Напоминание

Теоретические основы информатики. Часть 1


Автор: Павлова Нина Анатольевна
Должность: учитель информатики
Учебное заведение: КОУ "Средняя школа №1 (очно-заочная)"
Населённый пункт: г. Омск
Наименование материала: СПЕЦИФИКАЦИЯ зачетной работы по информатике в 10 классе
Тема: Теоретические основы информатики. Часть 1
Раздел: среднее образование





Назад




Казенное общеобразовательное учреждение Омской области «Средняя школа №1 (очно – заочная)»

СПЕЦИФИКАЦИЯ

зачетной работы №1 по информатике в 10 классе

Тема

«

Теоретические основы информатики. Часть 1

»

1.

Назначение работы

Оценить достижение обучающимися планируемых предметных результатов освоения

темы «Теоретические

основы информатики. Часть 1» с целью их промежуточной

аттестации по информатике.

2.

Подходы к отбору содержания, разработке зачета

Содержание зачета определяется на основании следующих документов:

1.

Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего

образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 с

изменениями, включая приказ Минпросвещения России от 12.08.2022 г. №732.

2.

Основной

образовательной

программы среднего общего

образования

КОУ

«Средняя школа №1 (очно-заочная)».

Зачет №1 включает в себя контролируемые элементы содержания тем «Теоретические

основы информатики. Часть 1». В зачете соотношение числа заданий по контролируемым

элементам содержания темы определяется учебным временем, отводимым на их изучение

в рабочей программе.

3.

Структура зачета

Каждый вариант зачета №1 по информатике для 10 класса содержит 12 заданий,

различающихся формой и уровнем сложности.

Задания №1-3,5-9 с выбором ответа в виде одной буквы.

Задание №4 направлено на умение применять подходы к измерению информации

(алфавитный подход к измерению информации при решении задач). Задание №10

направленно на умение представить целое положительное число в памяти компьютера.

Задание №11 проверяет умение кодировать и декодировать информацию. Задание №12

направлено на проверку знания, как представить десятичное число в двоичном виде в 16-

битном представлении в формате целого со знаком.

Таблица 1. Распределение заданий по работе

Количество заданий

Максимальный балл

Тип задания

10

12

С выбором ответа

1

1

С кратким ответом

1

до 4

С развернутым ответом

Итого: 12

17

4.

Распределение заданий зачетной работы по содержанию

Таблица №2. Распределение заданий по содержанию

Разделы (темы) курса информатики,

включенные в работу

Количество заданий

По рабочей программе

Вся работа

Теоретические основы информатики:

Информация

и

информационные

процессы

5 (42%)

5 часов (38%)

Представление

информации

в

7 (58%)

8 часов (62%)

компьютере

Итого

12

13 часов

5.

Проверяемые умения и виды деятельности

Зачет №1 составлен, исходя из необходимости проверки достижения планируемых

предметных результатов освоения тем: «Теоретические основы информатики. Часть 1»

курса информатики средней школы.

1.

понимание основных принципов дискретизации различных видов информации,

умение определять информационный объём текстовых, графических и звуковых

данных при заданных параметрах дискретизации;

2.

умение строить неравномерные коды, допускающие однозначное декодирование

сообщений (префиксные коды);

3.

владение теоретическим аппаратом, позволяющим осуществлять представление

заданного натурального числа в различных системах счисления.

1.

Распределение заданий по уровням сложности

В зачете №1 представлены задания базового и выше базового уровней сложности.

Задания базового уровня (№ 1,2,3,5,6-9,11) – это простые задания, проверяющие

способность и умение обучающихся применять научную терминологию, использовать

научные понятия для объяснения процессов, выделять из списка лишний элемент. Задание

выше базового уровня сложности (№ 4,10,12).

Таблица №3. Распределение заданий по уровню сложности

Уровень сложности заданий

Количество заданий

Максимальный балл

Базовый

9

9 (53%)

Выше базового

3

8 (47%)

Итого

12

17

2.

