Автор: Кареева Светлана Николаевна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МБОУ Кубинская СОШ №2 имени Героя Советского Союза Безбородова В.П
Населённый пункт: г. Кубинка, Одинцовский г.о.
Наименование материала: Исследовательская работа
Тема: Прозвища села Вослебово
Раздел: среднее образование
Муниципальный конкурс исследовательских краеведческих работ обучающихся
общеобразовательных организаций «Отечество»
Этнография
Одинцовский городской округ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Кубинская средняя общеобразовательная
школа № 2
Руководитель ОО: Негрустуева Галина Евгеньевна, контактный телефон:8-925-753-75-05
Тема:
«ПРОЗВИЩА ЖИТЕЛЕЙ СЕЛА ВОСЛЕБОВО»
Автор:
Красюк Валентина Сергеевна ,
10 класс
Руководитель:
Кареева Светлана Николаевна,
учитель истории и обществознания,
8-920-970-06-19
2021 г.
АННОТАЦИЯ
на исследовательскую работу
Красюк Валентины
на тему: «Прозвища жителей села Вослебово»
Валентина коснулась антропонимики и сообщила, что отдельные её
направления
составляют
изучение
состава
личных
имен,
где
для
диалектологии
и
региональной
лингвистики
значимыми
являются
территориальное варьирование и динамика именослова (имени), нормы
образования отчеств и характер употребления составных именований, а также
состав и происхождение фамилий. Также она коснулась региональной
ономастики, данные которой очень важны в выборе и репертуаре личных имен
в отдельных городах и областях России, рассказала, что имеется довольно
значительное количество публикаций по составу личных имен жителей
сельской местности. Для диалектологов исключительно важным является
этимологический анализ фамилий, целью и инструментом которого является
идентификация диалектной лексики. Не случайно этим вопросам посвящается
значительное количество специальных публикаций. Исследователи русских
фамилий подчеркивают их значимость для изучения диалектной лексики
поскольку в основах многих фамилий отразились те или иные особенности
местных говоров.
3
Оглавление.
1. Введение…………………………………………………………………… 5
2. Глава 1. Причины возникновения прозвищ……………………………. 7
3. Глава 2. Характерные особенности, классификация……………………10
4. Заключение………………………………………………………………... 23
5.Список использованной литературы……………………………………...26
.
4
Введение.
Специфика
имени
собственного
в
течение
многих
лет
продолжает
обсуждаться в среде специалистов по лексикологии и теории значения.
Введение в оборот больших массивов нового ономастического материала уже в
течение многих лет ставит перед исследователями задачи дальнейшей
разработки
методики
сбора
массового
ономастического
материала,
лексикографической разработки имен собственных.
Во многих регионах России специалистами накоплены большие массивы
материала по топонимике, антропонимике, а также по иным разрядам
диалектных омонимов. Региональный топонимический материал является
предметом исследования не только в связи с его ономастической спецификой,
но и выступает в качестве объекта диалектологических разысканий и предмета
исследований в рамках лексикологии и словообразования. Антропонимика как
один
из
разделов
ономастики
пользуется
постоянным
вниманием
исследователей, несмотря на то, что ее основной предмет – личные имена и
фамилии – ограничен в объеме. Одно из важнейших направлений исследования
– это история русского антропонимикона на отдельных синхронных срезах и в
отдельных регионах. Эти исследования важны тем, что они дают в руки
языковедов и историков данные о персональном и этническом составе жителей
того или иного региона.
Отдельные направления в антропонимике составляют изучение состава личных
имен, где для диалектологии и региональной лингвистики значимыми являются
территориальное варьирование и динамика именослова (именника, нормы
образования отчеств и характер употребления составных именований, а также
состав и происхождение фамилий.
Однако, особенно важно и интересно для диалектологов – это изучение состава
и этимологии прозвищ, которые в наибольшей степени проявляют связи с
5
диалектной лексикой и сохраняют особенности диалектного узуса в отношении
именования человека.
Для исследователей региональной ономастики очень важны данные о характере
выбора и репертуаре личных имен в отдельных городах и областях России.
Имеется довольно значительное количество публикаций по составу личных
имен жителей сельской местности. Для диалектологов исключительно важным
является этимологический анализ фамилий, целью и инструментом которого
является идентификация диалектной лексики. Не случайно этим вопросам
посвящается
значительное
количество
специальных
публикаций.
Исследователи русских фамилий подчеркивают их значимость для изучения
диалектной лексики поскольку в основах многих фамилий отразились те или
иные особенности местных говоров. Для диалектологов весьма важным
является
разграничение
собственно
фамильных
имен,
являющихся
официальными именами, и коллективных прозвищ или уличных фамилий.
Наряду с официальной системой в России до сих пор существует живая система
неофициального именования, унаследованная от далекого прошлого, свободная
от искусственного вмешательства. В древности, если глава семьи звался Бык,
это родовое прозвание передавалось старшему сыну в неизменном виде.
Средние сыновья звались Бычко или Бычок, а самый младший сын или внук –
Бычонок. Жена звалась Бычиха, дочь – Бычка. В семье возможны были также
имена Быня, Быконя, Быча, Быченя, несущие оттенок ласкового отношения
родителей к детям. С принятием христианства церковные имена оказались
втянутыми в ту же систему. Так, от православного имени Степан (глава семьи)
имя жены образовывалось с суффиксом -иха: Степаниха. Мужа можно было
звать сокращенным именем Стёпа, тогда жена звалась Стёпиха. Детей звали
Степанко, Степанок, Степанец, Степанчик, а также Стёпко, Стёпик, Стец,
Стецко, а внука – Степанчонок. Эта система была в значительной степени
разрушена стандартизацией. Тем не менее многие из перечисленных форм
можно найти в составе современных паспортных фамилий, а «живые»
образования сохраняются в современных прозвищах.
