Напоминание

«Профессиональная ориентация обучающихся через внедрение системы сбалансированного погружения их в профессиональные области «Билет в профессию»


Автор: Астапович Лилия Николаевна
Должность: учитель
Учебное заведение: казенное общеобразовательное учреждение Омской области «Петропавловская адаптивная школа-интернат»
Населённый пункт: р.п. Муромцево, Омской области
Наименование материала: Проект
Тема: «Профессиональная ориентация обучающихся через внедрение системы сбалансированного погружения их в профессиональные области «Билет в профессию»
Раздел: среднее образование





Назад




ПРОЕКТ

«Профессиональная ориентация

обучающихся через внедрение системы

сбалансированного погружения их в профессиональные области

«Билет в профессию»

Автор-разработчик: Астапович Лилия Николаевна

В настоящее время в связи с внедрением в сферах образования и социального

развития инклюзивных практик решение проблем профессиональной ориентации и

профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья

(далее - ОВЗ) является актуальным и своевременным.

Проблема

профориентации

выпускников школ

с ОВЗ и их трудоустройства

для нашей страны была и остается трудно разрешимой, так как зачастую психофизические

возможности подростка не соответствуют уровню их притязаний.

По данным ряда исследований, одной из основных проблем у большинства

выпускников адаптивных школ является отсутствие позитивных образов и перспектив

профессионального будущего, слабое понимание возможностей самореализации на рынке

труда. Все это актуализирует необходимость в налаживании системы организационно-

методических и практических мероприятий по профориентации, профессиональному

самоопределению данной категории обучающихся.

Круг профессий и видов трудовой деятельности, доступных выпускникам с

нарушением интеллекта, довольно узок, что значительно затрудняет осуществление

профориентации. Это требует поиска особых подходов к подаче в доступной форме

информации о рабочих профессиях, приоритетность которых не является привлекательной

для обучающихся.

Выпускники с интеллектуальными нарушениями могут освоить такие профессии

как: столяр, штукатур, маляр, слесарь сантехнических работ, швея, плотник, портной,

мастер по ремонту обуви, переплетчик, цветовод, слесарь по ремонту автомобиля,

рабочий зеленого хозяйства, кухонный работник, станочник деревообрабатывающий,

слесарь механосборочных работ.

Учреждения профессионального образования с каждым годом расширяют перечень

услуг, ориентированных на актуальный спрос на рынке труда города, в том числе и для

учащихся с интеллектуальными нарушениями: автослесарь, слесарь сантехнических

работ, рабочий зелёного хозяйства.

Но, в тоже время, во многих учебных заведениях города и области профессии

дублируются, недостаточен спектр предлагаемых профессий и не всегда выпускники

могут трудоустроиться по полученной специальности.

Очевидно, что требуется комплексная работа специалистов образовательного

учреждения по формированию сознательного отношения в выборе профессии учащихся с

ОВЗ.

Необходимо объединение всех направлений работы в рамках профориентации

(урочная, внеурочная деятельность, дополнительное образование).

Для

проведения

профориентации

обучающихся,

необходима

система

организационно-методических

и

практических

мероприятий

по

профессиональной

ориентации,

профессиональному

самоопределению,

способствующая

личностному

развитию

выпускников,

формированию

у

них

способности

соотносить

свои

индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями профессии,

необходимые для успешной социальной и профессиональной адаптации.

Для эффективного решения данных задач в школе с марта 2020 года запущена

реализация

проекта «Профессиональная ориентация

обучающихся через внедрение

системы сбалансированного погружения их в профессиональные области

«

Билет в

профессию»

Данный проект включает в себя уже имеющийся опыт профориентационной

деятельности учреждения с включением новых направлений и форм работы.

Срок реализации проекта сентябрь 2022 года – май 2023 года.

Участники проекта:

Обучающиеся школы-интерната, их родители или лица, их заменяющие.

Администрация

школы,

социальный

педагоги,

педагог-психолог,

педагоги,

воспитатели, классные руководители, педагоги дополнительного образования.

Социальные партнёры: учебные заведения, служба занятости.

Цель проекта:

Создать систему действенной профориентации обучающихся, в условиях адаптивной

школы-интерната,

способствующей

формированию

у

подростков

и

молодежи

профессионального самоопределения в соответствии с желаниями, способностями,

индивидуальными особенностями каждой личности и с учетом социокультурной и

экономической ситуации в области.

Задачи проекта:

1.

Создать систему профориентации обучающихся через урочную и внеурочную

деятельность c привлечением возможностей дополнительного образования.

2.

Сформировать

у обучающихся и их родителей знания

об организации

производства, об основных профессиях, их требованиях к личности, о путях продолжения

образования и получения профессиональной подготовки на базе адаптивного образования.

