Напоминание

Психологические аспекты коррекции тревожности старших дошкольников с невротическим типом заикания


Автор: Тасуева Мария Асланбековна
Должность: студент
Учебное заведение: ФГАОУ ВО "Северо-Кавказский федеральный университет"
Населённый пункт: г. Ставрополь, Ставропольский край
Наименование материала: статья
Тема: Психологические аспекты коррекции тревожности старших дошкольников с невротическим типом заикания
Раздел: высшее образование





Назад




Тасуева М.А.

Психологические аспекты коррекции тревожности старших дошкольников

с невротическим типом заикания

В

настоящее

время

в

силу

различных

патогенно

воздействующих

факторов, увеличивается число детей с различными нервными отклонениями,

формирующимися нарушениями общения, поведения, трудностями адаптации в

изменяющейся окружающем их мире.

Современное

развитие

нашего

государства,

сложные

государственно-

экологические

условия,

вечные

экологические

проблемы

создают

нестабильную,

тревожную

атмосферу

в

обществе,

в

коллективе,

в

семье.

Каждый ребенок ощущает на себе все волнение сегодняшнего дня. И каждый

ребенок по-своему реагирует на травмирующее влияние окружающего мира:

агрессивностью,

замкнутостью,

невралгическими

реакциями,

боязливостью,

страхами, тревожностью. Современные жесткие условия жизни способствуют

повышению уровня тревожности, как у взрослых, так и у детей. В настоящее

время все более увеличивается количество тревожных детей.

Тревожность определяется как устойчивое отрицательное переживание,

беспокойство

неблагополучия

со

стороны

окружающих.

Она

является

глубинным,

эмоциональным

состоянием,

возникающем

в

результате

неудовлетворения важных потребностей.

Результаты

изучения

влияния

тревожности

на

различные

сферы

поведения личности, например учеба, влияют на здоровье детей. Захаров А.И.

утверждает, что изучение особенностей тревожных детей, необходимо еще в

дошкольном возрасте, когда велика возможность коррекции. Ю.М. Антонян

считает, что тревога – это состояние психики, охватывающее любое состояние

человека и толкающее его на поиск источника переживания в мире. Еще если у

ребенка

не

удовлетворяются

эмоциональные

потребности,

то

может

не

сформироваться

потребность

в

общении

с

людьми

вообще,

что

ведет

к

отчуждению, к непринятию окружающей среды, ожиданию со стороны мира.

Одним

из

самых

распространенных

расстройств

детской

речи,

вызывающей невролизацию в качестве реакции личности на речевой дефект,

является заикание.

Дети

с нарушенной коммуникативной функцией – дети с нарушением

организации

речи

(заиканием).

Помимо

судорожных

запинок,

заикание

включает в себя нарушение высшей нервной деятельности, связана в одних

случаях

с

органическими

поражениями

ЦНС,

в

других

случаях

с

неврологической реакцией. Наблюдаемая при заикании хронификация процесса

вызывает, как правило, вторичную невролизацию в качестве реакции личности

на основное заболевание, что делает заикание

сложнейшим патологическим

процессом, который может сопровождать человека всю жизнь.

У

определенного

числа

заикающихся

отмечено

невротическое

формирование

лично сти.

Оно

возникает

в

тех

случаях,

ко гд а

психонаправляющая ситуация приводит к развитию у ребенка невротических

реакций.

А

затем

таких

личностных

черт,

как

боязливость,

пассивность,

неуверенность в себе, склонность к страхам, тревожность.

Переживания

как

форма

выражения

эмоций

и

чувств,

связывается

у

заикающихся с наличием речевого дефекта, с трудностями в речевом процессе,

с

неблагополучием

в

речевом

общении

с

окружающими,

с

обидным

отношением со стороны окружающих, с неудовлетворенностью собой, своей

речью, своими поступками и прочее.

Более

или

менее

выраженные

неприятные

переживания,

связанные

у

заикающихся с нереализованной потребностью свободного речевого общения с

окружающими,

могут

сопровождаться

эмоциями,

чувствами

и

состояниями

неудовольствия,

подавленности,

апатии,

опасения,

напряженности,

гнева,

тревожности, страха. Частой и сильной сменой настроения и др.

Имеющиеся у заикающихся детей речевые и психические нарушения

накладывают отпечаток, прежде всего на процесс речевого общения, искажая и

деформируя его.

Исходным

пунктом

психокоррекционной

и

логопедической

работы

является

психолого

педагогическая

оценка

индивидуально сти

психологических и личностных качеств заикающегося ребенка.

Психологические

данные

дополняют

клиническую

картину

речевого

нарушения,

содействуют

пониманию

динамики

речевого

расстройства,

его

взаимодействия

с

другими

психическими

процессами

и

личностными

качествами индивида, уточняют прогноз психического развития заикающегося;

способствуют определению дифференцированных методов работы.

Литература

1.

Захаров А. И. К изучению роли аномалий семейного воспитания

в патогенезе неврозов детского возраста. - В кн.: Неврозы и

пограничные состояния. - Л., 1972, с. 53-55.

2.

Винкшна И. А. К характеристике системы отношений личности

больных, страдающих

неврозами.

-

В

кн.:

Клинико-

психологические исследования личности. - Л., 1971, с. 87-89.



В раздел образования