Напоминание

Использование элементов дистанционных технологий при работе с обучающимися, находящимися на индивидуальном обучении.


Автор: Валентина Васильевна Бормотина
Должность: учитель
Учебное заведение: ГКОУ "Специальная (коррекционная) школа" г.Выкса
Населённый пункт: город Выкса Нижегородская область
Наименование материала: статья
Тема: Использование элементов дистанционных технологий при работе с обучающимися, находящимися на индивидуальном обучении.
Раздел: среднее образование





Назад




Использование элементов

дистанционных технологий при работе с обучающимися,

находящимися на индивидуальном обучении.

Мы живем в век информационных технологий, когда стремительно

меняется темп нашей жизни.

Во всех школах существует электронный дневник. Это очень

удобное нововведение позволяет родителям и детям быть всегда в курсе

текущих оценок учащегося. Электронные книги и Интернет существенно

облегчают поиск нужных для прочтения книг, обучающимся нет

надобности тратить массу времени в библиотеках.

Поколение детей, которые в данное время посещают школы,

отличается особыми навыками и знаниями в области компьютерных

технологий.

Технология дистанционного обучения заключается в том, что

обучение и контроль за усвоением материала происходит с помощью

компьютерной сети Интернет, используя технологии on-line и off-line.

В некоторых садах уже внедряются компьютеры даже в группах,

для того, чтобы дети смогли осваивать азбуку, счет или иностранный

язык.

В школах компьютеры не только в кабинетах информатики, но и в

классах, где изучаются другие различные дисциплины.

Необходимость в таком методе обучения обусловлена различными

факторами, среди которых можно назвать:

потребность

в

интерактивном

взаимодействии

учеников

и

преподавателей;

работа с детьми – инвалидами или часто болеющими;

выполнение проектов и исследовательских работ;

работа с одаренными детьми;

увлекательные задания с целью повторения.

Технологии

дистанционного

обучения

позволяют

решать

ряд

существенных педагогических задач:

создания образовательного пространства;

формирования у учащихся познавательной самостоятельности и

активности;

развития критического мышления,

готовности конструктивно

обсуждать различные точки зрения.

В процессе проведения обучения в дистанционном режиме используются:

электронная почта

телеконференции

пересылка данных

гипертекстовые среды

ресурсы мировой сети Интернет

видеоконференции

В дистанционном режиме можно осуществлять пересылку учебных

материалов.

При

этом

можно

передавать

не

только

текстовую

информацию, но и видеоматериалы. Также можно контролировать

уровень

усвоения

учебного

материала

через

систему

тестов

и

контрольных вопросов для учащихся.

В силу интерактивного стиля общения и оперативной связи в

дистанционном

обучении

открывается

возможность

индивидуализировать процесс обучения.

Учитель в зависимости от ситуации может оперативно реагировать на

запросы

ученика,

применять

гибкую,

индивидуальную

методику

обучения, предлагать ему дополнительные, ориентированные на ученика

блоки учебных материалов.

Несомненно, дистанционное образование имеет свои преимущества.

Оно помогает:

учиться

людям

с

физическими

недостатками,

имеющими

индивидуальные черты и неординарные особенности;

решать психологические проблемы учащихся;

снимать временные и пространственные ограничения и проблемы;

правильно оценить и рассчитать свои силы, организовать свою

деятельность;

расширять коммуникативную сферу учеников и педагогов;

проявлять свои способности к созиданию, реализовать потребность

фантазировать, придумывать, творить.

Если школьникам предоставить возможность не только традиционной

формы обучения, но и виртуальной, то они непременно воспользуются

ею.

Мы должны отдавать себе отчет в том, что в эпоху электронной школы

учитель должен стать иным, так как ученик уже стал иным.

Современный школьник учится работать с любым гаджетом раньше,

чем ходить, значительно свободнее и увереннее чувствует себя в

информационном поле, чем его родители, обучает новым технологиям

родителей и учителей. Современные дети имеют другую физиологию

мозга, способны осваивать огромные объемы информации.

От учителя современной электронной школы требуется другой

уровень профессиональных компетенций.

От него уже не ждут прямой, монологической речи, его задача как

педагога придумать – как ребенок будет учиться самостоятельно, чтобы

ученик хотел и мог искать учебную информацию и применять ее в

практической деятельности.

Востребованность дистанционной формы обучения растет с каждым

годом.

Из

опыта

своей

работы

могу

утверждать,

что

возросла

необходимость такой формы обучения и для детей, находящихся на

индивидуальном обучении.

