Автор: Абакумова Мария Владимировна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ "Средняя школа 25 им. Н. К. Крупской"
Населённый пункт: г. Ульяновск
Наименование материала: Разработка открытого урока
Тема: "Витамины"
Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №25 им Н.К.Крупской».
Открытый урок по биологии
8 класс
«Витамины»
Учитель биологии
Абакумова Мария Владимировна
Ульяновск 2024 г.
Тема: Витамины, их значение. Водо- и жирорастворимые витамины. Авитаминозы.
Сохранение витаминов в пище.
Цели урока:
. Образовательные: сформировать знания о биологической роли витаминов в
обмене веществ и их практическом значении для здоровья
человека.
Развивающие: способствовать развитию навыков исследовательской
деятельности, умения делать выводы, выделять главное,
применять свои знания на практике.
Воспитательные: формировать социальные компетенции учащихся как
творческой личности с положительными нравственными
качествами; прививать культуру здорового образа жизни.
Задачи урока:
расширить знание учащихся и формировать представление об организме как о целостной
взаимосвязанной и взаимозависимой системе;
развивать умения анализировать, устанавливать причинно-следственные связи между
веществами и организмом , умения сравнивать обосновывать свою точку зрения, развивать в
детях способность к логическому мышлению;
дать представление учащимся об истории открытия витаминов
познакомить учащихся с важнейшими представителями витаминов, их содержание в
продуктах питания;
показать значимость витаминов для здоровья человека и их роли в обмене веществ
разъяснять при каких условиях лучше сохраняются витамины в продуктах питания и лучше
усваиваются организмом;
сравнить природные и искусственные витамины;
позволить учащимся определить присутствует ли у них витаминная недостаточность;
дать характеристику продуктов питания по присутствию в них витаминов;
научить применять теоретические знания на практике.
Тип урока: урок изучения нового материала с использованием проблемной
ситуации.
Оборудование: компьютер и мультимедийный проектор; презентация
«Витамины»; лабораторное оборудование: пробирки,
пипетки, раствор йода, крахмальный клейстер, сок свежего
лимона, горячая вода; раздаточный материал: инструктивные
карточки для проведения практической работы.
Методы и методические приемы: создание проблемной ситуации, беседа, выступления учащихся с
сообщениями, объяснение материала с использованием презентации, практическая работа,
самостоятельная работа.
Ход урока:
1.
Организационный момент: приветствие, проверка готовности к уроку, сообщение темы и
целей урока.
Учитель.
«Здоровье – это та вершина, которую каждый должен преодолеть сам».
В. Шененберг.
Здравствуйте, ребята. Как хорошо, что мы приветствуем друг друга каждый день такими словами, то
есть желаем здоровья. Здоровье – это самое ценное, что есть у человека. На всю жизнь человеку
дается только один организм. Следовательно, мы должны бережно к нему относиться, постоянно о
нем заботиться, чтобы долгие годы оставаться здоровыми!
Актуализация знаний: Состав пищи
3. Изучение новой темы:
В начале урока я хочу вам предложить для осмысления следующую информацию.
(на доске прикреплены листы, на которых изображено фото с иллюстрацией болезни при недостатке
витаминов, вызываются ученики и зачитывают признаки заболевания.
Причины болезни были неизвестны.
1. болезни, если они долго находились без свежих продуктов, овощей. У мореплавателей
развивалась цинга, или скорбут. Десны распухали и кровоточили, лицо отекало, чувствовалась общая
слабость, ощущались невыносимые боли в мышцах, суставах, под кожей лопались сосуды, тело
покрывалось кровоподтеками. От цинги моряков погибло больше, чем от морских сражений и
кораблекрушений. Особенно Отважные путешественники и мореплаватели прошлых столетий часто
подвергались мучительной страдали моряки в северных экспедициях.
