Автор: Павлова Нина Анатольевна
Должность: учитель информатики
Учебное заведение: КОУ "Средняя школа №1 (очно-заочная)"
Населённый пункт: г. Омск
Наименование материала: СПЕЦИФИКАЦИЯ зачетной работы по информатике в 10 классе
Тема: Теоретические основы информатики. Часть 1
Раздел: среднее образование
Казенное общеобразовательное учреждение Омской области «Средняя школа №1 (очно – заочная)»
СПЕЦИФИКАЦИЯ
зачетной работы №1 по информатике в 10 классе
Тема
«
Теоретические основы информатики. Часть 1
»
1.
Назначение работы
Оценить достижение обучающимися планируемых предметных результатов освоения
темы «Теоретические
основы информатики. Часть 1» с целью их промежуточной
аттестации по информатике.
2.
Подходы к отбору содержания, разработке зачета
Содержание зачета определяется на основании следующих документов:
1.
Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 с
изменениями, включая приказ Минпросвещения России от 12.08.2022 г. №732.
2.
Основной
образовательной
программы среднего общего
образования
КОУ
«Средняя школа №1 (очно-заочная)».
Зачет №1 включает в себя контролируемые элементы содержания тем «Теоретические
основы информатики. Часть 1». В зачете соотношение числа заданий по контролируемым
элементам содержания темы определяется учебным временем, отводимым на их изучение
в рабочей программе.
3.
Структура зачета
Каждый вариант зачета №1 по информатике для 10 класса содержит 12 заданий,
различающихся формой и уровнем сложности.
Задания №1-3,5-9 с выбором ответа в виде одной буквы.
Задание №4 направлено на умение применять подходы к измерению информации
(алфавитный подход к измерению информации при решении задач). Задание №10
направленно на умение представить целое положительное число в памяти компьютера.
Задание №11 проверяет умение кодировать и декодировать информацию. Задание №12
направлено на проверку знания, как представить десятичное число в двоичном виде в 16-
битном представлении в формате целого со знаком.
Таблица 1. Распределение заданий по работе
Количество заданий
Максимальный балл
Тип задания
10
12
С выбором ответа
1
1
С кратким ответом
1
до 4
С развернутым ответом
Итого: 12
17
4.
Распределение заданий зачетной работы по содержанию
Таблица №2. Распределение заданий по содержанию
Разделы (темы) курса информатики,
включенные в работу
Количество заданий
По рабочей программе
Вся работа
Теоретические основы информатики:
Информация
и
информационные
процессы
5 (42%)
5 часов (38%)
Представление
информации
в
7 (58%)
8 часов (62%)
компьютере
Итого
12
13 часов
5.
Проверяемые умения и виды деятельности
Зачет №1 составлен, исходя из необходимости проверки достижения планируемых
предметных результатов освоения тем: «Теоретические основы информатики. Часть 1»
курса информатики средней школы.
1.
понимание основных принципов дискретизации различных видов информации,
умение определять информационный объём текстовых, графических и звуковых
данных при заданных параметрах дискретизации;
2.
умение строить неравномерные коды, допускающие однозначное декодирование
сообщений (префиксные коды);
3.
владение теоретическим аппаратом, позволяющим осуществлять представление
заданного натурального числа в различных системах счисления.
1.
Распределение заданий по уровням сложности
В зачете №1 представлены задания базового и выше базового уровней сложности.
Задания базового уровня (№ 1,2,3,5,6-9,11) – это простые задания, проверяющие
способность и умение обучающихся применять научную терминологию, использовать
научные понятия для объяснения процессов, выделять из списка лишний элемент. Задание
выше базового уровня сложности (№ 4,10,12).
Таблица №3. Распределение заданий по уровню сложности
Уровень сложности заданий
Количество заданий
Максимальный балл
Базовый
9
9 (53%)
Выше базового
3
8 (47%)
Итого
12
17
2.
Время выполнения варианта зачета
Зачет №1 выполняется на индивидуальной консультации.
