Автор: Астапович Лилия Николаевна
Должность: учитель
Учебное заведение: казенное общеобразовательное учреждение Омской области «Петропавловская адаптивная школа-интернат»
Населённый пункт: р.п. Муромцево, Омской области
Наименование материала: Проект
Тема: «Профессиональная ориентация обучающихся через внедрение системы сбалансированного погружения их в профессиональные области «Билет в профессию»
Раздел: среднее образование
ПРОЕКТ
«Профессиональная ориентация
обучающихся через внедрение системы
сбалансированного погружения их в профессиональные области
«Билет в профессию»
Автор-разработчик: Астапович Лилия Николаевна
В настоящее время в связи с внедрением в сферах образования и социального
развития инклюзивных практик решение проблем профессиональной ориентации и
профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья
(далее - ОВЗ) является актуальным и своевременным.
Проблема
профориентации
выпускников школ
с ОВЗ и их трудоустройства
для нашей страны была и остается трудно разрешимой, так как зачастую психофизические
возможности подростка не соответствуют уровню их притязаний.
По данным ряда исследований, одной из основных проблем у большинства
выпускников адаптивных школ является отсутствие позитивных образов и перспектив
профессионального будущего, слабое понимание возможностей самореализации на рынке
труда. Все это актуализирует необходимость в налаживании системы организационно-
методических и практических мероприятий по профориентации, профессиональному
самоопределению данной категории обучающихся.
Круг профессий и видов трудовой деятельности, доступных выпускникам с
нарушением интеллекта, довольно узок, что значительно затрудняет осуществление
профориентации. Это требует поиска особых подходов к подаче в доступной форме
информации о рабочих профессиях, приоритетность которых не является привлекательной
для обучающихся.
Выпускники с интеллектуальными нарушениями могут освоить такие профессии
как: столяр, штукатур, маляр, слесарь сантехнических работ, швея, плотник, портной,
мастер по ремонту обуви, переплетчик, цветовод, слесарь по ремонту автомобиля,
рабочий зеленого хозяйства, кухонный работник, станочник деревообрабатывающий,
слесарь механосборочных работ.
Учреждения профессионального образования с каждым годом расширяют перечень
услуг, ориентированных на актуальный спрос на рынке труда города, в том числе и для
учащихся с интеллектуальными нарушениями: автослесарь, слесарь сантехнических
работ, рабочий зелёного хозяйства.
Но, в тоже время, во многих учебных заведениях города и области профессии
дублируются, недостаточен спектр предлагаемых профессий и не всегда выпускники
могут трудоустроиться по полученной специальности.
Очевидно, что требуется комплексная работа специалистов образовательного
учреждения по формированию сознательного отношения в выборе профессии учащихся с
ОВЗ.
Необходимо объединение всех направлений работы в рамках профориентации
(урочная, внеурочная деятельность, дополнительное образование).
Для
проведения
профориентации
обучающихся,
необходима
система
организационно-методических
и
практических
мероприятий
по
профессиональной
ориентации,
профессиональному
самоопределению,
способствующая
личностному
развитию
выпускников,
формированию
у
них
способности
соотносить
свои
индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями профессии,
необходимые для успешной социальной и профессиональной адаптации.
Для эффективного решения данных задач в школе с марта 2020 года запущена
реализация
проекта «Профессиональная ориентация
обучающихся через внедрение
системы сбалансированного погружения их в профессиональные области
«
Билет в
профессию»
Данный проект включает в себя уже имеющийся опыт профориентационной
деятельности учреждения с включением новых направлений и форм работы.
Срок реализации проекта сентябрь 2022 года – май 2023 года.
Участники проекта:
•
Обучающиеся школы-интерната, их родители или лица, их заменяющие.
•
Администрация
школы,
социальный
педагоги,
педагог-психолог,
педагоги,
воспитатели, классные руководители, педагоги дополнительного образования.
•
Социальные партнёры: учебные заведения, служба занятости.
Цель проекта:
Создать систему действенной профориентации обучающихся, в условиях адаптивной
школы-интерната,
способствующей
формированию
у
подростков
и
молодежи
профессионального самоопределения в соответствии с желаниями, способностями,
индивидуальными особенностями каждой личности и с учетом социокультурной и
экономической ситуации в области.
Задачи проекта:
1.
Создать систему профориентации обучающихся через урочную и внеурочную
деятельность c привлечением возможностей дополнительного образования.
2.
Сформировать
у обучающихся и их родителей знания
об организации
производства, об основных профессиях, их требованиях к личности, о путях продолжения
образования и получения профессиональной подготовки на базе адаптивного образования.
3.