6
Прозвища как один из разрядов антропонимов пользуются наибольшим
вниманием
диалектологов,
поскольку
они
не
только
являются
дифференцирующим признаком системы именования человека, характерной
именно для говоров, но и содержат в значительном количестве диалектную
лексику. Прозвища в диалектной и региональной ономастике рассматриваются
в различных аспектах: региональной специфике, в отношении к диалектной
лексике, в социальном аспекте. Интерес появляется к обсуждению проблемы
сосуществования и синонимии прозвищ, а также комплексного исследования
всех ономастических единиц региона В качестве собственно диалектного
ономастического материала рассматриваются и сами прозвища, то есть
индивидуальные прозвищные именования и групповые прозвища или уличные
фамилии как феномен диалектной ономастики. Прозвища как языковой и,
прежде всего, диалектный материал требуют лингвистического описания,
поэтому
в
диалектологии
объектом
внимания
специалистов
являются
словообразовательные типы и словообразовательные средства оформления
прозвищ.
Актуальность
исследования
состоит в том, что это явление очень
интересное, широко использующееся в разных стилях речи, на обширной
территории. Придуманные народом в давние времена, прозвища становятся
именами собственными, приобретают значение вторичных фамилий. Это еще и
оригинальность, самобытность народа. Данная тема никогда не становилась
предметом специального исследования в Рязанских говорах. Поэтому возникает
необходимость изучения данной темы, чтобы сохранить социальный и
логический смысл прозвищ данной местности.
Прозвища жителей села Вослебово.
Прозвищами называют слова, даваемые людям в разные периоды их жизни по
тому или иному признаку или качеству этих людей и под которыми они
известны обычно в определенном, часто довольно замкнутом кругу общества.
7
Картина моего исследования будет неполной, если я не коснусь истории
возникновения села Вослебово. Появление прозвищ неразрывно связано с
далеким прошлым малой родины моих предков.
Село Вослебово относится к числу наиболее старых поселений наряду с такими
городами, как Пронск, Рязань, Ижеславль, Вердерев, возникших ещё в XII-XVI
веках. Расположено оно в непосредственной близости от города Скопина, всего
в нескольких километрах от города, на реке Вослебке. По преданию, возникло
после Куликовской битвы, когда Русское войско возвращалось после сечи с
татарами, оставляя на пути к Москве десятки подобных посёлков. В них
оседали раненые воины и те, кто за ними ухаживал. И кому данная местность
по тем или иным причинам просто приглянулась.
Есть две версии появления названия села. По первой, это дань памяти
славянскому русскому богатырю Ослябе, героически погибшему во время
Куликовской битвы. Направляясь туда, он отдыхал здесь с другим легендарным
богатырём, Пересветом. После победы, когда тут возникло поселение, его
назвали в честь Осляби. Со временем слово трансформировалось в Вослебово.
По второй версии, название дала речка Вослебка.
Дальнейшая история села тесно связана с первыми русскими царями из
династии Романовых. Так, в XVI веке оно принадлежало боярам Романовым,
дядям первого царя из династии Романовых – Михаила Фёдоровича. Вослебово
входило в Скопинскую вотчину Романовых. Затем вослебовские земли перешли
к Алексею Михайловичу, который усилением эксплуатации своих крестьян
значительно преумножил получаемые от вотчины доходы.
По северному берегу реки Вослебке заселялись казаки. Казаки построили избы,
улицу назвали Загоршина. В первой избе жил казак Яшка-Сиваков. От него
пошла фамилия Яшкины. Только после революции 1917 г перестали стариков в
этой избе называть казаками, а старух – казачиха. Прошло 500 лет, казачество
запретили цари. Но село Вослебово никогда не было крепостным. Крестьяне
были государственные, вольные, как они себя называли. Вслед за Яшкой
Сиваковым
поселился
Набатчик,
имя
которого
нынешними
потомками
позабыто. Но сыновей в этом роде рождалось много. Они застроили весь
8
высокий берег. Набатчиковы-Купцовы (наша бабушка Наталья Петровна из их
рода), Набатчиковы-Звоновы, Набатчиковы-Киреевы, Набатчиковы-Паньковы,
Набатчиковы-Трухачёвы, Набатчиковы-Пишовы, Набатчиковы-Калинушкины
и т.д.
Село Вослебово занимает обширную территорию. Буквально два десятка лет
назад в нем насчитывалось около тысячи жителей. В нашем селе и в настоящее
время существует очень много одинаковых фамилий: Ломакины, Кузнецовы,
Букаткины, Бушмановы,Томины. Может быть поэтому, чтобы отличить одну
семью от другой, и придумывались прозвища. В каждой семье рождалось
помногу детей, а особой изобретательностью в придумывании имен родители
не отличались. Поэтому в каждой семье был примерно такой состав имен :
Мария, Иван, Николай, Евдокия, Груня, Дуня, Василий, Егор и т.д. А чтобы
всех различать, сами родители своим детям придумывали прозвища, стараясь,
чтобы они не были обидными и оскорбительными.
Действительно, талант русского человека проявляется везде: и в труде, и в
бою. Но он также и мастер давать прозвища, такие меткие, что и фамилия не
нужна. Характерно, что прозвища имеют практически все семьи, а в некоторых
семьях их несколько. Жители у нас очень открытые, добросердечные,
душевные, поэтому и прозвища безобидные, не ранящие душу человека, а
придуманные с юмором и природной смекалкой.
Прозвища жителей села можно классифицировать по следующим признакам:
-
по характеру, интеллекту;
-
по внешнему виду;
-
по привычкам, любимым словам;
-
по нраву и поведению;
-
по роду деятельности;
-
по месту проживания;
-
по национальному признаку;
-
по предкам.
