Автор: Стрельцова Елена Васильевна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МКОУ ООШ д. Большой Сатнур Малмыжский район
Населённый пункт: д. Большой Сатнур
Наименование материала: обобщение педагогического опыта
Тема: « Развитие познавательной активностии обучающихся через изучение краеведения во внеурочной деятельности»
Раздел: среднее образование
Тема « Развитие познавательной активностии обучающихся через
изучение краеведения во внеурочной деятельности»
В настоящее время в обществе отмечается повышенный интерес к
возрождению духовности, изучению культуры своего народа, истории страны,
малой Родины.
Чем полнее глубже содержательнее будут знания детей, об истории родного
края, тем сильнее будет их душевная привязанность к родной природе и земле, и
тем действеннее будет любовь к своему народу.
Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации" в
качестве
основных
принципов
государственности
политики
и
правового
регулирования
отношений
в
сфере
образования
определяет
воспитание
взаимоуважения, гражданственности, патриотизма.
В послании Президента Российской федерации В. В. Путина Федеральному
собранию РФ сказано: "общеобразовательное учреждение должно воспитывать
гражданина и патриота, раскрывать способности, таланты молодых россиян,
готовить их к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Сегодня тема
любви к Родине, и ответственности за будущее народа приобретает особое
значение. Воспитание патриотизма является одним из основных направлений
деятельности по духовно-нравственному воспитанию.
Мощным средством воспитания будущего гражданина - патриота является
краеведение, организованное на научной основе.
Краеведение в школе может проводиться как на уроках, так и во внеклассной
или внешкольной работе.
Возможности
патриотического
воспитания
подрастающего
поколения,
заложенные
в
краеведческой
деятельности,
будут
реализованы
при
целенаправленной и систематической работе педагога.
В своей педагогической практике я использую программу "История
Вятского края".
Формы и методы работы
На занятиях используются визуальные, игровые и практические методы
работы: видеофильмы, таблицы, наблюдение и анализ, работа с литературой,
дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, экскурсии, учебные прогулки,
творческие задания, конкурсы.
Проведенные
формы
работы
с
детьми
способствуют
активизации
познавательного интереса к краеведению, формированию осознанного отношения
к ценностям родного края, воспитанию гражданских чувств и прежде всего любовь
к родному краю.
Отдельно выделяю работу по краеведческой деятельности.
Результаты внеурочной деятельности по направлению патриотического
воспитания, отражаются в презентации.
За годы краеведческой работы мною была написана «История деревни
Большой Сатнур», с которой я заочно участвовала на окружном конкурсе
комплексных описаний населенных пунктов «Вятская деревня». (слайд)
Большое внимание в своей работе уделяю исследовательской работе с
учениками на местном материале.
Одна из исследовательских работ ученицы нашла отражение в книге В.К.
Семибратова «Духовная культура русского населения Вятского края». (слайд)
Владимир Константинович организовывает встречи со своими земляками, на
которых присутствуют и участвуют ученики школы.
Под моим руководством было подготовлено научное сопровождение доклада
на Худяковских чтениях «Система образования в Малмыжском районе в годы
Великой Отечественной войны». Исследовательская краеведческая работа ученицы
всероссийского конкурса «Отечество» в номинации «Земляки» на районном
заочном этапе была отмечена Грамотой за первое место.
В прошлом учебном году команда «Добрята» нашей школы достойно
выступила на районном празднике, посвященном Дню православной молодежи,
заняв 1 место. (слайд)
Собран богатый материал по участникам локальных войн и отражен в
одноименном альбоме. В школе оформлен стенд «Солдатскому долгу остались
верны». (слайд)
Учащиеся 8 класса защитили индивидуальные итоговые проекты по своим
родственникам «Родословная моей семьи» и «Наши земляки – герои локальных
войн». (слайд)
Память о наших земляках увековечена Мемориальными досками: педагогам
Трапезниковым Аркадию Семеновичу и Ольге Константиновне, (слайд) воину-
афганцу Стрельцову Герману Ивановичу, (слайд) участнику СВО Брюхачеву
Евгению Николаевичу. (слайд)
Учащиеся школы с удовольствием участвуют в областных конкурсах
«Вятская шкатулка», «Образы Земли», «Край мой Малмыжский», «Песнь земле.
Гимн воде!», в которых занимают в том числе и призовые места. (слайд)
Стараемся поддерживать и сохранять национальную культуру. На базе
нашей школы проводятся дни марийской культуры на межрегиональном уровне.
(слайд)
Изучаем обряды и обычаи наших предков. Масленица, Колядки, Пасха
вошли в традиционные школьные дела. (слайд)
На протяжении многих лет являюсь одним из постоянных организаторов
праздника «День деревни», во время которых чествуются местные жители,
проявившие себя в той или иной сфере деятельности. (слайд)
Нельзя
не
отметить
большую
работу
школы
по
патриотическому
воспитанию во время празднования Дня Победы. Это акции «Георгиевская
ленточка»,
«Открытка
труженикам
тыла»
и
«Открытка
детям
войны»,
«Бессмертный
полк»,
«Окна
Победы»,
возложение
цветов
к
памятнику
односельчанам, погибшим в годы войны, к Мемориальным доскам.
Гражданско-патриотическое
воспитание
не
прекращается
и
летом.
Учащиеся и учителя школы совместно с родителями участвуют в акции «Окна
России», в митинге, посвященном Дню памяти и скорби, в мероприятиях, к дню
Российского флага.
Участвуя в подготовке и проведении этих мероприятий, школьники изучают
значительный
объём
материала
краеведческой
направленности
и
активно
приобщаются к нашим местным и российским традициям.
Осуществление краеведческой работы во внеурочное время располагает
большими возможностями для патриотического воспитания учащихся.