Напоминание

"Витамины"


Автор: Абакумова Мария Владимировна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ "Средняя школа 25 им. Н. К. Крупской"
Населённый пункт: г. Ульяновск
Наименование материала: Разработка открытого урока
Тема: "Витамины"
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №25 им Н.К.Крупской».

Открытый урок по биологии

8 класс

«Витамины»

Учитель биологии

Абакумова Мария Владимировна

Ульяновск 2024 г.

Тема: Витамины, их значение. Водо- и жирорастворимые витамины. Авитаминозы.

Сохранение витаминов в пище.

Цели урока:

. Образовательные: сформировать знания о биологической роли витаминов в

обмене веществ и их практическом значении для здоровья

человека.

Развивающие: способствовать развитию навыков исследовательской

деятельности, умения делать выводы, выделять главное,

применять свои знания на практике.

Воспитательные: формировать социальные компетенции учащихся как

творческой личности с положительными нравственными

качествами; прививать культуру здорового образа жизни.

Задачи урока:

расширить знание учащихся и формировать представление об организме как о целостной

взаимосвязанной и взаимозависимой системе;

развивать умения анализировать, устанавливать причинно-следственные связи между

веществами и организмом , умения сравнивать обосновывать свою точку зрения, развивать в

детях способность к логическому мышлению;

дать представление учащимся об истории открытия витаминов

познакомить учащихся с важнейшими представителями витаминов, их содержание в

продуктах питания;

показать значимость витаминов для здоровья человека и их роли в обмене веществ

разъяснять при каких условиях лучше сохраняются витамины в продуктах питания и лучше

усваиваются организмом;

сравнить природные и искусственные витамины;

позволить учащимся определить присутствует ли у них витаминная недостаточность;

дать характеристику продуктов питания по присутствию в них витаминов;

научить применять теоретические знания на практике.

Тип урока: урок изучения нового материала с использованием проблемной

ситуации.

Оборудование: компьютер и мультимедийный проектор; презентация

«Витамины»; лабораторное оборудование: пробирки,

пипетки, раствор йода, крахмальный клейстер, сок свежего

лимона, горячая вода; раздаточный материал: инструктивные

карточки для проведения практической работы.

Методы и методические приемы: создание проблемной ситуации, беседа, выступления учащихся с

сообщениями, объяснение материала с использованием презентации, практическая работа,

самостоятельная работа.

Ход урока:

1.

Организационный момент: приветствие, проверка готовности к уроку, сообщение темы и

целей урока.

Учитель.

«Здоровье – это та вершина, которую каждый должен преодолеть сам».

В. Шененберг.

Здравствуйте, ребята. Как хорошо, что мы приветствуем друг друга каждый день такими словами, то

есть желаем здоровья. Здоровье – это самое ценное, что есть у человека. На всю жизнь человеку

дается только один организм. Следовательно, мы должны бережно к нему относиться, постоянно о

нем заботиться, чтобы долгие годы оставаться здоровыми!

Актуализация знаний: Состав пищи

3. Изучение новой темы:

В начале урока я хочу вам предложить для осмысления следующую информацию.

(на доске прикреплены листы, на которых изображено фото с иллюстрацией болезни при недостатке

витаминов, вызываются ученики и зачитывают признаки заболевания.

Причины болезни были неизвестны.

1. болезни, если они долго находились без свежих продуктов, овощей. У мореплавателей

развивалась цинга, или скорбут. Десны распухали и кровоточили, лицо отекало, чувствовалась общая

слабость, ощущались невыносимые боли в мышцах, суставах, под кожей лопались сосуды, тело

покрывалось кровоподтеками. От цинги моряков погибло больше, чем от морских сражений и

кораблекрушений. Особенно Отважные путешественники и мореплаватели прошлых столетий часто

подвергались мучительной страдали моряки в северных экспедициях.