9
Многочисленны
прозвища,
мотивированные
характером
человека,
его
интеллектом. Несколько лет назад жила в селе женщина, Беляева Полина,
которую все называли Полюшка-Боевушка за ее веселость, жизнерадостность,
вечно неунывающий характер. Боевая она была везде: на праздниках первая
запевала, плясунья, на работе тоже первая. После гибели мужа на войне она
осталась совсем одна, но занятие себе находила всегда. Часто ходила в лес по
грибы и ягоды, за травами, делилась с соседями, лечила травами жителей, до
самой смерти одна держала корову. Умерла во время уборки картофеля на
грядке. До сих пор люди вспоминают эту замечательную женщину. Букаткин
Василий Трофимович получил прозвище Трунец за то, что любил беззлобно
подтрунивать над другими, но шутки его были всегда безобидными. Люди все
ему прощали за то, что в любую минуту он мог прийти на помощь попавшему в
беду. Имея свой трактор, он пахал огороды, возил дрова, сено за ничтожную
плату, поэтому слыл уважаемым человеком и душой любой компании. Умер
давно, а его дочерей так и зовут на селе – Трунцовы. В семье Зацепина
Анатолия Трофимовича по прозвищу Лисенок - двое детей, жена, и всех их
зовут тоже Лисенками, Лисятами, так как все на подбор – хитрые,
изворотливые, не гнушаются тем, что «плохо лежит», путем лжи и лицемерия
добьются всего, чего хотят. На селе их не одобряют и дружбу не водят с ними.
По характеру на селе даны прозвища и нескольким семьям, носящим
одинаковые фамилии – Кузнецовы. Кузнецов Иван Зиновеевич - Таракан, а его
жена Зинаида – Тараканиха. Отличались не только смуглой внешностью, а
скорее тем, что им до всего было дело, старались извлечь выгоду из любого
дела, жили безбедно. На селе говорили : «Как тараканы, везде пролезут».
А в семье ветерана войны Кузнецова Василия Романовича (уже нет в живых),
которого звали Мозоль, его жену – Мозлиха, было очень много детей – Мозли,
и все на удивление очень маленького роста. По характеру отличались
въедливостью, назойливостью, прилипчивостью, высокомерием и зазнайством.
Жили на очень красивом месте , в центре села. Жители шутили: «Прилепились,
как мозоль на нужном месте». Кузнецова Петра Ивановича, местного печника,
звали Циркач. Это был непревзойденный мастер рассказывать и придумывать
интересные истории, анекдоты. Мальчишки бегали за ним гурьбой в надежде
10
услышать что-нибудь интересное. Балагур, весельчак, своим оптимизмом умеет
заразить окружающих. Колтыгин Юрий Алексеевич имел прозвище Телок
(умер молодым) за свою медлительность, нерешительность, излишнюю
робость. Когда дело касалось знакомства с женским полом, попросту терял
дар речи, а это в деревне не приветствовалось. В браке прожил всего год, и
жена от него ушла.
Акимова Валентина Платоновна, по прозвищу Ботва, сейчас пенсионерка, на
селе пользовалась авторитетом, потому что работала зоотехником. Скотины
держали жители много в те давние времена, часто звали Валентину подлечить,
посмотреть скотинку. Помогать-то она помогала, но и сплетни разносила по
всему селу с завидной скоростью. Хоть и нуждались в ней, но не любили, она
могла так переиначить новости, что только диву давались. Ботва, может быть
потому, что много болтает, а еще говаривали, что донесла бригадиру на соседа,
который спрятал в картофельной ботве мешок зерна.
По характеру давались прозвища и в семьях Набатчиковых. Набатчиков Петр
Иванович – Петя –Мышь, человек очень шустрый, увертливый, проныра, но
скромный, добросердечный, для семьи и для дома незаменимый хозяин . на
прозвище не обижается никогда. В другой семье Набатчиковых рождались
дети,
отмеченные
слабым
умственным
развитием,
звали
их
Пеньки.
Впоследствии это имя стало нарицательным. Говорили: «Ты глупый, как пень,
пенек».
Набатчиков Николай Егорович, один из многочисленной семьи
( шестеро детей) получил прозвище Ежик в наследство от своей бабки. Правда,
ту звали Ежиха за довольно склочный, колючий и неуживчивый характер. А
внука зовут Ежик скорее ласково, так как за внешней суровостью этого
человека скрывается доброта, сердечность, уважительность, какая-то природная
воспитанность, несмотря на отсутствие образованности. А Назаров Михаил
Михайлович - персонаж по Щедрину. По уму и образованности прозван
Пескарем. Всю жизнь, до самой пенсии работал только на руководящих
должностях, обладал большими организаторскими и деловыми качествами.
Поныне пользуется почетом и уважением односельчан, так что прозвище очень
меткое, точное, убеждающее нас в необыкновенном таланте русского человека.
11
Фокина Михаила Федоровича, бригадира полеводства, звали Миша-Толковый
(умер от болезни). Человек умный и мудрый от природы, хотя окончил только
семь классов (пятьдесят лет назад школа имела статус семилетней). Многое
умел объяснить, растолковать, сочинить любую бумагу. Никогда никому не
грубил. Имел хороший дом, крепкое хозяйство. Дети умом пошли в отца, все
трое получили высшее образование, что по тому времени считалось очень
почетным. Односельчане ценили и уважали этого человека.
Яшкина Михаила Михайловича (умер в 75 лет) с рождения звали Мишариком.
Так ласково называла его мать. В детстве он был очень толстенький ,
кругленький, вот и Мишарик-шарик. Прозвище осталось на всю жизнь, но
люди говорили так с любовью, уважением, потому что человеком Михаил
Михайлович считался замечательным. Умный, необыкновенной доброты,
никогда
не
скажет
грубого
слова
никому.
Прекрасный
семьянин,
трудолюбивый. Всю жизнь держал пасеку, а когда приходило время качать мед,
всем соседям разнесет по баночке меда. «На здоровье», - говорил он всегда.
Много лет проработала поварихой в сельской школе Томина Тамара
Михайловна, по мужу ее звали Зайчикова. В детстве ее муж отличался
трусливостью, нерешительностью, отсюда и Зайчик. А став взрослым и заимев
семью, начал «скакать» на сторону, то есть к другим женщинам. А жена его,
Тамара Михайловна, женщина очень порядочная, ее все жалели, старались
успокоить. А прозвище после смерти неверного супруга осталось, но звали ее
так, скорее не по злому умыслу, а ласково.