3.
План варианта зачетной работы
№
задания
в работе
Проверяемые
элементы содержания
Коды
проверяемых
умений
Уровень
сложности
задания
Макс. балл за
выполнение
задания
1
Двоичное кодирование.
Представление об универсальности
цифрового
представления
информации.
1
Б
1
2
Двоичное кодирование.
Основные принципы дискретизации
различных видов информации.
1
Б
1
3
Подходы к измерению информации.
Информационный объём текстовых
данных при заданных параметрах
дискретизации.
1
Б
1
4
Подходы к измерению информации.
Сущность алфавитного подхода к
измерению
информации:
определение
бита
с
алфавитной
точки зрения; связь между размером
алфавита и информационным весом
символа; связь между единицами
измерения информации.
1
Выше
базового
2
5
Информационные
процессы
в
компьютере.
1
Б
1
6
Системы
счисления.
3
Б
1
Характеристики двоичной системы
счисления.
7
Алгоритмы перевода чисел из P-
ичной
системы
счисления
в
десятичную и обратно.
3
Б
1
8
Двоичная,
восьмеричная
и
шестнадцатеричная
системы
счисления.
3
Б
1
9
Арифметические
операции
в
позиционных системах счисления.
3
Б
1
10
Представление
целых
положительных
чисел
в
памяти
компьютера
1,3
Б
1
11
Кодирование текстов
2
Выше
базового
2
12
Внутреннее
представление
целых
чисел в памяти компьютера. Формы
записи чисел целых чисел со знаком.
1,3
Выше
базового
4
9. Дополнительные материалы и оборудование
Справочные материалы, тренировочные тесты, калькулятор на каждого обучающегося.
10. Условия проведения
Зачет проводится согласно расписанию индивидуальных консультаций в присутствии
учителя информатики. При выполнении работы обучающиеся записывают ответы в бланк
ответа со штампом школы.
11. Оценка выполнения отдельных заданий и работы в целом
Задание с выбором ответа считается выполненным, если выбранная буква ответа
совпадает с верным ответом, и оценивается в 1 балл.
Задание с кратким ответом оценивается в 1-2 балла и зависит от правильности и полноты.
Максимальный балл за задание с развернутым ответом – до 4 баллов и зависит от
точности и полноты.
Максимальный балл за выполнение работы – 17. На основе баллов, выставленных за
выполнение всех заданий зачетной работы, подсчитывается первичный балл, который
переводится в отметку по пятибалльной шкале.
Схема перевода суммарного первичного балла за выполнение всех заданий зачетной
работы в отметку по пятибалльной шкале
Первичный балл
17-15
14-12
11-9
8 и менее
Отметка
5
4
3
2
10 класс
Зачет №1 по информатике
по теме: «Теоретические основы информатики. Часть 1»
Вариант 1.
Инструкция для обучающихся
.
Зачет № 1 состоит из 12 заданий.
Задания № 1-3, 5-9 с выбором ответа в виде одной буквы.
Задание с выбором ответа считается
выполненным, если выбранная буква совпадает с верным ответом, оценивается в 1 балл.
Задание № 11 проверяет умение кодировать и декодировать информацию, о
ценивается в 1 балл
.
Задание выше базового уровня № 4, 10 оценивается в 1-2 балла и зависит от правильности и полноты.
Задание выше базового уровня №12 направлено на проверку знания, как представить десятичное число в
двоичном виде в 16-битном представлении в формате целого со знаком. Максимальный балл за задание с
развернутым ответом – до 4 баллов: зависит от точности и полноты решения.
Критерии отметки:
«3» - 9-11 баллов, «4» - 12-14 баллов; «5» - 15-17 баллов.
1.
(1 балл).
Как называется количество символов (знаков), которые входят в
алфавит?
А) сила алфавита;
Б) содержание алфавита;
В) мощность алфавита;
Г) значимость алфавита.
Как называется количество
символов (знаков), которые
входят в
алфавит?