В народе с давних пор эту болезнь умели лечить плодами шиповника, настоем хвои и молодых
побегов сосны. Из практического опыта, жизненных наблюдений люди узнали, что заболевание
можно предотвратить, если пить лимонный сок, есть квашенную капусту, лук, черную смородину.
2. С давних времен дети страдали от заболевания, при котором кости становятся непрочными и
изменяют форму. Даже на картинах мастеров эпохи Возрождения можно увидеть малышей с
признаками этой болезни. У них искривленные кости конечностей, непропорционально большая
голова. В Англии в эпоху промышленной революции в XVIII веке среди детей и подростков,
работавших на промышленных предприятиях, эта болезнь носила характер эпидемии.
3. На Востоке, где основная пища – это рис, издавна было известно заболевание, при котором у
человека появляются боли в руках и ногах, изменяется чувствительность, слабеют мышцы,
нарушается походка, возникают параличи. В Румынии, на Балканах, в некоторых областях Италии,
Испании и даже в США еще в начале XX века десятки тысяч людей страдали от этого заболевания.
Воспаленная шелушащаяся кожа, диарея, тяжелые психические расстройства делали человека
немощным и несчастным.
4. А вот случай, который произошел с Ю. Никулиным во время блокады Ленинграда. «Как только
наступали сумерки, многие слепли и только смутно, с трудом различали границу между небом и
землей… Кто-то предложил сделать отвар из сосновых игл. К сожалению, это не помогло. Лишь
когда на батарею выдали бутыль рабьего жира и каждый принял вечером этого лекарства и получил
такую же порцию утром, зрение тут же начало возвращаться».
Какие мысли возникли у вас после прослушивания этой информации?
Как вы думаете, какую тему мы сегодня будем изучать?
Открываем тетрадки, записываем число и тему урока.
Мы часто слышим разную информацию о витаминах:
Витамины есть только в овощах и фруктах.
Чем больше съешь витаминов, тем будешь крепче и здоровее.
В период инфекционных заболеваний нужно есть больше витамина С.
Витамины нужно принимать только зимой и весной.
Недостаток витаминов может привести к серьезным заболеваниям.
Постановка проблемного вопроса:
- Правда ли это? Где предрассудки, а где факты? Я думаю, что в конце урока вы сможете
ответить на этот вопрос.
Поэтому цель нашего урока узнать, какую роль витамины выполняют в организме
человека, в каких продуктах содержатся, какие заболевания развиваются при недостатке или
отсутствии витаминов. Вооруженные новыми знаниями, вы сможете по – иному взглянуть на
свой образ жизни, в частности на то, как вы питаетесь.
Работа с терминами (самостоятельно из параграфе 51 учебника выписывают понятия в тетрадь)
Витамины - поступающие с пищей органические вещества, необходимые для регуляции обмена
веществ и нормального течения процессов жизнедеятельности.
Гиповитаминоз – нехватка витаминов
Гипервитаминоз – избыток витаминов
Авитаминоз – отсутствие витаминов. ( читают термины)
В отличие от ферментов, витамины не могут синтезироваться в организме человека, они поступают
в организм с пищей. Лишь некоторые витамины вырабатываются бактериями, живущими в нашем
кишечнике.
Витамины обозначают буквами латинского алфавита (А, В, С, D) и цифрами, определяющими
порядок их открытия (В
1
, В
6
, В
12
). Сейчас их известно около 80 видов.
Все витамины делятся на две большие группы – водорастворимые (В, С) и жирорастворимые(А,
D, Е, К).
Самостоятельно работают с флипчартами, создают проекты по темам:
1 группа: Жирорастворимые витамины
2 группа Водорастворимые витамины
Используют учебники и таблицы, так же готовят вопросы второй группе
Название витамина
Описание
Продукты, богатые
витамином
Водорастворимые витамины
Витамин С или аскорбиновая
кислота
Стимулирует гормональную
регуляцию, процессы развития
организма, сопротивляемость к
заболеваниям.
При недостатке – цинга.
