Автор: Левченко Вера Николаевна
Должность: учитель литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 9
Населённый пункт: пос. Образцового Ленинградского района Краснодарского края
Наименование материала: урок литературы
Тема: Саша Черный. «Игорь – Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики
Раздел: среднее образование
План - конспект урока «
Саша Черный. «Игорь – Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики
»
Предмет: Литература
Класс: 5 класс «Б»
Тип урока: комбинированный
Базовый учебник: «Литература» 5 класс. Авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин
Технологическая карта изучения темы «
Саша Черный. «Игорь – Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики
»
Тема
Саша Черный. «Игорь – Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики
Цели на достижение
результата
- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
-
Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё
действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его
завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить
ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на
вопросы.
Планируемый результат
Предметные:
Уметь анализировать произведение.
Уметь определять идейное содержание, построение и систему образов рассказа.
Уметь сравнивать героев разных произведений.
Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии
с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки
и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).
Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные
УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в
тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные
УУД).
Основные понятия
Юмористический рассказ, система образов
Ресурсы:
- основные
- дополнительные
- Литература. 5 класс. Авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин
- Компьютер
- Мультимедийный проектор
- Презентация к уроку
Формы работы на уроке
Фронтальная работа, парная, индивидуальная работа
Технологическая карта предметного занятия по литературе
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Результаты
I. Организационный
момент.
Цель этапа: включение
учащихся в деятельность
на личностно – значимом
уровне.
Приветствие.
Учащиеся поворачиваются друг к
другу, произносят слова: «Мне
приятно тебя видеть!»
Коммуникативные УУД:
планирование учебного
сотрудничества.
II. Мотивация к учебной
деятельности.
Цель этапа: определение
содержательных рамок
урока.
1.Просит выдвинуть предположение о
теме урока, о целях и задачах, которые
предстоит решить на уроке. Рассказывает
о системе оценки знаний на уроке.
2.Включает презентацию.
Слайд №1
3.Организует
проверку
первичного
восприятия учащимися рассказа.
Слайд №2
1.Выдвигают предположение о теме
урока, ставят цель, определяют задачу.
2.Работают с презентацией.
3. Отвечают на вопросы :
-Понравился ли вам рассказ?
-Что показалось интересным?
Личностные УУД:
жизненное, личностное
самоопределение,
ценностно-смысловая
ориентация;
нравственно-этическое
оценивание.
Коммуникативные УУД:
строить речевое
монологическое
высказывание в
4.Предлагает выступить ученику с
решением проектной задачи «Игорь
Робинзон» - юмористический рассказ».
Слайд №3
-Почему рассказ называется «Игорь
Робинзон?»
4. Внимательно слушают, дополняют и
оценивают работу.
соответствии с
поставленными задачами.
Познавательные УУД:
постановка,
формулирование и
решение проектной задачи
III.
Актуализация
знаний.
Цель этапа: актуализация
и углубление изученного.
1. Организует проверку домашней
работы.
2. Организует проверку индивидуальных
творческих работ.
1.Несколько
учеников
читают
рассказы
«В какие игры я люблю
играть?»
2. Полонский Д. выступает со своей
исследовательской
работой.
Он
доказывает, что главный герой читал
роман
Даниеля
Дефо
«Робинзон
Крузо».
3.Деркач А. предлагает иллюстрации –
загадки «Что здесь изображено?»
4.
Учащиеся
рассматривают
иллюстрации,
соотносят
с
текстом
рассказа.
Регулятивные УУД:
ориентирование в
ситуации,
прогнозирование
Познавательные УУД:
выбор критериев для
сравнения, критическое
оценивание, построение
речевого высказывания
Коммуникативные УУД:
умение вступать в диалог,
участвовать в
коллективном обсуждении
проблемы, владение
монологической и
диалогической формами
речи.
IV. Закрепление изученного
материала.
Цель этапа:
зафиксировать новые
знания.
Проводит
викторину
по следующим
вопросам:
1. Кто главный герой рассказа?
-Игорь.
2.Почему он решил идти на пруд? Как
это его характеризует?
-Играть было не с кем, а там была
лодка.
Он
по
характеру
активный,
подвижный, непоседливый, фантазёр.
Отвечают на вопросы.
За правильный ответ викторины
получают зелёный листочек и
прикрепляют к своему дереву.
Личностные результаты:
развитие любви и интереса
к языку, его богатству и
выразительным
возможностям;
Познавательные УУД:
ориентироваться в своей
системе знаний; находить
ответы на вопросы в
3.В какую игру он играет?
- В адмирала.
4. Какие детали на это указывают?
-Флаг из носового платка, лупа, качает
лодку.
5. Как вы думаете, откуда он знает, что
должно быть у адмирала?
- Из книг.
6. Чем закончилась эта игра?
-Лодку сорвало и унесло на середину
пруда.
7. Как ведёт себя Игорь?
-
Не
растерялся,
пытается
спасти
положение.
8.
Что
делает
Игорь
на
острове?
Пересказать и прокомментировать.
-
Осматривает
владения,
зовёт
на
помощь,
задумывается,
как
будет
ночевать, придумывает план спасения.
9. Когда осматривает владения, что он
себе представляет?
- Фантазирует о кладе, о подземных
катакомбах.
10. Когда зовёт на помощь, что при этом
слышит?
- Зовёт на помощь, а сам при этом
слышит, как мычит корова, лопочет
индюк.
11. Когда задумывается о ночлеге, на что
при этом обращает внимание?
-Задумывается, как будет ночевать, а
сам при этом обращает внимание на
кроликов, на осу, на крысу, думает о
щуке.