Когда я начинала свою работу в качестве учителя индивидуального

обучения, надомное обучение в педагогической среде априори считалось

второсортным.

Это обуславливалось тем, что справки на надомное обучение выдавались

лечебным заведением очень широкому спектру детей:

- детям с задержкой психического развития

- детям, подлежащим коррекционному обучению, родители которых

отказывались переводить их в специализированную школу

- детям, не посещающим школу по причине асоциального поведения

своего и родителей

Теперь социализацию детей с ОВЗ позволяет обеспечить инклюзивное

образование, которое становится все более популярным и

обеспечивает

равный

доступ

к образованию для всех обучающихся с учетом

разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных

возможностей.

Такая категория детей интегрируется в классном коллективе и обучается

по адаптированной образовательной программе.

Сейчас обучение

на

дому — это освоение общеобразовательных и

профессиональных образовательных программ лицом, по состоянию

здоровья

временно или постоянно не посещающим образовательное

учреждение.

Это дети почти в 90 % случаев не только с сохранным, но и

высокоразвитым интеллектом. Они используют современные интернет-

технологии не только для развлечений, но и для самообразования.

Анастасия З., обучающаяся 8 класса, в полной мере владеет навыками

дистанционного обучения. Она обучается в Нижегородском ресурсном

центре, получая дистанционно образование по таким предметам как

английский язык, география, изобразительное искусство в количестве 4

часов в неделю. Знания, полученные таким образом, помогают ей

осваивать данные предметы на отличном уровне.

Алина Б., обучающаяся 7-го класса, в начале учебного года из-за

перелома ноги была переведена на домашнее обучение. В этом случае

также помогли дистанционные технологии. Этот форс-мажорный случай

внес некоторую сумятицу в расписание занятий и к тому же девочке был

показан покой для благоприятного лечения.

Часть домашних заданий передавалась Лене по электронной почте и с

помощью социальной сети «В контакте».

Задания школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по

физике и технологии выполнялись с помощью технологии «Skype»

Кирилл Б., обучающийся

7 класса из категории часто и подолгу

болеющих детей также обучается на дому.

Учебный план Кирилла

сокращен, поэтому часть учебного и дополнительного материала ему

приходится осваивать с помощью Интернет-ресурсов.

Востребованность элементов дистанционного обучения растет с

каждым годом. Если говорить о школьном образовании, то эта

востребованность достаточно четко обозначилась в последние годы:

– Заметно растет количество учащихся старших классов, желающих

глубже

изучать тот или иной предмет школьной программы, не

являющийся

для

них

профильным.

– Очевидна необходимость такой формы обучения для детей-инвалидов и

других категорий учащихся, не имеющих возможности обучаться в очной

форме.

– В настоящее время остро ощущается нехватка квалифицированных

учителей по ряду учебных предметов не только в сельских, но и в

городских школах. Возможность для таких школьников обучаться в

дистанционной форме под руководством опытного педагога была бы

эффективным решением кадрового вопроса для многих регионов страны.

– Возрастает необходимость в дистанционной форме обучения для

школьников в период эпидемий, стихийных бедствий, когда нет

возможности или опасно посещать школу.

– Весьма полезна могла бы быть дистанционная форма обучения для

системы профильного обучения. С ее помощью можно было бы

организовать профильное обучение не только по четырем определенным

МО направлениям, но и по многим и многим другим, которые бы

позволили учащимся лучше познакомиться с той областью знания,

которую

они

выбрали

для

себя.

– Дистанционная форма обучения могла бы выступить серьезным

конкурентом для всякого рода репетиторства при подготовке к ЕГЭ и

ОГЭ.

– Наконец, дистанционная форма обучения могла бы дать возможность

учащимся ликвидировать пробелы в знаниях или наоборот углубить свои

знания в интересующих их областях.

Безусловно, в дистанционной форме обучения имеются и недостатки:

1.

Дистанционное

образование

требует

максимального

участия

родителей.

2.

Отсутствует авторитет учителя.

3.

Материальный аспект. Не у всех есть доступ к интернету, а

компьютер — это роскошь, а не средство обучения.

4.

Дети

на

дистанционном

обучении

лишены

общения

со

сверстниками.

5.

К недостаткам можно отнести еще и время, которое ребенок

проводит за компьютером.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод:

Практика совмещения Интернет-технологий и традиционных форм

обучения благоприятно влияет на повышение качества образования.

Внедрение элементов дистанционного обучения создает комфортную

образовательную среду в школе без стрессов, в школе сотрудничества

ученика с учителем, когда тезис "Я сам!" становится определяющим

фактором развития и самоопределения личности.



В раздел образования