Время выполнения варианта зачета

Зачет №1 выполняется на индивидуальной консультации.

3.

План варианта зачетной работы

задания

в работе

Проверяемые

элементы содержания

Коды

проверяемых

умений

Уровень

сложности

задания

Макс. балл за

выполнение

задания

1

Двоичное кодирование.

Представление об универсальности

цифрового

представления

информации.

1

Б

1

2

Двоичное кодирование.

Основные принципы дискретизации

различных видов информации.

1

Б

1

3

Подходы к измерению информации.

Информационный объём текстовых

данных при заданных параметрах

дискретизации.

1

Б

1

4

Подходы к измерению информации.

Сущность алфавитного подхода к

измерению

информации:

определение

бита

с

алфавитной

точки зрения; связь между размером

алфавита и информационным весом

символа; связь между единицами

измерения информации.

1

Выше

базового

2

5

Информационные

процессы

в

компьютере.

1

Б

1

6

Системы

счисления.

3

Б

1

Характеристики двоичной системы

счисления.

7

Алгоритмы перевода чисел из P-

ичной

системы

счисления

в

десятичную и обратно.

3

Б

1

8

Двоичная,

восьмеричная

и

шестнадцатеричная

системы

счисления.

3

Б

1

9

Арифметические

операции

в

позиционных системах счисления.

3

Б

1

10

Представление

целых

положительных

чисел

в

памяти

компьютера

1,3

Б

1

11

Кодирование текстов

2

Выше

базового

2

12

Внутреннее

представление

целых

чисел в памяти компьютера. Формы

записи чисел целых чисел со знаком.

1,3

Выше

базового

4

9. Дополнительные материалы и оборудование

Справочные материалы, тренировочные тесты, калькулятор на каждого обучающегося.

10. Условия проведения

Зачет проводится согласно расписанию индивидуальных консультаций в присутствии

учителя информатики. При выполнении работы обучающиеся записывают ответы в бланк

ответа со штампом школы.

11. Оценка выполнения отдельных заданий и работы в целом

Задание с выбором ответа считается выполненным, если выбранная буква ответа

совпадает с верным ответом, и оценивается в 1 балл.

Задание с кратким ответом оценивается в 1-2 балла и зависит от правильности и полноты.

Максимальный балл за задание с развернутым ответом – до 4 баллов и зависит от

точности и полноты.

Максимальный балл за выполнение работы – 17. На основе баллов, выставленных за

выполнение всех заданий зачетной работы, подсчитывается первичный балл, который

переводится в отметку по пятибалльной шкале.

Схема перевода суммарного первичного балла за выполнение всех заданий зачетной

работы в отметку по пятибалльной шкале

Первичный балл

17-15

14-12

11-9

8 и менее

Отметка

5

4

3

2

10 класс

Зачет №1 по информатике

по теме: «Теоретические основы информатики. Часть 1»

Вариант 1.

Инструкция для обучающихся

.

Зачет № 1 состоит из 12 заданий.

Задания № 1-3, 5-9 с выбором ответа в виде одной буквы.

Задание с выбором ответа считается

выполненным, если выбранная буква совпадает с верным ответом, оценивается в 1 балл.

Задание № 11 проверяет умение кодировать и декодировать информацию, о

ценивается в 1 балл

.

Задание выше базового уровня № 4, 10 оценивается в 1-2 балла и зависит от правильности и полноты.

Задание выше базового уровня №12 направлено на проверку знания, как представить десятичное число в

двоичном виде в 16-битном представлении в формате целого со знаком. Максимальный балл за задание с

развернутым ответом – до 4 баллов: зависит от точности и полноты решения.

Критерии отметки:

«3» - 9-11 баллов, «4» - 12-14 баллов; «5» - 15-17 баллов.

1.

(1 балл).

Как называется количество символов (знаков), которые входят в

алфавит?

А) сила алфавита;

Б) содержание алфавита;

В) мощность алфавита;

Г) значимость алфавита.

Как называется количество

символов (знаков), которые

входят в

алфавит?

