Напоминание

"Работа воспитателя с трудными семьями"


Автор: Фурсова Ольга Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГОУ ТО "Первомайская кадетская школа имени маршала Советского Союза В.И. Чуйкова"
Населённый пункт: Тульской области Щекинского района р.п.Первомайский
Наименование материала: Статья
Тема: "Работа воспитателя с трудными семьями"
Раздел: среднее образование





Назад




Работа воспитателя с трудными семьями

Фурсова О.Н., воспитатель, ГОУ ТО «Первомайская кадетская школа имени маршала

Советского Союза В.И. Чуйкова», Тульская область, р.п. Первомайский

Почему мы чаще всего сталкиваемся с феноменом понятия «трудный» по

отношению к подростку?

Во-первых, дело тут в самом подростке, его психологических особенностях.

Этот возраст сам по себе трудный, но и интересный. С одной стороны, подросток

старается казаться взрослым, а с другой – сохраняет детские черты, обнаруживает

неумение к самостоятельным действиям и решениям. Предъявляет завышенные

требования к учителям и родителям, проявляет к ним критичность, а сам не умеет

владеть собой. Уже не говорю о том, что подростку характерно несоответствие

между процессами возбуждения и торможения. В общем, ему присущ целый

клубок противоречий. Это кризис возраста.

Во-вторых, как показывают исследования, «трудный» подросток и «трудные»

семьи – эти понятия неразделимы. Неблагополучный ребенок неразрывно связан с

неблагополучной семьей. Многие социальные, алкоголизм, наркомания и другие

пороки, присущие подростку, вырастают из семьи.

И это тоже доказано:

дети – зеркало образа жизни отцов и матерей.

«Трудных» подростков порождают зримые и незримые педагогические причины.

Среди

них

можно

выделить

такие,

как

отсутствие

целенаправленной

воспитательной работы с детьми с ранних лет, незнание их интересов и

потребностей,

чрезмерное

попустительство

или

жестокость

наказания

за

совершенные

поступки,

безнадзорность,

отсутствие

внимания,

потеря

эмоциональных контактов, распад семьи.

Существо поведения подростка – это эмоционально-нравственная атмосфера,

которая складывается в семье. Поэтому его перевоспитание необходимо начинать с

семьи, с коррекции внутрисемейных отношений. Воспитатель должен найти свои

подходы и свои слова к каждой семье с целью усиления ее позитивного

потенциала. Но для этого надо знать причины, порождающие неблагополучные

семьи. У каждой они свои, но есть и сходные черты.

Предлагаю подразделить семьи на пять типов. Это позволит воспитателю

более адресно и точно предупредить, и корректировать изъяны семейного

воспитания.

1.Семья, в которой «трудные» родители. Это часто одинокая мать, которой

ребенок мешает устроить личную жизнь. Атмосфера в такой семье характеризуется

холодностью, безразличием, лишенностью духовного контакта.

Для достижения контакта с такой семьей воспитатель может применить

следующую стратегию:

расположить мать к себе, заручиться доверием, если она отнесется

настороженно, не спешить обижаться;

попробовать посмотреть на себя глазами матери. Это поможет лучше

понять и контролировать свое к ней отношение;

заинтересовать судьбой подростка, пробудить ответственность за его и

ее, матери, будущее;

деликатно,

тактично

прикоснуться

к

сокровенным

чувствам,

естественному желанию матери устроить свою личную жизнь, пробудить

в ней потребность в душевных контактах с ребенком, в обмене мыслями,

совместном решении повседневных жизненных проблем.

Попробовать открыться ребенку, рассказать ему о планах своей личной

жизни.

2.Семья, где господствует безнадзорность. В семьях этого типа родители,

как правило, употребляют алкоголь. Для отцов и матерей характерна

культурная ограниченность, бедность чувств, отсутствие духовных связей с

детьми.

Задача воспитателя – терпеливо, без назидания и упреков доказать родителям

пагубность их «образа жизни» на растущую личность, обратить внимание на

испытываемые подростком переживания, боль, стыд и обиду за отца и мать,

ведущих аморальную жизнь. Выяснить, кто из родителей пользуется наибольшим

авторитетом в семье, кто может стать опорой в изменении опыта, условий жизни.

Подростка необходимо включить в более широкое общение с окружающими

людьми, морально поддержать, установить контроль.

3. Семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей. В

такой семье родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов

воздействия,

недооценивают

значение

семейного

воспитания,

подрывают

авторитет школы и учителей.

Задача воспитателя – сформировать у родителей потребность в педагогических

знаниях через проведение с ними консультаций, включение в систематическую и

методическую работу школы с родителями учащихся. Очень важно пробудить у

отцов и матерей интерес к самообразованию. И еще: внушить мысль о том, что все

дети нуждаются в образованных родителях.

4. Семьи, в которых отдается приоритет материальному благополучию над

духовной жизнью. В таких семьях дети, как правило, растут эгоистичными,

излишне практичными потребителями. И родители эти качества детей поощряют.

Задача воспитателя – изменить ориентацию родителей только на материальные

ценности, заинтересовать внутренним духовным миром подростка. Хорошо

помогает «дипломатический подход»: при встречах с родителями в школе

использовать косвенное воздействие, опираясь на их здоровые интересы, приводя

при этом примеры из жизни других семей, на служение людям, добру,

благородство поступков.

5. Семьи, в которых родители предъявляют детям завышенные требования,

граничащие с жестокостью. В таких семьях детей наказывают, часто физически, за

малейшую провинность. И, как результат, дети растут жестокими и озлобленными.

Задача воспитателя

– доказать родителям, что с ребенком необходимо

обращаться ка с равным, отказаться от действий с позиции силы, относиться к

нему как к человеку, который имеет права на самостоятельность и уважение, что

терпение и снисходительность к ребенку-главные средства в воспитании.

Эффективный педагогический результат для всех типов семей дает прием

включения отцов и матерей в воспитательную работу класса. Деятельное участие

родителей в педагогическом процессе способствует приобретению ими навыков

сотрудничества с детьми и, в частности, со своим ребенком.



В раздел образования