Очень меткие прозвища давались и по внешнему виду. Букаткину Зинаиду
Трофимовну прозвали Колпачок. Женщина очень маленького роста, и чтобы
казаться выше, в прическу подкладывала овечью шерсть, голову покрывала
косынкой. Пропорции были нарушены, поэтому и Зина-Колпачок. Но звали ее
так не только из-за роста, а из нелюбви к ней, потому что это слишком
любопытная, въедливая женщина. Конечно, обидное прозвище, и она всегда
сердилась, когда слышала о себе такое.
12
Совсем необидно зовут другую женщину, Букаткину Марию Алексеевну –
Курчавка. У нее от природы очень красивые, пышные и кудрявые волосы, да и
сама она красавица, хотя возраст за шестьдесят.
Семена Михайловича Ломакина, бригадира молочной фермы в совхозе,
прозвали Семен-Брусок за нескладную фигуру. Он небольшого роста, но
массивный, большеголовый, широкоплечий, с квадратным туловищем, руки и
ноги короткие – похож на обрубок или брусок от дерева, отсюда и Брусок. Сам
Семен Михайлович не обижался, по натуре очень покладистый, добрый и
ласковый человек.
Кузнецова Василия Ивановича, местного пастуха, звали Чуноска. Говорили, что
у его прабабки в результате «плохой» болезни отвалился нос, ее стали звать
Чуноска, а потом и ее детей и внуков, и так до настоящего времени, но из этого
рода в селе уж никого не осталось. Другой Кузнецов Дмитрий Фролович, всю
жизнь
проработавший
скотником,
носил
прозвище
Полпуда
за
свою
необыкновенную худобу и очень маленький рост. Очень хорошо умел
укладывать сено в стога, особенно вершить, и мужчины его попросту
закидывали на верх стога, также и ловили, беззлобно подшучивая.
Ласково и почтительно –Голубка- звали Кузнецову Антонину Карповну. Она
родилась последней из восьми человек, но в отличие от своих сестер и братьев
была необыкновенно красивая, высокая, статная с легкой походкой, да к тому
же очень нежная, добрая и ласковая. Семья считалась бедной, поэтому замуж ее
выдали за маленького, вредного, склочного мужичка, да к тому же пьяницу.
Чего только не пришлось ей испытать, все вынесла. Сейчас, к счастью, уже в
преклонном возрасте жизнь наладилась: любят ее дети, внуки, соседи.
Многочисленное семейство Назаровых зовут Ржаные, потому что все в семье
очень смуглые, черноволосые, имеют сходство с ржаным хлебом.
Счетовода Сибирева Ивана звали Чугун из-за непомерно большой головы и
маленького роста. Действительно, голова у него была похожа на большой
чугун. Мужчина очень умный, в бухгалтерском деле ему не было равных, на
должности держали долго, даже на пенсии работал.
13
Уханова
Николая
Ивановича,
механизатора,
прозвали
Балда.
Мужчина
массивный,
большеголовый,
очень
высокий.
«таким
только
сваи
заколачивать»,- говорили на селе. Он чем-то походил на пушкинского
сказочного героя Балду, такой же трудяга, весельчак и добряк.
Раиса Ильинична Набатчикова получила прозвище Пышка от своих сестер. С
рождения она была полненькая, пухленькая, круглолицая и румяная, а сестры
обычные. А в селе всегда ценилась женская полнота. Считали , если полная,
значит работящая. Раиса действительно много работала, да и сейчас у нее
четверо внуков. А прозвище так и осталось. Ее мужа Николая звали Глазан за
большие и красивые карие глаза.
Ломакиной Марии Петровне прозвище Чинная досталось от матери, высокой,
статной, женщины. Ходила она величаво, степенно, чинно, отсюда и прозвище.
А сама Мария была неказиста, мала ростом, сутулая, гордилась, что ее так
зовут (умерла давно). А вот ее пятеро детей, наоборот, все высокие, статные,
красивые, правда, от разных мужчин, а материно прозвище к ним так и не
пристало.
Главу семьи Мишенькина Ивана Тимофеевича зовут Чушок, всех его детей –
Чушки. Родом Иван из очень бедной, многодетной семьи, еле сводившей концы
с концами. На детей внимания родители почти не обращали, много работали в
колхозе,
чтобы
прокормить
такую
ораву.
Поэтому
дети
были
вечно
грязненькие, чумазые. А по другой версии – дед Ивана Тимофеевича работал на
добыче угля, всегда был черный и грязный – вот и Чушок.
Ветеран войны, участник боев под Курском Набатчиков Егор Дмитриевич
(умер от послевоенных ран лет тридцать назад), человек с героическим
прошлым носил все-таки обидное прозвище – Горелый, так как на войне
служил танкистом, в одном из боев сильно обгорел в танке, отметины на лице
остались на всю жизнь. Односельчане относились с почтением к этому
человеку, называя его только по имени и отчеству, а по прозвищу только за
глаза.
Набатчиковой Анне Тимофеевне, ныне пенсионерке, прозвище дал отец.
Подвыпив, он всегда говорил: «Наша Нюра красивая, как конфетка». Так и
14
прозвали Конфеткой как нельзя кстати: Анна миловидная, всегда одевается
очень ярко, действительно похожа на разноцветный фантик от конфеты.
Доярку Колосову Нину Ефимовну звали Малинка за постоянный румянец на
щеках. Была женщина очень приятная, работящая, веселая. Но после
трагической смерти мужа стала сильно пить, водить в дом разных мужчин,
устраивать гулянки. Умерла в тридцатилетнем возрасте от потери крови,
оставив двух малолетних детей, которых поставили на ноги близкие
родственники.