2. (1 балл). Как называется алфавит, который содержит два символа?

А) десятичный алфавит;

Б) двоичный алфавит;

В) троичный алфавит;

Г) восьмеричный алфавит.

3.

(1 балл).

В велокроссе участвуют 678 спортсменов. Специальное устройство

регистрирует прохождение каждым из участников промежуточного финиша, записывая

его номер с использованием минимально возможного количества бит, одинакового для

каждого

спортсмена.

Каков

информационный

объем

сообщения,

записанного

устройством, после того как промежуточный финиш прошли 200 велосипедистов? (Ответ

дайте в битах).

А) 2000;

Б) 250;

В) 1800;

Г) 135600.

4. (2 балла). В некоторой стране автомобильный номер длиной 6 символов составляется

из заглавных букв (всего используется 12 букв) и десятичных цифр в любом порядке.

Каждый символ кодируется одинаковым и минимально возможным количеством бит, а

каждый номер – одинаковым и минимально возможным количеством байт. Определите

объем памяти, необходимый для хранения 32 автомобильных номеров.

А) 128 байт;

Б) 960 бит;

В) 160 байт;

Г) 300 бит.

5. (1 балл). Информационными процессами называют действия, связанные

А) с работой во всевозможных информационных системах;

Б) с работой средств массовой информации;

В) с хранением, передачей и обработкой информации;

Г) с поиском информации в информационных системах.

6. (1 балл). Переведите двоичное число 11101

2

в десятичную систему счисления:

А) 29;

Б) 31;

В) 61;

Г) 63.

7. (1 балл). Переведите число 45 из десятичной системы счисления в двоичную

систему счисления. Сколько единиц содержит полученное число?

А) 3;

Б) 2;

В) 4;

Г) 5.

8. (1 балл). Какая старшая цифра используется в восьмеричной системе счисления?

А) 10;

Б) 8;

В) 7;

Г) 2.

9. (1 балл). Чему равна сумма двоичных чисел 1000

2

и 101

2

?

А) 11001

2

;

Б) 1001

2

;

В) 1101

2

;

Г) 1000101

2

.

10. (2 балла). Представить положительное число 17 в двоичном виде в 8-битном

представлении:

А) 00010001;

Б) 10001000;

В) 00001000;

Г) 00000001.

11. (1 балл). Владимир шифрует русские слова (последовательности букв), записывая

вместо каждой буквы её код:

А

Д

К

Н

О

С

01

100

101

10

111

000

Некоторые цепочки можно расшифровать не одним способом. Например, 00010101 может

означать не только СКА, но и СНК. Даны три кодовые цепочки:

10111000

1010110

10101100

Найдите среди них ту, которая имеет только одну расшифровку, и запишите в ответе

расшифрованное слово.

12.

(до 4 баллов).

Представить

число -292

10

в двоичном виде в 16-битном

представлении в формате целого со знаком.

Прямой код

Обратный код

Дополнительный код

10 класс

Зачет №1 по информатике

по теме: «Теоретические основы информатики. Часть 1»

Вариант 2.

Инструкция для обучающихся

.

Зачет № 1 состоит из 12 заданий.

Задания № 1-3, 5-9 с выбором ответа в виде одной буквы.

Задание с выбором ответа считается

выполненным, если выбранная буква совпадает с верным ответом, оценивается в 1 балл.

Задание № 11 проверяет умение кодировать и декодировать информацию, о

ценивается в 1 балл

.

Задание выше базового уровня № 4, 10 оценивается в 1-2 балла и зависит от правильности и полноты.

Задание выше базового уровня №12 направлено на проверку знания, как представить десятичное число в

двоичном виде в 16-битном представлении в формате целого со знаком. Максимальный балл за задание с

развернутым ответом – до 4 баллов: зависит от точности и полноты решения.

Критерии отметки:

«3» - 9-11 баллов, «4» - 12-14 баллов; «5» - 15-17 баллов.

