Авторы: Лян Ксения Романовна, Ксения Романовна Лян
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "Лицей №21"
Населённый пункт: Петропавловск-Камчатский
Наименование материала: Технологическая карта урока математики в 6 классе
Тема: Функциональная грамотность на уроке математики по теме "Действия с десятичными дробями"
Раздел: среднее образование
Технологическая карта урока
Формирование функциональной грамотности на уроках математики
Класс: 6
Тема урока: Арифметические действия с обыкновенными и десятичными дробями.
Определение места урока в изучаемой теме, разделе, курсе: урок №51, раздел «Дроби» Учебник: Математика 6 класс: Учебник для
общеобразовательных учреждений Издательство М.: Мнемозина, 2016г
Тип урока: урок актуализации знаний и умений (повторения)
урок повторения предметных знаний
Форма урока: урок-практикум, урок-исследование
Цель урока: создать условия на уроке для организации деятельности учащихся по формированию функциональной грамотности на примере
практико-ориентированных задач по теме «Действия с десятичными дробями»
Универсально-учебные действия:
1. Познавательные УУД:
- Самостоятельное проведение арифметических действий с десятичными дробями.
- Решение задач, требующих применения действий с десятичными дробями.
- Анализ бизнес-плана с использованием десятичных дробей для представления финансовой информации.
2. Коммуникативные УУД:
- Обсуждение методов работы с десятичными дробями с товарищами.
- Представление и обоснование различных подходов к решению задач с десятичными дробями.
3. Регулятивные УУД:
- Использование информационных ресурсов для поиска примеров задач и решений, связанных с действиями с десятичными дробями.
Планируемые результаты:
-предметные:
уметь: выполнять действия с десятичными дробями, исследовать простейшие числовые закономерности, анализировать и осмысливать текст
задачи, извлекать необходимую информацию, моделировать условие задачи с помощью схем, рисунков, осуществлять самоконтроль.
-метапредметные:
регулятивные – самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать эффективные способы решения задач,
осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы.
-коммуникативные – уметь ставить вопросы для инициативного сотрудничества, уметь слушать, принимать чужую точку зрения.
-познавательные – уметь осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач; уметь работать по предложенному
учителем плану.
-личностные: формирование ответственного отношения к учению, коммуникативной компетентности в учебном сотрудничестве и
совместной деятельности с учителем и сверстниками.
Дидактические средства: карточки с заданиями для групповой работы (ПРИЛОЖЕНИЕ 1), таблицы с подсчетами в Excel ( ПРИЛОЖЕНИЕ
2), презентация (ПРИЛОЖЕНИЕ 3), кубик.
Оборудование: интерактивная доска
Этап урока
Содержание педагогического взаимодействия
Формируемые УУД
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся,
предполагаемые ответы
Организационный
(до начала урока)
2 минуты
В кабинете заранее расставлены парты на 4 команды по 5-6 человек.
Перед входом учитель раздает детям разноцветные геометрические
фигуры, по которым ученики выбирают команду. Название групп
лежит на столе.
1 группа – Автомойка
2 группа – Салон красоты
3 группа - Кафе
4 группа - Цветочный магазин.
Со звонком учитель приветствует детей.
Входят в кабинет, выбирают команду,
садятся на места.
Включаются в деловой ритм урока.
Мотивация к
учебной
деятельности
3 мин
СЛАЙД 1
- Сегодня на уроке вы попробуете себя в роли начинающих
предпринимателей. У вас на столах лежит название ваших бизнес-
проектов, взгляните на них (перечисляет названия)
- Как вы думаете, с чего начать бизнес?
- Верно, необходим капитал, он есть у каждой группы, причем разный.
СЛАЙД 2
Обучающиеся
знакомятся
с
названиями своих проектов.
-Нужны деньги, помещение и т.д.
Личностные:
самоопределяются,
настраиваются на урок
Познавательные:
ставят
перед собой цель: «Что я
хочу получить сегодня от
урока»
Коммуникативные:
планируют
учебное
сотрудничество с учителем
и одноклассниками
- И, соответственно, необходимо помещение. Сейчас я вам презентую
несколько помещений с примерной площадью, а вы должны выбрать
подходящее для вас, исходя из определенных условий
СЛАЙДЫ 3-6
Выбирают
помещение
по
схемам,
исходя из своего капитала и места
расположение помещения
Формулирование
темы и цели урока
5 мин
- Теперь давайте найдем площадь данных помещений.
СЛАЙД 7
- Почему ваши значения отличаются от моих, представленных на
экране?
- Как вы думаете, для чего мы используем десятичные дроби?
- А какие действия вы выполняли для подсчета площади помещений?
- Какие действия мы еще можем выполнять с десятичными дробями?
Вычисляют площадь и говорят ответы.
(Ответы
получились
в
десятичных
дробях).
- Наши вычисления получились более
точными
- Для точного вычисления.
- Умножали ширину на длину
- Сложение, вычитание, деление
Познавательные:
извлекают
необходимую
информацию
для
построения
математического
высказывания
Регулятивные:
целеполагание,
планирование,
Коммуникативные:
выражают
свои
мысли
с
достаточной
полнотой
и
- Значит, сформулируем тему нашего сегодняшнего урока.
- Ребята, давайте поставим цель урока. Как связаны наша тема и
бизнес?
- Действия с десятичными дробями.
- Цель урока: узнать, как применяются
десятичные
дроби
в
повседневной
жизни.
точностью.
