Автор: Шегурова Ирина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №24 "Вишенка"
Населённый пункт: город Павлово Нижегородская область
Наименование материала: консультация для родителей
Тема: "Математика в детском саду"
Раздел: дошкольное образование
Консультацию подготовила воспитатель
высшей квалификационной категории: Шегурова И.А.
Использована литература:
Комплексная образовательная программа «Истоки»
«Математика в детском саду». Новикова В.П. Сценарии занятий с детьми 4-5 лет.
М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
«Развивающие занятия с детьми 4-5 лет». / Под редакцией Парамоновой Л.А. –
М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011.
В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку
в дальнейшем
.
В детском саду отводиться важное место познавательному
развитию детей, в том числе и
формированию элементарных математических
представлений. Обучение детей математике включает в себя несколько
направлений: количество и счет, величина, форма, ориентировка в
пространстве и ориентировка во времени. Ниже представлены задачи,
которые решаются в течение года в средней группе детского сада.
Количество и счет:
Формировать навыки счета в пределах 5;
Показать детям, как образовывать разные группы предметов, называя
их тем или иным числительным;
Развивать умение при пересчете согласовывать в роде, числе и падеже
существительное с числительным и относить числительное ко всей
пересчитанной группе;
Учить отсчитывать предметы из большего количества по образцу и
названному числу, считать по осязанию и на слух.
Величина:
Формировать у детей умения выстраивать сериационные ряды,
выкладывая предметы в ряд по длине, высоте и ширине в
возрастающем и убывающем порядке.
Форма:
Развивать умение различать и называть круг, овал, квадрат,
прямоугольник, треугольник, а также шар и куб;
Формировать навык выделять и обозначать словом форму реальных
предметов (мяч – это шар, тарелка – круглая и т.д.)
Ориентировка в пространстве:
Учить детей различать не только направления (вперед - назад, вверх –
вниз, направо – налево), но и умения двигаться в указанном
направлении, определять положение того или иного предмета в комнате
по отношению к себе.
Ориентировка во времени:
Развивать умение различать части суток и
ориентироваться в последовательности названий
ближайших дней (сегодня, завтра, вчера), вспоминая,
что было вчера, что происходит сегодня, что будет
завтра.
Непосредственно образовательная деятельность по формированию
элементарных математических представлений в средней группе проводятся
один раз в неделю, продолжительностью 20 минут. На данных занятиях
решается сразу комплекс задач. Занятия проводятся в интересной для детей
форме с использованием игровых приемов, дидактических игр. На занятиях
дети знакомятся с величиной и формой предметов, пространственными и
временными ориентирами, количеством. Обучение включает как прямые, так
и опосредованные методы, которые способствуют не только овладению
математическими знаниями, но и общему интеллектуальному развитию. Как
правило, дети любят занятия по математике, и с интересом справляются со
всеми заданиями.
Помимо занятий в группе проводится индивидуальная работа с детьми,
направленная на дополнение и закрепление полученных на занятиях знаний.
Данная работа проводится одновременно с небольшим количеством детей (2-
3 человека).
Дополнительно воспитатель включает в режимные моменты задания
направленные на развитие математических представлений. Это и дежурство
по столовой, где дети должны посчитать, сколько столовых проборов
необходимо положить на стол и дежурство по занятиям тоже требует счета,
чтобы все дети получили необходимый материал и оборудование на занятие,
трудовые поручения и самое главное игра также способствуют закреплению
знаний по математике. Другими словами математика окружает нас повсюду,
и педагог использует это в своей работе с детьми в течение всего дня.
В группе создана достаточная развивающая предметно - пространственная
среда, имеются настольные развивающие и дидактические игры,
направленные на развитие математических представлений у детей: «Положи
цифру», «Мои первые цифры», «Математика для малышей», «Фигуры»,
«Блоки Дьенеша», «Палочки Кюизенера» и многие другие. Дети с интересом
играют в данные игры и незаметно для себя закрепляют знания, полученные
на занятиях по формированию элементарных математических представлений.
Для закрепления и дополнения знаний детей, полученных на занятиях в
детском саду я рекомендую вам дома использовать простые игры,
предложенные ниже. С их помощью в интересной и занимательной форме вы
можете «позаниматься» с детьми. Данные игры не требуют большого
раздаточного и демонстрационного материала, а также не занимают много
времени.
«Разноцветные фигуры»
Цель игры: Закрепление названий геометрических фигур, умения
классифицировать их по форме и цвету.
На столе перед ребенком разложите разные геометрические фигуры (круг,
овал, квадрат, прямоугольник, треугольник). Затем предложите малышу
ответить на вопросы и выполнить задания:
Назови все красные (желтые, зеленые, синие) фигуры.
Собери все треугольники (круги, квадраты и т.д.)
Какого цвета треугольники (круги, квадраты и т.д.)
Назови фигуры без углов.
Скажи, каких фигур больше – кругов или квадратов?
«Назови предмет»
Цель игры: Закрепление умения называть предметы квадратной, круглой,
прямоугольной формы.
Просто предложите ребенку посмотреть вокруг и назвать предметы
квадратной (круглой, прямоугольной) формы. За каждый правильно
названный предмет не забывай хвалить ребенка или чем – либо поощрить
малыша. Неправильный ответ не оставляйте без внимания, и вместе с
ребенком рассмотрите предмет еще раз и назовите правильный ответ.
Усложненный вариант: Покажите ребенку геометрическую фигуру и
предложите назвать предметы такой же формы.
«Что где?»
Цель игры: Закреплять умение ориентироваться в пространстве,
определять положение того или иного предмета по отношению к себе.
В эту игру можно играть как в помещении, так и на улице. Предложите
ребенку встать, осмотреться, а затем спросите: «Что справа от тебя?»,
«Что перед тобой?» и т.д.
На заметку:
В повседневной жизни как можно чаще обращайте внимание детей на то, что они
делают сегодня, что делали вчера, что будут делать завтра. Акцентируйте
внимание ребенка на цифры в окружающем мире: номер автомобиля, автобуса, дома,
квартиры. Во время чтения книг обращайте внимание ребенка на характерные
особенности животных (у зайца длинные уши, короткий хвост и т.д.). Используйте
для занятий с ребенком счетные палочки складывайте из них геометрические фигуры
и целые картины, предложите малышу выкладывать из коробки по одной палочке то
левой, то правой рукой, такие упражнение отлично способствуют развитию мелкой
моторики рук, что очень важно для развития ребенка.