Плоды шиповника, капуста,
картофель, грейпфрут,
петрушка, щавель.
Витамин В1 - тиамин
Важен для правильного
функционирования нервной системы,
печени, сердца. Участвует в
углеводном обмене. При недостатке –
бери-бери
Печень, орехи, яйца, зеленый
горошек, отруби.
Витамин В2 - рибофлавин
Находится во всех клетках организма
и катализирует протекающие там
окислительно-восстановительные
реакции. При недостатке – катаракта,
поражаются слизистые оболочки рта.
Печень, молоко, дрожжи,
томаты, бобовые.
Витамин В6 - пиридоксин
Участвует в превращениях
аминокислот и в обмене углеводов.
При недостатке - анемия
(малокровие), судороги.
Куриное мясо, орехи, хлеб из
муки грубого помола, бананы.
Витамин В12 или
цианокоболамин
Необходим для жизнедеятельности
клеток нервной ткани и клеток
костного мозга. При недостатке -
анемия.
Мясо, печень, рыба.
Витамин РР – никотиновая
кислота
Регулирует кровообращение и уровень
холестерина.
При недостатке – пеллагра.
Арахис, рис, отруби, зерна
ячменя.
Жирорастворимые
Витамин А
Необходим для роста и размножения
клеток. Замедляет старение организма
и помогает долго сохранять кожу
гладкой и упругой.
При недостатке - "куриная слепота".
Мясо, молоко, печень, рыбий
жир, яичный желток, морковь,
помидоры.
Витамин Д - эргокальциферол
Регулирует обмен кальция и фосфора.
Может образовываться под влиянием
Рыбий жир, сливочное масло,
сливки, яичный желток.
ультрафиолетовых лучей.
При недостатке – рахит.
Витамин Е
Влияет на функции половых и
эндокринных желез. Необходим для
правильного усвоения организмом
витаминов всех других групп.
При недостатке - дистрофия
мышечной ткани.
Оливковое, кукурузное,
подсолнечное масла, арахис.
Витамин К
Регулирует свертываемость крови.
При недостатке – носовые
кровотечения.
Соевое масло, печень, орехи,
салат, капуста
Игровой момент. Вам раздала упаковки с витаминами, порекомендуйте их больным людям. Кому?
После защиты проектов
Физминутка
4.
Практическая работа по определению витамина С.
А теперь проведем небольшое исследование: определим наличие витамина С в лимоне.
Витамин С очень нестоек, разрушается на воздухе, при соприкосновении с металлическими
предметами, при нагревании. Исследование основано на свойстве витамина С обесцвечивать йод.
Работу выполняем по инструктивной карточке.
ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА.
“Определение витамина С”
1. Спиртовой раствор йода разведите с водой до цвета крепкого чая.
2. Добавьте в раствор крахмальный клейстер до получения синей окраски.
3. Возьмите свежий лимон и выдавите 1 мл сока, к нему по каплям добавьте клейстер. Наблюдайте
за окраской. Если раствор йода (синий цвет) обесцветился – то аскорбиновой кислоты (витамина С)
много, если нет – то мало.
4. Проделайте подобный опыт с рассолом квашеной капусты, яблочным соком.
5. Нагрейте яблочный сок над спиртовкой, соблюдая правила техники безопасности. Проделайте
предыдущий опыт с остывшим соком.
6. Сделайте вывод.
После выполнения работы учащиеся делают выводы:
витамин С содержится в свежем лимоне, в квашеной капусте, яблочном соке;
витамина С нет в продуктах подвергнутых термической обработке.
1.
Закрепление материала:
Исходя из полученных знаний, определите, какие высказывания относятся к достоверным фактам, а
какие нет. (Объяснения учащихся).
Высказывание
Факт
Витамины есть только в овощах и фруктах.
Витамины содержатся как в
растительной, так и в животной пище.
Чем больше съешь витаминов, тем будешь крепче и
здоровее.
Передозировка витаминов также
опасна, как и недостаток.
