Напоминание

Формирование математической грамотности


Автор: Дугданова Елена Будажаповна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МАОУ Иволгинская СОШ
Населённый пункт: с. Иволгинск Республика Бурятия
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование математической грамотности
Раздел: среднее образование





Назад




Дугданова Е.Б.

учитель математики

МАОУ Иволгинская СОШ

Формирование математической грамотности у обучающихся

Современная система школьного образования в мире переживает

большие изменения в своей структуре, на передний план в данный момент

выходят требования общества к выпускникам: это навыки работы в команде,

лидерские качества, инициативность, ИТ-компетентность и многое другое.

Сегодня на первое место в мире выходит потребность быстро реагировать

на все изменения, происходящие в жизни, умение самостоятельно находить,

анализировать,

применять

информацию.

Главным

становится

функциональная грамотность, так как это «способность человека решать

стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности

на основе

прикладных

знаний».

Одним

из ее видов

является

математическая грамотность.

«Математическая грамотность – способность человека определять и

понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать

хорошо

обоснованные

математические

суждения

и

использовать

математику

так,

чтобы

удовлетворять

в

настоящем

и

будущем

потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему

гражданину».

В определении «математической грамотности» основной упор сделан

не на овладение предметными умениями, а на функциональную грамотность,

позволяющую

свободно

использовать

математические

знания

для

удовлетворения различных потребностей – как личных, так и общественных.

Формирование

математической

грамотности

сложный,

многосторонний, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно

лишь умело, грамотно сочетая различные современные образовательные

технологии.

Для формирования математической грамоты

использую

такие

образовательные

технологии,

как

проблемное

обучение,

развивающее

обучение,

активное

обучение,

игровое

обучение,

исследовательское

обучение.

Я

считаю,

что

развивать

математическую

грамотность

надо

постепенно, начиная с начальной школы – регулярно включать в ход урока

задания

на

«изменение

и

зависимости»,

«пространство

и

форма»,

«неопределенность», «количественные рассуждения» и т.п.

На уроках и во внеурочное время использую следующие методы и

приемы: наглядные проблемно-поисковые, опорные схемы, словесные

методы,

практические,

игровые приемы, самостоятельные

работы

по

уровням.

Задания на формирование математической грамотности включаю на

всех этапах урока. На своих уроках уделяю 5-7 минут на тренировочные

упражнения в устных вычислениях, Устные упражнения это одно из средств

формирования математической грамотности.

Для работы мне помогают различные разно-уровневые задания, тесты,

карточки. Например, вычисления по цепочке:

Большое

место

на

разных

этапах

урока

отвожу

работе

над

математическими терминами. Например, в виде таблицы:

Слагаемо

е

3,5

4,2

6

7,4

9,

9

Слагаемо

е

0,8

3,1

2,

9

3,7

Сумма

5

7,1

8,6

10

8

Делимое

10,5

4,2

6

8,4

9,9

Делитель

0,6

3,

2

0,2

2,5

Частное

2

7

2,1

3,3

0,4

Применяю математический диктант продолжительностью 5-7 минут.

Ученики на отдельных листах нумеруют соответственно 10-15 строк для

ответов. Читается первое задание, ученики пишут ответ в первой строке и т.

д. Время для выполнения задания ограничено. Если ученик не успел

сосчитать, он ставит прочерк против номера нерешенного задания. Среди

заданий могут быть и теоретические задания.

В современных условиях, несмотря на использование информационно-

технологических средств, вычислительные навыки по-прежнему остаются

актуальными, так как они играют важную роль в школьном курсе обучения.

Чтобы повысить математическую грамотность учащихся,

предлагаю

учащимся самим составить задачи и уравнения, ребусы, кроссворды,

разноуровневые задания.

Лучший

тренажер

математической

грамотности

это

решение

практико-ориентированных задач. Но проблема заключается в том, что

существующие УМК содержат типовые текстовые задачи, решая которые,

ученик

работает

с

уже

готовыми

знакомыми

ему

математическими

моделями. Задачи же на математическую грамотность – это ситуации, где

необходимо самостоятельно сформулировать задачу, вычленяя известные и

неизвестные, лишние и недостающие данные. Таким образом, необходимо

создавать банки заданий для развития и формирования математической

грамотности.

Понимание и запоминание прочитанного, умение выделить главные

слова, перевести данные на язык математики, передать суть задачи в форме

краткой записи – это ряд умений, которые формируются из урока в урок с 5

класса.

Очень

часто

решения

текстовых

задач

являются

просто

математическим расчётом, сегодня мы постараемся доказать, что математика

не только цифры и вычисления, а более широкое углубленное познание

истины.

Один

из

подходов

к

развитию

математической

грамотности

осуществляется через формирование умения работать с задачей. Текстовые

задачи и задания на составления математической модели должны включаться

в каждый урок.

Именно на уроке математики ребёнок учится анализировать, сравнивать,

обобщать, классифицировать, рассуждать, догадываться, опровергать, что и

способствует формированию математической грамотности.



В раздел образования