12. Он придумывает варианты спасения.
Реальные они или игровые?
-Придумывает
план
спасения
нереальный,
что
к
нему
прилетит
аэроплан и т. д.
13. Почему автор подчёркивает, что глаза
Пересказывают и комментируют
эпизод «Игорь на острове».
Находят ответ в тексте и выразительно
читают эпизод.
тексте, преобразовывать
информацию из одной
формы в другую:
составлять ответы на
вопросы.
Коммуникативные УУД:
формирование навыков
речевой деятельности.
Освоение способов
совместной деятельности
были заплаканные?
- Потому что ему было страшно.
14. Как это ещё подчеркивает автор?
-Игорь видит страшный сон.
ФИЗПАУЗА
15. Как спасается Игорь? Перескажите от
1-го лица.
16.Чем заканчивается рассказ?
-
Игорь
мастерит
медаль
своему
спасителю.
17. Вспомните, почему взрослые не взяли
Игоря с собой?
- Потому что он слабый, невыносливый.
18. Правы ли были взрослые?
-Нет.
Ученик от первого лица пересказывает
историю спасения Игоря.
Организует работу в парах по
составлению схем.
Слайд №4
1.
Что объединяет этих героев?
Оба оказались в
затруднительном положении.
2. Как ведут себя герои,
оказавшись в затруднительном
положении? Какие качества своего
характера проявляют?
-
Думают
о
своём
спасении.
Непоседливость,
любознательность,
наблюдательность,
страх
и
отчаяние,
желание
спастись,
способность
к
размышлениям,
связь с природой, знания.
Проводят сопоставительный анализ героев
.
разных произведений
Отвечают на вопросы
.
Составляют схему
Выполняют работу в парах.
Формулируют ответ, заносят в схему.
Формулируют ответ, заносят в схему.
3. Кому было труднее?
- Васютке
4. Почему?
-
Игорь оказался недалеко от
дома, а Васютка один на один с
тайгой.
5. Сколько времени провёл на
острове Игорь, а сколько Васютка
в тайге?
Игорь
был
на
острове
всего
несколько часов, а Васютка в
тайге почти пять суток, ему
пришлось даже ночевать в тайге,
добывать себе еду.
6. Откуда черпает свои знания
Игорь, а откуда Васютка?
Игорь скорее всего из книжек, т.к.
он хорошо знает, как вёл себя
Робинзон
Крузо,
знает
и
про
Пятницу. А Васютке помогают
его воспоминания о том, что
говорила
ему
мать,
какие
таёжные
законы
существуют,
рассказы старших из жизненного
опыта.
7. Как спасается Игорь, а как
Васютка?
-
Игоря
спасает
пудель
и
садовник,
а
Васютка
сам
спасается.
8.Чем было данное происшествие
для Игоря, а чем для Васютки?
-
Для Игоря это приключение,
игра, а для Васютки - жизненное
испытание.
Формулируют ответ, заносят в схему.
Формулируют ответ, заносят в схему.
Формулируют ответ, заносят в схему.
Формулируют ответ, заносят в схему.
Формулируют ответ, заносят в схему.
V. Самостоятельная работа
с проверкой по эталону.
Цель этапа: тренировать
Организует самостоятельную
деятельность учащихся.
Слайд №5
Работают самостоятельно, осуществляют
самопроверку, сравнивая с эталоном.
Личностные УУД:
самоопределение
Регулятивные
способность к
самоконтролю и
самооценке.
УУД:
контроль в форме
сличения способа
действия и его
результата с
заданным эталоном с
целью обнаружения
отклонений и
отличий от эталона;
коррекция; оценка.
VI. Построение проекта
выхода из затруднения.
Цель этапа: организовать
коммуникативное
взаимодействие на основе
анализа произведения.
Создаёт проблемную ситуацию.
- Серьёзно ли автор называет
своего героя Робинзоном?
Слайд №6
- Кого можно назвать настоящим
Робинзоном?
-Какие пословицы передают
основную идею рассказа?
Слайд №7
Отвечают на проблемный вопрос
Выбирают пословицы, передающие основную
идею рассказа. Объясняют свой выбор.
Умение выражать
свои мысли.
Коммуникативные
УУД:
освоение способов
совместной
деятельности
Познавательные
УУД:
делать выводы,
обобщения;
осуществлять
самоконтроль и
самооценку;
преобразовывать
информацию из
одной формы в
другую.
VII. Итог урока (рефлексия
деятельности).
Цель этапа:
оценить результаты
собственной деятельности
Организует беседу фронтальную
беседу.
- Исследование какой темы вели
на уроке?
- Удалось решить поставленную
задачу?
- Каким способом?
- Что нужно сделать ещё?
- Где можно применить новые
знания?
Осуществляют самооценку собственной учебной
деятельности, соотносят цель и результаты, степень
их соответствия. Проверяются карточки с
деревьями.
Подводят итоги. Выставляют оценки.
Личностный
результат УУД:
способность к
самооценке
- Оцените свою работу на уроке.
Работу класса.
VIII. Домашнее задание.
Цель этапа: осознание
своей учебной
деятельности.
Проводит инструктаж домашнего
задания. Предлагает право выбора.
Слайд №8
1.Придумать игру по сюжету
прочитанного произведения.
2. Написать Памятку о том, какие
правила надо соблюдать, когда
попадаешь в экстремальную
ситуацию.
Выбирают и записывают домашнее задание.
Личностный
результат УУД:
формировать
привычку к
самоконтролю.
Познавательные
УУД:
применение
полученных знаний
на практике