Актуализация
знаний
15 мин
На экране таблица
СЛАЙД 8
- Итак, ребята, у нас есть помещение, и оборудование у вас тоже есть,
вы его расставили. Теперь давайте посчитаем, во сколько обойдется
вам содержание данных помещений в месяц по следующим видам
коммунальных услуг:
СЛАЙД 9
- Давайте сверим ваши значения с тем, что должно получиться
СЛАЙД 10-11
(работа в парах)
Вычисляют стоимость коммунальных
услуг в месяц
Познавательные:
анализируя
и
сравнивая
предлагаемые
задания,
практические
действия
(устный счет), логические
рассуждения,
доказательство.
Регулятивные:
самоконтроль,
самооценка,
самокоррекция,
аргументированное
изложение
своей
точки
зрения.
Коммуникативные:
выражают
свои
мысли
с
достаточной
полнотой
и
точностью.
- На экране общие результаты по каждому проекту
СЛАЙД 12
- Ну а сейчас самое время рассчитать доход от оказанных услуг
- У каждой группы будут свои виды услуг и разное количество
клиентов. Ваша задача рассчитать доход.
СЛАЙД 13
Проверка на СЛАЙДАХ 14-15
Работают
в группах,
проверяют и
обсуждают решения
Сверяются с правильными ответами
Физкультминутка
3 мин
- Ребята, вы много трудились, считали, давайте отдохнем.
Игра «Услышь одноклассника»
(дети закрывают глаза и начинают называть числа по одному в разном
порядке от 1 и тд. Если число говорится одновременно несколькими
учениками, то счет начинается заново. Задача назвать как можно
Выполняют упражнение
большее число.
Закрепление
изученного
материала,
проверка
понимания
- И теперь давайте посмотрим, за сколько месяцев окупится ваш
бизнес
СЛАЙД 16
- Как вы считаете, что нужно сделать? Какие расчеты произвести?
- Верно, формула для подсчета окупаемости будет выглядеть так:
СЛАЙД 17
- Посчитайте самостоятельно по формуле окупаемость, округлите
ответ до единиц и скажите, сколько месяцев у вас получилось в
каждой группе.
СЛАЙД 18-19
Изучают
материал
задания,
анализируют,
высказывают
свое
мнение, делают вывод о том, каким
образом можно выполнить решение
задачи
Познавательные:
анализ,
логические
рассуждения,
выбор
наиболее
эффективных
способов решения задач.
Регулятивные:
проявляют познавательную
инициативу
самоконтроль,
самооценка,
самокоррекция,
аргументированное
изложение
своей
точки
зрения.
Коммуникативные:
использование
средств
языка и речи для получения
и
передачи
информации,
участие
в
продуктивном
диалоге
Личностные:
самоопределяются,
осознают ответственность за
работу пары
Поведение итогов
5 мин
- Давайте проанализируем таблицу и сделаем вывод.
- Какой бизнес выбрали бы вы?
- За сколько месяцев окупится ваш бизнес, как выдумаете почему?
- Ребята, вы столько расчетов сегодня произвели, а что вам помогло?
- Вы работали каждый сам за себя?
- Правильно, только работая в команде, можно сделать успешный
бизнес и прийти к реальным результатам.
Отвечают на вопросы, высказывают
свое мнение.
Личностные:
проводят самооценку
Познавательные:
сформирован
навык
для
правильного
выполнения
домашнего задания
Коммуникативные:
планируют сотрудничество,
определяют
кому
нужна
помощь
Рефлексия
7 мин
- С помощью кубика подведем итог урока: (на каждой грани кубика
написаны
вопросы
ГДЕ,
НАЩОВИ,
ОБЪЯСНИ,
ПРЕДЛОЖИ,
ПРИДУМАЙ, ПОЧЕМУ. Ученику предлагается бросить кубик и
ответить на вопрос учителя)
ГДЕ в повседневной жизни применяются десятичные дроби?
НАЗОВИ формулу вычисления площади прямоугольника.
ОБЪЯСНИ правила сложения и вычитания десятичных дробей.
Бросают кубик и отвечают на вопросы
учителя
- При подсчете стоимости товара в
магазинах,
при
вычислении
коммунальных услуг и тд.
- ширину умножить на высоту
- Чтобы сложить (вычесть) десятичные
дроби, надо уравнять в этих дробях
количество
знаков
после
запятой,
аписать их друг под другом так, чтобы
запятая была записана под запятой,
выполнить сложение (вычитание), не
Личностные:
проводят
самооценку,
учатся адекватно принимать
причины успеха (неуспеха)
Познавательные:
проводят
рефлексию
способов и условий своих
действий
Коммуникативные:
планируют сотрудничество,
используют
критерии
для
обоснования
своих
ПРЕДЛОЖИ свою идею бизнес – проекта
ПРИДУМАЙ вместе с учителем домашнее задание для класса,
связанное с десятичными дробями
ПОЧЕМУ десятичные дроби являются важными при расчете скидок в
магазине?
обращая
внимание
на
запятую,
оставить в ответе запятую под запятой
в данных дробях.
- Бизнес-проект создания брендовой
одежды, открытие кондитерской,….
Рассчитать по домашним квитанциям
среднюю
стоимость
коммунальных
услуг за год.
Десятичные
числа
позволяют
определить
точную
сумму
денег,
которую вы можете сэкономить, когда
товар продается со скидкой или когда
у вас есть код скидки.
суждений
Домашнее задание
Рассчитать
по
домашним
квитанциям
среднюю
стоимость
коммунальных услуг за год.
СЛАЙД 20
Записывают задание в дневник