Напоминание

Технологическая карта урока (по повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»)


Автор: Старовойтова Татьяна Юрьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "Лицей № 15"
Населённый пункт: Люберцы
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Технологическая карта урока (по повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»)
Раздел: среднее образование





Назад




ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

___________________«И крестьянки любить умеют!» (по повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»)_____________________________

(Тема урока)

1.

ФИО (полностью)- Старовойтова Татьяна Юрьевна

1.

Место работы – МОУ «Лицей № 15»

2.

Должность – учитель русского языка и литературы

3.

Предмет - литература

4.

Класс – 9

5.

Предметная программа и её автор -

В .Я. Коровина и др. (М.: Просвещение,

2015) к учебнику В.Я. Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2015).

6.

Цель урока: образовательные: закрепить знания о биографии

Н.М.Карамзина; повторить понятие сентиментализма как литературного

направления; доказать, что повесть «Бедная Лиза» Н.М.Карамзина -

образец сентиментализма;

воспитательные: способствовать воспитанию духовно развитой

личности, формированию гуманистического мировоззрения;

воспитывать отношение к любви как к внесословной ценности человека;

развивающие: развивать навыки выразительного чтения и анализа

прозаического произведения; расширять словарный запас; способствовать

развитию критического мышления

7.

Тип урока - обобщающий

8.

Необходимое оборудование - мультимедиа (презентация), раздаточный

материал, учебник.

Ход урока

Этапы урока

Решаемые

Деятельность

Деятельность

Используемая

задачи

учителя

учащихся.

стратегия чтения при

работе с текстом

I.

Организационны

й момент

(мотивация к

учебной

деятельности) Це

ль

этапа: включение

учащихся в

деятельность на

личностно-

значимом уровне.

образовательные: закрепить

знания

о

биографии

Н.М.Карамзина;

повторить

понятие сентиментализма как

литературного

направления;

доказать, что повесть «Бедная

Лиза»

Н.М.Карамзина

-

образец сентиментализма;

воспитательные: способствов

ать

воспитанию

духовно

развитой

личности,

формированию

гуманистического

мировоззрения;

воспитывать

отношение

к

любви

как

к

внесословной

ценности

человека;

развивающие:

развивать

навыки выразительного чтения

и

анализа

прозаического

произведения;

расширять

словарный

запас;

способствовать

развитию

критического мышления.

- Добрый день,

ребята! Рада вас

видеть.

Входя в класс, вы

доставали из

мешочка

прямоугольники

определенных

цветов. Сядьте,

пожалуйста,

согласно тому цвету,

который вам

достался.

Здороваются.

Демонстрируют

готовность к

уроку.

Рассаживаются

по группам.

(Образуется

шесть групп)

II. Актуализация

знаний

Цель

этапа: повторени

е изученного

материала и

Прежде чем вы

узнаете, какой будет

цель вашей

групповой работы,

повторим известные

уже нам сведения о

Настраиваются

на работу.

Рассказывают

кратко о

Н.М.Карамзине.

Рассказывают о

При знакомстве с данной

темой был

использован приём «Ключев

ые слова». Это наиболее

важные слова в тексте.

- Назовите ключевые слова в

выявление

затруднений в

индивидуальной

деятельности

каждого

учащегося

писателе

Н.М.Карамзине и

проверим домашнее

задание.

(Слайд 3).

Опираясь на

кластер, расскажите

об основных этапах

жизни Карамзина.

- Что такое

сентиметализм?

(Слайд 4).

- Рассмотрите два

полотна художников

Рокотова и

Боровиковского, на

которых изображена

Екатерина II. Какое

из них принадлежит

кисти классициста, а

какое –

сентименталиста?

По каким признакам

вы это узнали?

(Слайд 5).

(Слайд

6). Заполните

сравнительную

таблицу о

классицизме и

сентиментализме.

литературном

направлении

сентиментализм

, чем

характеризуется

, когда

зародился.

Доказывают,

что Рокотов

работал в духе

классицизма, а

Боровиковский

в духе

сентиментализм

а.

Работают

индивидуально.

Один ученик

отвечает,

остальные

дополняют

ответ.

тексте(добро и зло)

В своей работе пользуемся и

другими приемами:

- приём «Рюкзак –

помощник» (помогает

активизировать имеющиеся

знания перед чтением и

рефлексировать, отдавать

себе отчет в том, что же

помогло понять текст);

- приём «Закладки –

подсказки» (помогает

научиться читать активно,

контролировать себя и

качество своего чтения);

- приём «Чтение с

остановками» (способствует

развитию внимания);

-приём «Восстанови

текст» (развивает логическое

мышление);

-приём «Пирамидная

история» (формирует умение

создавать сюжетный текст на

основе прочитанного

произведения)

III. Постановка

проблемы урока.