3.

Разработать

формы

и

методы

социального

партнерства

учреждений

профессионального образования и ОУ по вопросам профессионального самоопределения

молодежи.

4.

Разработать механизм содействия в профессиональном обучении и дальнейшем

трудоустройстве выпускников ОУ.

Перечень ожидаемых результатов реализации проекта

1.

Создана система профориентации обучающихся через урочную и внеурочную

деятельность, через дополнительное образование естественно-научной направленности.

2.

Сформирована система знаний у обучающихся и их родителей о путях

продолжения

образования

и

получения

профессиональной

подготовки

на

базе

адаптивного

образования,

оказана

адресная

психолого-педагогическая

помощь

обучающимся в осознанном выборе будущей профессии.

3.

Разработан план мероприятий, включающий формы и методы

социального

партнерства

учреждений

профессионального

образования

и

ОУ

по

вопросам

профессионального

самоопределения

молодежи

(проведение

экскурсий

в

профессиональные ОУ, организация встреч с представителями разных профессий,

профессиональные

пробы

обучающихся

через

практические

занятия

на

базе

профессиональных ОУ )

4.

Разработан механизм содействия трудоустройства выпускников путем успешного

освоения будущей профессии и анализа востребованности на рынке труда.

Основные риски реализации проекта

1.

Недостаточность теоретической и методологической разработанности

данной

проблемы для детей с ОВЗ.

2.

Несоответствие потребностей обучающихся в личностном и профессиональном

самоопределении

и

реальными

условиями

профессиональной

ориентации,

имеющимися в образовательном учреждении и психофизическими возможностями

обучающихся.

3.

Ограниченное количество учебных заведений и спектр профессий для выпускников

адаптивных школ.

4.

Территориальная отдаленность профессиональных ОУ от места проживания

выпускников и низкая материальная обеспеченность их семей.

Пути минимизации рисков реализации проекта

1.

Разработка методических рекомендаций по профессиональной ориентации для всех

участников проекта (обучающихся, родителей, педагогов)

2.

Проведение диагностик с целью выявления психофизических возможностей

обучающихся для профессионального самоопределения и выбора образовательного

учреждения Омской области.

3.

Расширение кругозора обучающихся об образовательных учреждениях Омской

области с целью возможности более широкого выбора ОУ.

4.

Подробное

информирование обучающихся и их родителей о возможных

социальных выплатах и льготах, предоставляемых государством детям с ОВЗ.

Реализация проекта включает в себя три этапа:

1 этап. Организационно-подготовительный

На

данном

этапе

включены

мероприятия

организационного

характера,

позволяющие сформировать пакет нормативно правовых документов необходимых для

реализации проекта, проанализировать имеющийся опыт работы в учреждении по

данному направлению, организовать работу проектной группы по разработке механизмов

реализации проекта.

2 этап. Инновационной деятельности

На данном этапе, осуществляется решение задач профориентации. Данная работа

осуществляется по нескольким направлениям и в различных видах деятельности

обучающихся:

познавательной,

общественнополезной,

коммуникативной,

игровой,

производительном труде.

На ряду, с уже традиционными и апробированными формами работы включены новые

формы

и

виды

деятельности,

что

позволит

сформировать

целостную

картину

профориентационной работы всего учреждения.

В рамках информационно-просветительской деятельности проводится работа по

разработке и внедрению рекомендаций по профессиональной ориентации для всех

участников проекта систематически обновляются стенды по профориентации, ведется

выпуск информационных листков, буклетов, вся актуальная информация располагается на

страничке сайта учреждения.

В 5-9 классах на уроках профессионально-трудового обучения в рамках программы

профориентации обучающиеся знакомятся с профессиями по соответствующему профилю

(швейное дело, столярное дело), формируются представления о профессиях в рамках

профиля трудового обучения о трудовых обязанностях в профессиях, обеспечение

профессиональных проб, подготовка практической умелости в рамках выбранной

профессии.

В рамках регионального компонента по всем предметам 1 час обучения в месяц

посвящен

профориентационной

работе,

содержание

урока

строится

с

учётом

методических

рекомендаций

по

планированию

профориентациионной

работы

с

обучающимися различных возрастных групп.

В поурочное планирование различных учебных предметов включаются задания,

содержание которых связано с профориентацией. Такие задания проводятся на этапе

закрепления изученной темы. Наиболее целесообразно использовать данные задания на

уроках математики, русского языка, социально – бытовой ориентировки, обществознания,

биологии.

