Напоминание

"Путешествие по страницам сказок А.С. Пушкина"


Автор: Синицина Елена Юрьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБУЗ КДСБТ
Населённый пункт: г. Березовский, п. Барзас
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Путешествие по страницам сказок А.С. Пушкина"
Раздел: среднее образование





Назад




Путешествие по страницам сказок Пушкина «Там на

неведомых дорожках…» - игровая программа

Цель: Формирование у детей интереса к сказкам А.С. Пушкина через игровую

деятельность.

Задачи:

Закрепление знаний сказок А. С. Пушкина;

Развитие образного, творческого и логического мышления;

Развитие речи и памяти;

Воспитание у детей чувства коллективизма;

Воспитывать любовь и интерес к произведениям русских писателей.

Возраст: 7-14 лет.

Оборудование:

Таблички с названиями станций;

Иллюстрации к сказкам (станция «Сказочный шатер»);

Предметы из сказок: короб, зеркало, яблоко, стрела, невод, орешки и т.д. (станция

«Волшебный короб»);

«Письма-телеграммы»(станция «В тереме Царевны»);

Книга А.С.Пушкина, цепь со съемными звеньями (можно вырезать из картона)

(станция «У Лукоморья…»);

Два ведерка (корзинки) по семь орешек (футляры Киндер-сюрприз)(станция

«Пословицы от белочки»);

Ширма для кукольного театра, рыбка – тростевая кукла (станция «У самого

синего моря…»);

«Грамоты» для финального задания (получают на каждой станции по одной, в

каждой грамоте по одному слову);

Костюмы для сказочных героев – ведущих станций;

Грамоты или дипломы для команд (за победу, за участие)

Музыкальное оборудование.

Помещения: зал, кабинеты для станций.

Ход игры

Ведущий:

У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

И днем, и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом ….

- Ребята, скажите, пожалуйста, кто автор этого стихотворения …(А.С.Пушкин)

Правильно, сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие по

сказкам Александра Сергеевича Пушкина.А какие сказки Пушкина вы знаете?

(Дети называют сказки)

“Сказка о царе Салтане…”,

“Сказка о Золотом петушке”,

“Сказка о рыбаке и рыбке”,

“Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях”,

“Сказка о попе и о работнике его Балде”,

Я надеюсь, что вы хорошо знаете его сказки и те препятствия, которые ждут вас

на пути к цели, будут для вас не слишком сложными.

Для начала вы должны разделиться на команды, дать название своей команде

(тематика сказок Пушкина) и выбрать капитанов.

Сейчас каждая команда получит маршрутный лист и, согласно маршруту,

отправится по «станциям» для выполнения заданий. Герои пушкинских сказок на

каждой из «станций» приготовили для вас сказочные испытания. И если вы

пройдете их, то получите грамоты с печатями, которые нельзя открывать до конца

вашего приключения. (Полученные грамоты хранит капитан. Не открывать до

финала игры!)

После прохождения всех «станций» ждем вас в этом зале, где после

прохождения последнего испытания вы получите последнюю грамоту.

Станция «Сказочный шатер»

(Проводит «Звездочет»).

Звездочет:

За окном темным-темно.

Звезды выпали на облачные межи.

Дети спят. Луна - в окно.

Глубоки их сны и свежи.

Сказки Пушкина послушав,

Лишь глазенками горя,

Снится им в лесу избушка

И тридцать три богатыря.

И невод с золотою рыбкой…

О, как беспечны сны детей,

На лицах их следы улыбки

От сказок тех далеких дней.

Те сказки мне давно поведал

Волшебник, чудо-чародей,

Переложивший в стих беседы

Старушки-нянюшки своей…

- Вы узнали меня, ребята? Я мудрец и звездочет из сказки А.С.Пушкина о

Золотом петушке. И на моей станции вы должны проявить мудрость и смекалку

и выполнить мое задание.

ЗАДАНИЕ

1 этап

Иллюстрации (4-5) сказок Пушкина разрезанных на части команде нужно собрать

картинки и назвать сказки.

