Напоминание

« Развитие познавательной активностии обучающихся через изучение краеведения во внеурочной деятельности»


Автор: Стрельцова Елена Васильевна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МКОУ ООШ д. Большой Сатнур Малмыжский район
Населённый пункт: д. Большой Сатнур
Наименование материала: обобщение педагогического опыта
Тема: « Развитие познавательной активностии обучающихся через изучение краеведения во внеурочной деятельности»
Раздел: среднее образование





Назад




Тема « Развитие познавательной активностии обучающихся через

изучение краеведения во внеурочной деятельности»

В настоящее время в обществе отмечается повышенный интерес к

возрождению духовности, изучению культуры своего народа, истории страны,

малой Родины.

Чем полнее глубже содержательнее будут знания детей, об истории родного

края, тем сильнее будет их душевная привязанность к родной природе и земле, и

тем действеннее будет любовь к своему народу.

Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации" в

качестве

основных

принципов

государственности

политики

и

правового

регулирования

отношений

в

сфере

образования

определяет

воспитание

взаимоуважения, гражданственности, патриотизма.

В послании Президента Российской федерации В. В. Путина Федеральному

собранию РФ сказано: "общеобразовательное учреждение должно воспитывать

гражданина и патриота, раскрывать способности, таланты молодых россиян,

готовить их к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Сегодня тема

любви к Родине, и ответственности за будущее народа приобретает особое

значение. Воспитание патриотизма является одним из основных направлений

деятельности по духовно-нравственному воспитанию.

Мощным средством воспитания будущего гражданина - патриота является

краеведение, организованное на научной основе.

Краеведение в школе может проводиться как на уроках, так и во внеклассной

или внешкольной работе.

Возможности

патриотического

воспитания

подрастающего

поколения,

заложенные

в

краеведческой

деятельности,

будут

реализованы

при

целенаправленной и систематической работе педагога.

В своей педагогической практике я использую программу "История

Вятского края".

Формы и методы работы

На занятиях используются визуальные, игровые и практические методы

работы: видеофильмы, таблицы, наблюдение и анализ, работа с литературой,

дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, экскурсии, учебные прогулки,

творческие задания, конкурсы.

Проведенные

формы

работы

с

детьми

способствуют

активизации

познавательного интереса к краеведению, формированию осознанного отношения

к ценностям родного края, воспитанию гражданских чувств и прежде всего любовь

к родному краю.

Отдельно выделяю работу по краеведческой деятельности.

Результаты внеурочной деятельности по направлению патриотического

воспитания, отражаются в презентации.

За годы краеведческой работы мною была написана «История деревни

Большой Сатнур», с которой я заочно участвовала на окружном конкурсе

комплексных описаний населенных пунктов «Вятская деревня». (слайд)

Большое внимание в своей работе уделяю исследовательской работе с

учениками на местном материале.

Одна из исследовательских работ ученицы нашла отражение в книге В.К.

Семибратова «Духовная культура русского населения Вятского края». (слайд)

Владимир Константинович организовывает встречи со своими земляками, на

которых присутствуют и участвуют ученики школы.

Под моим руководством было подготовлено научное сопровождение доклада

на Худяковских чтениях «Система образования в Малмыжском районе в годы

Великой Отечественной войны». Исследовательская краеведческая работа ученицы

всероссийского конкурса «Отечество» в номинации «Земляки» на районном

заочном этапе была отмечена Грамотой за первое место.

В прошлом учебном году команда «Добрята» нашей школы достойно

выступила на районном празднике, посвященном Дню православной молодежи,

заняв 1 место. (слайд)

Собран богатый материал по участникам локальных войн и отражен в

одноименном альбоме. В школе оформлен стенд «Солдатскому долгу остались

верны». (слайд)

Учащиеся 8 класса защитили индивидуальные итоговые проекты по своим

родственникам «Родословная моей семьи» и «Наши земляки – герои локальных

войн». (слайд)

Память о наших земляках увековечена Мемориальными досками: педагогам

Трапезниковым Аркадию Семеновичу и Ольге Константиновне, (слайд) воину-

афганцу Стрельцову Герману Ивановичу, (слайд) участнику СВО Брюхачеву

Евгению Николаевичу. (слайд)

Учащиеся школы с удовольствием участвуют в областных конкурсах

«Вятская шкатулка», «Образы Земли», «Край мой Малмыжский», «Песнь земле.

Гимн воде!», в которых занимают в том числе и призовые места. (слайд)

Стараемся поддерживать и сохранять национальную культуру. На базе

нашей школы проводятся дни марийской культуры на межрегиональном уровне.

(слайд)

Изучаем обряды и обычаи наших предков. Масленица, Колядки, Пасха

вошли в традиционные школьные дела. (слайд)

На протяжении многих лет являюсь одним из постоянных организаторов

праздника «День деревни», во время которых чествуются местные жители,

проявившие себя в той или иной сфере деятельности. (слайд)

Нельзя

не

отметить

большую

работу

школы

по

патриотическому

воспитанию во время празднования Дня Победы. Это акции «Георгиевская

ленточка»,

«Открытка

труженикам

тыла»

и

«Открытка

детям

войны»,

«Бессмертный

полк»,

«Окна

Победы»,

возложение

цветов

к

памятнику

односельчанам, погибшим в годы войны, к Мемориальным доскам.

Гражданско-патриотическое

воспитание

не

прекращается

и

летом.

Учащиеся и учителя школы совместно с родителями участвуют в акции «Окна

России», в митинге, посвященном Дню памяти и скорби, в мероприятиях, к дню

Российского флага.

Участвуя в подготовке и проведении этих мероприятий, школьники изучают

значительный

объём

материала

краеведческой

направленности

и

активно

приобщаются к нашим местным и российским традициям.

Осуществление краеведческой работы во внеурочное время располагает

большими возможностями для патриотического воспитания учащихся.



В раздел образования