В период инфекционных заболеваний нужно есть
больше витамина С.
Да. Он повышает сопротивляемость
организма к инфекционным
заболеваниям.
Витамины нужно принимать только зимой и
весной.
Витамины необходимы постоянно.
Прием витаминных препаратов нужно
вести только по рекомендации врача.
Недостаток витаминов может привести к
серьезным заболеваниям.
Да.
- А знаете ли вы, что витамины, попавшие в наш организм, не всегда им усваиваются?
Что мешает усвоению витаминов:
алкоголь – разрушает витамины А, группы В, снижает содержание кальция, цинка, калия, магния;
никотин - разрушает витамины А, С, Е, снижает содержание селена;
кофеин – разрушает витамины В, РР, снижает содержание железа, калия, цинка;
аспирин – уменьшает содержание витаминов группы В, С, А, а также кальция, калия;
антибиотики – разрушают витамины группы В, снижают содержание железа, кальция, магния;
снотворные средства – затрудняют усвоение витаминов А, D, Е, В
12
, сильно снижают уровень
кальция.
Создание кластера
1 группа
КАК СОХРАНИТЬ ВИТАМИНЫ В ПИЩЕ?
Для сохранения витаминов в пищевых продуктах нужно следовать следующим рекомендациям:
стараться использовать в пищу овощи, фрукты, зелень, не подвергавшиеся длительному хранению;
не подвергать продукты излишней температурной обработке;
при варке опускать продукты в кипящую воду и готовить только в закрытой посуде;
использовать для приготовления и хранения пищи химически инертную посуду (эмалированную, из
нержавеющей стали, тефлоновую , керамическую, фарфоровую);
правильно хранить продукты (овощи, зелень, фрукты - в холодильнике, растительное масло - в
темном помещении, крупы - в прохладном сухом месте и т.п.) , учитывая сроки хранения каждого
продукта.
2 группа
Содержание витаминов в продуктах может существенно меняться:
При кипячении молока количество содержащихся в нем витаминов значительно снижается.
После трех дней хранения продуктов в холодильнике теряется 30% витамина С (при комнатной
температуре этот показатель составляет 50%).
При термической обработке пищи теряется от 25% до 90-100% витаминов.
На свету витамины разрушаются (витамин В2 очень активно), витамин А подвержен воздействию
ультрафиолетовых лучей.
Овощи без кожуры содержат значительно меньше витаминов.
Высушивание, замораживание, механическая обработка, хранение в металлической посуде,
пастеризация снижают содержание витаминов в исходных продуктах.
Содержание витаминов в овощах и фруктах очень широко варьирует в разные сезоны.
« Мифы о витаминах».
Миф № 1: «Все потребности в витаминах можно обеспечить за счет полноценного рациона питания».
Даже при тщательно сбалансированном питании дефицит большинства витаминов в рационе может
достигать 30%.
Потребность в витаминах повышается в период роста организма, во время беременности и
кормления грудью, во время и после болезни, при большой физической и умственной нагрузке
(например, при занятиях спортом), при выполнении работ, требующих большого нервно-
эмоционального напряжения, а также при длительном пребывании не холоде; усвоение витаминов
ухудшается в пожилом возрасте.
Миф № 2: «Витаминами можно запастись впрок».
Ни один витамин не в состоянии выполнять физиологические функции, присущие другим веществам
этой группы. Именно поэтому для обеспечения адекватного витаминного статуса необходим
регулярный (продолжительный) прием соответствующих поливитаминных комплексов,
обеспечивающих детей и взрослых этими веществами в необходимых количествах.
Миф № 3: «Витамины нужны только маленьким детям и больным».
Витамины необходимы всем возрастным категориям населения.
Миф № 4: «Витамины нужны только зимой».
В большинстве стран мира практикуется прием поливитаминов (мультивитаминов) на протяжении
примерно 6-9 месяцев в году, хотя американские витаминологи считают необходимым
пользоваться ими круглогодично.