2 этап

Из картинок (8-10 иллюстраций разных сказок) команде нужно выбрать и назвать

сказки Пушкина (2-3).

3 этап

Разложить картинки из сказки в хронологическом порядке (из одной сказки).

Звездочет:

- Молодцы! Вы справились с моим заданием. И за это получаете свою грамоту. Не

забывайте, что её нельзя открывать до последнего этапа.

Станция «У лукоморья…»

(Проводит Кот под дубом).

Кот:

- Здравствуйте, мои друзья!

Кот ученый – это я.

Я со сказками дружу,

В гости милости прошу!

Я кот учёный, кот волшебный,

Живу я в сказочной стране.

И каждый здесь меня узнает,

И каждый здесь известен мне.

Между прочим, я могу проникнуть куда угодно.

- Вот моя волшебная книга.

Книгу волшебную я открываю,

В сказку с вами я попадаю…

- Но вначале для порядка

Загадаю вам загадки.

Соглашайтесь без опаски!

Вспомним пушкинские сказки,

И героев, и названья.

Приготовились? Вниманье!

- Вот вам моя первая загадка:

Она не простаячешуёй сверкает,

Плавает, ныряет,желанья исполняет.

- Правильно это золотая рыбка, из сказки «О рыбаке и рыбке».

- А теперь пришло время для второй загадки:

В море остров есть далёкий,

Там под ёлкою высокой

Звонко песенку поет,

Золотой орех грызет,

Изумрудец вынимает

И в мешочек опускает.

И засеян двор большой

Золотою скорлупой!

- Вы догадались, кто это? …

Правильно, белка из сказки «О царе Салтане, его славном сыне Гвидоне и о

прекрасной царевне лебеди»

- Отгадайте мою третью загадку

Ну, а он с высокой спицыстережет царя границы.

Чуть опасность, где видна,он очнется от сна,

Шевельнется, встрепенется,к той сторонке обернется

И кричит: «Кири-ку-ку!Царствуй, лёжа на боку!»

Тут же все в поход идути отпор врагу дают!

Он красивый, золотой!Он Дадону как родной:

Шпоры, перья, гребешок!

- Кто он, дети?. . (Петушок)

Правильно, это золотой петушок из сказки «О золотом петушке».

- Пришло время для новой загадки.

И сияет, и блестит,

Никому оно не льстит,

А любому правду скажет –

У него царица спросит:

Я ль, на свете всех милее,

Всех румяней и белее?..

- Конечно же, это зеркало из пушкинской сказки «О мертвой царевне и семи

богатырях».

- Много в пушкинских сказках разных чудес и превращений, юмора и славных

героев. Послушайте мою пятую загадку:

По дому он трудился неустанно:

Семью кормил, вставал поутру рано…

Хозяин, чтоб за труды расплаты избежать,

Придумал его к бесам за оброком послать.

Из какой сказки Пушкина этот герой?

Правильно! Это Балда из сказки «Сказка о попе и о работнике Балде».

- Ну, если вы так хорошо знаете сказки А.С.Пушкина, то поможете мне починить

волшебную цепь. А для этого нужно назвать сказочных героев из стихотворения

«У лукоморья дуб зеленый …» Каждый герой - это звено волшебной цепи.

ЗАДАНИЕ

Назвать сказочных героев из стихотворения «У лукоморья дуб зеленый …»

(Кот ученый, леший, русалка, невиданные звери, 30 витязей, дядька морской

(Черномор), королевич, грозный царь, колдун, богатырь, царевна, волк, Баба

Яга, Кощей).

Дети должны выстроить цепь.

Кот:

- Спасибо вам, ребята, что помогли починить мою цепь. Без вас я бы не

справился. За вашу помощь примите от меня заслуженную грамоту.

Станция «Нянины сказки»

(Проводит няня Пушкина - Арина Родионовна)

Няня:

Пушкин был очень талантливым поэтом, он написал много сказок и других

произведений.

