Автор: Степанова Янина Ярославовна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ " Школа № 48"
Населённый пункт: город Рязань
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие творческих способностей детей разного уровня музыкальности.
Раздел: среднее образование
Тема «Развитие творческих способностей детей разного уровня
музыкальности».
Презентация прилагается
Слайд 1
Жизнь-это непрерывный процесс творчества, потребность в котором растет по мере роста
сложности окружающей среды и неприспособленности человека к существующим
условиям жизни. Преодоление любого кризиса и начало нового этапа в жизни связано с
творческим решением проблемы и отказом от старых способов действия.
Развитие творческих способностей школьника важно и актуально т.к. на сегодняшний
день образование, состоящее из обучения и воспитания, призвано прежде всего развивать
личность ребенка. Личность любого человека, в том числе и ребенка, связана с его
творческими возможностями, поэтому важно создать условия для раскрытия и проявления
творческих возможностей учащихся.
Слайд 2
Задатки творческих способностей присущи любому человеку, любому нормальному
ребенку. Одна из важнейших проблем современной школы - проблема всестороннего
развития личности и формирования функциональной грамотности школьников.
Образование должно быть наполнено новым качеством и содержанием, носить
деятельностный характер, чтобы наш ученик стал целостной личностью, способной
адаптироваться в постоянно изменяющемся мире, решать нестандартные жизненные
задачи, т.е. успешно социализироваться в обществе. .
Слайд 3
. Учащихся недостаточно научить каким-то музыкальным умениям, дать знания о музыке,
важно пробудить постоянную потребность в общении с ней. Всестороннее музыкальное
развитие обогащает внутренний мир ребёнка, помогает не только глубже и полнее
воспринимать и понимать музыкальное искусство, но и заставляет чутко и внимательно
относиться ко всему окружающему: к жизни, людям, событиям.
Слайд 4
Метапредметный подход - подход к образованию, при котором ученик не только
овладевает системой знаний, но и усваивает универсальные способы действий, с помощью
которых он сможет сам добывать информацию. через связи и ассоциации, порой очень
далёкие.
Слайд 5
Данный подход актуален и в области музыки. Освоение музыкального материала
формирует музыкальную культуру школьников, воспитывает их музыкальный вкус,
потребность общения с высокохудожественной музыкой в современных условиях жизни.
Виды музыкальной деятельности на уроках музыки направлены на реализацию принципов
развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании, что
позволяет использовать метапредметный подход. .
Слайд 6
Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные
формы общения ребёнка с музыкой.
При слушании произведений подбираются слова-синонимы, соответствующие характеру
музыки. Рассказ о содержании произведения позволяет провести параллели с историей. В
сферу исполнительской деятельности учащихся добавляется пластическое интонирование
и музыкально-двигательные упражнения, где речь идёт о ритмическом рисунке, что
позволяет увидеть связь с математическими представлениями. Введение терминов
позволяет увидеть связь с иностранным языком. При инсценировании (разыгрывании)
песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного материала развивается устная
речь учащихся, что проявляется в творческих размышлениях о музыке. Освоение
элементов музыкальной грамоты происходит за счёт фиксации музыкальной речи, которое
позволяет совершенствовать навыки устного изложения программного материала на
уроках музыки. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в рисунках на темы
полюбившихся музыкальных произведений, эскизов костюмов и декораций к операм,
балетам, музыкальным спектаклям. Это помогает им сочетать музыкальные образы с
изобразительным искусством, где развиваются навыки ориентирования с окружающей
действительностью.
Слайд 7
В музыкальном творчестве ведущую роль играет синтез эмоциональной отзывчивости и
мышления абстрактного и конкретного, логики и интуиции, творческого воображения,
активности, способности быстро принимать решения.
Творчество детей связано с самостоятельными действиями и умением оперировать
известными им музыкально-слуховыми представлениями. Детское творчество, конечно,
не искусство ,но представляет собой познавательно-поисковую музыкальную практику.
Но тем оно и ценно, что учащиеся сами открывают что-то новое, ранее им не известное в
мире
Слайд 8
Пример П.И. Чайковский балет «Щелкунчик»
Добрый праздник
среди зимы
Знакомство
со
сказкой Т.Гофмана и
музыкой
балета
П.И.Чайковского
«Щелкунчик»,
который ведет детей
в
мир
чудес,
волшебства,
приятных
неожиданностей
Демонстриро-
вать
позицию
активного
слушателя и
исполнителя
Р.Формировать
отношение к
творчеству и
искусству как
созиданию
красоты и
пользы.
П.Выражать
собственные
мысли,
настроение и
чувства с
помощью
музыкальной
речи.
К.Получение
новых знаний
через
постижение
основных
средств
музыкальной
выразительности
.
Знают фрагменты из
Балета П.
Чайковского
«Щелкунчик»:
«Марш», «Вальс
снежных хлопьев»
Умеют
высказываться
о
характере музыки.
Умеют выразительно
исполнять песню С.
Крылова
«Зимняя
сказка»
Слайды 9,10,11