Напоминание

Саша Черный. «Игорь – Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики


Автор: Левченко Вера Николаевна
Должность: учитель литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 9
Населённый пункт: пос. Образцового Ленинградского района Краснодарского края
Наименование материала: урок литературы
Тема: Саша Черный. «Игорь – Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики
Раздел: среднее образование





Назад




План - конспект урока «

Саша Черный. «Игорь – Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики

»

Предмет: Литература

Класс: 5 класс «Б»

Тип урока: комбинированный

Базовый учебник: «Литература» 5 класс. Авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин

Технологическая карта изучения темы «

Саша Черный. «Игорь – Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики

»

Тема

Саша Черный. «Игорь – Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики

Цели на достижение

результата

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

-

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё

действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его

завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме;

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить

ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на

вопросы.

Планируемый результат

Предметные:

Уметь анализировать произведение.

Уметь определять идейное содержание, построение и систему образов рассказа.

Уметь сравнивать героев разных произведений.

Личностные:

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии

с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки

и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные

УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в

тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные

УУД).

Основные понятия

Юмористический рассказ, система образов

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

- Литература. 5 класс. Авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин

- Компьютер

- Мультимедийный проектор

- Презентация к уроку

Формы работы на уроке

Фронтальная работа, парная, индивидуальная работа

Технологическая карта предметного занятия по литературе

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты

I. Организационный

момент.

Цель этапа: включение

учащихся в деятельность

на личностно – значимом

уровне.

Приветствие.

Учащиеся поворачиваются друг к

другу, произносят слова: «Мне

приятно тебя видеть!»

Коммуникативные УУД:

планирование учебного

сотрудничества.

II. Мотивация к учебной

деятельности.

Цель этапа: определение

содержательных рамок

урока.

1.Просит выдвинуть предположение о

теме урока, о целях и задачах, которые

предстоит решить на уроке. Рассказывает

о системе оценки знаний на уроке.

2.Включает презентацию.

Слайд №1

3.Организует

проверку

первичного

восприятия учащимися рассказа.

Слайд №2

1.Выдвигают предположение о теме

урока, ставят цель, определяют задачу.

2.Работают с презентацией.

3. Отвечают на вопросы :

-Понравился ли вам рассказ?

-Что показалось интересным?

Личностные УУД:

жизненное, личностное

самоопределение,

ценностно-смысловая

ориентация;

нравственно-этическое

оценивание.

Коммуникативные УУД:

строить речевое

монологическое

высказывание в

4.Предлагает выступить ученику с

решением проектной задачи «Игорь

Робинзон» - юмористический рассказ».

Слайд №3

-Почему рассказ называется «Игорь

Робинзон?»

4. Внимательно слушают, дополняют и

оценивают работу.

соответствии с

поставленными задачами.

Познавательные УУД:

постановка,

формулирование и

решение проектной задачи

III.

Актуализация

знаний.

Цель этапа: актуализация

и углубление изученного.

1. Организует проверку домашней

работы.

2. Организует проверку индивидуальных

творческих работ.

1.Несколько

учеников

читают

рассказы

«В какие игры я люблю

играть?»

2. Полонский Д. выступает со своей

исследовательской

работой.

Он

доказывает, что главный герой читал

роман

Даниеля

Дефо

«Робинзон

Крузо».

3.Деркач А. предлагает иллюстрации –

загадки «Что здесь изображено?»

4.

Учащиеся

рассматривают

иллюстрации,

соотносят

с

текстом

рассказа.

Регулятивные УУД:

ориентирование в

ситуации,

прогнозирование

Познавательные УУД:

выбор критериев для

сравнения, критическое

оценивание, построение

речевого высказывания

Коммуникативные УУД:

умение вступать в диалог,

участвовать в

коллективном обсуждении

проблемы, владение

монологической и

диалогической формами

речи.

IV. Закрепление изученного

материала.

Цель этапа:

зафиксировать новые

знания.

Проводит

викторину

по следующим

вопросам:

1. Кто главный герой рассказа?

-Игорь.

2.Почему он решил идти на пруд? Как

это его характеризует?

-Играть было не с кем, а там была

лодка.

Он

по

характеру

активный,

подвижный, непоседливый, фантазёр.

Отвечают на вопросы.

За правильный ответ викторины

получают зелёный листочек и

прикрепляют к своему дереву.

Личностные результаты:

развитие любви и интереса

к языку, его богатству и

выразительным

возможностям;

Познавательные УУД:

ориентироваться в своей

системе знаний; находить

ответы на вопросы в

3.В какую игру он играет?

- В адмирала.

4. Какие детали на это указывают?

-Флаг из носового платка, лупа, качает

лодку.

5. Как вы думаете, откуда он знает, что

должно быть у адмирала?

- Из книг.

6. Чем закончилась эта игра?

-Лодку сорвало и унесло на середину

пруда.

7. Как ведёт себя Игорь?

-

Не

растерялся,

пытается

спасти

положение.

8.

Что

делает

Игорь

на

острове?

Пересказать и прокомментировать.

-

Осматривает

владения,

зовёт

на

помощь,

задумывается,

как

будет

ночевать, придумывает план спасения.

9. Когда осматривает владения, что он

себе представляет?

- Фантазирует о кладе, о подземных

катакомбах.

10. Когда зовёт на помощь, что при этом

слышит?

- Зовёт на помощь, а сам при этом

слышит, как мычит корова, лопочет

индюк.

11. Когда задумывается о ночлеге, на что

при этом обращает внимание?

-Задумывается, как будет ночевать, а

сам при этом обращает внимание на

кроликов, на осу, на крысу, думает о

щуке.