В народе с давних пор эту болезнь умели лечить плодами шиповника, настоем хвои и молодых

побегов сосны. Из практического опыта, жизненных наблюдений люди узнали, что заболевание

можно предотвратить, если пить лимонный сок, есть квашенную капусту, лук, черную смородину.

2. С давних времен дети страдали от заболевания, при котором кости становятся непрочными и

изменяют форму. Даже на картинах мастеров эпохи Возрождения можно увидеть малышей с

признаками этой болезни. У них искривленные кости конечностей, непропорционально большая

голова. В Англии в эпоху промышленной революции в XVIII веке среди детей и подростков,

работавших на промышленных предприятиях, эта болезнь носила характер эпидемии.

3. На Востоке, где основная пища – это рис, издавна было известно заболевание, при котором у

человека появляются боли в руках и ногах, изменяется чувствительность, слабеют мышцы,

нарушается походка, возникают параличи. В Румынии, на Балканах, в некоторых областях Италии,

Испании и даже в США еще в начале XX века десятки тысяч людей страдали от этого заболевания.

Воспаленная шелушащаяся кожа, диарея, тяжелые психические расстройства делали человека

немощным и несчастным.

4. А вот случай, который произошел с Ю. Никулиным во время блокады Ленинграда. «Как только

наступали сумерки, многие слепли и только смутно, с трудом различали границу между небом и

землей… Кто-то предложил сделать отвар из сосновых игл. К сожалению, это не помогло. Лишь

когда на батарею выдали бутыль рабьего жира и каждый принял вечером этого лекарства и получил

такую же порцию утром, зрение тут же начало возвращаться».

Какие мысли возникли у вас после прослушивания этой информации?

Как вы думаете, какую тему мы сегодня будем изучать?

Открываем тетрадки, записываем число и тему урока.

Мы часто слышим разную информацию о витаминах:

Витамины есть только в овощах и фруктах.

Чем больше съешь витаминов, тем будешь крепче и здоровее.

В период инфекционных заболеваний нужно есть больше витамина С.

Витамины нужно принимать только зимой и весной.

Недостаток витаминов может привести к серьезным заболеваниям.

Постановка проблемного вопроса:

- Правда ли это? Где предрассудки, а где факты? Я думаю, что в конце урока вы сможете

ответить на этот вопрос.

Поэтому цель нашего урока узнать, какую роль витамины выполняют в организме

человека, в каких продуктах содержатся, какие заболевания развиваются при недостатке или

отсутствии витаминов. Вооруженные новыми знаниями, вы сможете по – иному взглянуть на

свой образ жизни, в частности на то, как вы питаетесь.

Работа с терминами (самостоятельно из параграфе 51 учебника выписывают понятия в тетрадь)

Витамины - поступающие с пищей органические вещества, необходимые для регуляции обмена

веществ и нормального течения процессов жизнедеятельности.

Гиповитаминоз – нехватка витаминов

Гипервитаминоз – избыток витаминов

Авитаминоз – отсутствие витаминов. ( читают термины)

В отличие от ферментов, витамины не могут синтезироваться в организме человека, они поступают

в организм с пищей. Лишь некоторые витамины вырабатываются бактериями, живущими в нашем

кишечнике.

Витамины обозначают буквами латинского алфавита (А, В, С, D) и цифрами, определяющими

порядок их открытия (В

1

, В

6

, В

12

). Сейчас их известно около 80 видов.

Все витамины делятся на две большие группы – водорастворимые (В, С) и жирорастворимые(А,

D, Е, К).

Самостоятельно работают с флипчартами, создают проекты по темам:

1 группа: Жирорастворимые витамины

2 группа Водорастворимые витамины

Используют учебники и таблицы, так же готовят вопросы второй группе

Название витамина

Описание

Продукты, богатые

витамином

Водорастворимые витамины

Витамин С или аскорбиновая

кислота

Стимулирует гормональную

регуляцию, процессы развития

организма, сопротивляемость к

заболеваниям.

При недостатке – цинга.