Миф № 5: «Витамин С защищает от гриппа».
Доказанной противовирусной активностью аскорбиновая кислота не обладает. Справедливости ради
следует отметить, что лица с дефицитом витамина С в большей степени подвержены риску заболеть
гриппом.
Назначение повышенных (но не многократно) доз аскорбиновой кислоты в период заболевания или
после выздоровления — общепризнанная мера.
Миф № 6: «Натуральные витамины лучше синтетических».
В стремлении обеспечить организм экологически чистыми препаратами многие склонны тратить
неоправданно большие средства на покупку препаратов, содержащих витамины естественного
происхождения (вытяжки из растительных плодов и т.д.). Витамины, являющиеся продуктом
химического синтеза, отличаются высокой степенью очищенности и качества. По биологической
ценности синтетические витамины не уступают натуральным веществам этого класса. Стоимость
же синтетических витаминов значительно ниже.»
Для закрепления полученных знаний проведем биологический диктант по теме “Обмен веществ и
энергии. Витамины”.
Тесты к уроку
Тест по теме «Витамины». Вариант 1 ФИО__________________________________
1. Витамины это…
а) минеральные вещества; б) органические вещества; в) белки.
2. Авитаминоз – это…
а) переизбыток витамина;
б) недостаток витамина;
в) нормальное содержание витамина
3. В цитрусовых большом количестве содержится:
а) витамин А;
б) витамин Е;
в) витамин С.
4. Отсутствие какого витамина приводит к заболеванию бери-бери?
а) витамина К;
б) витамина В;
в) витамина С.
5. Переизбыток витаминов вызывает:
а) гипервитамноз;
б) авитаминоз;
в) головокружение
6. Витамины были открыты:
а) Эйкманом;
б) Луниным;
в) Функом.
7. Источниками витамина D являются:
а) Жирная рыба, масло, солнечный загар;
б) свежие овощи, фрукты, молоко;
в) водоросли, мясо, яйца.
8. У мальчика понизилась острота зрения при слабом освещении, что может быть
причиной?
а) недостаток витамина В; б) недостаток витамина А; в) недостаток витамина Е
9. Недостаток витамина С приводит к заболеванию:
а) Цинга; б) Пеллагра; в) Рахит.
Ответы:1-б,2-б,3-в,4-б,5-а,6-б,7-а,8-б,9-а.
Тест по теме «Витамины» 2 вариант ФИ_________________
1.Являются ли витамины источником энергии?
а) да б) нет в) только некоторые
2.Отвар шиповника, зеленый лук, смородину рекомендуют при недостатке витамина:
а) А б)В в)С г) Д
3.Недостаток витамина А приводит:
а) к болезни глаз б) к рахиту в) к цинге
Закончите выражения
4. Биологически активные вещества, поступающие в организм вместе с пищей,
называются________________
5. Куриная слепота возникает при недостатке________________
6. Под влиянием ультрафиолетовых лучей образуется__________, отсутствие которого вызывает у
детей_________.
7. Бобовые, печень содержат группу витаминов _______, регулирующих деятельность нервной и
кровеносной систем.
8. При длительном хранении витамин А ___________.
9 .Овощи лучше варить в _________ посуде, т.к. в другой разрушаются ______.
Пища должна быть разнообразной, свежей, правильно приготовленной.
Больше включать в рацион свежих овощей и фруктов.
Больше времени бывать на улице.
Вести здоровый образ жизни, отказаться от курения, алкоголя, умеренно употреблять
чай и кофе.
Принимать лекарственные препараты (антибиотики, аспирин, снотворное) только по
рекомендации врача.
Регулярно принимать готовые витаминные препараты по рекомендации врача.
Не злоупотреблять витаминами.
5.
Домашнее задание: параграф 51, провести тест «Есть ли у меня авитаминоз?»
6.
Листы самооценивания
Ф.И. учащегося___________________
7.
Рефлексия