12. Он придумывает варианты спасения.

Реальные они или игровые?

-Придумывает

план

спасения

нереальный,

что

к

нему

прилетит

аэроплан и т. д.

13. Почему автор подчёркивает, что глаза

Пересказывают и комментируют

эпизод «Игорь на острове».

Находят ответ в тексте и выразительно

читают эпизод.

тексте, преобразовывать

информацию из одной

формы в другую:

составлять ответы на

вопросы.

Коммуникативные УУД:

формирование навыков

речевой деятельности.

Освоение способов

совместной деятельности

были заплаканные?

- Потому что ему было страшно.

14. Как это ещё подчеркивает автор?

-Игорь видит страшный сон.

ФИЗПАУЗА

15. Как спасается Игорь? Перескажите от

1-го лица.

16.Чем заканчивается рассказ?

-

Игорь

мастерит

медаль

своему

спасителю.

17. Вспомните, почему взрослые не взяли

Игоря с собой?

- Потому что он слабый, невыносливый.

18. Правы ли были взрослые?

-Нет.

Ученик от первого лица пересказывает

историю спасения Игоря.

Организует работу в парах по

составлению схем.

Слайд №4

1.

Что объединяет этих героев?

Оба оказались в

затруднительном положении.

2. Как ведут себя герои,

оказавшись в затруднительном

положении? Какие качества своего

характера проявляют?

-

Думают

о

своём

спасении.

Непоседливость,

любознательность,

наблюдательность,

страх

и

отчаяние,

желание

спастись,

способность

к

размышлениям,

связь с природой, знания.

Проводят сопоставительный анализ героев

.

разных произведений

Отвечают на вопросы

.

Составляют схему

Выполняют работу в парах.

Формулируют ответ, заносят в схему.

Формулируют ответ, заносят в схему.

3. Кому было труднее?

- Васютке

4. Почему?

-

Игорь оказался недалеко от

дома, а Васютка один на один с

тайгой.

5. Сколько времени провёл на

острове Игорь, а сколько Васютка

в тайге?

Игорь

был

на

острове

всего

несколько часов, а Васютка в

тайге почти пять суток, ему

пришлось даже ночевать в тайге,

добывать себе еду.

6. Откуда черпает свои знания

Игорь, а откуда Васютка?

Игорь скорее всего из книжек, т.к.

он хорошо знает, как вёл себя

Робинзон

Крузо,

знает

и

про

Пятницу. А Васютке помогают

его воспоминания о том, что

говорила

ему

мать,

какие

таёжные

законы

существуют,

рассказы старших из жизненного

опыта.

7. Как спасается Игорь, а как

Васютка?

-

Игоря

спасает

пудель

и

садовник,

а

Васютка

сам

спасается.

8.Чем было данное происшествие

для Игоря, а чем для Васютки?

-

Для Игоря это приключение,

игра, а для Васютки - жизненное

испытание.

Формулируют ответ, заносят в схему.

Формулируют ответ, заносят в схему.

Формулируют ответ, заносят в схему.

Формулируют ответ, заносят в схему.

Формулируют ответ, заносят в схему.

V. Самостоятельная работа

с проверкой по эталону.

Цель этапа: тренировать

Организует самостоятельную

деятельность учащихся.

Слайд №5

Работают самостоятельно, осуществляют

самопроверку, сравнивая с эталоном.

Личностные УУД:

самоопределение

Регулятивные

способность к

самоконтролю и

самооценке.

УУД:

контроль в форме

сличения способа

действия и его

результата с

заданным эталоном с

целью обнаружения

отклонений и

отличий от эталона;

коррекция; оценка.

VI. Построение проекта

выхода из затруднения.

Цель этапа: организовать

коммуникативное

взаимодействие на основе

анализа произведения.

Создаёт проблемную ситуацию.

- Серьёзно ли автор называет

своего героя Робинзоном?

Слайд №6

- Кого можно назвать настоящим

Робинзоном?

-Какие пословицы передают

основную идею рассказа?

Слайд №7

Отвечают на проблемный вопрос

Выбирают пословицы, передающие основную

идею рассказа. Объясняют свой выбор.

Умение выражать

свои мысли.

Коммуникативные

УУД:

освоение способов

совместной

деятельности

Познавательные

УУД:

делать выводы,

обобщения;

осуществлять

самоконтроль и

самооценку;

преобразовывать

информацию из

одной формы в

другую.

VII. Итог урока (рефлексия

деятельности).

Цель этапа:

оценить результаты

собственной деятельности

Организует беседу фронтальную

беседу.

- Исследование какой темы вели

на уроке?

- Удалось решить поставленную

задачу?

- Каким способом?

- Что нужно сделать ещё?

- Где можно применить новые

знания?

Осуществляют самооценку собственной учебной

деятельности, соотносят цель и результаты, степень

их соответствия. Проверяются карточки с

деревьями.

Подводят итоги. Выставляют оценки.

Личностный

результат УУД:

способность к

самооценке

- Оцените свою работу на уроке.

Работу класса.

VIII. Домашнее задание.

Цель этапа: осознание

своей учебной

деятельности.

Проводит инструктаж домашнего

задания. Предлагает право выбора.

Слайд №8

1.Придумать игру по сюжету

прочитанного произведения.

2. Написать Памятку о том, какие

правила надо соблюдать, когда

попадаешь в экстремальную

ситуацию.

Выбирают и записывают домашнее задание.

Личностный

результат УУД:

формировать

привычку к

самоконтролю.

Познавательные

УУД:

применение

полученных знаний

на практике



В раздел образования