В старших классах обучающиеся знакомятся с деловыми бумагами, требующимися

при трудоустройстве, с организациями, занимающимися трудоустройством. Изучают

основные вопросы, возникающие в ходе собеседования с работодателями. Учатся

находить информацию о вакансиях рабочих мест и т.д.

Во внеурочной деятельности работа по профориентации включает в себя несколько

направлений.

Организация

системы

профориентации

обучающихся

через

внеурочную

деятельность и дополнительное образование естественно-научной

и технической

направленности

в

рамках

программ

«Основы

сельскохозяйственного

труда»,

«Удивительный мир природы», «Мир в объективе», «Мир информационных технологий и

программирования».

Разработка, реализация и внедрение программы профессиональной ориентации

«Мир профессий», факультативы: «Цветоводство», «Резьба по дереву», «Швейная

мастерская»

Содержание

вышеперечисленных

программ

факультативов,

внеурочной

деятельности и дополнительного образования предполагает включение заданий по

профориентации.

В

рамках

воспитательной

системы

школы-интерната

разработать

план

тематических мероприятий по основным профессиональным направленностям: штукатур,

маляр, слесарь сантехнических работ, плотник, переплетчик, кухонный работник,

станочник деревообрабатывающий Летняя трудовая практика обучающихся, работа на

приусадебном участке, акции: «Школьный дворик», «Листопад».

С целью систематизации профориентационной работы с обучающимися в

учреждении

ведутся

профориентационные

карты

с

отражением

индивидуального

профориентационного маршрута для каждого ребенка с 7 по 9 класс.

Со

всеми

учебными

заведениями

области,

в

которых

выпускники

с

интеллектуальными нарушениями могут получать профессию, заключены договоры о

взаимосотрудничестве по совместной профориентационной работе.

В рамках договорных отношений с учреждениями-партнерами происходит обмен

информацией о возможных вариантах профессионального определения выпускников

школы.

Запланированы

встречи,

экскурсии

на

предприятия

и

профессиональные

образовательные

учреждения

с

привлечением

представителей

организаций

профобразования, специалистами «Центра занятости».

Разработка совместных планов работы с социальными партнерами, организация

мероприятий на базе БОУ ОО «Муромцевский техникум механизации сельского

хозяйства»,

включающих

профессиональные

пробы:

слесарь

по

ремонту

сельскохозяйственных

машин,

маляр,

штукатур

плодоовощевод,

с

привлечением

волонтерского отряда (обучающиеся техникума).

На всех этапах профориентационной работы обучающихся школы, педагоги и

специалисты

выстраивают

работу

с

семьёй

по

профпросвещению,

оказывают

индивидуальную консультационную помощь.

Деятельность по профориентации сопровождают педагог-психолог и социальный

педагог.

Социальный педагог организует профдиагностику, занятия, индивидуальные и

групповые консультации, беседы, практическую деятельность, направленные на развитие

способностей к профессиональной адаптации в современных социально – экономических

условиях.

Педагог-психолог

проводит

диагностику,

социальнопсихологический

тренинг,

психологические игры, коррекционные занятия с целью формирования эмоционально-

личностного и социального развития будущего выпускника школы.

3 этап. Аналитический

Включает в себя мониторинг и анализ эффективности реализации проекта

«Профессиональная

ориентация

обучающихся

через

внедрение

системы

сбалансированного погружения их в профессиональные области «Билет в профессию»»

Критериями оценки эффективности проекта могут быть как количественные, так и

качественные.

Количественные:

вовлечённость подростков в мероприятия профориентационной направленности;

ежемесячные, квартальные, годовые отчёты, процентное соотношение участников

проектных мероприятий по плану и по факту;

количество

мероприятий

профориентационной

направленности

ежемесячные,

квартальные, годовые отчёты, процентное соотношение;

количество организаций – партнёров, вовлечённых в реализацию данного проекта анализ

работы, договор о сотрудничестве;

расширение горизонтов сотрудничества;

информационно-методическая работа по реализации проекта, количество разработанных и

распространённых

информационно-методических

материалов

(буклеты,

листовки,

обобщение опыта, методические разработки).

Качественные:

положительный резонанс и отзыв о мероприятиях проекта, освещение в СМИ, на

школьном сайте, публикации;

направленность воспитательного процесса на формирование жизненных ориентиров в

профессиональной деятельности;

анализ деятельности школы;

скоординированность

деятельности

организаций-партнёров

со

школой,

наличие

соглашений

по сотрудничеству, договоров по взаимодействию.

Внедрение данного проекта позволит создать эффективную систему действенной

профориентации

обучающихся,

в

условиях

адаптивной

школы-интерната,

способствующей формированию у выпускников профессионального самоопределения в

соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями и с учетом

социокультурной и экономической ситуации в области.



В раздел образования