Плоды шиповника, капуста,

картофель, грейпфрут,

петрушка, щавель.

Витамин В1 - тиамин

Важен для правильного

функционирования нервной системы,

печени, сердца. Участвует в

углеводном обмене. При недостатке –

бери-бери

Печень, орехи, яйца, зеленый

горошек, отруби.

Витамин В2 - рибофлавин

Находится во всех клетках организма

и катализирует протекающие там

окислительно-восстановительные

реакции. При недостатке – катаракта,

поражаются слизистые оболочки рта.

Печень, молоко, дрожжи,

томаты, бобовые.

Витамин В6 - пиридоксин

Участвует в превращениях

аминокислот и в обмене углеводов.

При недостатке - анемия

(малокровие), судороги.

Куриное мясо, орехи, хлеб из

муки грубого помола, бананы.

Витамин В12 или

цианокоболамин

Необходим для жизнедеятельности

клеток нервной ткани и клеток

костного мозга. При недостатке -

анемия.

Мясо, печень, рыба.

Витамин РР – никотиновая

кислота

Регулирует кровообращение и уровень

холестерина.

При недостатке – пеллагра.

Арахис, рис, отруби, зерна

ячменя.

Жирорастворимые

Витамин А

Необходим для роста и размножения

клеток. Замедляет старение организма

и помогает долго сохранять кожу

гладкой и упругой.

При недостатке - "куриная слепота".

Мясо, молоко, печень, рыбий

жир, яичный желток, морковь,

помидоры.

Витамин Д - эргокальциферол

Регулирует обмен кальция и фосфора.

Может образовываться под влиянием

Рыбий жир, сливочное масло,

сливки, яичный желток.

ультрафиолетовых лучей.

При недостатке – рахит.

Витамин Е

Влияет на функции половых и

эндокринных желез. Необходим для

правильного усвоения организмом

витаминов всех других групп.

При недостатке - дистрофия

мышечной ткани.

Оливковое, кукурузное,

подсолнечное масла, арахис.

Витамин К

Регулирует свертываемость крови.

При недостатке – носовые

кровотечения.

Соевое масло, печень, орехи,

салат, капуста

Игровой момент. Вам раздала упаковки с витаминами, порекомендуйте их больным людям. Кому?

После защиты проектов

Физминутка

4.

Практическая работа по определению витамина С.

А теперь проведем небольшое исследование: определим наличие витамина С в лимоне.

Витамин С очень нестоек, разрушается на воздухе, при соприкосновении с металлическими

предметами, при нагревании. Исследование основано на свойстве витамина С обесцвечивать йод.

Работу выполняем по инструктивной карточке.

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА.

“Определение витамина С”

1. Спиртовой раствор йода разведите с водой до цвета крепкого чая.

2. Добавьте в раствор крахмальный клейстер до получения синей окраски.

3. Возьмите свежий лимон и выдавите 1 мл сока, к нему по каплям добавьте клейстер. Наблюдайте

за окраской. Если раствор йода (синий цвет) обесцветился – то аскорбиновой кислоты (витамина С)

много, если нет – то мало.

4. Проделайте подобный опыт с рассолом квашеной капусты, яблочным соком.

5. Нагрейте яблочный сок над спиртовкой, соблюдая правила техники безопасности. Проделайте

предыдущий опыт с остывшим соком.

6. Сделайте вывод.

После выполнения работы учащиеся делают выводы:

витамин С содержится в свежем лимоне, в квашеной капусте, яблочном соке;

витамина С нет в продуктах подвергнутых термической обработке.

1.

Закрепление материала:

Исходя из полученных знаний, определите, какие высказывания относятся к достоверным фактам, а

какие нет. (Объяснения учащихся).

Высказывание

Факт

Витамины есть только в овощах и фруктах.

Витамины содержатся как в

растительной, так и в животной пище.

Чем больше съешь витаминов, тем будешь крепче и

здоровее.

Передозировка витаминов также

опасна, как и недостаток.

