Напоминание

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры на уровне основного образования.


Автор: Сухарева Анжелика Васильевна
Должность: учитель
Учебное заведение: МКОУ Тогучинского района "Тогучинская средняя школа №1"
Населённый пункт: Новосибирская обл, г Тогучин
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры на уровне основного образования.
Раздел: среднее образование





Назад




Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры

на уровне основного образования

Актуальность:

Здоровье

влияет

на

все

сферы

человеческой

деятельности,

способствует

полноценному

включению

человека

в

социальную реальность, реализации задуманных им планов, оно

– залог

активной насыщенной жизни и здорового образа жизни.

Здоровье – это не только отсутствие болезни, но и здоровый образ

жизни. Существует ряд факторов, которые определяют здоровый образ жизни:

прежде

всего,

физическая

культура

и

спорт,

активный

труд

и

отдых;

рациональное питание; личная и общественная гигиена; отказ от вредных

привычек.

Главная

цель

физического воспитания

содействие всестороннему

развитию

личности, закрепление и

сохранение здоровья; удовлетворение

потребности общества в гражданах всесторонне физически развитых, ведущих

здоровый образ жизни, готовых к трудовой деятельности.

Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий в формировании

условий

повышения

качества

образовательного

процесса

на

уроках

физической культуры»

Цель: повышение качества образовательного процесса на уроках физической

культуры посредством использования здоровьесберегающих технологий.

Задачи:

- провести стартовую диагностику состояния здоровья обучающихся класса;

-

разработать

в

соответствии

с

полученными

результатами

комплекс

упражнений для восполнения выявленных дефицитов;

-

использовать

оптимальные

двигательные

режимы

для

обучающихся

с

учётом их возрастных и психологических особенностей;

- продолжить формирование чувства ответственности у детей за сохранение

и укрепление своего здоровья;

- развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом в урочное

и внеурочное время.

«Когда нет здоровья, молчит мудрость, не может расцвести искусство,

не играют силы, бесполезно богатство и бессилен разум» Геродот

По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГАУ

«ННПЦЗД» Минздрава России численность абсолютно здоровых детей не

превышает 10%, число инвалидов детства и детей, страдающих хроническими

заболеваниями, не снижается.

Во

все

времена

здоровье

считалось

для

человека

единственной,

абсолютной

и

непреходящей

ценностью.

Здоровье

влияет

на

все

сферы

человеческой деятельности, способствует полноценному включению человека

в социальную реальность, реализации задуманных им планов, оно – залог

активной насыщенной жизни и здорового образа жизни.

Здоровье – это не только отсутствие болезни, но и здоровый образ

жизни. Существует ряд факторов, которые определяют здоровый образ жизни:

прежде

всего,

физическая

культура

и

спорт,

активный

труд

и

отдых;

рациональное питание; личная и общественная гигиена; отказ от вредных

привычек.

Главная

цель

физического воспитания

содействие всестороннему

развитию

личности, закрепление и

сохранение здоровья; удовлетворение

потребности общества в гражданах всесторонне физически развитых, ведущих

здоровый образ жизни, готовых к трудовой деятельности.

Здоровьесберегающие

технологии

в

физическом

воспитании

-

это

совокупность приёмов, методов, методик, средств обучения и подходов к

образовательному

процессу,

при

котором

выполняются

следующие

требования:

- учёт индивидуальных особенностей ребёнка;

-

деятельность

учителя

в

аспекте

реализации

здоровьесберегающих

технологий

на

уроках

физической

культуры,

которая

должна

включать

знакомство с результатами медицинских осмотров детей, их учет в учебно-

воспитательной

работе;

помощь

родителям

в

построении

здоровой

жизнедеятельности учащихся и семьи в целом;

-

препятствие

изнуряющей

физической,

эмоциональной,

нагрузки

при

освоении учебного материала;

-

обеспечение

такого

подхода

к

образовательному

процессу,

который

гарантировал

бы

поддержание

только

благоприятного

морально-

психологического климата в коллективе;

-создание здоровьесберегающей образовательной среды и использование ее

педагогических возможностей;

-развитие двигательной активности обучающихся.

Перспективность данного опыта заключается, прежде всего, в создании

нового подхода к уроку физической культуры, базирующегося на идеях

личностно-ориентированного и проблемного обучения, использование новых

инновационных

направлений

на

уроках

физической

культуры,

которые

формируют у учащихся мировоззрение здорового образа жизни, воспитывают

культуру здоровья. Для

этого

организуются самостоятельные занятия со

здоровье

сберегающей

направленностью.