Разработать
формы
и
методы
социального
партнерства
учреждений
профессионального образования и ОУ по вопросам профессионального самоопределения
молодежи.
4.
Разработать механизм содействия в профессиональном обучении и дальнейшем
трудоустройстве выпускников ОУ.
Перечень ожидаемых результатов реализации проекта
1.
Создана система профориентации обучающихся через урочную и внеурочную
деятельность, через дополнительное образование естественно-научной направленности.
2.
Сформирована система знаний у обучающихся и их родителей о путях
продолжения
образования
и
получения
профессиональной
подготовки
на
базе
адаптивного
образования,
оказана
адресная
психолого-педагогическая
помощь
обучающимся в осознанном выборе будущей профессии.
3.
Разработан план мероприятий, включающий формы и методы
социального
партнерства
учреждений
профессионального
образования
и
ОУ
по
вопросам
профессионального
самоопределения
молодежи
(проведение
экскурсий
в
профессиональные ОУ, организация встреч с представителями разных профессий,
профессиональные
пробы
обучающихся
через
практические
занятия
на
базе
профессиональных ОУ )
4.
Разработан механизм содействия трудоустройства выпускников путем успешного
освоения будущей профессии и анализа востребованности на рынке труда.
Основные риски реализации проекта
1.
Недостаточность теоретической и методологической разработанности
данной
проблемы для детей с ОВЗ.
2.
Несоответствие потребностей обучающихся в личностном и профессиональном
самоопределении
и
реальными
условиями
профессиональной
ориентации,
имеющимися в образовательном учреждении и психофизическими возможностями
обучающихся.
3.
Ограниченное количество учебных заведений и спектр профессий для выпускников
адаптивных школ.
4.
Территориальная отдаленность профессиональных ОУ от места проживания
выпускников и низкая материальная обеспеченность их семей.
Пути минимизации рисков реализации проекта
1.
Разработка методических рекомендаций по профессиональной ориентации для всех
участников проекта (обучающихся, родителей, педагогов)
2.
Проведение диагностик с целью выявления психофизических возможностей
обучающихся для профессионального самоопределения и выбора образовательного
учреждения Омской области.
3.
Расширение кругозора обучающихся об образовательных учреждениях Омской
области с целью возможности более широкого выбора ОУ.
4.
Подробное
информирование обучающихся и их родителей о возможных
социальных выплатах и льготах, предоставляемых государством детям с ОВЗ.
Реализация проекта включает в себя три этапа:
1 этап. Организационно-подготовительный
На
данном
этапе
включены
мероприятия
организационного
характера,
позволяющие сформировать пакет нормативно правовых документов необходимых для
реализации проекта, проанализировать имеющийся опыт работы в учреждении по
данному направлению, организовать работу проектной группы по разработке механизмов
реализации проекта.
2 этап. Инновационной деятельности
На данном этапе, осуществляется решение задач профориентации. Данная работа
осуществляется по нескольким направлениям и в различных видах деятельности
обучающихся:
познавательной,
общественнополезной,
коммуникативной,
игровой,
производительном труде.
На ряду, с уже традиционными и апробированными формами работы включены новые
формы
и
виды
деятельности,
что
позволит
сформировать
целостную
картину
профориентационной работы всего учреждения.
В рамках информационно-просветительской деятельности проводится работа по
разработке и внедрению рекомендаций по профессиональной ориентации для всех
участников проекта систематически обновляются стенды по профориентации, ведется
выпуск информационных листков, буклетов, вся актуальная информация располагается на
страничке сайта учреждения.
В 5-9 классах на уроках профессионально-трудового обучения в рамках программы
профориентации обучающиеся знакомятся с профессиями по соответствующему профилю
(швейное дело, столярное дело), формируются представления о профессиях в рамках
профиля трудового обучения о трудовых обязанностях в профессиях, обеспечение
профессиональных проб, подготовка практической умелости в рамках выбранной
профессии.
В рамках регионального компонента по всем предметам 1 час обучения в месяц
посвящен
профориентационной
работе,
содержание
урока
строится
с
учётом
методических
рекомендаций
по
планированию
профориентациионной
работы
с
обучающимися различных возрастных групп.
В поурочное планирование различных учебных предметов включаются задания,
содержание которых связано с профориентацией. Такие задания проводятся на этапе
закрепления изученной темы. Наиболее целесообразно использовать данные задания на
уроках математики, русского языка, социально – бытовой ориентировки, обществознания,
биологии.
В старших классах обучающиеся знакомятся с деловыми бумагами, требующимися
при трудоустройстве, с организациями, занимающимися трудоустройством. Изучают
основные вопросы, возникающие в ходе собеседования с работодателями. Учатся
находить информацию о вакансиях рабочих мест и т.д.
