Автор: Тасуева Мария Асланбековна
Должность: студент
Учебное заведение: ФГАОУ ВО "Северо-Кавказский федеральный университет"
Населённый пункт: г. Ставрополь, Ставропольский край
Наименование материала: статья
Тема: Психологические аспекты коррекции тревожности старших дошкольников с невротическим типом заикания
Раздел: высшее образование
Тасуева М.А.
Психологические аспекты коррекции тревожности старших дошкольников
с невротическим типом заикания
В
настоящее
время
в
силу
различных
патогенно
воздействующих
факторов, увеличивается число детей с различными нервными отклонениями,
формирующимися нарушениями общения, поведения, трудностями адаптации в
изменяющейся окружающем их мире.
Современное
развитие
нашего
государства,
сложные
государственно-
экологические
условия,
вечные
экологические
проблемы
создают
нестабильную,
тревожную
атмосферу
в
обществе,
в
коллективе,
в
семье.
Каждый ребенок ощущает на себе все волнение сегодняшнего дня. И каждый
ребенок по-своему реагирует на травмирующее влияние окружающего мира:
агрессивностью,
замкнутостью,
невралгическими
реакциями,
боязливостью,
страхами, тревожностью. Современные жесткие условия жизни способствуют
повышению уровня тревожности, как у взрослых, так и у детей. В настоящее
время все более увеличивается количество тревожных детей.
Тревожность определяется как устойчивое отрицательное переживание,
беспокойство
неблагополучия
со
стороны
окружающих.
Она
является
глубинным,
эмоциональным
состоянием,
возникающем
в
результате
неудовлетворения важных потребностей.
Результаты
изучения
влияния
тревожности
на
различные
сферы
поведения личности, например учеба, влияют на здоровье детей. Захаров А.И.
утверждает, что изучение особенностей тревожных детей, необходимо еще в
дошкольном возрасте, когда велика возможность коррекции. Ю.М. Антонян
считает, что тревога – это состояние психики, охватывающее любое состояние
человека и толкающее его на поиск источника переживания в мире. Еще если у
ребенка
не
удовлетворяются
эмоциональные
потребности,
то
может
не
сформироваться
потребность
в
общении
с
людьми
вообще,
что
ведет
к
отчуждению, к непринятию окружающей среды, ожиданию со стороны мира.
Одним
из
самых
распространенных
расстройств
детской
речи,
вызывающей невролизацию в качестве реакции личности на речевой дефект,
является заикание.
Дети
с нарушенной коммуникативной функцией – дети с нарушением
организации
речи
(заиканием).
Помимо
судорожных
запинок,
заикание
включает в себя нарушение высшей нервной деятельности, связана в одних
случаях
с
органическими
поражениями
ЦНС,
в
других
случаях
с
неврологической реакцией. Наблюдаемая при заикании хронификация процесса
вызывает, как правило, вторичную невролизацию в качестве реакции личности
на основное заболевание, что делает заикание
сложнейшим патологическим
процессом, который может сопровождать человека всю жизнь.
У
определенного
числа
заикающихся
отмечено
невротическое
формирование
лично сти.
Оно
возникает
в
тех
случаях,
ко гд а
психонаправляющая ситуация приводит к развитию у ребенка невротических
реакций.
А
затем
таких
личностных
черт,
как
боязливость,
пассивность,
неуверенность в себе, склонность к страхам, тревожность.
Переживания
как
форма
выражения
эмоций
и
чувств,
связывается
у
заикающихся с наличием речевого дефекта, с трудностями в речевом процессе,
с
неблагополучием
в
речевом
общении
с
окружающими,
с
обидным
отношением со стороны окружающих, с неудовлетворенностью собой, своей
речью, своими поступками и прочее.
Более
или
менее
выраженные
неприятные
переживания,
связанные
у
заикающихся с нереализованной потребностью свободного речевого общения с
окружающими,
могут
сопровождаться
эмоциями,
чувствами
и
состояниями
неудовольствия,
подавленности,
апатии,
опасения,
напряженности,
гнева,
тревожности, страха. Частой и сильной сменой настроения и др.
Имеющиеся у заикающихся детей речевые и психические нарушения
накладывают отпечаток, прежде всего на процесс речевого общения, искажая и
деформируя его.
Исходным
пунктом
психокоррекционной
и
логопедической
работы
является
психолого
–
педагогическая
оценка
индивидуально сти
психологических и личностных качеств заикающегося ребенка.
Психологические
данные
дополняют
клиническую
картину
речевого
нарушения,
содействуют
пониманию
динамики
речевого
расстройства,
его
взаимодействия
с
другими
психическими
процессами
и
личностными
качествами индивида, уточняют прогноз психического развития заикающегося;
способствуют определению дифференцированных методов работы.
Литература
1.
Захаров А. И. К изучению роли аномалий семейного воспитания
в патогенезе неврозов детского возраста. - В кн.: Неврозы и
пограничные состояния. - Л., 1972, с. 53-55.
2.
Винкшна И. А. К характеристике системы отношений личности
больных, страдающих
неврозами.
-
В
кн.:
Клинико-
психологические исследования личности. - Л., 1971, с. 87-89.