Применятся

физические

упражнения для профилактики заболеваний, выполнение занятий на свежем

воздухе,

игры,

«Весёлые

старты»,

«Дни

здоровья»

и

т.д.

Проводится

комплексная диагностика физического здоровья учащихся, обрабатывается и

анализируется

для

дальнейшего

учебного

планирования,

результаты

доводятся до учащихся и их родителей. Все эти технологические подходы, в

огромной степени повышают активность в этом процессе самих учащихся,

успешно развивают и оздоравливают, достигая при этом высоких результатов

в спортивной деятельности учащихся.

Важнейшей

задачей

учителя

физической

культуры

создание

оптимальных условий для гармоничного развития индивидуальности каждого

ученика.

Воспитание направленности школьников на здоровый образ жизни, их

подготовленность

к

сохранению

здоровья

формирую

на

основе

образовательных

компетенций:

учебно-познавательной,

ценностно-

смысловой,

общекультурной,

информационной,

коммуникативной,

личностной.

Очень важно, что эти компетенции включают знания, умения, отражают

целостное комплексное представление тех составляющих социокультурного

опыта, которыми овладевает человек в процессе образования.

Образовательный процесс в области физической культуры в школе

строится так, чтобы были решены следующие задачи:

- формирование гармонично развитой личности учащихся посредством

воспитания

бережного

отношения

к

здоровью,

активного

приобщения к

физической культуре, к регулярным занятиям физическими упражнениями;

-

укрепление

здоровья

средствами

физического

воспитания

и

самостоятельными формами занятий физической культурой;

- обучение жизненно необходимым двигательным умениям и навыкам;

- развитие двигательных качеств;

- воспитание потребности в здоровом образе жизни, нравственных и

волевых качеств;

- формирование основ знаний о физической культуре и спорте;

- создание условий и содействие к раскрытию, развитию физических и

духовных способностей.

Применение данной технологии помогает организовать деятельность

учащихся

по

формированию

здорового

образа

жизни.

Обучению

детей

сохранять

здоровье,

ценить

свою

жизнь

и

жизнь

окружающих

людей.

Создание на уроке здорового психологического климата, чтобы ученики с

желанием спешили на урок. Каждый свой урок начинаю с улыбки, чтобы дети

видели, что хочу им помочь научиться всему тому, что знаю и умею сама.

Соблюдение режима труда и отдыха, смена форм и видов деятельности

помогают урок проводить продуктивно и интересно.

Активная пропаганда по внедрению здорового образа жизни в жизнь

каждого человека и общества должна лежать в основе обучения привития и

формирования у подрастающего поколения основных принципов, форм и

факторов здорового образа жизни.

В

своей работе применяю личностно

-

ориентированное обучение,

развивающее обучение, здоровье сберегающие технологии.

Для реализации поставленных целей и задач использую всевозможные

формы

работы

учеников

на

уроке:

групповые,

метод

индивидуальных

заданий

(дополнительные

упражнения

по

овладению

двигательными

действиями), при этом учитываю интересы учеников, их двигательные и

психические возможности.

Состав учащихся в пределах одного класса заметно отличается по

своему физическому развитию, состоянию здоровья, подготовленности. Для

того чтобы правильно организовать работу с учениками, не нанести вред их

здоровью, необходимо знать о состоянии здоровья учащихся. Поэтому в

начале каждого учебного года ученики проходят медосмотр, с результатами

которого

обязательно

знакомлюсь.

Затем

в

соответствии

с

физическим

развитием, состоянием здоровья, уровнем тренированности и уровнем общей

физической подготовленности школьников дозирую нагрузку на уроке.

Уроки

физической

культуры

проводятся

в

разных

условиях

в

помещении, на спортивной площадке, стадионе. С целью закаливания и

укрепления здоровья детей в январе-феврале проводится лыжная подготовка.

Главная цель уроков на свежем воздухе – закаливание и повышение уровня

общей физической подготовки учащихся.

Большое значение для здоровья имеет бег. В своей практике по развитию

скоростных

качеств

использую

систему

подводящих

и

специальных

упражнений, в основе которой лежит дидактический принцип "от простого к

сложному". Одни упражнения направлены на развитие мышц ног, на их

растягивание и расслабление. Другие – скоростно-силового характера, для

развития быстроты реакции и быстроты движений. При этом часто применяю

игровой

метод.

В

процессе

обучения

ставлю

задачи

сформировать

у

школьников необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу

жизни и научить их использовать в повседневной жизни.

