Автор: Пыщева Полина Олеговна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МОУ "Инженерно-технологический лицей"
Населённый пункт: Московская область, г. Люберцы
Наименование материала: Статья
Тема: Культура и личность
Раздел: среднее образование
Человек — это особый вид сущего, живое телесное существо, субъект исторического
развития общества.
Однако культура порождена социальным статусом индивида и ие имеет прямого
отношения к его биологическим характеристикам. Именно способность созидать «вторую
природу» и культурные ценности и является исходным отличительным признаком того
типа сообщества, который характерен для Homo sapiens.
Таким образом, человек — это существо биосоциальное. С одной стороны, он генетически
связан с другими формами биологической жизни. Человек подвержен влечениям и
страстям. Он впадает в страх и гнев. Его телесное существо подчинено всем законам
биологии и физиологии. Выделение человека из природы произошло благодаря:
— умению производить орудия труда;
— обладанию членораздельной речи;
— наличию сознания и разума;
— способности быть нравственным, подниматься над своими естественными влечениями
и осуществлять свободный выбор.
С другой стороны, человек—существо социальное, ибо он преобразует природные
объекты, т. е. занимается производством, предметно-практической деятельностью.
Именно в ходе этой деятельности человек формируется как социальное существо.
Впервые это определение было дано Аристотелем, который назвал человека
«общественным животным». С течением времени возникла масса других определений
человека, которые акцентируют тот или иной аспект его жизнедеятельности. Так,
например, человек — это существо моральное, свободное, обладающее самосознанием и
пр. »
Наиболее полно сущность человека выявляется через социальный аспект. К. Маркс
сформулировал это так: «Сущность человека в своей действительности есть совокупность
всех общественных отношений». В основу развития общественных отношений (а стало
быть, и человека, как продукта и результата этих отношений) лег способ материального
производства, в процессе которого человек формирует свой мир Трудовая деятельность
человека не только создает средства Для удовлетворения его жизненных потребностей, но
и воспроизводит систему общественных отношений. Напомним, что в нее входят:
— производственные отношения (отношения собственности, формы распределения
произведенного продукта, его обмена и потребления);
— отношения между историческими общностями людей (род, племя, народность, нация);
-брачно-семейные и бытовик отношения между людьми;
— отношения между личностью и обществом.
Воспроизводство данной системы общественных отношений становится особой
потребностью человека. Удовлетворение потребности находит свое выражение в
человеческом интересе. Под воздействием интереса человек относится к окружающему
миру как субъект. Субъект — это человек, познающий внешний мир (в данном случае
общество) и воздействующий на него в своей практической деятельности. Таким образом,
человек является не только продуктом и субъектом общественных отношений, но и
главным творением культуры, которая:
— создает самого человека как существо все менее зависящее от каких-либо природных
закономерностей и случайностей;
— «творит» человека как долговечное существо, все более уверенное в своем здоровье и
«праве на жизнь» (сегодня мы живем в два-три раза дольше людей древних
цивилизаций);
— предоставляет человеку возможность заниматься сложным интеллектуальным трудом,
а не только заботиться о хлебе насущном;
— обеспечивает человеку психологический комфорт и развлечения;
— изменяет облик планеты Земля, создает потенциал для развития ее ландшафтной
оболочки и самого человека. .