Во внеурочной деятельности работа по профориентации включает в себя несколько
направлений.
Организация
системы
профориентации
обучающихся
через
внеурочную
деятельность и дополнительное образование естественно-научной
и технической
направленности
в
рамках
программ
«Основы
сельскохозяйственного
труда»,
«Удивительный мир природы», «Мир в объективе», «Мир информационных технологий и
программирования».
Разработка, реализация и внедрение программы профессиональной ориентации
«Мир профессий», факультативы: «Цветоводство», «Резьба по дереву», «Швейная
мастерская»
Содержание
вышеперечисленных
программ
факультативов,
внеурочной
деятельности и дополнительного образования предполагает включение заданий по
профориентации.
В
рамках
воспитательной
системы
школы-интерната
разработать
план
тематических мероприятий по основным профессиональным направленностям: штукатур,
маляр, слесарь сантехнических работ, плотник, переплетчик, кухонный работник,
станочник деревообрабатывающий Летняя трудовая практика обучающихся, работа на
приусадебном участке, акции: «Школьный дворик», «Листопад».
С целью систематизации профориентационной работы с обучающимися в
учреждении
ведутся
профориентационные
карты
с
отражением
индивидуального
профориентационного маршрута для каждого ребенка с 7 по 9 класс.
Со
всеми
учебными
заведениями
области,
в
которых
выпускники
с
интеллектуальными нарушениями могут получать профессию, заключены договоры о
взаимосотрудничестве по совместной профориентационной работе.
В рамках договорных отношений с учреждениями-партнерами происходит обмен
информацией о возможных вариантах профессионального определения выпускников
школы.
Запланированы
встречи,
экскурсии
на
предприятия
и
профессиональные
образовательные
учреждения
с
привлечением
представителей
организаций
профобразования, специалистами «Центра занятости».
Разработка совместных планов работы с социальными партнерами, организация
мероприятий на базе БОУ ОО «Муромцевский техникум механизации сельского
хозяйства»,
включающих
профессиональные
пробы:
слесарь
по
ремонту
сельскохозяйственных
машин,
маляр,
штукатур
плодоовощевод,
с
привлечением
волонтерского отряда (обучающиеся техникума).
На всех этапах профориентационной работы обучающихся школы, педагоги и
специалисты
выстраивают
работу
с
семьёй
по
профпросвещению,
оказывают
индивидуальную консультационную помощь.
Деятельность по профориентации сопровождают педагог-психолог и социальный
педагог.
Социальный педагог организует профдиагностику, занятия, индивидуальные и
групповые консультации, беседы, практическую деятельность, направленные на развитие
способностей к профессиональной адаптации в современных социально – экономических
условиях.
Педагог-психолог
проводит
диагностику,
социальнопсихологический
тренинг,
психологические игры, коррекционные занятия с целью формирования эмоционально-
личностного и социального развития будущего выпускника школы.
3 этап. Аналитический
Включает в себя мониторинг и анализ эффективности реализации проекта
«Профессиональная
ориентация
обучающихся
через
внедрение
системы
сбалансированного погружения их в профессиональные области «Билет в профессию»»
Критериями оценки эффективности проекта могут быть как количественные, так и
качественные.
Количественные:
вовлечённость подростков в мероприятия профориентационной направленности;
ежемесячные, квартальные, годовые отчёты, процентное соотношение участников
проектных мероприятий по плану и по факту;
количество
мероприятий
профориентационной
направленности
ежемесячные,
квартальные, годовые отчёты, процентное соотношение;
количество организаций – партнёров, вовлечённых в реализацию данного проекта анализ
работы, договор о сотрудничестве;
расширение горизонтов сотрудничества;
информационно-методическая работа по реализации проекта, количество разработанных и
распространённых
информационно-методических
материалов
(буклеты,
листовки,
обобщение опыта, методические разработки).
Качественные:
положительный резонанс и отзыв о мероприятиях проекта, освещение в СМИ, на
школьном сайте, публикации;
направленность воспитательного процесса на формирование жизненных ориентиров в
профессиональной деятельности;
анализ деятельности школы;
скоординированность
деятельности
организаций-партнёров
со
школой,
наличие
соглашений
по сотрудничеству, договоров по взаимодействию.
Внедрение данного проекта позволит создать эффективную систему действенной
профориентации
обучающихся,
в
условиях
адаптивной
школы-интерната,
способствующей формированию у выпускников профессионального самоопределения в
соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями и с учетом
социокультурной и экономической ситуации в области.