2. (1 балл). Как называется алфавит, который содержит два символа?
А) десятичный алфавит;
Б) двоичный алфавит;
В) троичный алфавит;
Г) восьмеричный алфавит.
3.
(1 балл).
В велокроссе участвуют 678 спортсменов. Специальное устройство
регистрирует прохождение каждым из участников промежуточного финиша, записывая
его номер с использованием минимально возможного количества бит, одинакового для
каждого
спортсмена.
Каков
информационный
объем
сообщения,
записанного
устройством, после того как промежуточный финиш прошли 200 велосипедистов? (Ответ
дайте в битах).
А) 2000;
Б) 250;
В) 1800;
Г) 135600.
4. (2 балла). В некоторой стране автомобильный номер длиной 6 символов составляется
из заглавных букв (всего используется 12 букв) и десятичных цифр в любом порядке.
Каждый символ кодируется одинаковым и минимально возможным количеством бит, а
каждый номер – одинаковым и минимально возможным количеством байт. Определите
объем памяти, необходимый для хранения 32 автомобильных номеров.
А) 128 байт;
Б) 960 бит;
В) 160 байт;
Г) 300 бит.
5. (1 балл). Информационными процессами называют действия, связанные
А) с работой во всевозможных информационных системах;
Б) с работой средств массовой информации;
В) с хранением, передачей и обработкой информации;
Г) с поиском информации в информационных системах.
6. (1 балл). Переведите двоичное число 11101
2
в десятичную систему счисления:
А) 29;
Б) 31;
В) 61;
Г) 63.
7. (1 балл). Переведите число 45 из десятичной системы счисления в двоичную
систему счисления. Сколько единиц содержит полученное число?
А) 3;
Б) 2;
В) 4;
Г) 5.
8. (1 балл). Какая старшая цифра используется в восьмеричной системе счисления?
А) 10;
Б) 8;
В) 7;
Г) 2.
9. (1 балл). Чему равна сумма двоичных чисел 1000
2
и 101
2
?
А) 11001
2
;
Б) 1001
2
;
В) 1101
2
;
Г) 1000101
2
.
10. (2 балла). Представить положительное число 17 в двоичном виде в 8-битном
представлении:
А) 00010001;
Б) 10001000;
В) 00001000;
Г) 00000001.
11. (1 балл). Владимир шифрует русские слова (последовательности букв), записывая
вместо каждой буквы её код:
А
Д
К
Н
О
С
01
100
101
10
111
000
Некоторые цепочки можно расшифровать не одним способом. Например, 00010101 может
означать не только СКА, но и СНК. Даны три кодовые цепочки:
10111000
1010110
10101100
Найдите среди них ту, которая имеет только одну расшифровку, и запишите в ответе
расшифрованное слово.
12.
(до 4 баллов).
Представить
число -292
10
в двоичном виде в 16-битном
представлении в формате целого со знаком.
Прямой код
Обратный код
Дополнительный код
10 класс
Зачет №1 по информатике
по теме: «Теоретические основы информатики. Часть 1»
Вариант 2.
Инструкция для обучающихся
.
Зачет № 1 состоит из 12 заданий.
Задания № 1-3, 5-9 с выбором ответа в виде одной буквы.
Задание с выбором ответа считается
выполненным, если выбранная буква совпадает с верным ответом, оценивается в 1 балл.
Задание № 11 проверяет умение кодировать и декодировать информацию, о
ценивается в 1 балл
.
Задание выше базового уровня № 4, 10 оценивается в 1-2 балла и зависит от правильности и полноты.
Задание выше базового уровня №12 направлено на проверку знания, как представить десятичное число в
двоичном виде в 16-битном представлении в формате целого со знаком. Максимальный балл за задание с
развернутым ответом – до 4 баллов: зависит от точности и полноты решения.
Критерии отметки:
«3» - 9-11 баллов, «4» - 12-14 баллов; «5» - 15-17 баллов.