Характеризовали внешность и такие прозвища как Анатолий-Золотой – за
рыжевато-золотистый цвет волос; Леня-Белый – за почти белые волосы; Ваня-
Гнутик – за сутулость; Митя-Лобан – за слишком большой и высокий лоб; Дуся
Черненькая – за густые, черные, как смоль, волосы.
Давались прозвища и за какие –либо привычки, любимые
слова, часто
употребляемые в речи. Гальцев Анатолий Егорович (умер в 54 года), в детстве
очень любил есть баранки, а слово не выговаривал, получалось «дай баванку»,
отсюда и прозвище – Толя- Баванка.
Журавлевых Генадия и жену Елену на селе зовут Миленчиковы. Это прозвище,
ставшее уличной фамилией, носит уже четвертое поколение. Прапрабабушка
Настасья , обращаясь к своим детям и внукам, даже к соседским, любовно
называла их «миленок, миленчик». Так и появились Миленчиковы. По
официальной фамилии семью никто и не называет.
Бушманов Алексей Алексеевич носил прозвище Чекляй по деду Ивану. Тот
отличался крутым нравом, вспыльчивостью. В минуты гнева на кого-либо в
свою речь всегда вставлял непонятное слово «чекиляй», означавшее «уходи».
Народ немного сократил слово, получилось Чекляй. Потомки это слово уже не
произносили, а память осталась.
Лет сорок назад работал в совхозе шофером на полуторке Орлов Василий
Михайлович, которого все звали Вася-Торможу. В то время техника на селе
была не очень уж хорошая. Молодежь уезжала в город, там и оседала. Василий
остался на селе, образование давалось с трудом, физически работать не хотел.
15
Очень долго не мог научиться водить машину, а когда ехал, то, боясь задавить
кого-нибудь, кричал почему-то из кабины : «Торможу!» Скорее всего от страха.
Так и остался до самой смерти Васей-Торможу.
Ломакина Петра Ивановича звали Петя Обозду. Как говорили на селе, родился
он «неправый», во время родов что-то повредили, и ребенок остался хромым,
не способным к учебе, да еще и картавым. Но всю жизнь пас сельское стадо.
Когда его спрашивали: Петя, когда жениться будешь? – он отвечал : «Да
обозду», то есть «обожду».
Не выговаривал в детстве слово «караваец» (тоненький блинчик) Суханов
Анатолий , поэтому и звали его Толя – Каваец. Женился на местной красавице,
Нине Лизуниной ( звали по имени матери Лизы), которая тоже стала Нина
Кавайцева, родились дети, их называли также.
Давно нет в живых тракториста Василия Боровских, прозванного Вася-
Неварило. Это прозвище он получил от прадеда Ивана. Жена у него была
бездельница, болтливая, суетливая. Создавая видимость работы, вечно бегала
по соседям то за солью, то за хлебом, поэтому обед мужу готовила не всегда
вовремя. Возвращаясь с работы, прадед всегда ворчал: «Опять не варила? Но
жену очень любил, поэтому не мог на нее долго сердиться, прощая её слабости.
Прозвище Неварило перешло к внуку Василию.
Тракториста Кузнецова Василия звали Француз за невнятную речь. Он говорил
немного гнусаво, в нос, а когда сердился, то трудно было вообще разобрать
слова, поэтому и говорили : «Будет тебе лопотать, как француз».
Кузнецова Николая Дмитриевича прозвали Коля-Вава. Он немного заикается,
поэтому в разговоре к словам добавляет «ва». «Ты-ва, принеси ведро-ва».
Примерно так, но все равно трудно его понять незнакомому человеку.
На селе жила Королькова Прасковья (давно умерла от старости), ни одного дня
не работала, даже по дому все делал муж, но прославилась тем, что любила
сочинять небылицы. Семья бедствовала, часто нечего было есть, приходилось
идти к соседям и просить примерно так : «Дорогая, дай немного сальца, а то у
меня погреб обвалился,
и
завалило целую
бочку сала».
Никогда не
16
признавалась, что худо живет. Звали ее Параня-Дорогова, может в насмешку за
то, что все у нее дорого и отлично.
В многочисленной семье Шашаковых (девять детей) отца Василия Ивановича
звали Ваюка. Объясняется это просто. Во время войны был сильно контужен,
стал заикаться, поначалу выговаривал только одно слово «ваю», наверное,
«воюю». Но потом поправился, женился, а прозвище осталось. Товарищи
любили над ним часто подшутить беззлобно, но он не обижался, к
подтруниванию над собой относился с пониманием. Вырастив детей и дав им
образование, умер от старых ран.
Томина Якова Яковлевича прозвали Шлеп из-за походки. Когда он шел, то
громко стучал подошвами об землю, пол. «Шлепает и шлепает», - говорили
соседи.
Прозвища в нашем селе давали по нраву и по поведению человека в обществе.
Так Набатчикова Владимира, в прошлом шофера в совхозе, звали Зюзя.
Мужчина
отличался сильным пристрастием к «зеленому змию», когда
напивался, то вел себя до безобразия неприлично: менялось выражение лица,
походка, речь. От излишнего употребления алкоголя и умер.
Пенсионера Александра Ивановича Фоломкина зовут Хлоп. При общении с
окружающими и в минуты волнения постоянно прихлопывает ладонями по
бокам.
Шашков Анатолий прозван Кнутом по вихляющейся походке. По дороге ровно
он никогда не ходит, а зигзагами, да еще и заплетая ноги.
А еще жил у нас Коля-Деляга, очень хороший, смирный мужчина, молчаливый,
но стоило ему выпить, то он мог прицепиться к любому со своими разговорами
и при этом всегда обращался так: «Ну ты, деляга, поговоришь со мной?». Так и
остался Делягой до самой смерти,
хотя особых деловых качеств не
наблюдалось, разве только то, что имел с женой восемь девочек и двух
мальчишек.
