Напоминание

"Математика в детском саду"


Автор: Шегурова Ирина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №24 "Вишенка"
Населённый пункт: город Павлово Нижегородская область
Наименование материала: консультация для родителей
Тема: "Математика в детском саду"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультацию подготовила воспитатель

высшей квалификационной категории: Шегурова И.А.

Использована литература:

Комплексная образовательная программа «Истоки»

«Математика в детском саду». Новикова В.П. Сценарии занятий с детьми 4-5 лет.

М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.

«Развивающие занятия с детьми 4-5 лет». / Под редакцией Парамоновой Л.А. –

М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011.

В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку

в дальнейшем

.

В детском саду отводиться важное место познавательному

развитию детей, в том числе и

формированию элементарных математических

представлений. Обучение детей математике включает в себя несколько

направлений: количество и счет, величина, форма, ориентировка в

пространстве и ориентировка во времени. Ниже представлены задачи,

которые решаются в течение года в средней группе детского сада.

Количество и счет:

Формировать навыки счета в пределах 5;

Показать детям, как образовывать разные группы предметов, называя

их тем или иным числительным;

Развивать умение при пересчете согласовывать в роде, числе и падеже

существительное с числительным и относить числительное ко всей

пересчитанной группе;

Учить отсчитывать предметы из большего количества по образцу и

названному числу, считать по осязанию и на слух.

Величина:

Формировать у детей умения выстраивать сериационные ряды,

выкладывая предметы в ряд по длине, высоте и ширине в

возрастающем и убывающем порядке.

Форма:

Развивать умение различать и называть круг, овал, квадрат,

прямоугольник, треугольник, а также шар и куб;

Формировать навык выделять и обозначать словом форму реальных

предметов (мяч – это шар, тарелка – круглая и т.д.)

Ориентировка в пространстве:

Учить детей различать не только направления (вперед - назад, вверх –

вниз, направо – налево), но и умения двигаться в указанном

направлении, определять положение того или иного предмета в комнате

по отношению к себе.

Ориентировка во времени:

Развивать умение различать части суток и

ориентироваться в последовательности названий

ближайших дней (сегодня, завтра, вчера), вспоминая,

что было вчера, что происходит сегодня, что будет

завтра.

Непосредственно образовательная деятельность по формированию

элементарных математических представлений в средней группе проводятся

один раз в неделю, продолжительностью 20 минут. На данных занятиях

решается сразу комплекс задач. Занятия проводятся в интересной для детей

форме с использованием игровых приемов, дидактических игр. На занятиях

дети знакомятся с величиной и формой предметов, пространственными и

временными ориентирами, количеством. Обучение включает как прямые, так

и опосредованные методы, которые способствуют не только овладению

математическими знаниями, но и общему интеллектуальному развитию. Как

правило, дети любят занятия по математике, и с интересом справляются со

всеми заданиями.

Помимо занятий в группе проводится индивидуальная работа с детьми,

направленная на дополнение и закрепление полученных на занятиях знаний.

Данная работа проводится одновременно с небольшим количеством детей (2-

3 человека).

Дополнительно воспитатель включает в режимные моменты задания

направленные на развитие математических представлений. Это и дежурство

по столовой, где дети должны посчитать, сколько столовых проборов

необходимо положить на стол и дежурство по занятиям тоже требует счета,

чтобы все дети получили необходимый материал и оборудование на занятие,

трудовые поручения и самое главное игра также способствуют закреплению

знаний по математике. Другими словами математика окружает нас повсюду,

и педагог использует это в своей работе с детьми в течение всего дня.

В группе создана достаточная развивающая предметно - пространственная

среда, имеются настольные развивающие и дидактические игры,

направленные на развитие математических представлений у детей: «Положи

цифру», «Мои первые цифры», «Математика для малышей», «Фигуры»,

«Блоки Дьенеша», «Палочки Кюизенера» и многие другие. Дети с интересом

играют в данные игры и незаметно для себя закрепляют знания, полученные

на занятиях по формированию элементарных математических представлений.

Для закрепления и дополнения знаний детей, полученных на занятиях в

детском саду я рекомендую вам дома использовать простые игры,

предложенные ниже. С их помощью в интересной и занимательной форме вы

можете «позаниматься» с детьми. Данные игры не требуют большого

раздаточного и демонстрационного материала, а также не занимают много

времени.

«Разноцветные фигуры»

Цель игры: Закрепление названий геометрических фигур, умения

классифицировать их по форме и цвету.

На столе перед ребенком разложите разные геометрические фигуры (круг,

овал, квадрат, прямоугольник, треугольник). Затем предложите малышу

ответить на вопросы и выполнить задания:

Назови все красные (желтые, зеленые, синие) фигуры.

Собери все треугольники (круги, квадраты и т.д.)

Какого цвета треугольники (круги, квадраты и т.д.)

Назови фигуры без углов.

Скажи, каких фигур больше – кругов или квадратов?

«Назови предмет»

Цель игры: Закрепление умения называть предметы квадратной, круглой,

прямоугольной формы.

Просто предложите ребенку посмотреть вокруг и назвать предметы

квадратной (круглой, прямоугольной) формы. За каждый правильно

названный предмет не забывай хвалить ребенка или чем – либо поощрить

малыша. Неправильный ответ не оставляйте без внимания, и вместе с

ребенком рассмотрите предмет еще раз и назовите правильный ответ.

Усложненный вариант: Покажите ребенку геометрическую фигуру и

предложите назвать предметы такой же формы.

«Что где?»

Цель игры: Закреплять умение ориентироваться в пространстве,

определять положение того или иного предмета по отношению к себе.

В эту игру можно играть как в помещении, так и на улице. Предложите

ребенку встать, осмотреться, а затем спросите: «Что справа от тебя?»,

«Что перед тобой?» и т.д.

На заметку:

В повседневной жизни как можно чаще обращайте внимание детей на то, что они

делают сегодня, что делали вчера, что будут делать завтра. Акцентируйте

внимание ребенка на цифры в окружающем мире: номер автомобиля, автобуса, дома,

квартиры. Во время чтения книг обращайте внимание ребенка на характерные

особенности животных (у зайца длинные уши, короткий хвост и т.д.). Используйте

для занятий с ребенком счетные палочки складывайте из них геометрические фигуры

и целые картины, предложите малышу выкладывать из коробки по одной палочке то

левой, то правой рукой, такие упражнение отлично способствуют развитию мелкой

моторики рук, что очень важно для развития ребенка.



В раздел образования