В период инфекционных заболеваний нужно есть

больше витамина С.

Да. Он повышает сопротивляемость

организма к инфекционным

заболеваниям.

Витамины нужно принимать только зимой и

весной.

Витамины необходимы постоянно.

Прием витаминных препаратов нужно

вести только по рекомендации врача.

Недостаток витаминов может привести к

серьезным заболеваниям.

Да.

- А знаете ли вы, что витамины, попавшие в наш организм, не всегда им усваиваются?

Что мешает усвоению витаминов:

алкоголь – разрушает витамины А, группы В, снижает содержание кальция, цинка, калия, магния;

никотин - разрушает витамины А, С, Е, снижает содержание селена;

кофеин – разрушает витамины В, РР, снижает содержание железа, калия, цинка;

аспирин – уменьшает содержание витаминов группы В, С, А, а также кальция, калия;

антибиотики – разрушают витамины группы В, снижают содержание железа, кальция, магния;

снотворные средства – затрудняют усвоение витаминов А, D, Е, В

12

, сильно снижают уровень

кальция.

Создание кластера

1 группа

КАК СОХРАНИТЬ ВИТАМИНЫ В ПИЩЕ?

Для сохранения витаминов в пищевых продуктах нужно следовать следующим рекомендациям:

стараться использовать в пищу овощи, фрукты, зелень, не подвергавшиеся длительному хранению;

не подвергать продукты излишней температурной обработке;

при варке опускать продукты в кипящую воду и готовить только в закрытой посуде;

использовать для приготовления и хранения пищи химически инертную посуду (эмалированную, из

нержавеющей стали, тефлоновую , керамическую, фарфоровую);

правильно хранить продукты (овощи, зелень, фрукты - в холодильнике, растительное масло - в

темном помещении, крупы - в прохладном сухом месте и т.п.) , учитывая сроки хранения каждого

продукта.

2 группа

Содержание витаминов в продуктах может существенно меняться:

При кипячении молока количество содержащихся в нем витаминов значительно снижается.

После трех дней хранения продуктов в холодильнике теряется 30% витамина С (при комнатной

температуре этот показатель составляет 50%).

При термической обработке пищи теряется от 25% до 90-100% витаминов.

На свету витамины разрушаются (витамин В2 очень активно), витамин А подвержен воздействию

ультрафиолетовых лучей.

Овощи без кожуры содержат значительно меньше витаминов.

Высушивание, замораживание, механическая обработка, хранение в металлической посуде,

пастеризация снижают содержание витаминов в исходных продуктах.

Содержание витаминов в овощах и фруктах очень широко варьирует в разные сезоны.

« Мифы о витаминах».

Миф № 1: «Все потребности в витаминах можно обеспечить за счет полноценного рациона питания».

Даже при тщательно сбалансированном питании дефицит большинства витаминов в рационе может

достигать 30%.

Потребность в витаминах повышается в период роста организма, во время беременности и

кормления грудью, во время и после болезни, при большой физической и умственной нагрузке

(например, при занятиях спортом), при выполнении работ, требующих большого нервно-

эмоционального напряжения, а также при длительном пребывании не холоде; усвоение витаминов

ухудшается в пожилом возрасте.

Миф № 2: «Витаминами можно запастись впрок».

Ни один витамин не в состоянии выполнять физиологические функции, присущие другим веществам

этой группы. Именно поэтому для обеспечения адекватного витаминного статуса необходим

регулярный (продолжительный) прием соответствующих поливитаминных комплексов,

обеспечивающих детей и взрослых этими веществами в необходимых количествах.

Миф № 3: «Витамины нужны только маленьким детям и больным».

Витамины необходимы всем возрастным категориям населения.

Миф № 4: «Витамины нужны только зимой».

В большинстве стран мира практикуется прием поливитаминов (мультивитаминов) на протяжении

примерно 6-9 месяцев в году, хотя американские витаминологи считают необходимым

пользоваться ими круглогодично.