В семье Набатчикова Петра Николаевича, ветерана войны (умер в возрасте
восьмидесяти лет) было четырнадцать детей. Кто-то обронил фразу: «Нарожали
17
ребятишек, как с куста». И пристало к нему прозвище Петя-Куст, дети стали
Кустовы, до сих пор их так зовут.
Горбачева Ивана Дмитриевича зовут Курогон. В возрасте 3-5 лет любил гонять
домашнюю птицу: в основном кур и маленьких цыплят, да так, что стаптывал
вместе с курами грядки на огороде. За это родители его частенько пороли.
У Демидова Ивана Дмитриевича, мастера класть печи, довольно обидное
прозвище – Блатной. В молодости находился в заключении за мелкое
хулиганство два года. К детям оно тоже прилепилось незаслуженно. По
характеру и манере общаться Иван Дмитриевич очень порядочный, умный,
правильно строит свою речь. Да и дети получили хорошее образование и
утвердились в жизни.
Сильно контуженным пришел с войны Кузнецов Егор Петрович: тряслась
голова, руки. Кто-то нехороший сказал обидное: «Трясется как чумовой».
Слово не воробей – кто-то переиначил сказанное, получилось Чумара. Так и
стал несчастный человек Жорой-Чумарой. Начал выпивать, становился
неуправляемым совсем, только одна мать могла еще с ним справиться. После ее
смерти прожил недолго. Но на селе помнят о нем.
Вообще наше село отличалось многочисленными семьями, это сейчас
население поредело. А несколько десятков лет назад у многих имелось большое
хозяйство. Каждый чем-либо занимался, чтобы прокормить детей.
И многим давали прозвища по роду их деятельности.
Недавно умер Иван Бушманов, звали его Пекарь. Он на самом деле работал
пекарем в совхозной пекарне (ее давно уже нет), хлеб всегда у него был очень
вкусный, и это прозвище дано скорее как дань уважения этому замечательному
мастеру своего дела.
Кузнецова Петра Ивановича зовут Петя-Колодка по отцу. Отец был мастером
по изготовлению колодок для валки валенок, а также делал колодки для
деревянных грабель. Своим умением славился на всю округу. А прозвище
передалось сыну по наследству, хотя в принципе не имеет к нему никакого
отношения. Петр всю свою жизнь проработал на военном заводе, сейчас на
18
пенсии. Но есть и другое объяснение: Петр Иванович отличается крайней
бестолковостью, доходящей порой до тупости. Тут скорее всего и характер
имеет место, и умственные способности. Этого человека очень трудно убедить
в чем-либо, особенно тяжело приходится его жене, которая терпит его уже
много лет.
Всех из семейства Колосовых ( отец, мать, двенадцать детей) зовут Костылевы.
Дед в этой семье работал на железной дороге. Когда у него спрашивали, что он
там делает (получал на зависть всем приличную зарплату), то он отшучивался:
«Костыли в землю вбиваю». Так и прозвали Костыль, потомки и стали
Костылевы.
Жил на селе очень трудолюбивый, замечательный мастер по дереву Ломакин
Петр Тимофеевич (умер по болезни). Звали его Крот именно за то, что он
никогда не сидел без дела: всегда что-нибудь мастерил. В доме все сделано его
руками. А еще в давние времена детей рожали очень много, но много и
умирало: от болезней, во время родов, от недогляда родительского. Детская
смертность в грудном возрасте была в порядке вещей. Страшно говорить, но он
делал очень аккуратные детские гробики, не беря при этом никакой платы.
Одним словом, пользовался человек популярностью на селе.
Вернувшись с войны, Набатчиков Петр Пантелеевич занялся разведением
гусей, что было в то время большой редкостью. Он был одним из первых на
селе, кто завел гусей, и потом водил их целыми стадами. Это приносило семье
немалый доход. Семья быстро встала на ноги, окрепла. Их считали богачами.
Поэтому и прозвали - Петя-Гусь. Не любили его на селе из-за неимоверной
жадности. Никому никогда не помогал, был очень въедливый, мстительный.
Его дом старались обходить стороной. Когда он умер, соседи даже не пришли
проводить в последний путь. Дети унаследовали черты характера отца, но
давно уехали из села . А вот жена его, Натаха-Гусиха, наоборот, была
женщиной очень кроткого нрава, замученная работой и частыми побоями мужа.
Втайне от мужа она помогала своим родственникам, которые в чем-либо
нуждались.
19
Набатчиков Иван Прокофьевич звался на селе Черепок. Очень подходило ему
это прозвище. Во первых, семья его деда занималась изготовлением глиняной
посуды, которая часто билась на черепки, видимо, из-за плохой обработки.
Прозвище передалось от деда к внуку. Во-вторых, Иван был очень маленького
роста, братья и сестры его почему-то не любили, отгоняли от себя. Так он и рос,
как осколок от посуды. Умер в одиночестве.
Первой портнихой считали на селе Набатчикову Анну, звали Нюра-Катушка
даже с каким-то почтением. Обшивала все село, может, не всегда качественно,
но некуда было деваться местным женщинам, они и такому шитью были рады.
Веселая, боевая была в молодости, певунья и плясунья. Выдали замуж, и от
веселья Нюры не осталось и следа. Муж часто бивал ее, да так жестоко, что она
жаловалась подругам. Начала пить, умерла она страшно, повесившись в сарае.
Русин Егор Дмитриевич в молодости уехал поднимать целину. Вернулся,
женился, стал Жорой-Целинником. Своим прозвищем очень гордился. На
родной
земле
тоже
работал
хорошо,
считался
передовиком.
Любил
рассказывать про трудности освоения целинных земель. Умер по болезни.
Большая семья Томиных по-уличному звалась Горняковыми. Отец семейства
всю жизнь проработал на шахтах города Скопина, заработав хорошую пенсию.
Семья считалась зажиточной. Другую семью Томиных зовут Кухаркины. Еще
до революции женщины их рода работали кухарками в барском доме. Из этого
в живых остался только один сын, да и тот давно уехал из села.
