Автор: Светлана Николаевна Никуличева
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МБОУ "Школа № 70" г. Прокопьевска
Населённый пункт: КЕМЕРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, г. ПРОКОПЬЕВСК
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Методическая разработка по формированию навыков работы с картой на уроках географии.
Раздел: среднее образование
Методическая разработка по формированию навыков работы
с картой на уроках географии.
Разработанный урок был проведен среди учащихся 6 классов в
МБОУ «СОШ №70», города Прокопьевска. Для построения, структуры урока
- практикума, была использована методическая литература под редакцией
О.А. Климановой, В.В. Климанова, Э.В.Ким и другие.
Технологическая карта урока - практикума по географии в 6 классе
1.Учитель: Никуличева С.Н.
2. Класс: 6 «А»
3. Дата проведения: 27.02.2024
4. Предмет: география
5.Тема урока: «Работа с картой»
6.Тип урока: итоговый контроль
7. Вид урока: практическая работа
8. Цель: проверить формирование навыков работы по карте
9. Задачи.
1. Образовательные:
- проверить знания географических объектов и умения ориентироваться на
карте мира;
- продолжать формировать навыки работы с географическими картами.
2. Развивающие:
- развивать способность к самостоятельному использованию имеющихся
знаний, навыков, умений, приобретённых на предыдущих уроках;
- развивать память, творческий интерес; умения сравнивать, анализировать и
делать свои выводы.
3. Воспитательные:
- воспитывать чувство ответственности в работе, самостоятельность.
10. Планируемые результаты.
Личностные:
- научаться самостоятельно работать с географической картой.
Метапредметные:
- научаться находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Предметные:
- закрепят умения работать с контурными картами;
- закрепят умения определять стороны горизонта на карте;
- приобретут умения работать с топографическими картами.
11.Методы
обучения:
наглядно-иллюстративный,
картографический,
частично-поисковый.
12.Виды учебной деятельности: индивидуальная.
13.Средства обучения: листы с напечатанным текстом заданий на каждого
ученика, (приложение В).
14.Время проведения 45 минут.
В таблице 6 представлен план урока - практикума.
Таблица 6 - Структура и ход урока - практикума
Этапы урока и
время
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Формируемые УУД
1.Организация
учебной
деятельности
1.Приветствие учащихся
2.Проверка готовности к
уроку
3. Эмоциональный
настрой
Готовятся к
восприятию, сели
Самоопределение
2.Мотивация к
учебной
деятельности.
Целеполагание
Предлагает выполнить
интересные задания,
даёт инструктаж по
выполнению работы
Внимательно
слушают, задают
вопросы
Развитие
творческого
интереса
3.Практическая
часть
1вариант
1 задание.
- Рассмотрите карту мира.
На ней буквами А и Б
отмечены два материка.
Подпишите на карте мира
названия отмеченных
Подписывают
названия
материков.
Проверить умения
ориентироваться на
карте мира.
Проверить знания
географических
материков.
2 задание.
- Подпишите на карте
океаны, омывающие
берега Африки.
3 задание.
- Поставьте точки на карте
по приведённым ниже
координатам. Обозначьте
эти точки соответственно
цифрами 1, 2, 3.
Точка 1 - 70
0
с. ш. 45
0
з. д.
Точка 2 - 18
0
ю. ш. 50
0
з. д.
Точка 3 - 15
0
с. ш. 10
0
з. д.
- В каком направлении от
точки 1 расположена
точка 2?
4 задание.
- Пользуясь картами
атласа, определите
географические
координаты объектов.
Данные запишите в
тетради.
г. Вашингтон - Северная
Америка.
г. Буэнос - Айрес - Южная
Америка.
г. Якутск - Евразия.
Вулкан Камерун -
Африка.
Гора Косцюшко -
Австралия.
5 задание.
- На каком берегу реки
Подписывают
океаны.
По координатам
расставляют
точки,
определяют
направление.
Определяют
географические
координаты
объектов.
Измеряют при
помощи линейки
расстояние в
сантиметрах
между пунктами.
Например,
расстояние между
городами Москва
и Астрахань на
карте составляет 6
5 см.
объектов на карте.
Проверить умения
определять
географические
объекты по
координатам и
стороны горизонта.
Проверить умения
определять
географических
координаты
объектов на карте
мира.
Проверить умения
правильно читать
расположена точка М?
- В каком направлении от
колодца расположен
смешанный лес?
- Какова протяженность
проложенного на карте
маршрута А-В? Для
выполнения задания
используйте линейку.
Расстояние измеряйте по
центрам точек.
6 задание.
- Определите расстояние
между пунктами по
физической карте России
в атласе шестого класса:
а) Москва и Мурманск
б) гора Народная -
Уральские горы и гора
Белуха - горы Алтай
7 задание.
- Составить план кабинета
географии
2 вариант: задания
аналогичные задания
2. Узнают по
именованному
масштабу,
сколько
километров или
метров на
местности
соответствует
1 см на карте. На
физической карте
России в
географическом
атласе шестого
класса 1 см на
карте
соответствует 200
км на местности.
3. Измеренное
линейкой
расстояние между
пунктами
умножают на
количество
километров или
метров на
местности для
данного
масштаба.
1. Измерить
длину и ширину
кабинета, парты,
учительского
стола.
2. Измерить
расстояние между
топографическую
карту, знания
условных знаков,
измерять расстояние
на карте используя
масштаб.
Проверить умения
учащихся умению
составлять
простейший план
местности
партами, партами
и стенами, длину
окон, ширину
двери.
3. Начертить план
кабинета,
используя способ
полярной съемки.
4.Домашнее
задание
Используя карты атласа,
охарактеризовать формы
рельефа по плану.
- Русская равнина.
- Среднесибирское
плоскогорье
.
Записывают
домашнее задание
Определяют план
деятельности по
реализации учебной
задачи