В детстве Александр Сергеевич очень любил слушать сказки, которые ему

рассказывала его няня Арина Родионовна.

Став поэтом, Пушкин написал чудесные сказки.

И сегодня я хочу увести вас по неведомым дорожкам в их удивительный

мир и проверить хорошо ли вы их знаете.

Ответьте на вопросы:

Какое приданое получила злая Мачеха-царица?

Ей в приданое дано

Было зеркальце одно;

Свойство зеркальце имело:

Говорить оно умело.

Какими словами царица обращалась к волшебному зеркальцу?

Свет мой, зеркальце! Скажи

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?

Какие сказки поэт заканчивает такими словами?«Я там был, мед, пиво пил и

усы лишь обмочил.»

“Сказка о царе Салтане…”,

“Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях”.

Какими словами начинается “Сказка о рыбаке и рыбке”?

Жил старик со своею старухой

У самого синего моря…

Кто и в какой сказке пел песенку “Во саду ли, в огороде…”?

Белка из “Сказки о царе Салтане…”

Что кричал Золотой петушок, сидя на спице?

Кири-ку-ку.

Царствуй, лежа на боку!

Героиня какой сказки А.С.Пушкина за короткий промежуток времени стала

из крестьянки дворянкой, царицей и снова крестьянкой?

Старуха из “Сказки о рыбаке и рыбке”

Какие соревнования устроил Балда с чертенком?

Кто вперед обежит вокруг моря.

Кто кинет дальше палку.

Кто поднимет кобылу и пронесет ее полверсты.

Какими словами обращался старик к Золотой рыбке?

Смилуйся, государыня рыбка!

В кого превращала Лебедь князя Гвидона, когда тот тайно посещал царство

царя Салтана?

В комара, муху, шмеля.

В каких сказках А.С.Пушкина появляется море?

В “Сказке о царе Салтане…”,

В “Сказке о рыбаке и рыбке”,

В “Сказке о попе и о работнике его Балде”.

Как вы думаете, что такое ОБРОК?

Это плата. Часть заработанного крестьянин должен был отдать помещику.

Что такое ПОЛБА?

Каша из пшеничных зерен.

Что такое БЕЛЕНА?

Ядовитое растение.

Няня:

- Молодцы, ребята! Вижу, что вы хорошо помните сказки Пушкина.

Получите грамоту! И удачи на других станциях.

Станция «Сказочный короб»

(Проводит корабельщик-купец).

Купец:

Если очень захотеть,

В сказке можно очутиться.

У героев старых сказок

Можем мы всю жизнь учиться:

Как прекрасно добрым быть,

Как со злом бороться надо,

Как в житейском море плыть,

Чтоб в конце ждала награда!

- Узнали меня, ребята? Из какой я сказки? (Дети отвечают)Правильно. Я

путешествую по морям и бываю в разных странах и городах, вижу много

диковинных и волшебных вещей.

Вот привез я из дальних стран я много заморских вещей и среди них затерялись

предметы из сказок Пушкина. Выберите их и назовите сказки.

ЗАДАНИЕ 1 - надо выбрать предметы, разложить их по сказкам.

(сеть, рыбка, яблоко, зеркальце, веревка, мешок, веретено, орешки).

Купец:

- Молодцы, хорошо справились. Выполните еще одно мое задание –

назовите сказку по словам!

ЗАДАНИЕ 2 - узнай сказку по словам.

1. Терем, прялка, солнышко, месяц, ветер, свадьба.

(«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)

2. Откуп, дурачина, изба, терем, царица, корыто.

(«Сказка о рыбаке и рыбке»)

3. Базар, жадность, оброк, море, верёвка.

(«Сказка о попе и работнике его Балде»)

4. Рать, воевода, шатёр, шамаханская царица, петушок, звездочёт.

(«Сказка о золотом петушке»)

5. Бочка, остров, лебедь, ткачиха, повариха, 33 богатыря.