Ломакину Василию Ивановичу сейчас восемьдесят лет. В зрелые годы он
мастерски делал кадки для соления огурцов (на селе эту культуру уважали и
сажали помногу), квашения капусты, да и просто для воды, хранения зерна.
Кадки делал по заказу разных размеров, очень аккуратные. За это его прозвали
Кадушечкин. Смастерив вещь, очень радовался, всегда говорил : «Смотри,
какая кадушечка получилась, дорогого стоит». Действительно, плату просил
немалую, яростно торговался, при этом сердился, ссорился с заказчиком.
Получил второе прозвище – Вася –Кадушок, мол, деньги в кадушку
складывает, уже девать некуда.
20
Много лет назад жил на селе Уханов Николай Михайлович, по прозвищу
Стегней или Стегнюша. Так его называли ласково за его страсть к лошадям. В
совхозе водилось несколько лошадей для различных сельских работ. Николай
при них работал конюхом: он их и кормил, и водил на выпас, и чистил. Дни и
ночи пропадал на конюшне. Сильно переживал, когда какой-нибудь нерадивый
односельчанин приводил лошадь либо грязную, либо сильно уставшую, а хуже
того – хромую. Тогда Николай, ругаясь, часто приговаривал: «Вот стегану тебя
кнутом, тогда узнаешь!». Других ругательных слов он никогда не употреблял.
Вот отсюда и пошло: Коля-Стегней. А лошадей он в жизни своей ни разу не
ударил.
Отец Фокиной Надежды занимался изготовлением дверных ручек, и дочь стали
звать Надя-Ручкина. У нее еще были сестры, но звали так ее одну за то что она
очень любила отца, была похожа на него, во всем ему помогала. В жизни была
очень трудолюбивая, многое умела. Муж попался ей с тяжелым характером, но
ее
активность,
энергичность
помогала
ей
преодолевать
невзгоды.
Не
жаловалась, когда сильно заболела, стойко терпела боль. Умерла во сне.
Яшкина Николая Михайловича, знатного пчеловода, звали Коля-Поэт. Он на
самом деле сочинял стихи и, как отмечали родные, довольно неплохие. Судьба
обрекла его на одиночество: три раза он женился, и все неудачно, женщины от
него уходили ровно через год. Может быть поэтому он и занимался
сочинительством. Но ни одно из стихотворений не сохранилось из-за пожара:
сгорел дом совсем имуществом. Николай с горя запил. Жили они неподалеку от
речки. В одну из майских прохладных ночей его нашли мертвым на берегу:
умер Николай от переохлаждения.
Еще одну семью Набатчиковых всегда звали на селе Метелкины, потому что
их предки занимались изготовлением метел на продажу.
Характеризовались прозвища и по месту проживания.В селе жили не только
коренные жители, но и «пришлые», как их называли. Журавлеву Нину
Андреевну все называли Вологодка. Муж служил в армии в Вологде, привез
оттуда жену. По фамилии Нину почти не называли, а все Вологодка. Дочери в
наследство тоже получили эту вторую фамилию.
21
Бушманова Ивана Яковлевича, ныне пенсионера, по фамилии тоже никто не
зовет, а все Озерок. Дело в том, что его родители первыми нас еле построили
дом на берегу небольшого озера. Иван рос очень озорным, подвижным, в
возрасте 3-4 лет часто убегал на другой край села, обратно дорогу найти не мог.
Когда его спрашивали, откуда он, мальчик отвечал, что с озера. Так и прозвали
Озерок. А жена стала Зина-Озериха.
В семье Кузнецовых Виктора и Марии было шестеро детей. Всех их звали
Гродненские. Родина Виктора – город Гродно, а в армию попал служить в
город Скопин. Познакомился с девушкой из нашего села, поженились, так и
остался здесь жить. Родители умерли, а дети так и остались Гродненскими.
Большую семью Липатовых ( сейчас, правда, осталось всего четверо) уже
несколько поколений зовут Глинновы. Вся семья жила неподалеку от места на
краю села, где добывали глину, а детвора всегда там играла. Возвращались
домой все перепачканные в глине, отсюда и Глинновы.
По национальному признаку также прозвища давались, но редко. Алюмиева
Ивана Годеевича зовут Ваня-Татар по отцу: тот был настоящим татарином.
Буковинский Петр зовется Хохлом, так как он с Украины. Есть еще Немец –
Геннадий Гольберг, с Поволжья.
Многих на селе называли по предкам: по отцу, по матери, по деду и т.д. Двух
сестер Русиных звали Санякины по отцу Сане (Александр). А вот Колосова
Петра Алексевича звали Огрызок сами родственники. Он родился в семье
десятым и с разницей в возрасте от предпоследнего ребенка в десять лет: Петр
и внешне был неказист да и умом не блистал, может, поэтому и Огрызок.
Прозвище еще одной семьи Яшкиных держится уже несколько поколений –
Девяткины. У прадеда в семье рождались только мальчики – всего их было
девять. На селе осталось только два сына, остальные разъехались по стране.
Нынешнее поколение этого рода тоже зовут Девяткины.
Пенсионерку Зацепину Нину Ефимовну зовут Лизунина – по имени ее матери
Лизы женщина была очень добрая, покладистая, ласково звали ее Лизуня. Дочь
Нина и ее три дочери тоже стали Лизунины.
22
Локтионову Антонину Яковлевну прозвали Яникова по деду, которого в
детстве вместо Вани стали называть Яней, отсюда Яник, Яниковы.
Семейство Черных Марии и Андрея и еще восьмерых детей звали Махнушины
по прадеду Андрею. В суровые годы гражданской войны он служил в армии
батьки Махно. После ее разгрома появился в селе и стал жить на одной из
оживленных улиц. Репрессиям почему-то не подвергался, может, некому было
доносить на него. Завел семью, так и пошло из поколения в поколение:
Махнушины. Что характерно, дух анархизма в этой семье сидел твердо:
родитель
не
любили
подчиняться
властям,
дети
отличались
крайней
недисциплинированностью, хулиганством. В настоящее время в живых из этой
семьи осталось только двое детей: четверо сыновей умерли от туберкулеза,
полученного от частого сидения в местах заключения за довольно серьезные
преступления; две сестры умерли от алкоголизма. Даже внуки пошли по стопам
предков. Сейчас на селе из этой семьи не осталось никого.
