Автор: Лунина Татьяна Николаевна
Должность: учитель изобразительного искусства
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 37
Населённый пункт: Белгород
Наименование материала: Анализ произведений искусства на уроках изобразительного искусства в средней школе
Тема: Изучение истории изобразительного искусства
Раздел: среднее образование
Основная задача уроков изобразительного искусства - воспитание
творческой личности, поэтому изучение истории изобразительного искусства
направлено на воспитание личностных качеств, позволяющих уважать
культурные ценности различных народов, а также на формирование у
школьника эстетических и нравственных установок.
Большое
внимание
уделяется
тому,
что
у
каждого
вида
изобразительного искусства есть своё средство общения, на котором он
разговаривает со зрителем. Также необходимо научить школьника методике
анализа произведения искусства, не заменяя её простым описанием. Среди
методов
исследования
произведения
искусства
самым
эффективным
считается сравнительно-исторический метод.
Приемы и методы сравнительно-исторического анализа могут быть
использованы для создания у обучающихся персонального эмоционального
образа художественного произведения. Так, например, сравнение храмовой
архитектуры разных средневековых княжеств позволяет детерминировать
особенности и отличия, формируя личное эмоциональное восприятие
индивида.
Историко-генетическое
сравнение
ориентировано
на
нахождение
сходства в связи с общим происхождением, данный метод актуален в связи с
радикальной сменой художественных основ русской культуры в двух
главных моментах ее истории - принятие православия привело к переходу от
язычества к греческим канонам, а реформа Петра I – к быстрому переходу из
средневековья к новому времени.
Историко-типологическое сравнение нацелено на выявление общности
не
связанных
по
происхождению
явлений.
Например,
культуры
Месопотамии и Южной Америки не связаны генетически, а их сходство
детерминировано
типологической
принадлежностью
к
цивилизации
Древнего мира.
Сравнительно-сопоставительный
анализ
предполагает
сравнение
разнородных
объектов
-
культурных
ареалов,
культурных
регионов,
разнородных культур, стилей и их выразительных возможностей.
История изобразительного искусства - сложный синтез знаний,
включающий в себя историю и развитие изобразительного, декоративно-
прикладного искусства, архитектуры и скульптуры. Использование силы
воздействия различных искусств на формирование личности школьника, его
нравственных убеждений может быть достигнуто лишь при условии
использовании особой методики анализа произведения искусства.