Тема нашего урока:

«И крестьянки

Записывают в

тетрадях дату и

Итак, использование этих и

других приёмов (вы можете

Формулирование

темы урока,

целеполагание.

любить умеют!»

Какую цель вы

поставите в начале

урока?

Главная

цель нашего урока –

доказать, что

повесть

Н.М.Карамзина

«Бедная Лиза» -

образец

сентиментализма.

Для того чтобы это

сделать, вы и

разделились на

шесть групп, потому

что работать мы

будем по методу

«Шести шляп».

(Учитель

рассказывает суть

этого метода).

(Слайды 7-14).

тему урока.

Дают свои

варианты.

Слушают

учителя.

Эмоционально

реагируют.

познакомиться с ними в

буклете) помогает нам:

-научить

детей ориентироваться в

содержании текста и

понимать его целостный

смысл;

-находить в тексте требуемую

информацию;

-выделять не только главную,

но и второстепенную

информацию;

-читать внимательно и

вдумчиво.

Начинается работа с 5 класса,

а в 9 классе и сочинению в

11 классе учащиеся легко

находят ключевые слова в

текстах, кроме того выделяют

главную мысль, извлекают

информацию из текста для

осознанного построения

речевого высказывания.

IV. Решение

проблемного

вопроса (работа в

группах)

Каждая группа

получает задание.

Выбирает

руководителя.

Распределяет

задания.

(Слайды 15-21).

Выбирают

руководителя

группы.

Распределяют

задания.

Обсуждают

ответы.

Белая шляпа

(Учёные):

1.

Черты

сентиментали

зма в повести

«Бедная

Лиза».

2.

Социальный

статус

героини и

героя.

3.

Факты,

говорящие о

бедности

Лизы и

богатстве

Эраста.

Чёрная

шляпа

(Критики):

1.

Составьте

кластер к

образу

Эраста.

2.

С кем в

повести

«Бедная

Лиза» связан

мотив денег и

в каких

эпизодах он

проявляется?

3.

Причины

самоубийства

Лизы.

Жёлтая

шляпа

(Оптимист

ы):

1.

Составить

кластер к

образу Лизы.

2.

Докажите,

что у Эраста

были и

положительн

ые черты

характера.

3.

Любовь Лизы

и Эраста.

Найдите

эпизоды,

говорящие о

том, что Лиза

была

счастлива.

Зелёная шляпа

(Креативщики):

1.

Смысл

заглавия

повести

«Бедная

Лиза». В

каком

значении

употреблён

эпитет

«бедная»?

2.

Почему герои

не смогли

быть

счастливы?

3.

Как вы

понимаете

финальную

фразу

повести:

«Теперь они,

может быть,

уже

помирились!»

?

Красная шляпа

(Художники):

1.

Какую роль

играет цвет в

повести

«Бедная

Лиза»? Какая

цветовая

гамма

преобладает в

образах

главных

героев?

Подумайте,

почему.

2.

Какие

эпизоды

повести

показались

вам наиболее

трогательным

и? Почему?

Синяя шляпа

(Руководители):

1.

Объясните

значение

слов,

сказанных

Карамзиным

в повести

«Бедная

Лиза»: «И

крестьянки

любить

умеют!» - с

точки зрения

сентиментали

зма.

2.

Какие

нравственные

уроки можно

вынести

современным

читателям из

этой повести?

V. Обобщение и

систематизация

знаний

(презентация

ответов).

- Пришло время

познакомить

одноклассников с

вашей работой.

Отвечать вы будете

именно в том

порядке, в каком

шляпы появляются

на экране.

Заканчивают

обсуждение.

Руководитель

группы

демонстрирует

готовность

своей группы

отвечать.

VI. Выставление

самооценок и

рефлексия.

Руководители групп

заполняют

оценочные листы.

Закончите эти

фразы:

- Сегодня я узнал…

- Было интересно…

- Было трудно…

- Я понял, что…

- Теперь я могу…

- Я научился…

- У меня

получилось…

Учащиеся

анализируют

своё поведение

и состояние на

уроке и дают

себе

самооценку.

VII.Домашнее

задание.

Письменно ответить

на вопрос: «Какие

Записывают

домашнее

нравственные уроки

может вынести

современный

читатель из повести

«Бедная Лиза» ?»

задание.



В раздел образования