По родителям звали Букаткину Екатерину – Катя Беднова. Семья из восьми
человек действительно жила крайне бедно. Отец практически не работал, пил,
скандалил. Тяжелые жилищные условия (домик в два оконца), нехватка
топлива, холод, голод доводили семью до того, что дети шли побираться,
просить у сельчан хлеба. Сама Екатерина всю жизнь проработала техничкой в
школе, на маленькую зарплату вырастила двоих детей (муж умер через три года
после женитьбы). Жить так и осталась в доме родителей до самой смерти. В
настоящее время от семьи Бедновых остался полуразвалившийся домик на
берегу речки: дети живут в других местах.
Проведенное исследование позволяет сделать выводы, что имя собственное –
значимая единица языка. Но специфика имени собственного заключается в том,
что его характер предопределяет не только языковой фактор; «…причины,
стимулирующие
развитие
именных
систем,
по
своему
происхождению
социальны, то есть лежат вне сферы действия лингвистики» (Суперанская,
1973, с.26).
Прозвища – неиссякающий источник неофициального именования русского
человека – составляют сложную систему, похожую на систему официально
23
узаконенных имен, отчеств, фамилий, но не совпадающую с ней. Современные
неофициальные именования – это продолжение исконной древнерусской
системы именования людей. Лексические основы прозвищ могут быть самыми
современными, тем не менее в них прослеживаются мотивы и отношения,
известные еще в древнерусский период, что свидетельствует о глубокой
традиционности русской системы личных имен. Современные неофициальные
именования бывают индивидуальными и групповыми (семейными, родовыми).
Среди именований для внутрисемейных отношений различают: патронимы
(именования потомков, образованные от имен, фамилий или прозвищ отцов или
более далеких предков по мужской линии); метронимы (именования потомков,
образованные от имен, фамилий или прозвищ матерей или более далеких
предков
по
женской
линии);
а
также
андронимы
(именования
жен,
образованные от имен, фамилий или прозвищ мужей), гинонимы (именования
мужей, образованные от имен, фамилий или прозвищ жен), адельфонимы
(именования братьев и сестер) и другие. Современное неофициальное
индивидуальное именование часто бывает двучленным: личное имя +
прозвище, прозвище + фамилия, что составляет некоторое подобие именования
по имени и фамилии: Андрей Балетный (Андрей его имя, Балетным его зовут за
пританцовывающую походку), Лёва Красный (очень румяный), Хома Белов
(Белов – его фамилия, Хома – прозвище, потому что он похож на хомяка).
Групповые прозвища: Буквари – студенты педучилища в Пензе; Сельсовет –
собирательное прозвище семи подруг с одной улицы. Некоторые групповые
прозвища-характеристики близко соприкасаются с названиями жителей по
месту,
отличаясь
от
последних
повышенной
эмоциональностью
и
морфологической невыводимостью из топонимов: Сухонята (живущие по реке
Сухона), Гусляки (живущие на реке Гуслица). А.Грин в Автобиографической
повести отмечал, что работников Кыштымского завода на Урале звали
гамаюнами, рабочих крупных предприятий в Прибайкалье (собирательно) –
ангарщина. Фамилия, имя, прозвище главы семьи часто становится основой
прозвища всей семьи: Надувалы (прозвище деда – Надувала), Николаевичи
(имя отца – Николай), Моськины (имя деда – Моисей). Одного человека из
такой семьи можно звать Надувала, Моськин. Но прозвищные имена семей
24
могут быть и собирательными именами: Суета, Мелюзга, Змеиное Гнездо (о
злом семействе), Глупа Деревня (о наивном, доверчивом семействе). Многие
имена семей мотивированы профессией главы семьи: Кузнецы, Бондари. Имена
супругов, образованные от их фамилий или от прозвища одного из них, могут
быть такими словами Гуси (Гусевы).
Весьма любопытны новые наблюдения над проникновением русских прозвищ в
сельскую среду и их использование среди народа. Материал, содержащийся в
исследовательской работе, показывает, что проникновение ономастики в
диалектную фразеологию увеличивает количество регионально специфических
явлений
в
народных
говорах.
Дальнейшее
собирание
и
изучение
фразеологических единиц, образованных на основе имен собственных, имеет
определенные перспективы в изучении русских народных говоров, поскольку в
этом уникальном материале проявляется национально-культурная специфика.
25
Литература.
1.Тупиков Н.М. Словарь древнерусских личных собственных имен. СПб, 1903.
2.Антропонимика. Под ред. В.А.Никонова и А.В.Суперанской. М., 1970.
3.Карпенко
М.В.
Русская
антропонимия.
Одесса,
1970.
4.Веселовский С.Б. Ономастикон. Древнерусские имена, прозвища и фамилии.
М.,
1974.
5.Данилина
Е.Ф.
Прозвища
в
современном
русском
языке.
–
В
кн.:
Восточнославянская
ономастика.
М.,
1979.
6.Никулина З.П. О структуре и формировании семантики прозвища. – В кн.:
Семантическая
структура
слова.
Кемерово,
1984.
7.Системы личных имен у народов мира. Отв. ред. М.В.Крюков. М., 1989.
8.Унбегаун
Б.О.
Русские
фамилии.
М.,
1989.
9.Калакуцкая
Л.П.
Фамилии.
Имена.
Отчества.
М.,
1994.
10.Суперанская
А.В.
Словарь
русских
личных
имен.
М.,
1998.
11.Королева И.А. Происхождение фамилий и отчеств на Руси. Смоленск, 1999.
12.Петровский Н.А. Словарь русских личных имен, 6-е изд. М., 2000.
26