Выравнивания

недостатков

физической

подготовленности

обучающихся можно добиться только на основе взаимосвязи урочных форм

занятий с внеклассными. На каждом уроке физической культуры следует

отводить до 10-15 минут времени для воспитания физических качеств, с

обязательным контролем.

Провожу также внеурочную работу по предмету: занятия спортивного

кружка,

различные

соревнования,

подготовка

и

защита

проектов,

ведь

интересы учеников и отношение их к занятиям различны. Так одни любят

спортивные игры, другие – легкую атлетику, а во внеклассных мероприятиях,

особенно в соревнованиях – принимают активное участие, с удовольствием

выполняют все задания.

То

есть,

на

уроке

каждый

ученик

должен

получить

возможность

активно,

с

интересом

заниматься,

овладевать

знаниями

и

умениями,

предусмотренные

планом

учителя.

Так

же

содействуют

воспитанию

активности и инициативы такие методы организации учебного труда на уроке,

как индивидуальные задания отстающим ученикам, выполняемые ими на

уроке самостоятельно, а также с помощью более подготовленных ребят. Как

показал опыт, это исключительно повышает активность школьников.

Успех работы по реализации здоровьесберегающих технологий зависит

от многих составляющих:

– активного участия в этом процессе самих учащихся;

– создание здоровьесберегающей среды;

– высокой профессиональной компетентности и грамотности педагогов;

– планомерной работы с родителями;

– тесного взаимодействия с социально-культурной сферой.

Проводимые уроки физической культуры планирую в условиях 2-х

часовой нагрузки в неделю. Много внимания уделяю развитию практических

навыков,

необходимых

в

разных

физических

ситуациях,

сознательному,

активному отношению учащихся к урокам физкультуры, разъясняю при этом

важность

регулярных

и

систематических

занятий

физическими

упражнениями.

Чтобы

достичь

эффективности

урока,

ориентируюсь

на

личный подход к учащемуся, на создание ситуации, в которой обучающийся

нацелен на творческий поиск и самоопределение.

Личностно-ориентированная технология обучения помогает в создании

творческой атмосферы на уроке, а также создает необходимые условия для

развития индивидуальных способностей детей.

С целью активизации мышления учащихся и формирования интереса к

физической культуре использую проблемное обучение. Для выработки у

обучающихся

объективной

оценки

своих

достижений,

формирования

ответственности

использую

технологию

самооценки,

где

учащиеся

определяют свою отметку по выполненному заданию, по усвоенной теме. При

самооценке проводится анализ результатов деятельности и не оцениваются

свойства личности.

В процессе преподавания физической культуры воспитываю у учащихся

самостоятельность в решении поставленных задач, умело опираясь на ранее

изученный

материал

программы.

На

уроках

большое

внимание

уделяю

индивидуальной

работе

с

учащимися,

активно

использую

имеющуюся

спортивную базу школы.

За время своей педагогической деятельности осознала – наилучший

воспитательный результат получается, когда ты опираешься на успех ученика,

так как это всегда связано с чувством радости, с эмоциональным подъемом. У

детей,

удачно

справившихся

с

каким-либо

полезным

делом,

появляется

уверенность в собственных силах, желание достигать хороших результатов,

чтобы опять пережить радость успеха. Ведь основной принцип обучения и

воспитания – в каждом ребенке есть способности, которые необходимо найти

и развить.

Над формированием представлений о здоровье, здоровом образе жизни

работаю

и

на

уроках

физкультуры,

и

через

систему

воспитательной

внеурочной

работы.

Во

все

мероприятия

включаются

подвижные

игры,

задания на ловкость, силовые упражнения, в которых с интересом принимают

участие не только дети, но и родители.

Таким образом, внедрение системы работы по здоровьесберегающим

образовательным технологиям позволило повысить:

– успеваемость по предмету;

– динамику роста физической подготовленности учащихся;

– интерес учащихся к занятиям физической культурой;

– мотивацию к соблюдению здорового образа жизни;

– динамику состояния здоровья учащихся.

Здоровьесберегающие технологии, должны, несомненно, использоваться

в процессе оздоровления школьников, в частности, на уроках физической

культуры,

тем

самым,

повышая

результативность

воспитательно-

образовательного процесса, формируя у педагогов и родителей ценностные

ориентации,

направленные

на

сохранение

и

укрепление

здоровья

воспитанников, а у учеников - стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Иными словами, нам важно достичь такого результата, чтобы наши дети,

переступая порог «взрослой жизни», не только имели высокий потенциал

здоровья, позволяющий вести здоровый образ жизни, но и имели багаж

знаний, позволяющий им делать это правильно.



В раздел образования