Миф № 5: «Витамин С защищает от гриппа».

Доказанной противовирусной активностью аскорбиновая кислота не обладает. Справедливости ради

следует отметить, что лица с дефицитом витамина С в большей степени подвержены риску заболеть

гриппом.

Назначение повышенных (но не многократно) доз аскорбиновой кислоты в период заболевания или

после выздоровления — общепризнанная мера.

Миф № 6: «Натуральные витамины лучше синтетических».

В стремлении обеспечить организм экологически чистыми препаратами многие склонны тратить

неоправданно большие средства на покупку препаратов, содержащих витамины естественного

происхождения (вытяжки из растительных плодов и т.д.). Витамины, являющиеся продуктом

химического синтеза, отличаются высокой степенью очищенности и качества. По биологической

ценности синтетические витамины не уступают натуральным веществам этого класса. Стоимость

же синтетических витаминов значительно ниже.»

Для закрепления полученных знаний проведем биологический диктант по теме “Обмен веществ и

энергии. Витамины”.

Тесты к уроку

Тест по теме «Витамины». Вариант 1 ФИО__________________________________

1. Витамины это…

а) минеральные вещества; б) органические вещества; в) белки.

2. Авитаминоз – это…

а) переизбыток витамина;

б) недостаток витамина;

в) нормальное содержание витамина

3. В цитрусовых большом количестве содержится:

а) витамин А;

б) витамин Е;

в) витамин С.

4. Отсутствие какого витамина приводит к заболеванию бери-бери?

а) витамина К;

б) витамина В;

в) витамина С.

5. Переизбыток витаминов вызывает:

а) гипервитамноз;

б) авитаминоз;

в) головокружение

6. Витамины были открыты:

а) Эйкманом;

б) Луниным;

в) Функом.

7. Источниками витамина D являются:

а) Жирная рыба, масло, солнечный загар;

б) свежие овощи, фрукты, молоко;

в) водоросли, мясо, яйца.

8. У мальчика понизилась острота зрения при слабом освещении, что может быть

причиной?

а) недостаток витамина В; б) недостаток витамина А; в) недостаток витамина Е

9. Недостаток витамина С приводит к заболеванию:

а) Цинга; б) Пеллагра; в) Рахит.

Ответы:1-б,2-б,3-в,4-б,5-а,6-б,7-а,8-б,9-а.

Тест по теме «Витамины» 2 вариант ФИ_________________

1.Являются ли витамины источником энергии?

а) да б) нет в) только некоторые

2.Отвар шиповника, зеленый лук, смородину рекомендуют при недостатке витамина:

а) А б)В в)С г) Д

3.Недостаток витамина А приводит:

а) к болезни глаз б) к рахиту в) к цинге

Закончите выражения

4. Биологически активные вещества, поступающие в организм вместе с пищей,

называются________________

5. Куриная слепота возникает при недостатке________________

6. Под влиянием ультрафиолетовых лучей образуется__________, отсутствие которого вызывает у

детей_________.

7. Бобовые, печень содержат группу витаминов _______, регулирующих деятельность нервной и

кровеносной систем.

8. При длительном хранении витамин А ___________.

9 .Овощи лучше варить в _________ посуде, т.к. в другой разрушаются ______.

Пища должна быть разнообразной, свежей, правильно приготовленной.

Больше включать в рацион свежих овощей и фруктов.

Больше времени бывать на улице.

Вести здоровый образ жизни, отказаться от курения, алкоголя, умеренно употреблять

чай и кофе.

Принимать лекарственные препараты (антибиотики, аспирин, снотворное) только по

рекомендации врача.

Регулярно принимать готовые витаминные препараты по рекомендации врача.

Не злоупотреблять витаминами.

5.

Домашнее задание: параграф 51, провести тест «Есть ли у меня авитаминоз?»

6.

Листы самооценивания

Ф.И. учащегося___________________

7.

Рефлексия



В раздел образования