1. (1 балл). Какие символы могут входить в двоичный алфавит?
А) 0 и 1;
Б) 1 и 2;
В) 2 и 3;
Г) 3 и 4.
2.
(1 балл).
Какая формула используется для определения количества кодовых
комбинаций?
А)
N
=
2
i
Б)
N
=
2
i
+
1
N
=
2
i
+
1
В)
N
=
2
i
+
1
N
=
2
i
+
1
3.
(1 балл).
В велокроссе участвуют 359 спортсменов. Специальное устройство
регистрирует прохождение каждым из участников промежуточного финиша, записывая
его номер с использованием минимально возможного количества бит, одинакового для
каждого спортсмена.
Какой объём памяти
будет использован устройством, когда
промежуточный финиш прошли 168 велосипедистов? (Ответ дайте в битах).
А) 1512;
Б) 189;
В) 210;
Г) 60312.
4. (2 балла). В некоторой стране автомобильный номер длиной 8 символов составляется
из заглавных букв (всего используется 12 букв) и десятичных цифр в любом порядке.
Каждый символ кодируется одинаковым и минимально возможным количеством бит, а
каждый номер – одинаковым и минимально возможным количеством байт. Определите
объем памяти, необходимый для хранения 32 автомобильных номеров.
А) 128 байт;
Б) 960 бит;
В) 160 байт;
Г) 300 бит.
5. (1 балл). Какой из перечисленных процессов нельзя назвать информационным
процессом?
А) взвешивание информации;
Б) кодирование информации;
В) хранение информации;
Г) обработка информации.
6. (1 балл). Переведите двоичное число 11001
2
в десятичную систему счисления:
А) 29;
Б) 31;
В) 25;
Г) 28.
7. (1 балл). Переведите число 39 из десятичной системы счисления в двоичную
систему счисления. Сколько нулей содержит полученное число?
А) 3;
Б) 2;
В) 5;
Г) 4.
8. (1 балл).
Какая старшая цифра используется в шестнадцатеричной системе
счисления?
А) 16;
Б) 15;
В) 8;
Г) 10.
9. (1 балл). Чему равна сумма двоичных чисел 1001
2
и 100
2
?
А) 11001
2
;
Б) 1101
2
;
В) 1001
2
;
Г) 1100101
2
.
10. (2 балла). Представить положительное число 35 в двоичном виде в 8-битном
представлении:
А) 00100011;
Б) 11011100;
В) 11011101;
Г) 10001011.
11. (1 балл). Николай шифрует русские слова (последовательности букв), записывая
вместо каждой буквы её код:
А
Д
К
Н
О
С
01
100
101
10
111
000
Некоторые цепочки можно расшифровать не одним способом. Например, 00010101 может
означать не только СКА, но и СНК. Даны три кодовые цепочки:
100101000
101111100
100111101
Найдите среди них ту, которая имеет только одну расшифровку, и запишите в ответе
расшифрованное слово.
12. (до 4 баллов). Представить
число -330
10
в двоичном виде в 16-битном
представлении в формате целого со знаком (до 4б).
Прямой код
Обратный код
Дополнительный код
10 класс Ответы к зачету №1
Баллы
1 ВАРИАНТ
Баллы
2 ВАРИАНТ
1
1
1
2
1
1
1
1
1
2
1
4
1.
В
2.
Б
3.
А
4.
А
5.
В
6.
А
7.
В
8.
В
9.
В
10. А
11. НОС
12.
П 0000 000 100 100 100
О 1111 111 011 011 011
Д
1111 111 011 011 100
1
1
1
2
1
1
1
1
1
2
1
4
1.
А
2.
А
3.
А
4.
В
5.
А
6.
В
7.
Б
8.
Б
9.
Б
10. А
11. КОД
12.
П 0000 000 101 001 010
О 1111 111 010 110 101
Д
1111 111 010 110 110
Критерии отметки:
«3» - 9-11 баллов, «4» - 12-14 баллов; «5» - 15-17 баллов.ф