(«Сказка о царе Салтане»)

Купец:

- Вы справились! Получите свою грамоту и удачи вам на других станциях!

Станция «В тереме Царевны»

(Проводит Царевна).

Царевна:

- Здравствуйте, ребята! Я царевна – жду на пир гостей, только они

задерживаются.

Пока, ребята, вы играли,

Телеграммы нам прислали.

Кто прислал их? Не пойму!

Помогите мне, прошу!

ЗАДАНИЕ - угадать от героев из каких сказок телеграммы.

«Едем, едем, скоро будем!

Мы объехали весь свет;

За морем житье не худо.

Вам расскажем, как прибудем!».

(Корабельщики из “Сказки о царе Салтане”)

«Ох, друзья, меня не ждите.

На меня прикрикнула старуха,

На конюшню служить меня послала».

(Старик из “Сказки о рыбаке и рыбке”)

«Жаль, что к вам не попаду.

Служу попу славно,

Усердно и очень исправно».

(Балда из “Сказки о попе и о работнике его Балде”)

«Я пирую у девицы,

В шатре Шамаханской царицы

Пробуду неделю.

А к вам уж, потом!».

(Царь Дадон из “Сказки о золотом петушке”)

«Не пеняйте мне, друзья,

Праздник правьте без меня.

Я иду к пустому месту

На прекрасную невесту

Посмотреть еще хоть раз».

(Королевич Елисей из “Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях”)

«Приеду с подарками,

так как на весь мир одна начала я полотна».

(Вторая сестрица из «Сказки о царе Салтане».)

Царевна:

- Молодцы, ребята! Теперь я не буду волноваться за своих гостей. А вы

получите от меня заработанную грамоту. И приходите ко мне на пир.

Станция «У самого синего моря…»

(Проводит Золотая рыбка).

Золотая рыбка:

Тут синее море, тут берег морской.

Старик вышел к морю, он невод забросит,

Кого-то поймает, и что-то попросит

Но жадность ребята к добру не приводит.

И кончится дело все тем же корытом,

Но только не новым, а старым, разбитым.

- Здравствуйте, ребята! В какой сказке вы оказались? (Дети

отвечают)Правильно. А хорошо ли вы знаете мою сказку? Проверим? Отвечайте

на мои вопросы по одному.

ЗАДАНИЕ – каждый член команды отвечаетна вопросы по очереди.

Сколько лет жили старик со старухой? (30 лет и 3 года)

Где они жили? (у самого синего моря)

Чем ловил старик рыбу? (неводом)

Сколько раз бросал невод старик? (3 раза)

Что поймал старик в первый раз? (тину)

Что поймал во второй раз? (траву морскую)

Назовите первое желание старухи? (корыто)

Как называла в гневе старуха старика? (дурачина ты, простофиля)

Старик добрый, а старуха...(злая)

Старуха строптивая, а старик ...(покорный)

Как называл старик золотую рыбку? (государыня рыбка)

Как отвечала золотая рыбка старику? (Чего тебе надобно старче)

- А как вы знаете другие сказки Пушкина?

Где жила белочка? (в хрустальном доме)

Кто подарил царю золотого петушка? (мудрец, звездочет)

В кого превращался князь Гвидон? (в комара, муху, шмеля)

У кого спрашивал королевич Елисей про царевну? (месяц, солнце, ветер).

Что просила старуха у золотой рыбки?

(корыто, избу, стать: столбовой

дворянкой, царицей, владычицей морскою)

Как хотели соревноваться Балда и бесенок? (бегали наперегонки; бросали

палку, кто дальше; пронести лошадь)

Золотая рыбка:

Да, каждый из вас молодец, что помнит сказки Пушкина. А теперь прошу дать

мне ответ всех вместе. О каких героях сказок А.С. Пушкина идет речь в этих

отрывках? Назовитеэти сказки.

«За морем царевна есть,

Что не можно глаз отвесть.

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.»

О ком это говорится?