1. (1 балл). Какие символы могут входить в двоичный алфавит?

А) 0 и 1;

Б) 1 и 2;

В) 2 и 3;

Г) 3 и 4.

2.

(1 балл).

Какая формула используется для определения количества кодовых

комбинаций?

А)

N

=

2

i

Б)

N

=

2

i

+

1

N

=

2

i

+

1

В)

N

=

2

i

+

1

N

=

2

i

+

1

3.

(1 балл).

В велокроссе участвуют 359 спортсменов. Специальное устройство

регистрирует прохождение каждым из участников промежуточного финиша, записывая

его номер с использованием минимально возможного количества бит, одинакового для

каждого спортсмена.

Какой объём памяти

будет использован устройством, когда

промежуточный финиш прошли 168 велосипедистов? (Ответ дайте в битах).

А) 1512;

Б) 189;

В) 210;

Г) 60312.

4. (2 балла). В некоторой стране автомобильный номер длиной 8 символов составляется

из заглавных букв (всего используется 12 букв) и десятичных цифр в любом порядке.

Каждый символ кодируется одинаковым и минимально возможным количеством бит, а

каждый номер – одинаковым и минимально возможным количеством байт. Определите

объем памяти, необходимый для хранения 32 автомобильных номеров.

А) 128 байт;

Б) 960 бит;

В) 160 байт;

Г) 300 бит.

5. (1 балл). Какой из перечисленных процессов нельзя назвать информационным

процессом?

А) взвешивание информации;

Б) кодирование информации;

В) хранение информации;

Г) обработка информации.

6. (1 балл). Переведите двоичное число 11001

2

в десятичную систему счисления:

А) 29;

Б) 31;

В) 25;

Г) 28.

7. (1 балл). Переведите число 39 из десятичной системы счисления в двоичную

систему счисления. Сколько нулей содержит полученное число?

А) 3;

Б) 2;

В) 5;

Г) 4.

8. (1 балл).

Какая старшая цифра используется в шестнадцатеричной системе

счисления?

А) 16;

Б) 15;

В) 8;

Г) 10.

9. (1 балл). Чему равна сумма двоичных чисел 1001

2

и 100

2

?

А) 11001

2

;

Б) 1101

2

;

В) 1001

2

;

Г) 1100101

2

.

10. (2 балла). Представить положительное число 35 в двоичном виде в 8-битном

представлении:

А) 00100011;

Б) 11011100;

В) 11011101;

Г) 10001011.

11. (1 балл). Николай шифрует русские слова (последовательности букв), записывая

вместо каждой буквы её код:

А

Д

К

Н

О

С

01

100

101

10

111

000

Некоторые цепочки можно расшифровать не одним способом. Например, 00010101 может

означать не только СКА, но и СНК. Даны три кодовые цепочки:

100101000

101111100

100111101

Найдите среди них ту, которая имеет только одну расшифровку, и запишите в ответе

расшифрованное слово.

12. (до 4 баллов). Представить

число -330

10

в двоичном виде в 16-битном

представлении в формате целого со знаком (до 4б).

Прямой код

Обратный код

Дополнительный код

10 класс Ответы к зачету №1

Баллы

1 ВАРИАНТ

Баллы

2 ВАРИАНТ

1

1

1

2

1

1

1

1

1

2

1

4

1.

В

2.

Б

3.

А

4.

А

5.

В

6.

А

7.

В

8.

В

9.

В

10. А

11. НОС

12.

П 0000 000 100 100 100

О 1111 111 011 011 011

Д

1111 111 011 011 100

1

1

1

2

1

1

1

1

1

2

1

4

1.

А

2.

А

3.

А

4.

В

5.

А

6.

В

7.

Б

8.

Б

9.

Б

10. А

11. КОД

12.

П 0000 000 101 001 010

О 1111 111 010 110 101

Д

1111 111 010 110 110

Критерии отметки:

«3» - 9-11 баллов, «4» - 12-14 баллов; «5» - 15-17 баллов.ф



В раздел образования