Автор: Фурсова Ольга Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГОУ ТО "Первомайская кадетская школа имени маршала Советского Союза В.И. Чуйкова"
Населённый пункт: Тульской области Щекинского района р.п.Первомайский
Наименование материала: Статья
Тема: "Работа воспитателя с трудными семьями"
Раздел: среднее образование
Работа воспитателя с трудными семьями
Фурсова О.Н., воспитатель, ГОУ ТО «Первомайская кадетская школа имени маршала
Советского Союза В.И. Чуйкова», Тульская область, р.п. Первомайский
Почему мы чаще всего сталкиваемся с феноменом понятия «трудный» по
отношению к подростку?
Во-первых, дело тут в самом подростке, его психологических особенностях.
Этот возраст сам по себе трудный, но и интересный. С одной стороны, подросток
старается казаться взрослым, а с другой – сохраняет детские черты, обнаруживает
неумение к самостоятельным действиям и решениям. Предъявляет завышенные
требования к учителям и родителям, проявляет к ним критичность, а сам не умеет
владеть собой. Уже не говорю о том, что подростку характерно несоответствие
между процессами возбуждения и торможения. В общем, ему присущ целый
клубок противоречий. Это кризис возраста.
Во-вторых, как показывают исследования, «трудный» подросток и «трудные»
семьи – эти понятия неразделимы. Неблагополучный ребенок неразрывно связан с
неблагополучной семьей. Многие социальные, алкоголизм, наркомания и другие
пороки, присущие подростку, вырастают из семьи.
И это тоже доказано:
дети – зеркало образа жизни отцов и матерей.
«Трудных» подростков порождают зримые и незримые педагогические причины.
Среди
них
можно
выделить
такие,
как
отсутствие
целенаправленной
воспитательной работы с детьми с ранних лет, незнание их интересов и
потребностей,
чрезмерное
попустительство
или
жестокость
наказания
за
совершенные
поступки,
безнадзорность,
отсутствие
внимания,
потеря
эмоциональных контактов, распад семьи.
Существо поведения подростка – это эмоционально-нравственная атмосфера,
которая складывается в семье. Поэтому его перевоспитание необходимо начинать с
семьи, с коррекции внутрисемейных отношений. Воспитатель должен найти свои
подходы и свои слова к каждой семье с целью усиления ее позитивного
потенциала. Но для этого надо знать причины, порождающие неблагополучные
семьи. У каждой они свои, но есть и сходные черты.
Предлагаю подразделить семьи на пять типов. Это позволит воспитателю
более адресно и точно предупредить, и корректировать изъяны семейного
воспитания.
1.Семья, в которой «трудные» родители. Это часто одинокая мать, которой
ребенок мешает устроить личную жизнь. Атмосфера в такой семье характеризуется
холодностью, безразличием, лишенностью духовного контакта.
Для достижения контакта с такой семьей воспитатель может применить
следующую стратегию:
расположить мать к себе, заручиться доверием, если она отнесется
настороженно, не спешить обижаться;
попробовать посмотреть на себя глазами матери. Это поможет лучше
понять и контролировать свое к ней отношение;
заинтересовать судьбой подростка, пробудить ответственность за его и
ее, матери, будущее;
деликатно,
тактично
прикоснуться
к
сокровенным
чувствам,
естественному желанию матери устроить свою личную жизнь, пробудить
в ней потребность в душевных контактах с ребенком, в обмене мыслями,
совместном решении повседневных жизненных проблем.
Попробовать открыться ребенку, рассказать ему о планах своей личной
жизни.
2.Семья, где господствует безнадзорность. В семьях этого типа родители,
как правило, употребляют алкоголь. Для отцов и матерей характерна
культурная ограниченность, бедность чувств, отсутствие духовных связей с
детьми.
Задача воспитателя – терпеливо, без назидания и упреков доказать родителям
пагубность их «образа жизни» на растущую личность, обратить внимание на
испытываемые подростком переживания, боль, стыд и обиду за отца и мать,
ведущих аморальную жизнь. Выяснить, кто из родителей пользуется наибольшим
авторитетом в семье, кто может стать опорой в изменении опыта, условий жизни.
Подростка необходимо включить в более широкое общение с окружающими
людьми, морально поддержать, установить контроль.
3. Семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей. В
такой семье родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов
воздействия,
недооценивают
значение
семейного
воспитания,
подрывают
авторитет школы и учителей.
Задача воспитателя – сформировать у родителей потребность в педагогических
знаниях через проведение с ними консультаций, включение в систематическую и
методическую работу школы с родителями учащихся. Очень важно пробудить у
отцов и матерей интерес к самообразованию. И еще: внушить мысль о том, что все
дети нуждаются в образованных родителях.
4. Семьи, в которых отдается приоритет материальному благополучию над
духовной жизнью. В таких семьях дети, как правило, растут эгоистичными,
излишне практичными потребителями. И родители эти качества детей поощряют.
Задача воспитателя – изменить ориентацию родителей только на материальные
ценности, заинтересовать внутренним духовным миром подростка. Хорошо
помогает «дипломатический подход»: при встречах с родителями в школе
использовать косвенное воздействие, опираясь на их здоровые интересы, приводя
при этом примеры из жизни других семей, на служение людям, добру,
благородство поступков.
5. Семьи, в которых родители предъявляют детям завышенные требования,
граничащие с жестокостью. В таких семьях детей наказывают, часто физически, за
малейшую провинность. И, как результат, дети растут жестокими и озлобленными.
Задача воспитателя
– доказать родителям, что с ребенком необходимо
обращаться ка с равным, отказаться от действий с позиции силы, относиться к
нему как к человеку, который имеет права на самостоятельность и уважение, что
терпение и снисходительность к ребенку-главные средства в воспитании.
Эффективный педагогический результат для всех типов семей дает прием
включения отцов и матерей в воспитательную работу класса. Деятельное участие
родителей в педагогическом процессе способствует приобретению ими навыков
сотрудничества с детьми и, в частности, со своим ребенком.