(Царевна-лебедь. «Сказка о царе Салтане»)

«Жил-был поп,

Толоконный лоб.

Пошел поп по базару

Посмотреть кой-какого товару.

Навстречу ему Балда

Идет, сам не зная куда.»

Из какой это сказки?

(«Сказка о попе и его работнике Балде»)

«Отпусти ты, старче, меня в море,

Дорогой за себя дам откуп,

Откуплюсь, чем только пожелаешь.»

Кто так говорил?

(Золотая рыбка. «Сказка о рыбаке и рыбке»)

«Царь с царицею простился,

В путь-дорогу снарядился,

И царица у окна

Села ждать его одна.»

Какая сказка так начинается?

(«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)

«Чуть опасность где видна,

Верный сторож как со сна

Шевельнется, встрепенется,

К той сторонке обернется

И кричит: «Ки-ри-ку-ку!

Царствуй, лежа на боку!»

Про кого это говорится?

(Золотой петушок. «Сказка о золотом петушке»)

Золотая рыбка:

- Да, порадовали вы меня. Исполню и я ваше желание – получите свою грамоту. И

удачи вам!

Станция «Пословицы от белочки»

(Эстафета для двух команд в зале – проводит ведущий).

Вед:

Белка песенки поет

Да орешки все грызет,

А орешки не простые,

Все скорлупки золотые,

Ядра – чистый изумруд;

Слуги белку стерегут.

- У нас тоже есть непростые орешки, а с секретом. В каждом орешке спрятано

слово. Из слов нужно составить пословицу.

ЗАДАНИЕ

Дети (командами) строятся в 2 колонны.

Задача по очереди добежать до ведерка (в ведерках орешки по количеству

участников), раскрыть один орешек, скорлупки сложить в ведро, а ядрышки

(записки со словами) взять с собой.

Участники команды приносят по одному слову из орешков – в результате надо

сложить пословицы о сказках.

(1.Сказка – ложь, да в ней намек, добрым

молодцам урок! 2.Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается).

(Если игроков в одной команде меньше, то капитан выполняет задание 2 раза).

Ведущий:

- Молодцы, ребята! Победители получают две грамоты, а проигравшие – одну.

ФИНАЛ

Ведущий:

В результате вашего приключения и получения всех грамот вы должны собрать

известное изречение А.С.Пушкина.

И сейчас наш заключительный, решающий этап. Прошу обе команды

приготовить заработанные и запечатанные пока грамоты. Сказочные герои

помогут вам открыть их. По моей команде вы разворачиваете грамоты и

составляете из слов знаменитое высказывание А.С.Пушкина. Итак, готовы? РАЗ,

ДВА, ТРИ. НАЧАЛИ!

«Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!».

Фонограмма.Выходят все герои.

Няня:

Ночь придет, и в поднебесье

Звезд закружит хоровод.

Это сказка в Лукоморье

Нас с тобою приведет!

Звездочет:

Там на острове чудесном

Расписные терема!

Изумрудные орешки

Белка сыплет в закрома!

Золотая рыбка:

В этих сказках непременно

Происходят чудеса:

На неведомых дорожках

Снова слышим голоса…

Купец:

На волнах царевна Лебедь,

Светит месяц под косой,

В эти сказки будешь верить,

Даже если ты большой!

Кот:

Сказки Пушкина в сердце живут,

Свет и радость всем детям несут!

Вновь помогут и мне, и тебе

Оказаться опять в той волшебной стране!

Царевна:

Сказки Пушкина – чудо-страна!

Свои двери открыла она!

Эти сказки опять и опять

Будут дети читать!

Ведущий:

Я поздравляю команды и благодарю за активное участие в игре.

НАГРАЖДЕНИЕ

Мы надеемся, что это путешествие по его сказкам А.С.Пушкина стало для

вас не только увлекательным, но и в чем-то поучительным и вы с удовольствием

будите читать не только сказки, но и другие произведения русских и зарубежных

писателей.

Ждем вас в гости. До новых встреч!



В раздел образования