СПб.: Изд-во РГПУ им.

А.И. Герцена, 2015. - 237 с.

14. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта

[Текст] / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М., 2012. - 420с.

15. Чокотов, Е.Н. Исследование подвижных игр как средство развития

двигательной активности [Текст] // Молодой ученый . – 2012. - №12. – С.506.

16.

Багиев, Г.Л. Подвижные игры

[Текст] / Учебное пособие для

студентов вузов и физической культуры /

/ Г.Л. Багиев. - СПб, 2018 - 86 с.

17. Богданова, Л.В. Подвижные игры [Текст] / учебник для институтов

физической культуры // Л.В. Богданова. - Г. «Физкультура и спорт», 2010. -

40 с.

48

18. Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры [Текст] /

Учебник / Под ред. проф. Ю.Ф.Курамшина.- М.: Советсткий спорт, 2010.-

255с.

19 Сапин, М. Р. Анатомия и физиология детей и подростков [Текст] /

М.Р. Сапин, З.Г. Брыксина. - М.: Academia, 2013. - 432 c.

20. Лях, В.И. Тесты в физическом воспитании школьников/ В.И. Лях.-

М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 2010.- 272 с.

21.Никитский, Б.Н. Физическое воспитание детей и подростков/ Отв.

Ред. Б.Н. Никитский.- М.: Моск. Обл. пед.ин-т, 2013. - 59 с

49



В раздел образования